Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка старшего дошкольного возраста

1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. Так, психологами выделены три группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье. Были установлены следующие зависимости:

А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;

Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;

В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.

2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.

3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций. [27]

Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.

Для того чтобы выявить влияние родительских отношений, а также психологической атмосферы в семье на ребёнка, на его психическое развитие, нами проведен констатирующий этап исследования.

Анализируя данные психолого-педагогической и научно-методической литературы можно сделать выводы о том, что:

1.Проблема психического развития ребенка приобрела актуальность в последнее время и вызвала повышенный интерес как у отечественных (Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Н.И. Лисиной и др.) так и у зарубежных (А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни и др.) специалистов, что явилось причиной появления большого количества научных статей и литературы по изучению критериев психического здоровья и нездоровья детей.

2. Особое значение внутрисемейных отношений, семейного микроклимата для воспитания детей отмечалось многими русскими исследователями. Так П.Ф. Лесгафт [31, с. 134] подчеркивал, что условие для семейной жизни помогает ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям народа, его языку, правам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании. Семейная жизнь, как писал А.Н. Острогорский (1989 г.) [25, с. 18], имеет для ребенка то же значение, что и общественная - для взрослых. Дети пробуют свои силы и возможности, прежде всего в семье, а затем уже в общении с детьми и взрослыми вне дома.

Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общение, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений детей с окружающими людьми.

По мнению А.Г. Харчева [25, с. 44], семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.

3. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния психологического климата в семье на психическое развитие ребенка

 

2.1 Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик


В данной проблеме мы выдвигаем ряд аргументов в защиту высказанной гипотезы, что существует зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Но без экспериментально-практического подтверждения гипотеза так и будет оставаться только гипотезой. Следовательно, для достижения цели необходимо проведение экспериментальной работы в ДОУ. Это позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, а значит установить правильность выбранного пути нашего экспериментального исследования.

Исследования проводились в МДОУ № 39 «Октябрьский детский сад «Улыбка» улица Школьная д. 13 а Красноармейского района Челябинской области. Для проверки выдвинутой гипотезы были выбраны десять семей, дети которых посещают старшую группу данного детского сада.

Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены следующие факторы:

1. Типовые состояния семьи: эмоциональный комфорт; тревожность; эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.

2. Стили семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

3. Особенности семейного воспитания:

- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия, организация места занятий, создание домашней библиотеки, наличие игровых уголков, контроль над соблюдением санитарно-гигиенического режима;

- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи, читают книги, беседуют о прочитанном, ходят с детьми в кино, поощряют любимые занятия ребенка);

- родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.

- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

- родители видят недостатки в воспитании своих детей.

4. Причины недостатков семейного воспитания.

На первом этапе, в период с сентября 2008 года до конца декабря 2008 года, нами была проведена экспериментальная работа по изучению характера взаимоотношений в семье с помощью следующих методов:

1.                 Метод беседы, который заключался в установлении контакта с семьей, для получения основных данных о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст). Данный метод необходим для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-либо гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания. [25] (Приложение № 1)

2. Рисуночная методика. С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, для получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана. Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. [36] (Приложение № 2)

3. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столин. Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков. Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами. [40] (Приложение № 3)

3. Метод диагностики взаимоотношений родителей и детей. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. При помощи этого метода мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями. [36] (Приложение № 4)

4. Комплекс психодиагностических методик для определения уровня психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. (Приложение 5)

На втором этапе мы проанализировали полученные результаты проведенных тестов и оформили их в виде таблиц.

На третьем этапе дали рекомендации для педагогов ДОУ.

 

2.2 Анализ результатов изучения психологического климата и характера взаимоотношений в семье


Для проведения экспериментальной части нашей работы были созданы все условия как со стороны родителей, участвовавших в исследовании, так и со стороны педагогов ДОУ. Во время посещения семей, и во время беседы с родителями, нами были проявлены тактичность и внимательность. Были заранее продуманы: цель и план беседы, вопросы для общения. Режим работы педагога позволял провести беседы в свободное от работы время.

Во время проведения тестов, в группе была создана благоприятная доверительная атмосфера (играла легкая музыка). Педагог не вмешивался в процесс, а только наблюдал со стороны, делал для себя краткие записи о комментариях детей. По окончании рисунка с детьми индивидуально уточнили некоторые детали в специально отведенном для таких бесед месте.

Диагностику психического развития ребенка проводили индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка. Тестирование проходило в уютной обстановке, располагающей к общению, в форме ненавязчивой игры.

После проведенного исследования семей, дети которых посещают детский сад, проанализируем и обобщим полученные результаты.

Общий анализ данных беседы выглядит следующим образом:

1. 90 % из 10 семей имеет полный состав. 10 % (1 семья - 06) формально полная. В этой семье отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

2. По количеству детей: 10 % (04) - имеет 3 детей; 40 % (02, 05, 06, 08) - 2 детей; 50 % (01, 03, 07, 09, 10) - 1 ребенок. Полученные данные оформили в виде таблицы (Приложение № 1).

Для исследования психологического климата в семье использовалась рисуночная методика. (Приложение № 2)

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

1.      Благоприятная семейная обстановка

2.      Тревожность

3.      Конфликтность в семье

4.      Чувство неполноценности в семейной ситуации

5.      Враждебность в семейной ситуации (Приложение № 2, таблица 2).

В результате проведения КРС с детьми старшего дошкольного возраста мы получили следующие результаты, которые оформили в таблице 3 (Приложение № 2).

Для того чтобы представить общую картину результатов, мы разделили семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа - это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50 % (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа - это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу - тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация - 45 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,4 балла; V – враждебность – 2,2 балла. (Таблица 3)

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Для исследования родительского отношения к ребенку использовали тест-опросник А.Я. Варга и В.В. Столина. (Приложение № 3).

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I - «принятие - отвержение»; II - «кооперация»; III - «симбиоз»; IV - «авторитарная гиперсоциализация»; V - «маленький неудачник» получили следующие результаты, которые оформили в таблице 4. (Приложение № 3)

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей свидетельствует о том, что:

1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр – авторитарная гиперсоциализация.

2. В семье 02 – V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.

3. В семье 03 – V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.

4. В семье 04 – III параметр – симбиоз.

5. В семье 05 - III параметр – симбиоз.

6. В семье 06 – IV параметр – социальная желательность

7. В семье 07 – IV параметр – гиперсоциализация.

8. В семье 08 – III параметр – симбиоз.

9. В семье 09 – V параметр – «маленький неудачник».

10. В семье 10 - IV параметр – гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру – 0 семей

По II параметру – 1 семья, 10 % (06).

По III параметру - 3 семьи, 30 % (04, 05, 08).

По IV параметру – 3 семьи, 30 % (01, 07, 10).

По V параметру – 3 семьи, 30 % (02, 03, 09).

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее нами изучались особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:

1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:

1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность. (Приложение № 4)

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями:

1.     В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

2.     В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.

3.     В семье 03 взаимоотношения носят негативный характер.

4.     В семье 04 взаимоотношения адекватные позитивные.

5.     В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

6.     В семье 06 взаимоотношения позитивные.

7.     В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

8.     В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.

9.     В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

10. В семье 10 взаимоотношения позитивные.

Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).

Сравнив результаты трех тестов, мы сделали следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных тестов:


Код

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Х

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

У

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Z

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1


где Х - это тревожность, проявляемая ребенком в семье, У - это неадекватное отношение родителей к ребенку, Z, - негативные взаимоотношения в семье, 1 – наличие признака, 0 – отсутствие признака.

По таблице видно, что 70% показатели совпадают. Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучие ребенка.

 Для исследования уровня психического развития ребенка применили комплекс психодиагностических методик для детей, включающий в себя целый набор методик, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста. (Приложение № 5)

Результаты оформлены в таблице 5. (Приложение № 5)

Анализируя полученные результаты, проведенных нами тестов можно сделать следующий вывод, что психологическое развитие детей, семьи которых мы исследовали, выглядит следующим образом:

- уровень психического развития детей в семьях – 04, 06, 09, 10 – близок к очень высокому уровню, что составляет – 40 % от количества всех исследуемых нами детей – I группа;

- уровень психического развития 20 % детей – 01, 05 – близок к высокому уровню развития – II группа;

- уровень психического развития детей в семьях – 02, 07 – близок к среднему уровню развития, что составляет 20 % - III группа;

- уровень психического развития двух детей – 03, 08 – близок к низкому уровню развития – 20 % - IV группа.

В семьях первой группы (04, 06, 09, 10) взаимоотношения стабильные позитивные, семейная ситуация благоприятная, но в семье 10 ребенок чувствует тревожность.

В семьях второй группы (01, 05) в целом семейная ситуация благоприятная, но дети чувствуют некоторую тревожность.

В семьях третьей группы (02, 07) взаимоотношения носят неустойчивый характер, и наблюдается враждебность в семейной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты