Влияние компьютера на психику ребёнка

Влияние компьютера на психику ребёнка

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которые окружают нас дома и на работе, часто со всех сторон.

Их можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно,а то, что изучено, практически не известно пользователям.

Имеющиеся данные англоязычной литературы об ухудшении здоровья пользователей ПК носят отрывочный и часто противоречивый характер. При этом логика рассуждений такова: раз нет однозначных доказательств вреда, значит, нет и самого вреда. Однако некоторые данные о стрессовом воздействии компьютеров на зрение, возникновении патологических изменений в глазах, учащении эпилептических припадков всё же опубликованы. Замечен также дискомфорт мышечной ткани, кожных покровов. Действие многих вредных экологических и социальных факторов, на фоне которых можно выделить специфическое ПК-воздействие бывает трудно.

Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: «Компьютерами» - и не менее гордо: «Он/она за ним круглые сутки сидит!». Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, «огонь») совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга.

«Лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял». В своё время также говорили и о повальном уходе молодёжи в религию во времена экспансии заокеанских проповедников-сектантов, пока ситуация не вышла из-под контроля, а коррекция зомбированной психики не составила проблему даже для некоторых опытных психиатров.

Почти то же самое происходит и с модным ныне увлечением детей «бродилками» и «стрелялками».

Цель курсовой работы – исследовать влияние компьютера на психику ребёнка.

Объектом нашего исследования выбраны дети, а также группы детей младшего школьного возраста.

Практическая ценность курсовой работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьтеров на психику детей.

Рассмотрим подробнее факторы компьютерного влияния и исследования украинских и зарубежных ученых в этой области.

                                       














Раздел І.

1.1. Проблема взаимоотношений детей и компьютеров

 

Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь подлил масла в огонь. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо? Мы попытаемся дать ответ на этот вопрос, рассмотрев мнения педагогов, психиатров, исследователей в этой области, но следует учесть также всю неоднозначность такого ответа. Мы сделаем обзор современных знаний на тему «ребенок, компьютер, Интернет и родители». Современные родители стремятся развить в своих детях самое лучшее, научить их многому, но, к сожалению, не всегда это желание идет на пользу ребенку. Многие считают, что, если они хоть на минуту позже познакомят свое чадо с компьютером и информационными технологиями, их ребенок может что-то упустить и будет отставать от сверстников. Другие же, наоборот, всего боятся. Боятся вредного воздействия компьютера, боятся растлевающего действия Интернета, боятся разрушительного воздействия компьютерных игр. И, оказывается, не всегда этот страх так уж неоправдан [4; с. 6].

Болезненное пристрастие. Психиатры отмечают: к ним все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. У них даже появился специальный термин — "компьютерный синдром". Многие медики однозначно считают, что это болезнь, и она тяжело лечится. По словам практикующих врачей, вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или занимается веб-серфингом, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени. Так, один из пациентов, подросток, просидел за компьютером в интернет-клубе семь дней. Домой он вернулся только после того, как его разыскали встревоженные родители. Во время беседы с психиатром мальчик сообщил, что, увлекшись компьютерными баталиями, потерял чувство реальности и для него самого было неожиданностью, что он столько времени не был дома. По словам подростка, в клубе он ел булочки, запивал их "Фантой", а после этого снова садился за компьютер. "Что было дальше, я не помню", — сказал он. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что взрослые люди подвержены компьютерной зависимости в ничуть не меньшей степени. Это может быть как интернет-зависимость, так и зависимость, скажем, от ролевых игр, в мир которых вполне зрелые люди погружаются, стараясь уйти от повседневных житейских проблем.

Проблема компьютерных игр и их влияния на психику ребенка обсуждается с тех самых незапамятных времен, когда персональный компьютер только начинал входить в массовое употребление. Публикуемые на этот счет исследования одно другого страшнее. По данным американских исследователей с медицинского факультета Техасского университета, одно из самых вероятных и неприятных последствий чрезмерного увлечения компьютером — эпилепсия. Мало того, что на гармоничном развитии малыша можно смело ставить точку, так вдобавок ко всему этот самый компьютеризованный малыш может оказаться подверженным припадкам "падучей". Неврологи как могут помогают незадачливым родителям, которым в свое время не пришло в голову ограничить любимому чаду доступ к "игрушкам". Профессор детской неврологии Уильям Зингер из детской клинической больницы на базе Техасского университета в Галвестоне разработал список ценных указаний специально для таких случаев. Во-первых, нужно убедиться, не сидит ли малыш ближе 60 см от монитора. Пропорционально диагонали экрана меняется и дистанция до стула с ребенком. Во-вторых, в комнате должен гореть верхний свет. По идее, это должно резко снизить вредный эффект мерцания. Ведь именно он способствует появлению у предрасположенных детей судорог — у таких ребят припадки могут появиться даже при повышенной температуре.

Раньше, лет 8-10 назад, эффект мерцания относили на счет недостаточно качественных мониторов. С тех пор качество мониторов принципиально улучшилось, но теперь мерцание "обеспечивают" современные "стрелялки", в которых для достижения лучшего визуального эффекта применяется быстрая смена цветовой палитры. И, наконец, самая важная рекомендация: каждый час, проведенный за стрелялками-бродилками, нужно прерываться на 15-минутный перерыв. Причем родители, считает доктор, должны проследить, чтобы ребенок не смотрел в это время телевизор, а занимался чем-нибудь более креативным — например, рисовал, раскрашивал или читал. Однако у нас значительное число детей и подростков играет в компьютерные игрушки в специальных клубах, персоналу которых, разумеется, и в голову не приходит следить за соблюдением какого-либо режима.

Практика показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышкой даже в том случае, если впервые увидели компьютер гораздо позже, чем все остальные в классе. Родители склонны гордиться достижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски управляется с мышкой их трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или два, когда ребенок подрастает, родители неожиданно замечают, что за это время он так и не научился ничему новому — он просто продолжает играть и кликать по одним и тем же ссылкам. В раннем возрасте умственные способности развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром, а вовсе не потому, что ребенком управляет электронная машина, отвлекающая его  от  других  видов  деятельности,  которые  более  полезны  для  развития [4;

с. 15].

Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. Другими словами, не следует насильно заставлять детей приобщаться к современным технологиям или превращать компьютер в сиделку. При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Порой бывает очень трудно подавить в детях любопытство к машинам, которые так часто используют их старшие братья и сестры. Дети видят, как их родители делают что-то сидя за компьютером, и у них тоже возникает желание попробовать. Так в каком же возрасте начинать? Этот вопрос также стал причиной споров врачей и ученых. Одни рекомендуют детям держаться подальше от компьютеров как минимум до семи лет. Другие считают трехлетний возраст самым подходящим для знакомства с компьютером. Но обе стороны согласны в том, что ребенка ни в коем случае нельзя оставлять один на один с компьютером вне зависимости от того, три года ему или восемь лет [4; с. 16].

Если взрослые люди делают свой выбор более или менее осознанно, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

"Спецтехника" и "специнтернет". В мире существует целый ряд компаний, которые специализируются на производстве компьютерной техники для детей. К примеру, компания KidzMouse Inc. производит компьютерные мыши для детей. Японская фирма Ваndai, известная всему миру как создатель тамагочи, и компания Soyo весной собираются начать продажи ноутбуков, разработанных специально для детей и подростков. Для раскраски корпуса, мыши и даже экранных обоев в них использованы персонажи популярных в Японии мультсериалов. Перед началом производства нового продукта компании провели маркетинговые исследования, в которых участвовали 2000 мальчиков и девочек в возрасте до 12 лет. Детей спрашивали, что бы они хотели иметь больше всего, и среди компьютерной электроники самый высокий рейтинг получили ноутбуки.

Если же вы решили познакомить ребенка с Интернетом, то начинать совместное путешествие по Всемирной паутине лучше всего с сайтов, предназначенных специально для детей. Noggin.com, к примеру, предлагает игры и виртуальные раскраски для дошкольников. Разработчики детского сайта Googles.com — не путать с поисковиком Google.com — заявляют, что их игры и песни развивают у детей самоуважение. Среди русскоязычных детских ресурсов можно отметить сайт vKIDS.ru, предлагающий более пятисот онлайн-игр. Самый полный каталог детских сайтов можно найти по адресу Kinder.ru. Сайты, обучающие чтению и музыке, не говоря уже о том, чтобы научиться самостоятельно справляться с компьютером, призваны помогать ребенку, а не наносить ему вред. Просто за детьми надо присматривать, когда они "исследуют" веб-сайты. Выполнение игровых заданий, представленных на детских сайтах, дает родителям шанс не только приятно провести время с детьми, но и посмотреть, на что они больше всего реагируют. Однако вопрос использования компьютеров детьми дошкольного возраста все же необходимо исследовать более тщательно — с этим согласны как сторонники раннего знакомства с высокими технологиями, так и его противники. К сожалению, современные технологии  развиваются  гораздо быстрее,  чем  проводятся соответствующие исследования. Ученые часто запаздывают с результатами своих исследований, и оказывается, что сегодня они смогли найти ответы лишь на вопросы, волновавшие разработчиков около 10 лет назад. Но и без того ясно, что как бы ни влияли компьютеры на детей, в вопросах воспитания и развития ребенка родителей машинами не заменить. Для ребенка внимание и забота родных важней, чем дружелюбный "телепузик" на экране компьютера.





























1.2. Увлеченность компьютерными играми:

психологический аспект

 

Компьютерные игры - чудо XX века, о них не мечтали фантасты, они не имеют своей предыстории. Но они покорили человечество: играют все - от малышей до людей преклонного возраста. Компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грёз, но что ожидает людей там? Последствия увлеченности такими играми осуждаются в средствах массовой информации, причем, как правило, с негативных позиций, не всегда благосклонны к компьютерным играм учителя. Рассмотрим подробнее вопрос о том, как влияет современное массовое увлечение на психику игрока, на его отношение к реальному миру. Когда ребенок оказывается в пространстве компьютерной игры, куда поведет его эта игра? Будет ли она школой агрессии или школой гуманистического отношения к миру? Вот вопросы, которые ставят перед собой психологи, занимающиеся проблемой взаимодействия человека с компьютером.

Понимая, что компьютерные игры амбивалентны по своему влиянию на личность игрока, попробуем остановится на позитивных моментах этого влияния, на тех статистически значимых резулътатах психологических исследований, которые опубликованы в научных изданиях.

В работе С.А. Шапкина приводится обзор психологических работ, посвященных компьютерным играм. Результаты исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями,  затем идут игры на ловкость, игры-приклечения, стратегические игры, на последнем месте -логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкостъ, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии. Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были обследованы игроки от 10 до 20 лет. Чаще предпочитают играть в компании друзей опрошенные старшей возрастной группы (от 14 до 20 лет), подростки в возрасте от 10 до 13 лет чаще играют в одиночку. Подростки «компьютерной» группы чаще, чем их сверстники из контрольной группы, посещают молодежные центры, дискотеки и спортивные мероприятия, устраиваются на разовую работу курьерами или разносчиками газет.

Проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных  с ней правонарушений имеет широкий резонанс и выступает как одна из центральных тем психологических исследований. Опубликовано большое число работ о влиянии компьютерных игр на формирование агрессивности у детей и подростков, анализ которых позволяет констатировать сильную поляризацию мнений: одни авторы доказывают, что компьютерные игры агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, другие отрицают эту взаимосвязь, последних примерно в два раза больше. Достоверны лишь полученные данные о том, что игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность у детей, но только младшего школьного возраста (6-9 лет). Взаимосвязь компьютерных игр с агрессивностью можно трактовать двояко: либо агрессивное поведение игрока вызвано агрессивным содержанием компьютерной игры, либо, наоборот- агрессивные дети и подростки предпочитают компьютерные игры с агрессивным содержанием [4; с. 32].

Анализируя психологические особенности так называемых DOOM-образных игр, И. Бурлаков отмечает, что любой, кто видел эти игры, согласится с тем, что гуманизма в них мало. И дело даже не в страшных чудовищах - не они самый агрессивный компонент игры. Виртуальные миры обречены от рождения. Они существуют лишь до того момента, пока в них не проник игрок и не уничтожил всех его обитателей. Даже играя в командную ролевую игру, главная цель, каждого - уничтожить противника. Почти каждое мгновение такой игры - тяжелый и упорный труд. Различия в оценке этих игр отражают разную субъективную сложность картины мира в области агрессии: одни люди могут отличить игровое поведение от реального, другие - нет. Взросление обычно увеличивает эту способность: маленький ребенок часто переносит в реальную жизнь эмоциональные отношения к партнеру, возникшие в ролевой игре. Взрослый спортсмен демонстративно пожимает руку сопернику после жестокой схватки. Усложнение структуры сознания позволяет точнее направлять агрессию за счет увеличения количества учитываемых параметров при оценке "свой-чужой". Чем больше критериев для анализа имеет человек, тем более агрессивным может быть его поведение, оставаясь при этом в рамках общепринятых моральных норм. Высокая когнитивная сложность позволяет гибче выбирать пути достижения цели, уменьшая ущерб чьим-то интересам - частных лиц, общества или всей окружающей среде. Если не противопоставлять виртуальную реальность настоящей, а рассматривать их как части одной жизни, то компьютерные игры становятся тренажером для обучения тому, как управлять агрессивностью. Когда игрок сменит игру на какое-либо другое занятие, отмечает И. Бурлаков, навык останется и будет приносить пользу. Таким образом, компьютерные игры формируют привычку использовать компьютер в качестве инструмента управления агрессией. Возможно, игрокам в будущем это облегчит самоактуализацию.

Можно отметить ещё и следующие положительные моменты использования DOOM-образных игр - это навыки быстрого, точного и тонкого движения рук. Ловкость игрока сосредоточивается в кончиках пальцев. Причем сейчас появляются "двурукие" игры. Возможно, в будущем этот навык потребуется для управления транспортными средствами или сложным технологическим оборудованием. Другой навык более востребован уже сейчас. Это навык   "управления   автоматизированной   системой".   Труд   оператора   сложной автоматизированной системы является высоко напряженным и ответственным. И нет ничего в повседневной жизни современных детей, что так хорошо готовит их к операторскому труду, чем DOOM-образные игры. Мало того, что для игрока он становится комфортным, ребенок учится получать от него удовольствие [4; с. 38].

Наименьшее зло, как считает общество, представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления. Игрок не видит все поле сразу и вынужден строить его образ. Размер образа превышает обьем сознания, поэтому работа с образом переживается как рост влияния бессознательных импульсов на процесс принятия решения, что можно описать словом "интуиция". Стратегическая игра - это работа с черным ящиком. Игрок одержит победу только тогда, когда узнает все правила, заложенные в программу, научится прогнозировать ход игры, учитывать достаточное количество разных параметров. Раньше такие навыки системного аналитика были необходимы только элите, сейчас потребность в таких специалистах резко возросла.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты