Взаимодействие студентов со своим окружением

Далее интерпретируются те ответы, которые были самостоятельно сформулированы респондентом. Для их оценки используется приведенные ранее описания видов направленности в общении. Каждому ответу на основе сопоставления с содержательными характеристиками видов НЛО дается качественная оценка и присваивается определенная категория: "Д", "Ав", "М" и т.д. Если невозможно однозначно оценить тот или иной ответ, допускается приписывание ему сразу двух категорий; в более неясных случаях, когда невозможно с достаточной точностью оценить предложенный вариант ответа, ему не приписывается никакая категория.

Затем по каждой категории выводится итоговый количественный показатель (сумма баллов) и определяется "формула" коммуникативной направленности личности. Например, итоговая оценка результатов исследования, представленных в приложении, будет выглядеть следующим образом: Д- 2, Ав.-2, М-6, Ал.-0, К-1, И-9. Следует принять во внимание тот факт, что общая сумма баллов (по всем категориям) у разных респондентов может быть различной, поскольку некоторые варианты самостоятельно сформулированных ответов не могут быть однозначно отнесены к какой-либо категории или же ответу могут быть присвоены одновременно две категории. Поэтому для сравнения результатов различных испытуемых между собой абсолютные значения переводятся в относительные - проценты к общей сумме баллов. Для представленного выше примера итоговая "формула" будет иметь следующий вид: общая сумма баллов 20 (100%), по категориям - Д-10%, Ав.-10%, М-30%, Ал.-0%, К-5%, И-45%. Для большей наглядности полученных в исследовании результатов можно построить графический профиль соотношения различных видов НЛО.

Как правило, у каждого конкретного респондента в той или иной степени представлены все виды направленности, хотя в отдельных случаях могут быть нулевые оценки по одной-двум-трем категориям. Для анализа и дальнейшей интерпретации результатов исследования используется именно "формула" в целом. На ее основе можно выделить основные тенденции, преобладающий у человека вид коммуникативной направленности (в примере, представленном в приложении четко прослеживаются индифферентные и манипулятивные тенденции), выявить определенную логику распределения баллов по категориям и т.п.

Инструкция и текст опросника.

"Представьте, пожалуйста, что Вам необходимо обсудить со знакомым человеком (или, например, с другом, с деловым партнером и т.п.) важную для вас обоих проблему. Ниже описаны различные варианты поведения в подобной ситуации. Вам предлагается выбрать тот вариант, который в наибольшей степени соответствует предпочитаемому Вами стилю общения с людьми. Однако предложенные пять вариантов не исчерпывают всего многообразия возможных форм поведения в общении. Поэтому, если ни один из описанных вариантов не соответствует Вашему представлению об общении, то сформулируйте свой вариант и впишите его под номером 6. Старайтесь отвечать искренне; помните, что здесь нет и не может быть "хороших" или "плохих" ответов, важно лишь то, чтобы они отражали Ваше мнение".

1. Чтобы собеседник правильно понял меня . . .

1.     - я должен говорить о том, что его волнует и интересует

2.     - у него должна быть одинаковая со мной точка зрения.

3. - главное, чтобы он хорошо разбирался в обсуждаемом вопросе.

4. - я должен говорить то, что ему понятно и с чем он согласен.

5. - я не всегда буду стараться достичь этого.

6.     - . . .

2. Я ожидаю от собеседника . . .

1. - четкой и твердой позиции.

2. - согласия со мной.

3. - какой-либо пользы для себя.

4. - участия в решении деловых вопросов.

5. - открытости, готовности принять мою помощь.

6. - . . .

3. То, что чувствует и переживает собеседник . . .

1. - я принимаю близко к сердцу.

2. - может влиять на мое поведение.

3. - может представлять интерес.

4. - не должно мешать делу.

5. - не следует показывать окружающим.

6. - . . .

4. Я хотел бы, чтобы собеседник занимал в общении со мной позицию...

1. - удобную для меня.

2. - все равно какую.

3. - лидера.

4. - сочувствующего слушателя.

5. - удобную для него.

6. - . . .

5. Доверие собеседника ко мне . . .

1. - не имеет существенного значения для дела.

2. - нужно, если мне важен этот человек.

3. - должно быть полным.

4. - сделает общение более спокойным и легким.

5. - мне очень дорого, и я буду стараться оправдать его.

6. - . . .

6.Если в общении между нами назревает конфликт, собеседник ...

1. - должен уступить.

2. - может рассчитывать на мою готовность помочь, уступить.

3. - не должен делать того, чего я не хочу.

4. - пусть лучше займется делом.

5. - должен его не допустить.

6. - . . .

7.Когда собеседник меня не понимает . . .

1. - значит, я плохо объясняю и должен ему помочь.

2. - я должен выслушать его точку зрения.

3. - меня это не волнует, если не мешает делу.

4. - я прекращаю с ним общаться.

5. - я буду ему объяснять, если мне это надо.

6. - . . .

8.Для меня важно, чтобы в общении со мной собеседник исходил из…

1. - моих интересов.

2. - желания не обострять отношения.

3. - того, что приятно для меня.

4. - того, что его волнует.

5. - интересов дела.

6. - . . .

9.Если собеседник перестает меня слушать . . .

1. - меня это не волнует.

2. - я обижаюсь и прекращаю разговор.

3. - значит, в этом виноват я.

4. - я пробую повлиять на него по-другому.

5. - я буду слушать его.

6. - . . .

10.Мне нравится такое общение, когда . . .

1. - оно проходит спокойно, и я согласен с собеседником.

2. - я получаю от него пользу.

3. - я чувствую, что нужен собеседнику.

4. - есть практический результат.

5. - когда я получаю удовольствие.

6. - . . .

11.Чтобя я правильно понял собеседника . . .

1. - он должен быть моим единомышленником.

2. - надо меньше разговоров, а больше дела.

3.- я должен согласиться с его точкой зрения.

4.- надо внимательно за ним наблюдать.

5.- мне надо полностью сосредоточиться на его проблемах.

6.- . . .

12.Я считаю правильным, если собеседник ожидает от меня . .

1. - согласия.

2. - того, что я намерен ему предложить.

3. - ничего не ожидает.

4. - помощи, участия.

5. - четкой и твердой позиции.

6. - . . .

13.То, что я чувствую и переживаю . . .

1. - зависит от переживаний собеседника.

2. - не должно быть заметно собеседнику.

3. - не должно мешать делу.

4.- должно быть важно для партнера, и он тоже должен переживать.

5. - не должно беспокоить собеседника.

6. - . . .

14.Я стараюсь занять в общении позицию . . .

1. -удобную для собеседника.

2. -все равно какую.

3. - сочувствующего слушателя.

4. - удобную для меня.

5. - лидера.

6. - . . .

15.Доверять собеседнику . . .

1. - можно только в очень редких случаях (если в этом есть смысл).

2. - надо, если это в интересах дела.

3. - можно, если его позиция убедительна.

4. - можно, если наши взгляды совпадают.

5. - надо, потому что это поможет ему.

6. - . . .

16.Если в общении назревает конфликт, я . . .

1. - займусь делом.

2. - постараюсь его сгладить.

3. - буду действовать в соответствии со своими интересами.

4.- уступлю, чтобы помочь собеседнику.

5. - буду доказывать свою правоту.

6.- . . .

17.В общении я исхожу из . . .

1. -стремления утвердить свою точку зрения.

2. - желания получить максимум пользы для себя.

3.- необходимости решить проблемы другого человека, помочь ему.

4. - необходимости избежать конфликта.

5. - интересов дела.

6. - . . .

18.Когда я не понимаю собеседника . . .

1. - меня это не беспокоит.

2. - я очень переживаю и ищу свою ошибку.

3. - пересматриваю свою точку зрения.

4. - значит, он плохо объясняет.

5. - буду стараться понять, если мне это надо.

6. - . . .

19 .Для меня главная цель общения . . .

1. - помочь, поддержать собеседника.

2. - решить деловой вопрос.

3. - получить удовольствие.

4. - избежать конфликта.

5. - извлечь какую-нибудь пользу.

6. - . . .

20 .Если я считаю, что собеседник не прав, то . . .

1. - я теряю к нему интерес.

2. - думаю, что могу ему помочь.

3.- буду добиваться того, чтобы он признал и исправил свою ошибку

4. - не буду обострять ситуацию.

5. - это меня не беспокоит, это его проблема.

6. - . . .


"КЛЮЧ" к опроснику.

№вопроса

Варианты ответов


1

2

3

4

5

6

1

Ал

Ав

И

К

М


2

К

Ав

М

И

Ал


3

Ал

К

М

И

Ав


4

М

И

К

Ав

Ал


5

И

М

Ав

К

Ал


6

Ав

Ал

М

И

К


7

Ал

К

И

Ав

М


8

М

К

Ав

Ал

И


9

И

Ав

Ал

М

К


10

К

М

Ал

И

Ав


11

Ав

И

К

М

Ал


12

К

М

И

Ал

Ав


13

Ал

М

И

Ав

К


14

К

И

Ал

М

Ав


15

М

И

К

Ав

Ал


16

И

К

М

Ал

Ав


17

Ав

М

Ал

К

И


18

И

Ал

К

Ав

М


19

Ал

И

Ав

К

М


20

М

Ал

Ав

К

И



Пример построения графического профиля соотношения видов НЛО.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ


Данная методика в отечественной психологической литературе часто называется методикой Q- сортировки (Q- классификации). Связано это с тем, что первоначально в ней использовался известный принцип классификации, предложенный В.Стефенсоном в 1953 году для исследования представлений субъекта о себе и об окружающих. Выполнение задания в Q- сортировке состоит в классификации испытуемым карточек с названиями свойств или особенностей личности на определенное количество групп в зависимости от степени соответствия того или иного свойства обследуемому. Позднее данный методический прием был использован для создания широкого круга диагностических методик. В частности, американские психологи Д.Сток и Х.Телен разработали список утверждений, позволяющий описать особенности поведения человека в социальной группе, в системе групповых межличностных взаимодействий.

Характеристика основных тенденций межличностного поведения в группе.

Авторы методики выделяют 6 базовых тенденций поведения, которые в совокупности характеризуют специфику установления и поддержания человеком межличностных отношений в социальной группе, специфику организации им взаимодействия с членами группы.

Тенденция к "зависимости" проявляется как внутреннее или внешнее стремление индивида к принятию групповых стандартов и норм поведения, социальных и морально-этических ценностей. Она сопряжена с уступчивостью, доверчивостью, пассивной подчиняемостью человека в межличностных контактах, с его зависимостью от группы и, в частности, от лидера, сопровождается частным проявлением конформных реакций. Тенденция к "независимость" обладает противоположными психологическими и поведенческими характеристиками. Человека отличают уверенность в себе, активное стремление к лидерству в группе или же индивидуалистическая направленность, высокая требовательность к окружающим, скептицизм в отношении к групповым нормам и ценностям, вплоть до их отрицания. Часто у такого индивида проявляется стремление противопоставить себя лидеру или проигнорировать установленные правила поведения в групповом общении.

"Общительность" проявляется в активной направленности человека на установление близких эмоциональных отношений с членами группы, в его высокой контактности, отзывчивости и откровенности, в стремлении оказать поддержку окружающим, проявить сочувствие. "Необщительность" выражается в стремлении индивида уходить от контактов, избегать эмоциональных связей с членами группы; его характеризуют закрытость, "холодность" и дистантность в общении, он не склонен проявлять сочувствие по отношению к окружающим и сам не ожидает от них дружелюбия и эмоциональной поддержки.

Тенденция к "борьбе" проявляется в стремлении человека активно участвовать в групповой жизни, в принятии групповых решений, добиваться своих целей, контролировать действия окружающих. Такой индивид старается достичь более высокого статуса в системе межличностных отношений, зачастую путем манипуляций другими, создания конфликтных ситуаций, открытого противопоставления себя лидеру. Ему свойственна уверенность в себе, непримиримость, упрямство, а иногда - жестокость. "Избегание борьбы" проявляется в стремлении уйти от конфликтного взаимодействия с членами группы, сохранить нейтралитет в групповых спорах и разногласиях. Для человека, характеризующегося данной тенденцией, свойственны склонность к компромиссным решениям и поведению, отсутствие самостоятельности, стремление избежать принятия на себя ответственности за других или за выполняемое дело.

Характеристика методики и проведение опроса.

Предлагаемый вариант методики включает в себя 60 утверждений, описывающих особенности поведения и различные чувства, которые может испытывать человек в ситуациях группового взаимодействия. Утверждения могут быть записаны на отдельных карточках или предъявлены испытуемому списком. В зависимости от этого меняется инструкция. В первом случае участнику исследования предлагается рассортировать карточки на 3 группы: первую должны составлять утверждения, соответствующие его представлению о себе как члене той или иной конкретной группы; вторую - противоречащие его представлению о себе; в третью группу попадают утверждения, относительно которых человек затрудняется выразить определенное мнение. Если утверждения предлагаются участнику исследования в виде списка, то ему требуется ответить "да" в том случае, когда утверждение соответствует его представлению о себе, "нет" - когда утверждение не соответствует его представлению, в исключительных случаях разрешается ответить "сомневаюсь".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты