Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников

Особенности сангвиника значительно связаны с таким статусов личности в группе как «звезды» (r = 0.59**). Это яркие личности. Они живо, энергично откликаются на все, обладают живой мимикой и выразительными движениями. Способны быстро сосредотачиваться.

Выявленная в ходе эксперимента взаимосвязь холерик и «предпочитаемые» (r = 0.61**). Холерики не такие яркие, как сангвиники, но тоже занимают высокое положение в классе. Младшие школьники с этим типом темперамента не сдержаны, не терпеливы, вспыльчивы. Возможно холериков не поставили в статус «звезд» из-за их чрезмерной неуравновешенности и не сдержанности, что не всем нравится.

Значительная корреляция получена между флегматиками и таким статусом в группе как «изолированные» (r = 0.69 **). Эти школьники находятся в «золотой» середине, их трудно рассмешить и трудно опечалить. У них бедная мимика, движения не выразительные, замедленные, также как и речь. При всем этом они более работоспособны по сравнению с другими типами темперамента.

Выявлена значимая связь(r = 0.54**) между меланхоликами и «изолированные». Эти учащиеся слабые во всех отношениях: и по возбуждению и по торможению. Они могут долго не возбуждаться или потом долго не тормозиться в своём поведении. К тому же они, как и флегматики более ригидны, испытывают затруднения, связанные с изменениями условий жизни и деятельности. Вместе с тем они более эмоциональны, более чувствительны к переживаниям своим и окружающих людей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В современной психологической литературе достаточно много говорится о проблеме межличностных отношений младших школьников, о их взаимосвязи с такими характеристиками темперамента как экстраверсия - интроверсия. В данной работе нам предстояло ответить на вопрос о том, существует ли взаимосвязь между экстраверсией - интроверсией и межличностными отношениями в группе подростков.

Результаты нашего исследования подтверждают взаимосвязь экстраверсии - интроверсии и статусного положения ученика в коллективе.

В ученическом коллективе средней общеобразовательной школе учащиеся с I и II статусным положением чаще имеют экстравертированный тип темперамента с высоким уровнем эмоциональной стабильностью.

В нашей выборке наибольшее число учащихся с типом темперамента «сангвиник» и очень малое количество «меланхоликов». По статусу личности в классе больше наблюдается «оттесненных» и очень мало «отвергнутых».

С помощью корреляционного анализа была установлена взаимосвязи между экстраверсией - инверсией и статусным положением ребёнка.

Существует связь между типами темперамента и статусом личности в классе. Наибольшая взаимосвязь получена между меланхоликом и отвергнутыми. Холерик тесно коррелирует с «предпочитаемыми». Сангвиник значительно связан со «звездами», а флегматик взаимосвязан с «изолированными» и «оттесняемыми».

Таким образом, проведённое исследование подтвердило нашу гипотезу.

Выводы

В младшем школьном возрасте ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Появляется новый коллектив, с которым возникают новые социальные связи. Эти связи образуются на основе разнообразных видов общения, а также на основе типов темперамента.

1) Анализ психолого-педагогической литературы говорит о том, что под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, не зависимо от ее содержания, целей, мотивов, остается постоянным в зрелом возрасте и взаимосвязи характеризует тип темперамента.

2) Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественных отношений.

3) Наше экспериментальное исследование показало, что у учащихся изучаемых классов ярко выражена следующая иерархия типов темперамента: сангвиник (56%); холерик (20,9%); флегматик (15,8%); меланхолик (10,7%).

4) Среди младших школьников, из нашей выборки больше всего «выбираемых (50,7%); «отвергаемых» (6,3%); «изолированных» (6,9%).

5) Результаты математической обработки количественных данных нашего исследования показали, что существует значимая положительная корреляция между экстраверсией - интроверсией и статусом личности в ученическом классе. Наибольшая взаимосвязь получена между меланхоликом и «отвергнутыми» (r = 0.69**), холериком и «предпочитаемыми» (r = 0.61**), сангвиником и «звездами» (r = 0.53**), флегматиками и «выбираемыми» (r = 0.48**), флегматиком и «изолированными» (r = 0.54**).

Таким образом, проведённое исследование позволяет предложить некоторые практические рекомендации педагогам, директорам школ, родителям учащихся.

Рекомендации

Таким образом, проведённое исследование позволяет предложить некоторые практические рекомендации педагогам, директорам школ, родителям учащихся. См. Приложение 3.

1) Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном воздействии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые надо решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирать посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.

2) Коллектив - динамичная система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог, начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с учениками.

3) Показатель правильного руководства - наличие в коллективе общего мнения по всем вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый учащийся не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

4) Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений - неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные и временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Вот почему в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов и типов темперамента самих учащихся. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.

5) Положение ученика в коллективе зависит не только от особенностей темперамента школьника, но и от норм принятых в коллективе отношений. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом - в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.

6) На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится о разнообразии характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.


ЛИТЕРАТУРА

1.       Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб.пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

2.       Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. - 2007. - № 2.

3.       Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.

4.       Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. - 512 с.

5.       Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Питер, 2008.

6.       Бодалев А.А. Психологическая диагностика. - М.: Академия, 2009. - 132 с.

7.       Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 528 с.

8.       Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.

9.       Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 2004. - 144 с.

10.     Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: МАСС МЕДИА, 2005.

11.     Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.

12.     Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2009. - 384 с.

13.     Зоуир А.Али Рашид. Кроскультурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Автореф. канд. дисс. - СПб., 2009.

14.     Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В.Антоновой. - М., 2005.

15.     Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. Канд. Дисс. - СПб., 2006.

16.     Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с.

17.     Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010.

18.     Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности //Начальная школа, 2001. - № 5. - С. 78-79.

19.     Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.

20.     Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов. В 3 кн. Кн. 2. - М.: ВЛАДОС, 2009.

21.     Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд-во МГУ, 2001. - 151 с.

22.     Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: МГУ, 2007. - 303 с.

23.     Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 480 с.

24.     Осницкий А.К. Проблемы субъективной активности //Вопросы психологии. - 2006. - № 1.

25.     Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики: методические рекомендации // Под ред. Н.В. Аликиной. - Киев, 2001.

26.     Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. - 2006. - №1. - С. 20-33.

27.     Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К. Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.

28.     Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы.- М., 2008. - 141 с.

29.     Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред. М.К.Тутушкиной. - СПб.: Дидактика Плюс, 2010. - 351 с.

30.     Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 2000. - 45 с.

31.     Психическое состояние и эффективность деятельности. - М., 1983.

32.     Психодиагностика: теория и практика /Общ. ред. Н.Ф.Талызиной. - М., 2008. - 207 с.

33.     Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М.Гуревича. - М., 2001. - 232 с.

34.     Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. - М.: Владос, 2001. - Т.1. - 312 с.

35.     Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - 365с.

36.     Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2002. - 656 с.

37.     Психология. Учебник /Под общ. ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 672 с.

38.     Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.

39.     Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности //Ананьевские чтения. - СПб., 2007.

40.     Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности //Ананьевские чтения-98. - СПб., 2008.

41.     Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 2004. - 320 с.

42.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

43.     Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 208 с.

44.     Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 2006.

45.     Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей//Вопросы психологии. - 2005. -№6. -С. 104-112.

46.     Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Р.-н/Д.: Феникс, 2001. - 704 с.

47.     Уманский Л.И. Некоторые типологические различия в игровых действиях детей //Доклады АПН РСФСР. -2001. - № 3. -С. 61-64.

48.     Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 57-62.

49.     Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 12-21.

50.     Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М. Академия, 2007.

51.     Фонтана Д. Ваш ребенок растет. - В 2 книгах. - Пер. с англ. Н.Гладышевой и С.Мурина. - М.: Новости, 2004. - 400 с.

52.     Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под редакцией Дубровиной И.В. - М. Педагогика, 2007.

53.     Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы.- М., 2003.

54.     Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Совершенство, 2008. - 432 с.

55.     Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. - Киев, 2003. - 144 с.

56.     Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей //Дошкольное воспитание. -2006. - № 5. - С. 38-42.

57.     Чудновский В.Э. О специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. - М., 2007. - T.V. - С. 58-73.

58.     Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социс, 2002. - № 5. - С. 95-98.

59.     Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. - М.: Педагогика, 2003.

60.     Щербаков Н. Ю. О понятиях индивидуальности и индивидуализации // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. - СПб., 2008.

61.     Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2007. - 304 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Социометрическая карточка

Ф.И. _________________________

Школа ___ Класс ______

Дата исследования_______________

Критерии

Выборы

1. Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения?

2. Кого бы ты не пригласил к себе на день рождения?

3. С кем бы участвовал в школьном мероприятии?

4. Кого бы ты не взял для участия в мероприятии?



Результаты тестирования младших школьников двух независимых выборок по социометрической методике (4 «А» класс)


№ п/п

Кто выбирает: фамилия испытуемого

I - члены: кого выбирают


J - члены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1.

Наталья Д.




+


















2.

Лена П.






+
















3.

Алена Д.






+
















4.

Дима С.






















5.

Марина М.






















6.

Ирина С.




2


















7.

Света К.













2









8.

Эльза Г.













3







2


9.

Антон Б.












2








3

1

10.

Милана Т.








3












2


11.

Анатолий Я.






















12.

Нихат А.





















3

13.

Екатерина Т.






















14.

Костя М.











3






2




1

15.

Артем И.




3

















1

16.

Виталий С.









1






2


3





17.

Андрей П.






















18.

Таня Ч.






















19.

Ольга Ч.






















20.

Ксения В.






















21.

Павел Г.












1










Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты