Влияние личностных особенностей на способность человека к преодолевающему поведению

2.                 Замещающая деятельность сродни психоаналитическому понятию сублимации, только несколько шире. В ней могут найти выход стремления, непосредственная реализация которых невозможна. Так, те, кто лишен семейного тепла, часто заводит домашних животных для реализации потребности в любви и тепле; те, кто не смог состояться профессионально, «уходят» в различные хобби или общественную деятельность.

3.                 Разрядка, в узком смысле, (более мягкий вариант психологической защиты вымещения) – перенос негативных эмоций на предметы, которые можно сломать, разбить или испортить. Подобные действия обычно осуждаются окружающими, однако если осуждения можно избежать (остаться одному), а материальный ущерб не велик, то подобный способ «справиться с чувствами» иногда целесообразен. Разрядкой в широком смысле слова являются любые интенсивные физические нагрузки (занятие спортом, дальние прогулки, тяжелая домашняя работа), в которых находит выход энергия, связанная с отрицательными эмоциями.

4.                 Фантазия (преодоление вне реальности) позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, и возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях.

5.                 Эффективность творчества как преодолевающего поведения основана на действии нескольких или даже всех вышеперечисленных форм преодоления. Оно позволяет выразить чувства (например, на бумаге или в актерской игре), служат социально одобряемым вариантом замещающей деятельности, дает разрядку и позволяет воплотить фантазии в созданном произведении.

6.                 Сдерживание (аналог психологической защиты вытеснения) – это сознательное или полуосознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем. Часто сочетается с отвлечением на другие занятия и мысли.

7.                 Отстранение – это восприятие ситуации без эмоциональной реакции (эмоции как бы «выключены») или с ощущением нереальности происходящего (все происходит «как бы не на самом деле» или «как бы не со мной»).

8.                 Юмор – это переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.

9.                 Наконец, одна из наиболее важных механизмов преодолевающего поведения – переоценка ценностей и самоизменение. Ситуация преодоления конфликта и кризиса оценивается как источник личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения к лучшему. Самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке. Кризис порой становится основой для изменения системы ценностей, приобщения к новым философским или религиозным воззрениям. Поэтому любой, даже тяжелый, неудачный или трагический опыт будет иметь положительный аспект, если послужит основой для позитивного самоизменения. [8]

Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные) с учетом степени своих адаптивных возможностей, которые делятся на адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. В поведенческой сфере к адаптивным принято относить активное преодоление и альтруизм, к частично адаптивным – поиск социальной поддержки и отвлечения, к неадаптивным - компенсацию с использованием допинговых средств и уход от реальности. В когнитивной сфере к адаптивным относят поиск решения проблемы и придание смысла, к частично адаптивным - избегание проблемы и растерянность. В эмоциональной сфере к адаптивным относят эмоциональное сосредоточение, к частично адаптивным - поиск эмоциональной поддержки и эмоциональную разрядку, к неадаптивным – подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.[19]

На предпочитаемые способы совладания со стрессом влияют индивидуально-психологические особенности. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности - чем выше уровень развития личности, тем успешнее она справляется с возникшими трудностями.

Таким образом, проблема преодолевающего поведения занимает одно из центральных мест в психологии, т.к. экстремальные ситуации в нашей жизни неизбежны и изучение особенностей поведения человека, и закономерностей его деятельности в экстремальных условиях является необходимым.


1.2           Анализ понятия «стресс» в научной литературе


Понятие «стресс» используется и в обыденной жизни, и в литературе, по различным, подчас мало взаимосвязанным научным направлением. Это создает разночтения указанного понятия.

 Стресс – это психическое и физиологическое состояние человека, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Эти воздействия называются стрессорами, стресс-факторами, психогенными факторами. Поскольку стресс связан с возникновением определенных эмоций, эти факторы часто также называются эмоциогенными. [26]

 Основным вектором развития физиологии и медицины с середины 19 – начала 20 вв. стало формирование представления об интегрированном функционировании организма как единого целого во всем многообразии взаимодействий с внешней средой. Существенный вклад в развитие данного направления внес, в частности, известный немецкий врач и патологоанатом Р.Вирхов. Согласно разработанной им теории, всякое заболевание представляет собой нарушений на клеточном уровне, а болезнь - это целостный процесс, имеющий определенную локализацию и причинно-следственную цепочку последовательных изменений. Он впервые показал социальную природу многих распространенных заболеваний.

Непосредственным прародителем концепции стресса стал крупнейший французский физиолог К. Бернар. Он экспериментально разработал принципы поддержания постоянства внутренних сред организма, лежащих в основе теории гомеостаз. Для того чтобы выжить в постоянно изменяющихся внешних условиях, организм должен сохранять сбалансированный режим протекания жизненно важных функций в минимальном диапазоне допустимых изменений: для нормальной жизнедеятельности у нас должна поддерживаться постоянная температура тела, кровяное давление и осмотическое давление в клетках, состав крови, содержание кислоты в желудочном соке и многое другое. Любой выход за пределы допустимого диапазона чреват срывом механизмов адаптации, возникновением болезней и даже летальным исходом. Для того чтобы организм мог пластично адаптироваться и активно действовать в столь изменчивом внешнем мире, природа снабдила нас сложнейшими регуляторными механизмами, включающими слаженную работу нейрогуморальных, барьерных и выделительных систем.

Теория гомеостаза получила развитие в работах известного американского психофизиолога У. Кеннона, показавшего решающую роль вегетативной нервной системы и гормональной регуляции в формировании приспособительного поведения. Им впервые была продемонстрирована непосредственная связь между гуморальными механизмами энергетической мобилизации и возникновением эмоциональных реакций, определяющих целостный паттерн реагирования живого существа на осложнении ситуации. [17]

Естественным развитием изучения природных адаптационных процессов стало создание концепции стресса Ганса Селье в 1986 г. «Стрессовая реакция неспецифична», - так, сформулировал более чем полстолетия назад первооткрыватель стресса канадский физиолог Ганс Селье, т. е. стресс – есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему раздражение, превышающее определенный порог. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления соответствующего сигнала в центральную нервную систему. Дальнейшее развитие событий идет, по Г. Селье, в следующей последовательности. После воздействия стрессора импульс от коры головного мозга попадает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, которое увеличивает отдачу адреналина в кровь. Это стимулирует сердечную деятельность, ускоряет обменные процессы и т. д. [26]

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове», и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно, крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

При кратковременно сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса.

Кратковременный стресс – это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса.

При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом занятных проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс – бурное расходование «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации «глубоких». Если «поверхностных» резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации «глубоких» недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных «глубоких» адаптационных резервах.

Длительный стресс – постепенная мобилизация и расходование и «поверхностных» и «глубоких» адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, «подстраиваться» к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. [12]

Вследствие того, что порог ощущения для каждого человека строго индивидуален и зависит от целого ряда внешних и внутренних условий, разные люди по разному реагируют на воздействие одних и тех же раздражений. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека.

При сильной нагрузке на психику человека (т.е. развитии стресса) проходит три стадии:

1.                 непосредственная реакция на воздействие, то есть стадия тревоги, когда после некоторого снижения сопротивляемости организма начинается мобилизация его ресурсов;

2.                 максимально эффективная адаптация, т. е. стадия ресистентности (стадия повышенной сопротивляемости организма);

3.                 нарушение адаптационного процесса, т.е. стадия истощения, снижение сопротивляемости организма. Если нагрузка продолжает возрастать, то может наступить срыв (прорыв адаптационного барьера, согласно концепции Г. Селье). [26]

По своей физиологической сущности стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме, как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция, направленная на приспособление организма к новым условиям существования. Сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией, но и механизмом, который способствует успеху выполнения деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Однако между уровнем стресса и вызываемый им активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью деятельности – с другой, нет пропорциональной зависимости. То есть, стресс оказывает положительное влияние на результаты деятельности лишь до тех пор, пока он не превысит определенного критического уровня. Такой стресс называется эустрессом, от греч. – хороший. При превышении критического уровня в организме развивается процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшения результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Такой стресс называется дистрессом. [23]

Таким образом, пока стресс, вызванный усложнением условий деятельности, не превышает критического уровня, он способствует преодолению трудностей.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния на человека выделяются:

- физиологический стресс;

- психологический стресс.

Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу стрессовые состояния характеризуются выраженными сдвигами в функционировании различных физиологических систем и соответствующими им ощущениями физиологического дискомфорта. Различают шумовой, температурный, вибрационный и др. виды физиологического стресса.

Психологический стресс характеризуется включением сложной системой психических процессов, опосредующих влияние стресса на организм человека. Анализ таких состояний нередко ведется с использованием различных вариантов термина «напряженность». Физиологические проявления этого типа стресса аналогичны описанным выше, однако спектр психологических и поведенческих проявлений более широк. Наиболее типичными из них являются изменения в эмоциональных реакциях, протекании различных психических процессов, изменения мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения вплоть до полной дезорганизации деятельности. [26]

Психологический стресс подразделяется на три вида:

- информационный;

- эмоциональный;

- коммуникативный.

Информационный стресс возникает в условиях информационных перегрузок и сенсорного голода. В первом случае человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе. Во втором – человек явно недогружен информацией, что также вызывает у него ряд отрицательных явлений ( скука, потеря интереса к работе, сонливость, апатия и т.д.). [6]

Эмоциональный стресс проявляется в ситуации угрозы, обиды, опасности, тревоги и т. п.

Коммуникативный стресс обусловлен реальными проблемами общения и межличностного взаимодействия в коллективе.

Однако такое деление видов стресса весьма условно, поскольку в любом случае стресс представляет собой неспецифический ответ организма на неблагоприятную ситуацию. Поэтому иногда помимо рассмотренных выше видов стресса отдельно рассматривают в зависимости:

1.                 от характера выполняемой деятельности – профессиональной, трудовой, боевой (военный) стресс и т. д.;

2.                 от последствий травматический стресс, выражающийся в нанесении человеку психологической травмы;

3.                 от степени отсроченности реакции на стресс – посттравматический стресс и др.;

4.                 от влияния на результаты деятельности – продуктивности стресс (эустресс) и негативный стресс (дистресс). [8]

Таким образом, стресс является частью повседневной жизни. Без стресса жить невозможно и даже вредно. Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.


1.3 Основные подходы к определению темперамента

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Основные проблемы в изучении темперамента связаны с развитием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Слово «темперамент» в переводе с латинского «temperamentum» означает «надлежащее соотношение частей».

О темпераменте можно судить по внешним проявлениям:

1. по эмоциональной возбудимости (проявление радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные или глубокие чувства),

2. по проявлению тревожности,

3. по способности концентрации внимания,

4. по непроизвольным движениям,

5. по пластичности (быстрая приспособляемость к новому) / ригидности (поступать по привычным образцам поведения),

6. по резистентности (сопротивляемости) в поведении,

7. по темпу речи,

8. по эмоциональному предпочтению (например, стремление к смене обстановки или предпочтение неизменной среды покою). [27]

Существует несколько подходов к определению темперамента:

- гуморальный (связь темперамента с обменом веществ),

- соматический или конституциональный (связь темперамента со строением тела),

- по типу нервной системы.

Гуморальная концепция темперамента была предложена в Древней Греции врачами Гиппократом и Галеном в 5-4 в.в. до нашей эры. В ее основе – преобладание той или иной жидкости в теле (в зависимости от работы желез внутренней секреции): кровь (сангва) – сангвиник (живой, энергичный), слизь (флегма) – флегматик (хладнокровный, медлительный), желчь светлая (холе) – холерик (вспыльчивый, импульсивный), желчь темная (мелан) – меланхолик (сензитивный, сентиментальный). [4]

В истории наук известны типологии людей в зависимости от очертания лица (физиогномика), от строения черепа (френология Галля) и от формы кисти рук и складок кожи.

Немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что по строению тела человека можно судить о его реакции на раздражители. Он предложил соматическую концепцию темперамента. Исходя из этой концепции выделяются три типа конституции и соответственно три типа темперамента:

1.                 тип конституции – циклотимический темперамент: полный, невысокого роста, с короткой шеей, легко контактирует с окружающими, дружелюбен, принимает быстрые решения под влиянием минуты, не склонен к самоанализу, поэтому может пострадать самоконтроль;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты