Влияние копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности

Таким образом, можно предположить, что в большинстве своем и мужчины и женщины предпочитают использовать адаптивные копинг-стратегии поведения.

В процентном соотношении результаты исследования копинг-механизмов испытуемых приведены в таблице 9.


Таблица 9 – Результаты исследования копинг-механизмов испытуемых (%)

Копинг-механизм

Когнитивный

Эмоциональный

Поведенческий

Адаптивный

63

81

63

Отностительно-адаптивный

25

7

25

Неадаптивный

12

12

12


Полученные результаты наглядно отображены на рисунке 4.


Рисунок 4 – Сравнительной диаграммы использования копинг-механизмов испытуемыми


Сокращения, используемые в таблице 8:

ПА – проблемный анализ

УСЦ – установка собственной ценности

СС – сохранение самообладания

ОП – оптимизм

АС – активное сотрудничество

ПЭП – поиск эмоциональной поддержки

АТ – альтруизм

ПС – придание смысла

ОО – относительность в оценке проблемы

РВ – религиозность

ЭР – эмоциональная разрядка

ПК – пассивная кооперация

ОТ – отвлечение

КА – конструктивная активность

С – смирение

Д – диссимуляция

РП – растерянность

АИ – активное избегание

ОТС – отступление

ПЭ – подавление эмоций

ПФК – покорность, фатализм

Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что у подавляющего числа испытуемых копинг-механизмы адаптивные (эмоциональные – 81%, когнитивные и поведенческие по 63%). Это свидетельствует о том, что осознанный выбор стратегии поведения испытуемых склоняется в сторону конструктивных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемые, у которых сформировались фазы эмоционального выгорания, или сложились симптомы, доминирующие в синдроме, используют в свое жизни чаще неадаптивные или относительно-адаптивные копинг-механизмы. Особенно это касается эмоциональных копинг-механизмов.

2.2 Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания и профилактике его возникновения


Проведенное исследование позволило разработать рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания и профилактике возникновения, которые представлены в виде тренинга, проведенного с сотрудниками ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ».

Целью тренинга является повышение уровня стрессоустойчивости, и создание положительной «Я-концепции».

Задачи тренинга:

1. Развитие способности принимать себя со всеми своими слабыми и сильными сторонами.

2. Развитие способности понимать внутренний мир другого человека.

3. Развитие умения управлять своим поведением, «подавать себя» в общении с окружающими людьми, изменять свое поведение в соответствии с ситуацией.

Ожидаемый результат:

1. Повышение значимости профессиональных ценностей.

2. Переоценка качества жизни (повышение активности, расширение интересов).

3. Повышение уровня ответственности за свои действия и поступки в различных сферах и областях жизнедеятельности: в области преодоления жизненных трудностей, неудач, межличностного общения; в области здоровья.

Тренинг рассчитан на 18 часов и включает в себя 3 встречи по 6 часов.

Группа должна иметь закрытый характер, т.е. новые участники не принимаются. Состав участников от 10 до 14 человек.

В тренинге используются ролевые игры, игры и упражнения, способствующие самораскрытию участников группы, подвижные игры для эмоциональной разрядки, а также упражнения на релаксацию и снятие нервного напряжения.

Основные правила тренинга:

1. Единая форма обращения – «ты», что психологически уравнивает всех членов группы.

2. Принцип «здесь и теперь» – говорим о том, что волнует в настоящий момент, и обсуждаем то, что происходит с членами группы.

3. Персонификация высказываний – заменяем высказывания типа: «большинство моих друзей считают, что…» или «некоторые думают, что…» суждениями «я считаю, что…» или «я думаю, что…».

4. Искренность в общении – говорим только то, что чувствуем, только правду, или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Конфиденциальность – все, что происходит во время занятий, не выносится за ее пределы. Это способствует самораскрытию участников.

6. Определение сильных сторон личности – во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник должен подчеркнуть положительные качества выступающего.

7. Недопустимость непосредственных оценок.

Перед началом тренинга и после него рекомендуется провести тестирование методиками, представленными в теоретической части. Возможна замена некоторых методик другими, требующимися для данной конкретной ситуации. В ходе рассмотрения сложившейся на момент проведения тренинга ситуации также возможны замены упражнений.

Состав тренинга носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Для контроля изменений состояния участников тренинга предусматривается дополнительное тестирование через 3,6,9,12 месяцев, а при необходимости проведение повторного тренинга через год.

Вероятность того, что данный тренинг даст положительный результат, велика, так как исследования в этой области проводятся не одно десятилетие, и все действия, которые были направлены на преодоление СЭВ, имели положительные отзывы [17, 32, 45, 57].

Программа тренинга

Занятие №1.

Цель занятия – создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения, способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы, развивать чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе, снять эмоциональную напряженность.

1. «Знакомство»

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть имя. В дальнейшем, на всем протяжении занятий, участники прикрепляют карточку с именем к груди.

Затем участники садятся в круг и, поочередно представляясь, говорят о себе, подчеркивая свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.д.)

2. «Принятие правил группы»

Обсуждаются перечисленные выше правила, что не исключает введение и принятие новых.

Все участники высказывают свое мнение о правилах и говорят, принимают они их или нет. Занятия не рекомендуется начинать до тех пор, пока все члены группы не придут к единому мнению.

Здесь же требуется определить время работы и отдыха.

Во время тренинговых занятий никто не покидает группу.

3. Упражнение «Мои добрые дела»

Каждый участник должен вспомнить, какое конкретное доброе дело он сделал за вчерашний день? Кому он помог? Что при этом чувствовал? Какими, по мнению членов группы, должны быть формы благодарности?

Обсуждение того, насколько было трудно вспомнить добрый поступок?

4. Упражнение «Рисунок музыки»

Ведущий: «садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкальной темой. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее».

Время звучания музыки примерно 3-5 минут, затем ведущий собирает рисунки и устраивает импровизированную выставку, во время которой участники стремятся узнать авторов рисунков. Члены группы собираются в большой круг и делятся своими впечатлениями, обращая внимание на то, насколько каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки.

Обсуждение того, что помогло участникам группы узнать по выставленным рисункам автора. Кого совсем не узнали? Почему? Насколько необычен рисунок? Смог ли каждый автор выразить свои чувства? Насколько хорошо знают каждого члена группы?

5. Упражнение «Страховка»

Члены группы делятся по парам. В каждой паре один человек встает за спиной другого. Стоящий впереди, не сходя с места и не сгибаясь, начинает падать назад. Это требует преодоления определенной естественной робости. Стоящий за ним напарник подхватывает его. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение того, насколько страшно было падать. Было ли чувство, что его не поймают.

6. Упражнение «Счет»

Один из участников называет любую цифру от единицы до числа членов группы, присутствующих на данном занятии, включая ведущего. В группе каждый раз должны быстро встать без всякой предварительной договоренности ровно столько человек, какое число было названо. Так повторяется несколько раз, пока названная цифра и число встающих не совпадут.

7. Упражнение «Контраргументы»

Ведущий: «Давайте попробуем хотя бы немного разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми вы недовольны. Для этого разделите лист бумаги пополам. Слева в колонку «Недовольство собой», предельно откровенно запишите все то, чем вы недовольны в себе именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту аналитическую работу отводится примерно 5-8 минут, желательно заполнить всю левую часть таблицы. Затем на каждое «недовольство собой» приведите контраргументы, т.е. то, что можно этому противопоставить, что принимают в вас окружающие и вы сами, и запишите в колонке «Принятие себя» На второй этап работы также отводится 5-8 минут».

Затем участники объединяются в группы по 3-4 человека и приступают к обсуждению своих записей в таблице.

8. Упражнение «Учимся говорить «НЕТ»

Члены группы делятся на пары. Один человек из пары должен убедительно сыграть для партнера роль настойчивого (или жалобного) «приставалы» и разыграть сцену. Поскольку это всего лишь игра, участникам будет легче отказать ему. Повторяя эти упражнения с разными партнерами и различными ситуациями, можно довести умение говорить НЕТ до определенного автоматизма и переносить это на реальные жизненные ситуации. Участники меняют пары 2-3 раза.

9. Упражнение «Лучшее качество – соседу слева»

Участникам предлагается подумать и назвать самое лучшее, на их взгляд, качество характера своего соседа слева. Игроки по очереди высказывают свое мнение, обосновывая его. Затем участники анализируют высказывания и выделяют группу качеств, оказавшихся наиболее значимыми для всех.

Упражнение направлено на создание теплой атмосферы в группе, настраивает участников на позитивное отношение к себе и окружающим.

10. Упражнение «Мудрец»

Ведущий: «Не секрет, что большинство людей не могут сразу достаточно точно сформулировать, чего они хотят в жизни вообще и в данный момент в частности. Их желания неточны и противоречивы, что мешает выявлению и решению личных проблем.

Это упражнение помогает лучше осознать собственные проблемы и их иерархию.

Закройте глаза и представьте зеленый луг, дерево и сидящего под ним мудреца. У вас есть редкий шанс получить от этого мудреца ответ на любой вопрос. Следует тщательно подумать, как можно использовать свой шанс, какие вопросы задать ему. При этом после каждого вопроса не спешить задавать следующий, а постараться услышать и запомнить ответ мудреца».

После окончания упражнения каждый рассказывает всей группе о том, какие вопросы он задал, и какие ответы услышал (каждый участник уточняет свои первоначальные проблемы и возможности их решения).

11. Домашнее задание «Свободный микрофон»

Каждый должен сформулировать по одному вопросу всем остальным, чтобы лучше понять каждого члена группы.

Занятие № 2

Цель занятия – закрепить тренинговый стиль общения, способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, снять эмоциональную напряженность.

1. Приветствие

Участники делают друг другу комплименты.

2. Обсуждение прошлого занятия

Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии

3. Упражнение «Свободный микрофон»

Участники по очереди задают подготовленные дома вопросы тому, кто первым захочет воспользоваться возможностью быть «в центре внимания». Основное правило – отвечать как можно полнее и откровеннее.

Участник, который первым будет отвечать на вопросы, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы.

Время на вопросы одного участника не должно превышать 5 минут. При этом каждый вправе не отвечать, если, на его взгляд, вопрос не относится непосредственно к нему или он не совсем готов к откровенному ответу на данный вопрос.

4. Упражнение «Продолжи рисунок»

Каждый участник на листе в левом верхнем углу пишет свое имя и рисует свой символ. После этого передает листок соседу. Тот рисует символ, который подходит, по его мнению, этому человеку. Лист передается дальше, пока не вернется к хозяину.

Обсуждение возможных трудностей в выборе символа для человека.

5. Упражнение «Карусель»

Ведущий: «Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться с ним».

Все члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно один шаг вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий.

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники в течение одной минуты должны закончить беседу, попрощаться и перейти к новому партнеру.

6. Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»

Каждый участник в течение 3-4 минут набрасывает «психологический портрет» кого-либо из членов группы без указания признаков, особенно внешних, по которым сразу можно узнать конкретного человека.

В портрете должно быть отражено 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Время для описания 5 минут. Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет.

7. Подвижная игра «Прорвись в круг»

Члены группы берутся за руки, образуя круг. Поочередно один из участников старается прорваться в центр круга, а другие не пускают его.

8. Упражнение «Без маски»

Ведущий: «Перед вами в центре круга стоит стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, безо всякой предварительной подготовки, продолжить фразу, начало которой написано на карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным.

Члены группы будут внимательно слушать вас. И если они почувствуют, что вы неискренни, неоткровенны, вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить».

9. Упражнение «Изофантазия»

Всем участникам дается задание в течение 5-7 минут нарисовать несуществующее доброжелательное и очень общительное животное.

Затем организуем вернисаж и обмен впечатлениями.

10. Домашнее задание «Каким меня видят окружающие»

Участникам предлагается ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные ее члены».

Занятие № 3

Цель занятия – отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего мира; закрепить стиль доверительного общения, развить умение постоянного самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы.

1. Приветствие

2. Подвижная игра «Атомы»

3. Обсуждение прошлого занятия

Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии

4. Упражнение «Каким меня видят окружающие»

Участникам предлагается ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные ее члены».

После каждого выступления группа, внимательно выслушав участника, может сказать ему о том, в чем он оказался прав, а в чем ошибся.

5. Подвижная игра «ДА»

Смысл игры – безоговорочно принимать друг друга.

Участники движутся по комнате во всех направлениях одну минуту. Ведущий предлагает осуществить некое действие. В ответ каждый должен громко и с энтузиазмом крикнуть «Да!!!». Сразу же после этого всеми вместе выполняется предложенное действие.

6. Упражнение «Кто родился в мае…»

Одним из участников называется личностное качество или описывается ситуация, остальные участники, по отношению к которым справедливо это высказывание, должны выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся.

7. Упражнение «Зеркало»

Участники разбиваются на пары и становятся лицами друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Один человек играет роль зеркала. Ему нужно копировать как можно точнее все движения партнера. Затем партнеры меняются местами.

8. Упражнение «Отказ»

Участникам предлагается разыграть сценки, в которых один из них что-то просит, чего-то добивается от партнера. А партнер должен ему в этом отказать, но сделать это настолько убедительно и понятно, чтобы человек, которому отказывают, проникся уважением к мнению партнера и понял его. Для этого участники разбиваются на тройки. В каждой тройке один будет активно и требовательно просящим, другой умело отказывающим, а третий – наблюдателем. Тему сценки придумывают сами участники. Допустим, один просит пропустить его без очереди. Другой ему отказывает, объясняя свой отказ убедительной причиной. Наблюдатель оценивает, насколько успешно просящему удается настоять на своем.

В ходе выполнения упражнения участники меняются ролями, чтобы каждый учился «правильно» отказывать.

9. Упражнение «Я глазами других»

Каждому члену группы присваивается номер. Затем они на небольших листочках в соответствии с номером каждого пишут о его хороших качествах и добавляют свои пожелания.

Ведущий собирает все листочки, раскладывает их по номерам, затем раздает участникам.

Обсуждение высказанных впечатлений.

10. Завершение тренинга.

Членам группы предлагается сделать то, что они не успели сделать на предыдущих занятиях: что-то сказать друг другу, поделиться своими переживаниями, узнать чье-то мнение о себе.

11. Подведение итогов.

Данный тренинг разработан в реальных условиях и рекомендуется к проведению, как в целях преодоления, так и в целях профилактики СЭВ [17, 32, 45, 57].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенное исследование показало, что сотрудники ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ», которые являются медицинскими работниками, представляют собой профессиональную группу риска формирования синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует развитию у них состояний дезадаптации и СЭВ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты