Как правило, борьба с мнимым авторитетом - дело сложное, требующее вдумчивого подхода, педагогического мастерства. Неумелые действия руководителя в отношении лиц, обладающих ложным авторитетом, нередко приводят к усилению их позиций. Те или иные конкретные воспитательные меры зависят от вида ложного авторитета, причин его возникновения и основ утверждения. Поэтому в каждом конкретном случае офицер должен внимательно разобраться в характере отрицательной ситуации и только после этого принимать соответствующие меры. Но главное в решении этой сложной педагогической проблемы - формирование у военнослужащих адекватных представлений о жизненных ценностях и соответствующего коллективного мнения.
Выводы
1. Существуют несколько теоретических подходов к изучению личности: Комплексный подход к изучению личности Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым; Системный подход к социальной психологии личности (Б.Ф.Ломов); Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологииличности (С.Л. Рубинштейн); Деятельностный подход к психологии личности, разработан А.Н. Леонтьевым; Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов - А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Б. Д. Парыгина - на структуру личности.
2. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктуры.
3. В настоящее время, рассматривая структуру психических явлений, принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства.
4. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественно-качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, способности, характер, мастерство. У разных людей уровень развития этих свойств различен, что вместе с особенностями развития психических процессов и преобладающих (наиболее характерных для человека) психических состояний определяет неповторимость человека, его индивидуальность, что отражается в чертах личности и особенностях его поведения.
5. Лидер - это член группы, коллектива, общности, авторитетная личность, завоевавшая авторитет и право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности.
6. В социальной психологии существуют разнообразные классификации стиля руководства. В отношении офицеров Вооруженных сил чаще всего используется следующая классификация: истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и демократичности; преимущественно авторитарный; преимущественно либеральный; псевдоавторитетный. К числу основных личностных качеств, которые определяют возможность формирования истинного авторитета офицера, следует отнести его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принять обоснованное решение.
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи свойств личности и лидерских качеств военнослужащих
2.1 Организация исследования
Теоретически мы уже исследовали нашу тему курсовой работы, теперь докажем нашу гипотезу о том, что высокая нормативность поведения военнослужащего помогает добиваться лидерства в воинском коллективе.
Предметом нашего исследования выступили свойства личности и лидерские качества военнослужащего.
Исследование проводилось на базе войсковой части 18662 г.Жодино. количество испытуемых составило 95 военнослужащих, средний возраст которых составил 18-22 года.
На первом этапе мы проводили
а) Тест Кэттелла (16PF-опросник).
б) Социометрия.
в) методика «Лидер».
На втором этапе мы проводили качественную и количественную обработку результатов.
На третьем этапе мы статистически доказывали нашу гипотезу коэффицентом раноговой корреляции rs Спирмена.
2.2 Методы и методики исследования
Тест Кэттелла (16PF-опросник)
Многофакторный опросник личности опубликован Р.Б. Кэттелом в 1949 г. и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации [5; c. 53].
Опросник и лист ответов прилагаются. Приложение 1.
Социометрия
Социометрия - это метод социальной психологии, разработанный Дж.Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Цели социометрической процедуры: 1) изменение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований и их лидеров. Данные социометрии по изменению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающей из-за взаимной неприязни [5; c. 242]. Более подробное описание методики в Приложении 2.
Методика «Лидер»
Предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером.
В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один [23; c. 12].
Более подробное описание методики в Приложении 3.
2.3 Анализ и интерпретация результатов
И так, мы провели методику Кеттела, Социометрия и Методику «Лидер» с военнослужащими войсковой части 18662 - 95 военнослужащих.
На первом этапе мы проводили Социометрию. По результатам Социометрии мы видим, что в нашем подразделении 17 военнослужащих лидеры. Такое количество можно объяснить тем, что батальон (войсковая часть 18662) разделен на роты, а роты на взвода, таким образом: в 1-й роте - 6 взводов - 32 человека; во 2-й роте - 4 взвода - 23 человека; в 3-й роте - 4 взвода - 22 человека; в 4-й роте - 3 взвода - 18 человек. Таким образом, в каждом взводе имеется свой лидер.
Анализ социометрического исследования в войсковой части 18662
|
1 рота Лидер - 6 человек Отвергнутые - 7 человек |
3 рота Лидер - 4 человек Отвергнутые - 5 человек |
|
2 рота Лидер - 4 человек Отвергнутые - 4 человек |
4 рота Лидер - 3 человек Отвергнутые - 2 человек |
ВСЕГО по батальону
Лидеров - 17 человек
Отвергнутых - 18 человек
Бланки тестирования в Приложении 4.
На втором этапе мы проводили методику Кеттела для определения индивидуально-психологических особенностей человека.
Анализ исследования в войсковой части 18662 по методике Кеттела
|
№ п/п |
MD |
A |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
J |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
|
1 |
8 |
11 |
7 |
11 |
9 |
5 |
11 |
10 |
7 |
4 |
3 |
8 |
5 |
8 |
3 |
8 |
6 |
|
2 |
7 |
7 |
6 |
6 |
8 |
11 |
6 |
6 |
5 |
9 |
10 |
7 |
9 |
7 |
9 |
6 |
7 |
|
3 |
8 |
9 |
7 |
6 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
5 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
5 |
8 |
|
4 |
5 |
8 |
7 |
9 |
9 |
8 |
6 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
5 |
6 |
6 |
3 |
8 |
7 |
8 |
7 |
6 |
8 |
5 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
|
6 |
7 |
6 |
7 |
5 |
6 |
9 |
4 |
4 |
7 |
9 |
11 |
7 |
11 |
7 |
11 |
6 |
7 |
|
7 |
7 |
12 |
8 |
11 |
6 |
5 |
11 |
11 |
6 |
3 |
4 |
7 |
4 |
7 |
4 |
6 |
7 |
|
8 |
9 |
7 |
3 |
7 |
7 |
7 |
5 |
5 |
5 |
7 |
5 |
9 |
7 |
9 |
7 |
5 |
9 |
|
9 |
9 |
9 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
9 |
6 |
6 |
9 |
6 |
9 |
6 |
5 |
9 |
|
10 |
8 |
6 |
7 |
7 |
8 |
10 |
7 |
6 |
8 |
9 |
10 |
8 |
10 |
8 |
10 |
7 |
8 |
|
11 |
8 |
12 |
6 |
12 |
8 |
4 |
11 |
12 |
8 |
4 |
5 |
8 |
4 |
8 |
4 |
6 |
8 |
|
12 |
9 |
11 |
6 |
11 |
5 |
5 |
10 |
11 |
9 |
4 |
3 |
9 |
3 |
9 |
3 |
9 |
9 |
|
13 |
7 |
5 |
7 |
4 |
5 |
9 |
4 |
4 |
7 |
10 |
11 |
7 |
11 |
7 |
12 |
8 |
7 |
|
14 |
6 |
7 |
6 |
7 |
8 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
5 |
6 |
7 |
6 |
7 |
8 |
6 |
|
15 |
6 |
6 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
9 |
6 |
|
16 |
7 |
4 |
8 |
3 |
8 |
10 |
6 |
4 |
7 |
11 |
10 |
7 |
9 |
7 |
11 |
7 |
7 |
|
17 |
6 |
10 |
5 |
11 |
7 |
6 |
10 |
10 |
6 |
3 |
4 |
6 |
3 |
6 |
3 |
6 |
6 |
|
18 |
8 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
5 |
8 |
7 |
5 |
8 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
19 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
4 |
7 |
11 |
10 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
|
20 |
5 |
7 |
6 |
6 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
5 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
6 |
5 |
|
21 |
5 |
6 |
8 |
9 |
9 |
8 |
6 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
7 |
5 |
5 |
8 |
5 |
|
22 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
7 |
6 |
8 |
5 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
8 |
8 |
|
23 |
6 |
11 |
6 |
10 |
5 |
5 |
10 |
12 |
6 |
3 |
3 |
6 |
3 |
6 |
4 |
5 |
6 |
|
24 |
8 |
6 |
5 |
7 |
6 |
8 |
7 |
6 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
6 |
5 |
8 |
|
25 |
7 |
11 |
6 |
10 |
5 |
5 |
12 |
11 |
7 |
5 |
4 |
7 |
3 |
7 |
4 |
8 |
7 |
|
26 |
6 |
8 |
5 |
7 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
27 |
7 |
4 |
8 |
3 |
8 |
10 |
6 |
4 |
7 |
11 |
10 |
7 |
9 |
7 |
11 |
7 |
7 |
|
28 |
6 |
11 |
5 |
11 |
6 |
6 |
11 |
11 |
6 |
4 |
5 |
6 |
3 |
6 |
3 |
7 |
6 |
|
29 |
5 |
12 |
6 |
11 |
8 |
5 |
11 |
10 |
5 |
4 |
3 |
5 |
3 |
5 |
4 |
6 |
5 |
|
30 |
5 |
11 |
6 |
11 |
7 |
4 |
9 |
10 |
5 |
4 |
6 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
|
31 |
5 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
8 |
6 |
5 |
7 |
8 |
5 |
7 |
5 |
7 |
6 |
5 |
|
32 |
6 |
8 |
5 |
6 |
5 |
8 |
6 |
7 |
5 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
8 |
5 |
6 |
|
33 |
6 |
8 |
8 |
7 |
6 |
8 |
7 |
6 |
8 |
8 |
7 |
6 |
7 |
6 |
8 |
5 |
6 |
|
34 |
7 |
9 |
7 |
6 |
5 |
9 |
4 |
4 |
6 |
9 |
4 |
7 |
6 |
7 |
9 |
5 |
7 |
|
35 |
5 |
7 |
7 |
7 |
5 |
7 |
8 |
6 |
8 |
7 |
8 |
5 |
7 |
5 |
7 |
6 |
5 |
|
36 |
8 |
12 |
6 |
12 |
5 |
5 |
11 |
12 |
7 |
4 |
5 |
8 |
3 |
8 |
3 |
6 |
8 |
|
37 |
9 |
7 |
5 |
7 |
6 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
7 |
9 |
7 |
7 |
9 |
|
38 |
9 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
5 |
8 |
6 |
9 |
8 |
9 |
8 |
5 |
9 |
|
39 |
7 |
4 |
8 |
3 |
8 |
10 |
6 |
4 |
7 |
11 |
10 |
7 |
9 |
7 |
11 |
7 |
7 |
|
40 |
9 |
12 |
5 |
12 |
5 |
5 |
12 |
12 |
5 |
3 |
4 |
9 |
5 |
9 |
6 |
9 |
9 |
|
41 |
7 |
7 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
7 |
5 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
9 |
7 |
|
42 |
7 |
8 |
8 |
8 |
6 |
8 |
6 |
8 |
5 |
8 |
6 |
7 |
8 |
7 |
8 |
8 |
7 |
|
43 |
7 |
4 |
8 |
3 |
8 |
10 |
6 |
4 |
7 |
11 |
10 |
7 |
9 |
7 |
11 |
7 |
7 |
|
44 |
5 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
5 |
7 |
5 |
7 |
9 |
5 |
|
45 |
7 |
8 |
4 |
8 |
6 |
8 |
6 |
8 |
6 |
8 |
6 |
7 |
8 |
7 |
8 |
7 |
7 |
|
46 |
7 |
4 |
8 |
3 |
8 |
10 |
6 |
4 |
7 |
11 |
10 |
7 |
9 |
7 |
11 |
7 |
7 |
|
47 |
5 |
12 |
4 |
11 |
6 |
6 |
11 |
10 |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
6 |
5 |
|
48 |
7 |
7 |
6 |
7 |
5 |
7 |
8 |
7 |
5 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
5 |
7 |
|
49 |
8 |
8 |
5 |
8 |
5 |
8 |
6 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
50 |
7 |
12 |
5 |
11 |
5 |
5 |
11 |
11 |
6 |
6 |
5 |
7 |
4 |
7 |
4 |
6 |
7 |
|
51 |
6 |
|
7 |
|
6 |
|
|
|
6 |
|
|
6 |
|
6 |
|
8 |
6 |
|
52 |
8 |
12 |
7 |
10 |
6 |
4 |
10 |
9 |
5 |
4 |
5 |
8 |
4 |
8 |
3 |
7 |
8 |
|
53 |
8 |
11 |
7 |
11 |
5 |
4 |
12 |
11 |
5 |
3 |
3 |
8 |
3 |
8 |
3 |
6 |
8 |
|
54 |
7 |
4 |
8 |
3 |
8 |
10 |
6 |
4 |
7 |
11 |
10 |
7 |
9 |
7 |
11 |
7 |
7 |
|
55 |
6 |
7 |
5 |
7 |
8 |
7 |
8 |
6 |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
6 |
7 |
6 |
6 |
|
56 |
5 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
6 |
7 |
6 |
8 |
6 |
5 |
8 |
5 |
8 |
5 |
5 |
|
57 |
5 |
8 |
8 |
8 |
5 |
8 |
7 |
6 |
5 |
8 |
7 |
5 |
8 |
5 |
8 |
5 |
5 |
|
58 |
7 |
4 |
8 |
3 |
8 |
10 |
6 |
4 |
7 |
11 |
10 |
7 |
9 |
7 |
11 |
7 |
7 |
|
59 |
6 |
4 |
8 |
3 |
8 |
10 |
6 |
4 |
6 |
11 |
10 |
6 |
9 |
6 |
11 |
6 |
6 |
|
60 |
7 |
7 |
6 |
7 |
6 |
7 |
8 |
7 |
5 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
5 |
7 |
|
61 |
8 |
8 |
5 |
8 |
8 |
8 |
6 |
8 |
5 |
8 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
5 |
8 |
|
62 |
6 |
4 |
7 |
4 |
7 |
9 |
5 |
5 |
7 |
9 |
11 |
6 |
10 |
6 |
10 |
7 |
6 |
|
63 |
7 |
8 |
6 |
6 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
5 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
6 |
7 |
|
64 |
8 |
7 |
5 |
9 |
9 |
8 |
6 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
7 |
5 |
5 |
6 |
8 |
|
65 |
9 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
7 |
6 |
8 |
5 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
5 |
9 |
|
66 |
9 |
8 |
7 |
6 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
5 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
5 |
9 |
|
67 |
7 |
8 |
8 |
9 |
9 |
8 |
6 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
7 |
5 |
5 |
7 |
7 |
|
68 |
6 |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
6 |
8 |
5 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
|
69 |
5 |
8 |
6 |
6 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
5 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
6 |
5 |
|
70 |
7 |
8 |
3 |
9 |
9 |
8 |
6 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
7 |
5 |
5 |
5 |
7 |
|
71 |
7 |
11 |
7 |
12 |
5 |
4 |
11 |
11 |
6 |
3 |
4 |
7 |
3 |
7 |
4 |
5 |
7 |
|
72 |
8 |
8 |
6 |
7 |
5 |
7 |
8 |
6 |
5 |
8 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
|
73 |
8 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
6 |
7 |
5 |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
6 |
8 |
|
74 |
9 |
8 |
3 |
8 |
6 |
8 |
7 |
6 |
5 |
8 |
6 |
9 |
8 |
9 |
8 |
6 |
9 |
|
75 |
9 |
8 |
3 |
9 |
8 |
9 |
4 |
4 |
6 |
8 |
7 |
9 |
8 |
9 |
8 |
5 |
9 |
|
76 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
8 |
6 |
6 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
5 |
7 |
|
77 |
6 |
7 |
8 |
8 |
6 |
8 |
6 |
7 |
5 |
7 |
8 |
6 |
7 |
6 |
7 |
7 |
6 |
|
78 |
7 |
8 |
6 |
8 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8 |
6 |
7 |
8 |
7 |
8 |
6 |
7 |
|
79 |
8 |
3 |
4 |
3 |
5 |
9 |
4 |
4 |
5 |
9 |
7 |
8 |
11 |
8 |
12 |
5 |
8 |
|
80 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
6 |
5 |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
8 |
5 |
8 |
|
81 |
7 |
7 |
3 |
7 |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7 |
|
82 |
8 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
6 |
7 |
6 |
8 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
6 |
8 |
|
83 |
6 |
8 |
6 |
8 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
9 |
4 |
6 |
9 |
6 |
8 |
8 |
6 |
|
84 |
8 |
8 |
6 |
8 |
5 |
8 |
7 |
6 |
5 |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
|
85 |
7 |
3 |
5 |
4 |
7 |
8 |
4 |
3 |
5 |
7 |
8 |
7 |
9 |
7 |
9 |
6 |
7 |
|
86 |
7 |
8 |
5 |
8 |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
5 |
7 |
|
87 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
8 |
6 |
7 |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
6 |
7 |
6 |
6 |
|
88 |
6 |
8 |
6 |
8 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8 |
6 |
6 |
8 |
6 |
8 |
5 |
6 |
|
89 |
5 |
8 |
7 |
8 |
5 |
9 |
4 |
4 |
5 |
8 |
7 |
5 |
8 |
5 |
8 |
5 |
5 |
|
90 |
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
9 |
3 |
5 |
5 |
7 |
7 |
5 |
8 |
5 |
8 |
5 |
5 |
|
91 |
7 |
4 |
8 |
3 |
6 |
8 |
5 |
4 |
7 |
8 |
8 |
7 |
9 |
7 |
10 |
6 |
7 |
|
92 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
|
93 |
5 |
9 |
8 |
6 |
5 |
8 |
3 |
3 |
6 |
7 |
9 |
5 |
10 |
5 |
12 |
5 |
5 |
|
94 |
6 |
8 |
6 |
8 |
5 |
7 |
8 |
6 |
5 |
7 |
8 |
6 |
8 |
6 |
8 |
5 |
6 |
|
95 |
5 |
7 |
6 |
7 |
7 |
8 |
6 |
7 |
5 |
8 |
6 |
5 |
7 |
5 |
7 |
8 |
5 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9