Влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего

Во всех видах деятельности процессу получения ее предметного результата предшествует возникновение потребности, влечения, внутреннего образа, представления и цели. Эти понятия имеют разное содержание, но их объединяет понятие идеального. И в идеальном плане они позволяют предвидеть, предусмотреть и опробовать возможные действия, направленные к реальному достижению результата, удовлетворяющего потребность.

Наличие у личности идеального образа его собственной деятельности позволяет ему рассматривать наедине с самим собой ее основания, изменять замыслы своих действий, проконтролировать свои намерения, желания и чувства, сформулировать высказывания, соответствующие конкретной ситуации. Поэтому идеальный образ деятельности можно назвать ее внутренним планом в отличие от внешнего плана, в котором деятельность реально осуществляется (Давыдов В. В, 1986).

Исходя из работ многих исследователей (И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев и др.), можно выделить три основных уровня психического отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный.

На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.

Следующий уровень психического отражения - это уровень представлений, к которому относится широкий круг явлений: образная память, воображение, последовательные, эйдетические образы и т.д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и событий на органы чувств.

На речемыслительном уровне человек строит образ сознательно и целенаправленно.

В реальной жизни человека уровни образного отражения не изолированы друг от друга. В процессе деятельности и общения человек всегда переходит от одного уровня к другому, в зависимости от конкретных обстоятельств. Отношения между уровнями весьма динамичны, и это обеспечивает регуляцию действий человека, адекватно целям и условиям деятельности [46, с.65-72].

Понятие о психическом образе является центральным для концепции Д.А. Ошанина (1999). В его понятии образ - это любое отражение объекта как системы [54].

Соответственно изучение образа сводится: к описанию структуры образа как отраженной структуры объекта; к анализу структуры образа относительно структуры объекта; к исследованию соотношения двух структур: отражаемой в образе структуры объекта и структуры образа, отражающего объект.

Информация об объекте структурирована в образе иерархически и расположена на разных уровнях наглядности и конкретности, и осознанности, а между различными уровнями существуют стойкие функциональные и структурные взаимозависимости. Д.А. Ошаниным (1999) проводятся различения актуализированного содержания образа, данного в непосредственном переживании и являющегося некоторой выборкой из его потенциального содержания, информационного задела.

Им использовалось понятие ведущей структуры, то есть той, которая актуализируется легче и чаще остальных. В качестве ведущей чаще всего выступает сенсорная структура объекта. Благодаря ведущей структуре отражение в образе остается крайне экономичным, ничего не теряя от своей потенциальной полноты [53].

Концепция, развиваемая Д.А. Ошаниным, по существу подготовила почву для дальнейших разработок в постижении закономерностей построения образа. В поле зрения исследователей прочно вошло представление о том, что само построение образа ситуации, образа решаемой задачи, образа программы, образа возможных результатов осуществляется всегда под углом зрения решения определенной задачи.

Процесс построения образов как моделей осуществляется как процесс порождения образов, а не как процесс адекватного отражения объективной реальности - существующего вне субъекта мира вещей и явлений (Осницкий А.К., 1997).

В психологических исследованиях образ рассматривается как результат процесса присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в форме сознательного его отражения. В результате этого отражения происходит превращение объекта в его субъективную форму (Творогова Н.Д., 1997). Разделение поля восприятия и поля сознания приводит к разделению образов, составляющих эти поля на два вида. Одни из них можно назвать "чувственными" образами, а другие "абстрактными", носителями тех или иных значений, понятий. Такое разделение предполагает и различие в структуре этих образов [53].

В самом общем виде понятием "образ" обозначают результат отражения объекта (или объективной действительности) в сознании человека. Под "отражением" при этом чаще всего полагают познавательные (перцептивные и интеллектуальные) процессы психического отражения.

Образ может быть не только продуктом перцептивного и познавательного отражения, но и эмоционального отражения действительности, выражающим эмоциональное отношение к чему-либо.

Образ может быть личностным, отражающим межличностные отношения в группе или вообще в социуме и т.д. (Панов В.И., 1997).

Более того, в естественных условиях психическое отражение и образ, как его результат, представляет собой систему разномодальных и психологически разноуровневых компонентов, в которую входят в единстве и взаимодействии телесные и эмоциональные ощущения, мыслительно-понятийное, социально-личностное и духовное отражение [53].

Б.Ф. Ломов (1991) считал, что субъективность образа включает элементы пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек. Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает носитель образа [14].

Образы, по В.В. Давыдову (1986) - субъективные феномены, возникающие в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности. Образ - это целостное, интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, время, движение, цвет, форма, фактура и т.д.). Важнейшей функцией образа является регуляция деятельности [19].

С.Д. Смирнов (1997), анализируя понятия "деятельность" и " образ", отмечает, что они представляют собой две в определенном смысле противоположные и одновременно взаимосвязанные формы психического.

Более того - основной способ существования психического есть постоянный переход образа в деятельность и деятельности в образ.

Психический образ в каком-то смысле представляет собой орган деятельности [53].

Л.П. Гримак (1994) определяет образ как "субъективный феномен, формирующийся в процессе предметно-практической, чувственной и мыслительной активности и представляющий собой результат целостного, интегрального отражения окружающей действительности. Образы всегда многомерны и отражают различные стороны воспринимаемых объектов, их связь друг с другом, а также отношения их к субъекту восприятия.

Функции образной деятельности тоже многоплановы. С одной стороны, психические образы даны нам для того, чтобы, "не выходя из пространства своего мозга", мы могли на их основе уточнять, систематизировать и обобщать воспринятые объекты и явления внешнего мира" [18, с.124].

Далее автор обращает внимание на еще одну важную сторону образной деятельности - ее общую регулирующую и адаптогенную приспособительную роль. Образ зачастую продолжает играть роль того психического стимула, который в данный момент, в новой реальной ситуации, уже отсутствует, но его последующее действие прогнозируется с высокой степенью вероятности. Громадная роль образа проявляется в регуляции поведения и в осуществлении внешне проявляемых реакций [38].

Анализируя образ как целостное явление в сфере сознания, В.А. Ганзен (1989) и А.А. Гостев (1989) выделяют такие мысленные образы, которые имеют преимущественно внутренний информационный источник (память в самом широком ее понимании), составляют подавляющую часть множества образных явлений. Образ в их понимании рассматривается как своеобразная единица "потока сознания" [14].

В слове "образ" - корень "аз" [12]. "Азъ" в славянском языке - местоимение первого лица единственного числа, т.е. "Я"; отсюда "образ" - обретение "Я", возвращение к себе. Значение образа - в придании организованной формы стихийной неопределенности впечатлений. Он - живой, подвижный, может расти и соединяться с другими образами в структуре Я-концепции. Особенно важна его связь со словом (оплотнившийся образ). В связи с этим С.Л. Рубинштейн (1989) отмечает, что образ "питает мышление" и "не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем уровне мышления" [64].

В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой, особенно когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, проектировании его деятельности.

Если обратиться к психологическому словарю, то под образом понимается - субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Понятие образа неотделимо от широкого понятия образа мира как целостной, многоуровневой системы представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности [62].

Длительное время психология образа уделяла внимание разработке проблемы перцептивного образа, его структуры, функций и значения для профессиональной деятельности, связанной со сферами "человек-техника", и "человек-художественный образ". Сложность предмета и сферы профессий социономического профиля определили трудности изучения и недостаточную разработанность проблемы профессионального образа психологической деятельности.

В своей работе мы выделяем образ будущей профессиональной деятельности студентов как одну из наиболее значимых составляющих образа мира. Образ собственной профессиональной деятельности формируется с момента выбора этой деятельности. Характер формирования, становления, стабилизации образа профессии зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

1.2 Особенности образа профессиональной деятельности личности


Образ профессиональной деятельности включает два аспекта. Во-первых, аспект, связанный с понятием собственно образа. А во-вторых, аспект, связанный с профессиональной деятельностью, профессионализацией личности.

Понятие образа профессиональной деятельности неразрывно связано с личностью, которая является его носителем.

Важнейшей характеристикой личности считается самосознание, объектом которого является сам человек, его "Я" [36, 37]. Самосознание в психологической науке принято связывать со "вторым рождением личности". Рассматривая психологическую сущность самосознания, С.Л. Рубинштейн (1946) подчеркивал, что "самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития" [64, с.153]. Образ Я личности формируется в процессе социализации. Продуктом и результатом развития самосознания является сформированная Я-концепция личности, одной из составных частей которой является образ-Я.

Образ профессиональной деятельности формируется в процессе профессионализации. Используя понятие образ профессиональной деятельности, мы затрагиваем сферу профессионального самосознания личности. При исследовании проблемы профессионального самосознания важное значение имеет принцип единства сознания и деятельности, сущность которого состоит в утверждении деятельностной обусловленности формирования психики человека. Положение о деятельности как условии формирования психики, выдвинутое С.Л. Рубинштейном (1946), гласит: "Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же формируются" [64, с.78]. Развившиеся в ходе деятельности психические процессы, свойства личности, в том числе и самосознание субъекта, в свою очередь, оказывают обратное влияние на успешность осуществления субъектом профессиональной деятельности. Но по мере усложнения, развития профессиональной деятельности субъекта происходит совершенствование его взаимосвязи с предметным и социальным миром, обусловленное спецификой профессии, что ведет к развитию его профессионального самосознания, которое становится все более адекватным, достаточно расчлененным. В свою очередь, последнее выступает как фактор, регулирующий осуществление субъектом текущей деятельности, как условие ее развития, а также профессионального развития субъекта в целом.

Понятие профессионального самосознания неразрывно связано с самосознанием личности, поскольку последнее является его "прародителем", точнее профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Профессиональное самосознание рождается намного позже того момента, когда человек начинает осознавать свое Я. Можно предположить, что проведение аналогии между содержанием, закономерностями, механизмами, принципами развития этих двух психологических категорий позволит расширить представление о сущности профессионального самосознания.

Л.М. Митина (1998) отмечает, что структура профессионального самосознания в общих чертах совпадает со структурой самосознания личности и представляет собой взаимоперекрещивающиеся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой [58, с.58].

Специфика профессионального самосознания проявляется в его более узкой направленности и ограниченности сферой профессиональной деятельности. Исследователями отмечается, что профессиональное самосознание, так же как и самосознание личности - образование динамичное. По мнению ряда авторов (А.К. Маркова, P.M. Грановская, И.И. Чеснокова и др.), профессиональное самосознание как психологическое явление характеризуется развитием, изменением, расширением своего содержания. Обусловлено это самим процессом профессионализации, профессиональным ростом.

В отечественной и зарубежной психологии существует множество подходов к исследованию самосознания, но в последние годы возрос интерес к прикладному аспекту этого направления. Одним из таких прикладных аспектов является исследование самосознания в рамках профессионального становления и развития. Анализ научных исследований показывает, что само понятие профессионального самосознания находится в состоянии разработки, недостаточно проанализированы стадии и механизмы формирования профессионального самосознания в период обучения в вузе.

Особо значимы исследования, посвященные анализу профессионального самосознания тех, кто по роду своей деятельности включен в активное взаимодействие с другими людьми и влияет на сознание и самосознание других с целью развития, обучения и т.д. (учитель, психолог и др. профессии социономического профиля).

Профессиональное самосознание включает представление личности о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать, по мнению Е.А. Климова (1996), следующими положениями:

сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;

знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;

знание человека о степени его признания в профессиональной группе;

знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;

представление о себе и своей работе в будущем [32].

Образ будущей профессиональной деятельности определяется характером развития общего и профессионального самосознания личности.

Самосознание характеризуется своим продуктом - представлением человека о себе, Я-концепцией (Бернс Р., 1986; Wylie R, 1979), профессиональное самосознание в конечном итоге выражает устойчивое представление личности о себе как субъекте профессиональной деятельности и характеризуется сформированной профессиональной Я-концепцией. Образ профессиональной деятельности входит в понятие профессиональной Я - концепции и характеризуется его содержанием.

Профессиональную Я-концепцию отечественные психологи рассматривают как частный вид Я-концепции, включенную в картину развития личности как профессионала [34]. Изучение профессиональной Я-концепции развивается с позиций психолого-акмеологического подхода (К.А. Абульханова, B. C. Агапов, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.), в рамках профессионального самосознания (Т.Е. Егорова), включающего Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение.

По мнению А.Л. Ласыгина (1999) структура профессиональной Я - концепции состоит из 3-х уровней на основе системы содержания деятельности, эмоций, рефлексии.

Высокий (творческий) уровень предполагает саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию своей личности в профессиональной деятельности.

На среднем (аналитическом) уровне преобладает стихийное саморазвитие, самосовершенствование от случаю к случаю.

Низкий (ригидный) уровень выражается в слабом интересе к своему внутреннему миру, отсутствии собственной активности в плане познания себя [27].

В структуру профессиональной Я-концепции личности А.А. Реан (1999) включает профессиональную самооценку, регулирующую поведение и деятельность личности, определяя социальную адаптацию и признание других. Описывая реальную и идеальную профессиональную Я-концепцию он замечает, что рассогласование между ними является: серьезным внутриличностным конфликтом, ведущим к смене профессии; источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к развитию [63, с.125].

Обобщая основные направления освещения проблемы профессиональной Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии, можно выделить в ее структуре следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационный.

Когнитивный компонент профессиональной Я-концепции описывается в следующих терминах: познавательный, рациональный, рефлексивный, ментальный, интеллектуальный, то есть в терминах, относящихся к познавательному психическому процессу, к мышлению. Когнитивная составляющая заключается в содержании (знаний о себе как субъекте профессиональной деятельности) и структуре образа Я (то, что выделяется как Я-объект, как Я-познаваемое) и выражается в профессиональном самосознании и самопознании, что отражает процессуальную сторону познания себя, а значит, изменения, саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Образ Я отображает непосредственно психологический компонент профессиональной Я-концепции.

Эмоциональный компонент профессиональной Я-концепции - ценностное отношение к себе - проявляется в переживании себя успешным или неуспешным, в различных эмоциональных состояниях, связанных с профессиональной сферой, что находит выражение в самооценке.

Эмоциональный компонент представлен такими составляющими, как: самоуважение; самооценка; волевые акты и процессы, сопровождающие профессиональную деятельность.

Оценка образа Я как профессионала может изменяться в течение всей трудовой деятельности: трансформироваться, уточняться, дополняться, проявлять новые грани Я в различных ситуациях профессионального общения, деятельности.

Поведенческий компонент профессиональной Я-концепции обеспечивает согласованное единство всех других механизмов профессиональной Я-концепции и тем самым дает возможность реализовать представление о себе в профессиональной деятельности и общении, управлять своим поведением, контролировать себя, обеспечивать возможность профессионального саморазвития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты