Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов реагирования в конфликтах у руководящих работников

Так, анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Ценностные ориентации военнослужащих в принципе схожи, однако можно сделать разграничения среди таких терминальных ценностей как "Любовь", "Общественное признание", "Познание" и инструментальных, как "Ответственность", "Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов" и "Эффективность в делах". Это означает, что те военнослужащие, которые поставили эти ценности на низшую ступень не все испытывали такое чувство как "Любовь", работают не потому, что они хотят чего-то добиться, а потому, что так надо, и не стремятся больше знать, чтобы чего-то добиться. Такие военнослужащие, работают только для того, что это необходимо, а не для того, что этого они хотят сделать сами и сделать хорошо, они просто "отбываю срок службы" так, чтобы их не "трогали", они не стараются проявлять разумной инициативы, и, к сожалению, не пытаются сделать свою работу хорошо.

2. Таким образом мы наблюдаем следующую картину, что "Любовь", "Ответственность", "Смелость в отстаивании своего мнения" ставят на высшее место, военнослужащие, выбирающие в конфликте тип поведения "Приспособление", а такие ценности, как "Общественное признание", "Познание" и "Эффективность в делах", военнослужащие, выбирающие в конфликте тип поведения "Избегание".


Заключение


В нашей работе проблема ценностных ориентаций рассматривается в самых различных аспектах. Ее решение относится к числу острых и актуальных задач психологии.

В психологической литературе значительная часть исследований посвящена установлению коррелятивных зависимостей между ценностными ориентациями и личностными, интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями познавательных процессов (в частности, восприятия временных интервалов), а также полом и национальностью людей, параметрами социальной среды. Однако вопрос взаимосвязи ценностных ориентаций со стилями поведения в конфликтных ситуациях раскрыт недостаточно.

Изучение, а также своевременная диагностика ценностных представлений поможет избежать ряда трудностей связанных с общением руководителей. В данном исследовании нам удалось проследить взаимосвязь ценностных ориентаций со стилем поведения в конфликтных ситуациях у руководителей воинским коллективом, а именно сержантским составом, возраст которых находится в рамках 18-24 года, это юноши, попавшие в сложную атмосферу, сотрудничества и компромисса, приспособления и избежания.

Поставленная цель в ходе исследования была достигнута.

Проведя исследование, мы отметили, что ценностные ориентации влияет на поведение руководителей в конфликтных ситуациях. Сержанты ставящие на высшее место "Любовь", выбирают в конфликте тип поведения "приспособление", а такие ценности, как "общественное признание" и "познание", выбирают военнослужащие в конфликте тип поведения "избегание".

Руководителю, находящемуся в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

В нашем исследовании мы проследили, какие из пяти стилей поведения используют руководители с различными ценностными представлениями.

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой руководитель хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Проведенное исследование показало, что ценностные ориентации у руководителей воинского коллектива могут приводить к затруднениям в общении и самореализации и приводить к возникновению конфликтов.

Зная, что на данном этапе для руководителей главным является формирование ориентации на выполнение приказа и положительных взаимоотношений в коллективе, а остальные ценности и конфликтность мешает положению их в социуме и не дает возможности для самореализации. Таким образом, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения конфликтных ситуаций.

Изучение взаимосвязи позволяет проследить причину возникновения конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения у руководителей.


Список использованных источников


1.       Албастова, Л.Н. Технология эффективного менеджмента/Л.Н. Албастова. - М.: Издательство ПРИОР, 1998, - 288 с.

2.       Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник/А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с. Стр.285-295.

3.       Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте: Учебное пособие.2-е изд. /Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.; с.45.

4.       Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416 с.

5.       Габдулина, Л.И. Стиль педагогического общения и его ценностно-смысловые и когнитивные детерминанты. Дис…канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1999.

6.       Гительмахер, Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными/Р.Б. Гительмахер. - Иваново, Изд-во Феникс, 1994. - 290 с.

7.       Головаха, Е.И. Психология человеческого взаимопонимания/Е.И. Головаха, Н.В. Панина. - М.: Издательский центр "Академия", 1989. - 234 с.

8.       Гребенников, Н.В. “Основы семейной жизни”/Н.В. Гребенников. - М.: Эксмо, 1991, - 345 с.

9.       Дворсков, К.П., О стиле и культуре руководства/К.П. Дворсков, С.А. Ширяев. - Новосибирск, Экономист, 1995. - 214 с.

10.     Дж.Г. Скотт. "Конфликты. Пути их преодоления"/Дж.Г. Скотт. - Киев, ЮКСА, 1991. - 235 с.

11.     Журавлев, А.Л., [и др.] Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом/А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин. - М.: Экономика, 1976. - 458 с.

12.     Зеркин, Д.П. "Основы конфликтологии" Курс лекций/Д.П. Зеркин. - , Ростов н/Д: "Феникс". 1998. - 480с

13.     Князева, М.Н. Конфликт/М.Н. Князева. - ЭКО, 1992г, №2, стр.56.

14.     Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев. - М.: Экономика, 1978. - 360 с.

15.     Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко. - М.: 1996. - с.389

16.     Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - М.: Эксмо, 1994 - 456 с.

17.     Кричевский, Р.Л. Если вы - руководитель... / Р.Л. Крический. - М.: Дело, 1993. - 151 с.

18.     Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮТА, 1997 - 654 с.

19.     Леонов, Н.И. Основы конфликтологии. Учебное пособие/ Н.И. Леонов. - Ижевск: Удмуртский Университет, 2000 - 573 с.

20.     Леонтьев, Д.А. "Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании... ", Психологическое обозрение #1, 1998. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций/Д.А. Леонтьев. - М.: Эксмо, 1991 - 439 с.

21.     Методические рекомендации офицерам по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. - Мн.: Воениздат, 2006. - 43 с.

22.     Мучински, П. Психология, профессия, карьера. - 7-е изд / П. Мучински. - СПБ.: Питер, 2004. - 539 с.

23.     Носкова, О.Г. Психология труда: Учебное пособие для студ. высш. учебн. Заведений / Под ред. Е.А. Климова / О.Г. Носкова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 384 с.

24.     Обозов, Н.Н. Межличностные отношения/Н.Н. Обозов. - Л.: "Регата", 1979 - 238 с.

25.     Общая психология / Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 - 862 с.

26.     Психология личности. Учебное пособие/под ред. проф.П.Н. Ермакова, проф.В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. - 653 с.

27.     Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.: ил. - (Серия "Учебник для вузов").

28.     Райгородский, Д.Я. Психология семьи. Учеб. Пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2000 - 752с.

29.     Ратников, В.П. Конфликтология / В.П. Ратников. - М.: Юнити, 2001. - 673 с.

30.     Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с.

31.     Холмс, П "Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений"/ П. Холмс. - М.: Эксмо, 1999. - 277с


Приложения


Приложение 1

 

Составные части конфликта


Приложение 2

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. РОКИЧ)

ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас Вам будет предъявлен набор суждений. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана как отдельное суждение. Внимательно изучите суждения и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима - поместите ее на первое место, поставив напротив №1 номер выбранной ценности (например, 1-9). Затем выберите вторую по значимости ценность и пометите ее вслед за первой (например, 2-3). Затем проделайте это же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Список А (терминальные ценности).

1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом)

3. здоровье (физическое и психическое)

4. интересная работа

5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

8. наличие хороших и верных друзей

9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

13. развлечения (приятное необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

15. счастливая семейная жизнь

16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

17. творчество (возможность творческой деятельности)

18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Список Б (инструментальные ценности).

1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах.

2. Альтруизм (бескорыстная забота о благе других)

3. Воспитанность (хорошие манеры)

4. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

5. Жизнерадостность (чувство юмора)

6. Исполнительность (дисциплинированность)

7. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

8. Непримиримость к недостаткам (своим и чужим)

9. Образованность (широта знаний высокая общая культура)

10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

16. Честность (правдивость, искренность)

17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

18. Чуткость (заботливость)

Достоинства методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы.

В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?

Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?

Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

…. через 5 или 10 лет?

Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, альтруистические ценности; и ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить одной закономерности, модно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.


Приложение 3

ТЕСТ ОПИСАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ К. ТОМАСА

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти (соревнование, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Опросник

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и своих.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я старюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с ем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и разногласия.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Часто я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для всех.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точки зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно старюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

КЛЮЧ

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособ-ление

1




А

Б

2


Б

А



3

А




Б

4



А


Б

5






6

Б



А


7



Б

А


8

А

Б




9

Б



А


10

А


Б



11

А




Б

12




Б

А

13

Б


А



14

Б

А




15




Б

А

16

Б




А

17

А



Б


18



Б


А

19


А


Б


20


А

Б



21


Б



А

22

Б


А



23


А


Б


24



Б


А

25

А




Б

26


Б

А



27




А

Б

28

А

Б




29



А

Б


30



А

Б



Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты