Влияние компьютера на психику ребёнка

— обязательная гигиеничная сертификация компьютерной техники, предназначенной для обучение детей;

— нормирование продолжительности беспрерывной работы учеников на персональных компьютерах в зависимости от возраста и исходного состояния здоровья детей;

—  психолого-гигиеническая экспертиза учебных компьютерных программ (программных продуктов);

— воспитание детей и подростков в направлении усвоения гигиеничной культуры пользование компьютерной техникой и другими техническими средствами обучение.

Следует отметить, что все гигиеничные требования и нормативы (стандарты) к организации обучения учеников среднего и старшего школьного века с применением компьютерной техники, аналогичные и для младших школьников, кроме нормативов беспрерывной работы с экраном видеомонитора ПК и особого внимания и суровых требований к мебельному обеспечению ККТ соответственно росту детей этого века.

ККТ могут находиться на всех этажах здания, кроме подвальных помещений, иметь организованный воздухообмен и естественное освещение с обязательной ориентацией окон на север или северо-восток. Площадь ККТ на одно рабочее место должна быть не меньшей 5,0 м2, а оптимальніше — 6,0 м3. Но в одном кабинете — не большее 15 мест.

Стены, потолок и пол и оснащение (мебель, шторы, шкафа и др.) должны иметь светлые покрытия с матовой фактурой. Нельзя разукрашивать помещения ККТ дерево-стружковими плитами, пленочными и рулонными синтетическими материалами, синтетическим ковровым покрытием, обоями, которые моются, пластовым бумажным пластиком и другими полимерными материалами, которые могут выделять вредные химические вещества и оказывать содействие повышению статического электрического поля. Искусственное освещение ККТ должно осуществляться системой общего освещения люминесцентными светильниками белого (ЛВ) ли теплого белого света (ЛТБ), обрамленных специальной рассеювающей арматурой.

Температуру воздуха в ККТ должна быть в границах 19-21ºС при относительной влажности 62-55%. Несоблюдение этих требований к микроклимату может привести к изменению уровня ионизации воздуха и негативному влиянию на легкие.

Выше уже упоминалось о суровом соблюдении требований к мебели, предназначенных для оснащения ККТ, где будут учиться дети младшего школьного возраста. И это обосновано тем, что организм ребенка этого возраста и, в особенности учеников 6-летнего возраста, еще недостаточно окрепший: позвоночник, а также хрящи, которые соединяют позвонки, еще эластичные, связка и мышцы недостаточно крепкие. Неокрепший позвоночник во время неправильного сидения на стуле за столом принимает нефизиологические изгибы, в результате чего формируется неправильная осанка и искривление позвоночника. Постоянное наклонение сидящего вперед, сведение плеч заведомо приводит к сутулости, округлению спины. Стойкая сутулость в свою очередь вызовет другие отрицательные изменения в организме: грудная клетка становится плоской, уменьшается ее объем, нарушается нормальное развитие органов грудной клетки, появляется недостаточная амплитуда дыхательных движений, затрудняется дыхание. Ребенок, вдыхая меньше свежего воздуха, получает недостаточное количество кислорода. Это отражается на правильном функционировании всех органов и тканей. У ребенка развивается малокровие, снижается аппетит, она становится вялым, быстрее  утомляется.

Кроме всего вышеупомянутого, в компьютерных классах при несоответствии высоты стула, стола и подставки для видеомонитора росту школьника нарушается зрение.

Неоходимо:

a) располагать монитор не ближе 50-70 см от глаз ребёнка;

б) экран компьютера располагать перпендикулярно линии зрения к центру экрана ВМ;

в) угол рассматривания изображение информации на экране должен быть не меньшее 45º. (Это  приводит к напряжению и переутомления глаз и, в конце концов, к развитию патологии зрения.)

Многолетние собственные наблюдения и сообщение других авторов дают основание рекомендовать осуществлять оснащение ККТ наставительно-инструментальными компьютерными классами-комплексами (соединенными в локальную сеть), в состав которых входят специально сконструированные одноместные столы, подставки для видеомонитора и стулья, высота и наклон которых которых удобно и быстро регулируются .

В Украине такие комплексы вырабатывают КНПО "Електронмаш" и АО "Поток". Из-за невозможности приобретения таких комплексов можно использовать для установления персональных компьютеров обычные ученические столы и стулья, которые предназначенные для возростных групп младшего школьного возраста -  №1 — №3, но в этом случае должны быть подставки для ног.

Рабочие места ПК следует размещать по периметру кабинета вдоль стен. Такое размещение с гигиеничной точки зрения наиболее оптимальное, так как исключает возможность близкого нахождения учеников (как работающих за ПК, так и тех, кто не работают) возле задних и боковых поверхностей видеомониторов, которые излучают электромагнитные волны. При этом для обеспечения предельных уровней освещенности, работа учеников непосредственно с экраном ПК должна осуществляться при зашторенных окнах и искусственном освещении.

Что касается собственное компьютерной техники (ПК, видеомонитор, клавиатура, принтер), то довольно широкий и разнообразный спектр факторов, которые возникают при ее работе, должен отвечать требованиям Государственных санитарных правил и норм -  "Устройство и оснащение кабинетов компьютерной техники в учебных заведениях и режим работы учеников на персональных компьютерах" (ДСанПіН 5.5.6.009-98).

При приобретении компьютерной техники необходимо обратить внимание руководителей учебно-воспитательных учреждений на наличие разрешения ("Гигиеничного вывода") МОЗ Украины на использование таких средств информатизации для обучение детей.

Динамическое, на протяжении четырех лет, комплексное изучение влияния работы на ПК на учеников начальных классов дало возможность установить: что функциональное состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, общее и умственное утомление детей во время работы на компьютере в оптимальных гигиеничных условиях и за надлежащего качества компьютерной техники зависят от продолжительности беспрерывной работы ученика на ПК, возраста ребенка и состояния здоровье. На основании изучения реакций организма учеников, их трудоспособности и здоровья предложенные такие нормы продолжительности беспрерывной работы младших школьников на компьютере:

а) для детей 6-летнего возраста — 10-12 мин;

б) для 7—8-летних — 15 мин;

в) для 9—10-летних — до 20 мин, не более 4-х раз в неделю.

Эти нормативы касаются практически здоровых детей. Ученики, которые составляют группу риска по зрению и те, кто имеют хронические заболевания, должны работать не более 10 мин в день, не чаще 2-х раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.

Подытоживая, следует акцентировать внимание педагогов, которые осуществляют информатизацию начального образования на приоритетности гигиеничной целесообразности привлечения младших школьников и дошкольников к обучению во внешкольной работе на компьютерах над педагогической и социальной. Только руководствуясь этим принципом и создавая оптимальные условия и режимы для обучение детей на ПК, организаторы информатизации образования реально смогут уменьшить риск возникновения или обострение тех или других заболеваний у детей за время их обучения и воспитания в учебно-воспитательных учреждениях.










Выводы

Общеизвестно, что организм ребенка, который постоянно находится в состоянии

роста и развития, очень чувствителен к влиянию любых  факторов

окружающей среды. Для ребенка-ученика окружающим

 есть не только естественное, а и среда учебного заведения. Качество

 последнего зависит от многих факторов: добротности использованных

 строительных и отделочных материалов, площади учебного

помещение и микроклимата, освещенности, оснащение класса

(мебельной, учебной технической принадлежности и др.).

Введение в учебный процесс такого технического средства обучения как

 персональный компьютер (ПК) требует комплексной гигиеничной и

психолого-педагогической оценки в аспекте возможного отрицательного

 влияния на здоровье учеников во время их работы в кабинетах

компьютерной техники.

Результаты собственных исследований, а также сообщение других

авторов свидетельствуют о том, что в кабинетах компьютерной техники

(ККТ) при наличии десяти (а иногда и большее) работающих персональных

 компьютеров в продолжение дня значительно повышается температура

воздух и шум, снижается влажность и ухудшается ионный

слог воздуха, возникают статическ электрические и электромагнитные

поля и др. Состояние микроклимата этих помещений также зависит

от расположения окон и размещения ККТ в здания школы,

удельной площади на 1 рабочее место за ПК.

Большинство научных исследований, проведенных предшествующими

годами, касалась изучение влияния условий и учебных занятий

с использованием персональных компьютеров на трудоспособность и

здоровье учеников старших и средних классов. Ученые

приходили к выводу, что степень утомления учеников на уроках с использованием

ПК высшая, сравнительно с обычными. Работа на ПК отличается

от других видов деятельности значительными функциональными изменениями

нервно-эмоционального статуса, требует напряженной работы

зрительного анализатора, супроводиться вынужденной рабочей

позой. Это связан с тем, что пользователю компьютером

приходится читать информацию на экране видеомонитора

(рассматривать буквы, цифры, рисунки и др.) и одновременно на клавиатуре,

то есть дужечасто происходит переведение взгляда из экрана на клавиатуру,

в результате чего возникает частая переадаптация зрения. Статическая

сидячая вне при этом вызовет напряжение плечевого пояса

и потому неправильно подобранные (не соответственно росту ученика)

мебель и неправильно выбранный режим (продолжительность) работы

могут привести к нарушению осанки, а долгодействующее

напряжение зрения может вызвать необратные патологические изменения.

Влияние неудовлетворительных условий и режимов работы на персональных

компьютерах на здоровье пользователь не ограничивается возникновением

патологии костно-мышечной системы и зрения. Отрицательное влияние

может проявиться и в синдромах астенопии, выраженного нервного

стрессу и дерматитах. И хотя эти отрицательные влияния

впервые выявленные в операторов-профессионалов, более поздний — в

старшеклассников, нельзя не учитывать возможность их появления

и у младших учеников за неправильной организации условий и

режимов обучения на персональных компьютерах.

Несмотря на то, что лабильность функциональных систем

возрастающего организма оказывает содействие быстрой его адаптации к

разнообразных непостоянных факторов следует помнить, что организм

детей дошкольного и младшего школьного века, который еще

интенсивно развевается и формируется, не совсем способный

адекватно реагировать на сильные продолжительные влияния. И последние могут

вызвать сначала функциональные разлады, а за той —

 и патологические изменения (болезнь).

Особое внимание следует свернуть на характерные морфофункціональні

особенности учеников 6—10-годового века, в которых интенсивно продолжает

рости и развиваться скелет, органы зрения (постоянная рефракция

формируется до 11 лет) и центральная нервная система,

то есть те органы и системы, на которые приходится наибольшая погрузка

во время работы на ПК.

Учитывая вышеупомянутое, понятная необходимость

всестороннего изучения функциональных изменений реакций организма

и здоровье младших школьников под

влиянием обучения на персональных компьютерах с целью

гигиеничного нормирования режимов беспрерывной работы

детей на ПК и условий обучения и качества персональных компьютеров.

Такие комплексные исследования на протяжении последнего десятилетия

проводились в Украинском научном гигиеничном центре

Министерства здравоохранения с привлечением научных работников

гигиеничного и  педиатрического профиля, а также педагогов и инженерно-

технических работников. В результате лонгітодинальннх исследований

были обоснованные основные гигиеничные принципы безопасного для здоровья

применение  компьютерной техники во время обучение школьников:

— гигиеничная целесообразность размещения и создание соответствующих оптимальных условий в помещениях кабинетов компьютерной техники (ККТ) во время их организации и эксплуатаци;

— оснащение ККТ специальной мебелью, предназначенными для компьютерной техники соответственно вековым особенностям пользователей — эти требования очень суровые;

— гигиеничное нормирование всех факторов, которые возникают при работе компьютерной техники и могут изменять внутреннюю учебную среду;

— обязательная гигиеничная сертификация компьютерной техники. предназначенной для обучение детей;

— нормирование продолжительности беспрерывной работы учеников на персональных компьютерах в зависимости от века и исходного состояния здоровья детей;

—  психо-гігієнічна экспертиза учебных компьютерных программ (программных продуктов);

— воспитание детей и подростков в направления усвоения гигиеничной культуры пользование компьютерной техникой и другими техническими средствами обучение.

Следует отметить, что все гигиеничные требования и нормативы (стандарты) к организации обучения учеников среднего и старшего школьного века с применением компьютерной техники, аналогичные и для младших школьников, кроме нормативов беспрерывной работы с экраном видеомонитора ПК и особого внимания и суровых требований к мебельному обеспечению ККТ соответственно росту детей этого века.

ККТ могут находиться на всех этажах здания, кроме подвальных помещений, иметь организованный воздухообмен и естественное освещение с обязательной ориентацией окон на север или северо-восток. Площадь ККТ на одно рабочее место должна быть не меньшей 5,0 м2, а оптимальніше — 6,0 м3. Но в одном кабинете — не большее 15 мест.

Стены, потолок и пол и оснащение (мебель, шторы, шкафа и др.) должны иметь светлые покрытия с матовой фактурой. Нельзя разукрашивать помещения ККТ дерево-стружковими плитами, пленочными и рулонными синтетическими материалами, синтетическим ковровым покрытием, обоями, которые моются, пластовым бумажным пластиком и другими полимерными материалами, которые могут выделять вредные химические вещества и оказывать содействие повышению статического электрического поля. Искусственное освещение ККТ должно осуществляться системой общего освещения люминесцентными светильниками белого (ЛВ) ли теплого белого света (ЛТБ), обрамленных специальной розсіювальною арматурой.

Температуру воздуха в ККТ необходимо выдерживать в границах 19-21ºС за относительной вологості 62-55%. Несоблюдение этих требований к микроклимату может привести к изменению уровня ионизации воздуха и соотношение легких и трудному аероіонів в помещениях.

Высшее уже упоминалось о суровом соблюдении требований к мебели, предназначенных для оснащения ККТ, где будут учиться дети младшего школьного века. И это обгрунтовано тем, что организм ребенка этого века и, в особенности учеников 6-годового века, еще недостаточно окрепший: позвоночник, а также хрящи, которые соединяют позвонки, еще эластичные, связи и мышцы недостаточно крепкие. Неокрепший позвоночник во время неправильного сидения на стуле за столом принимает нефизиологические изгибы, в результате чего формируется неправильная осанка и искривление позвоночника. Постоянное наклонение председателя вперед, сведение плеч заведомо приводит к сутулости, округление спины. Стойкая сутулость в свою очередь вызовет другие отрицательные изменения в организме: грудная клетка становится плоской, уменьшается ее объем, поднимается нормальное развитие органов грудной пустоты, появляется недостаточная амплитуда дыхательных движений, затруднюється дыхание. Ребенок, вдыхая меньше свежего воздуха, получает недостаточное количество кислорода, который приводит к нарушению обмена веществ, это отбивается на правильном функционировании всех органов и тканей. У ребенка развивается малокровие, снижается аппетит, она становится вялой, более скорое утомляется.

Кроме всего вышеупомянутого, в компьютерных классах за несоответствия высоты стула, стола и подставки для видеомонитора роста школьника поднимаются:

отстань от экрана к глазам ученика (должна быть 50-70 см); перпендикулярность линии зрения к центру экрана ВМ;

угол рассматривания изображение информации на экране (должен быть не меньшее 45º).

А это, в свою очередь, приводит к напряжению иd переутомления глаз и, в конце концов, к развитию патологии зрения.

Многолетние собственные наблюдения и сообщение других авторов дают основание рекомендовать осуществлять оснащение ККТ наставительно-инструментальными компьютерными классами-комплексами (соединенными в локальную сеть), в состав которых входят специально сконструированные одноместные столы, подставки для видеомонитора и стулья, которые удобно и быстро регулируются за высотой и наклоном. В Украине такие комплексы вырабатывают КНПО "Електронмаш" и АО "Поток". За невозможност приобретения таких комплексов можно использовать для установления персональных компьютеров обычные ученические столы и стулья, которые предназначенные для ростових групп младшего школьного века №1 — №3, но в этом случае должны быть подставки для ног.

Рабочие места ПК следует размещать по периметру кабинета вдоль стен. Такое размещение с гигиеничной точки зрения наиболее оптимальное, так как выключает возможность близкого нахождения учеников (как работающих за ПК, так и тех, что не работают) возле задних и боковых поверхностей видеомониторов, которые излучают электромагнитные волны. При этом для обеспечения предельных уровней освещенности работа учеников непосредственно с экраном ПК должна осуществляться при зашторенных окнах и искусственном освещении.

Что касается собственное компьютерной техники (ПК, видеомонитор, клавиатура, принтер), то довольно широкий и разнообразный спектр факторов, которые возникают при ее работе, должен отвечать требованиям Государственных санитарных правил и норм "Устройство и оснащение кабинетов компьютерной техники в учебных заведениях и режим работы учеников на персональных компьютерах" (ДСанПіН 5.5.6.009-98).

При приобретении компьютерной техники необходимо обратить внимание руководителей учебно-воспитательных учреждений на наличие разрешения ("Гигиеничного вывода") МОЗ Украины на использование таких средств информатизации для обучение детей.

Динамическое на протяжении четверых лет комплексное изучение влияния работы по ПК на учеников начальных классов дало возможность установить, что функциональное состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, общее и умственное утомление детей во время работы на компьютере в оптимальных гигиеничных условиях и за надлежащего качества компьютерной техники зависят от продолжительности беспрерывной работы ученика на ПК, века ребенка и состояния здоровье. На основании изучения реакций организма учеников, их трудоспособности и здоровья предложенные такие нормы продолжительности беспрерывной работы младших школьников на компьютере:

для детей 6-годового века — 10-12 мин;

7—8-годовых — 15 мин и для 9—10-годовых — до 20 мин, не большее 4-х раз на неделю. Эти нормативы касаются практически здоровых детей. Ученики, которые составляют группу риска по зрению и те, что имеют хронические заболевания, должны работать не большее 10 мин в день, не частіше 2-х раз на неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.

Подытоживая, следует акцентировать внимание педагогов, которые осуществляют информатизацию начального образования, на приоритетности гигиеничной целесообразности привлечения младших школьников и дошкольников к обучению иd внешкольной работы на компьютерах над педагогической и социальной. Только руководствуясь этим принципом и создавая оптимальные условия и режимы для обучение детей на ПК, организаторы информатизации образования реально смогут уменьшить риск возникновения или обострение тех или других заболеваний у детей за время их обучения и воспитания в учебно-воспитательных учреждениях.



























Литература


1.     Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – Мысль. – М. – 1991.

2.     Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров.  - № 3. – 2004.

3.     Академия наук СССР. Институт психологии. Психология личности и образ жизни. Москва. «Наука». – 1987.

4.     Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.

5.     Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. - М. - 1984.

6.     Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. – Минск. – 1988.

7.     Немов Р. С. Психология. Москва. «Владос». – 1999.

8.     Парыгин В. Д. Научно-технический прогресс и про­блема самореализации личности // Психология личности и образ жизни. – 2001.

9.     Патоки Ф. Социально-психологические вопросы смены поколений // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М.- 1988. - С. 11.

10. Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова. М. 1990. – 287 с.

11. Полька Н. Гігієнічні вимоги до роботи на компьютері. Початкова школа. № 6. – 2000.

12.  Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.

13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М. – 1986.

14.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. - 1946. -  С. 684.

15.  Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.- 1986. –

      С. - 344—345.

16.  Стиль жизни личности. - Киев. - 1982.

17.  Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. – М. 1978.

18.  Фресс А., Пиаже Ж. Экспериментальная психология., М. – 1986.

19.  Хоперская О. Осторожно, компьютер! // Природа и человек. Свет. - № 8. – 2000.

20.  Шлимович Б. Компьютеры и дети. // Наука и жизнь. - № 11. – 1998.

 

 

 

 


 





Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты