Средние значения (4-7 стенов) раскрывают особенности отношения к своему "Я" в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существованиях, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности "Я" ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.
Низкие значения (1-3 стена) описывают веру субъекта в подвластность своего "Я" внешним обстоятельствам. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодолевания внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением.
4. Шкала "Отраженное самоотношение" характеризует представление субъекта о способности вызывать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.
Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов.
Средние значения (4-7 стенов) означают избирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь не определенные качества, не определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражения и неприятие.
Низкие значения (1-3 стена) указывают на то, что человек относится к себе, как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидаются.
5. Шкала "Самоценность" предает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного "Я" для других.
Высокие значения (8-10 стенов) принадлежат человеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира. Человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес.
Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательное отношение к себе. Человек склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызывать ощущения малоценности, личностной несостоятельности.
Низкие значения (1-3 стена) говорят о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного "Я". Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности.
6. Шкала "Самопринятия" позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятие себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.
Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют склонность воспринимать все стороны своего "Я", принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать себя плохим человеком.
Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.
Низкие значения (1-3 стена) указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения.
7. Шкала "Самопривязанность" выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.
Высокие значения (8-10 стенов) отражают высокую ригидность "Я" - концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия может быть также высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке.
Средние значения (4-7 стенов) указывают на избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других.
Низкие значения (1-3 стена) фиксируют высокую готовность к изменению "Я" - концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального "Я". Желание развивать и совершенствовать собственное "Я" ярко выражено, источником чего может быть неудовлетворенность собой. Легкость изменения представлений о себе.
8. Шкала "Внутренняя конфликтность" определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии.
Высокие значения (8-10 стенов) соответствует человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим "Я", стремиться к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между "Я" идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источником своих достижений и неудач считает преимущественно себя.
Средние значения (4-7 стенов) характерны для человека, у которого отношение к себе, установка видеть себя зависят от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдается положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов.
Низкие значения (1-3 стена) наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом возможно отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя.
9.Шкала "Самообвинение" характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего "Я".
Высокие значения (8-10 стенов) можно понаблюдать у тех, кто видит в себе, прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного "Я" в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей.
Средние значения (4-7 стенов) указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.
Низкие значения (1-3 стена) обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного "Я" осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетается с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.
Тексты опросников и методик приведены в Приложении.
2.3 Методы математической статистики
1. Определялись статистические характеристики показателей:
M - средние значения,
S - стандартные отклонения,
q - средние ошибки
(Урбах В.Ю., 1963; Суходольский Г.В., 1972).
Среднее значение рассчитывалось по следующей формуле:
(2.1) |
|
где x - переменная, а N - размер выборки.
Стандартное отклонение вычисляется с использованием "несмещенного" или "n-1" метода и имеет формулу следующего вида:
(2.2) |
|
где x - выборочное среднее значение, а n - размер выборки (по справке Excel-7.0 от Microsoft® Office).
Стандартная ошибка вычислялась по следующей формуле:
(2.3) |
|
где S - стандартное отклонение, а N - размер выборки.
2. Рассчитывался коэффициент линейной корреляции по Пирсону (Урбах В.Ю., 1964; Суходольский Г.В., 1972).
Предполагается, что между свойствами Х и У имеется синергическая связь, если корреляция положительна и статистически значимая, и, наоборот, связь контрэргичная, если корреляция отрицательная.
(2.4) |
|
где n - количество испытуемых; - средние значения x и y; - стандартные отклонения. В результате получали корреляционные матрицы.
Перейдем к рассмотрению результатов математико-статистической обработки эмпирических данных.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Анализ корреляционно-статистических связей самооценки и адаптации
Для исследования индивидуальных особенностей адаптационных механизмов психики применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Таблица 1. Статистические характеристики по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
№№ |
M |
S |
q |
Ад |
135,67 |
16,73 |
2,47 |
ДАд |
70,72 |
24,78 |
3,65 |
Лж |
27,41 |
8,07 |
1,19 |
ПС |
47,70 |
7,64 |
1,13 |
НПС |
13,87 |
8,51 |
1,26 |
ПД |
22,35 |
4,06 |
0,60 |
НПД |
15,22 |
6,40 |
0,94 |
ЭК |
27,89 |
7,00 |
1,03 |
ЭД |
12,02 |
6,85 |
1,01 |
ВтК |
54,83 |
8,93 |
1,32 |
ВшК |
17,48 |
7,23 |
1,07 |
Дмн |
10,30 |
3,35 |
0,49 |
Вдм |
17,63 |
5,07 |
0,75 |
Эск |
14,96 |
3,50 |
0,52 |
A |
68,07 |
10,93 |
1,61 |
S |
57,04 |
23,72 |
3,50 |
L |
53,16 |
17,93 |
2,64 |
E |
46,48 |
29,71 |
4,38 |
I |
65,22 |
13,40 |
1,98 |
D |
64,59 |
11,88 |
1,75 |
Примечание:
общие шкалы: Ад - адаптивность, ДАд - дезадаптивность, Лж - лживость, ПС - принятие себя, НПС - непринятие себя, ПД - принятие других, НПД - непринятие других, ЭК - эмоциональный комфорт, ЭД - эмоциональный дискомфорт, ВтК - внутренний контроль, ВшК - внешний контроль, Дмн - доминирование, Вдм - ведомость, Эск - эскапизм;
интегральные шкалы: A - адаптация, S - самовосприятие, L - принятие других, E - эмоциональная комфортность, I - интернальность, D - стремление к доминированию;
статистические показатели: M - среднее значение, S - стандартное отклонение, q - стандартная ошибка. N=46 чел.
Как видно из таблицы, большинство факторов лежат в пределах среднего уровня выраженности (см. приложение). Вместе с тем, определились и показатели не входящие в коридор нормы, а именно:
- по шкале принятия себя выборка в среднем не отличается невротическим непринятием себя, а, наоборот, ориентирована на принятие индивидуальных особенностей собственной личности;
- по шкале эмоционального дискомфорта выборка в среднем не отличается неуверенностью в себе, тревожностью и напряженностью, однако это не говорит о противоположных качествах индивида, поскольку значение полярной шкалы (ЭК) эмоционального комфорта находится в коридоре нормы, и, вместе с тем, может указывать на тенденцию испытуемых к принятию авантюрных решений;
- по шкале внешнего контроля отмечается среднее значение ниже уровня нормы, что характеризует группу как не склонных к экстернальности, вместе с тем показатель интернальности не выходящий за пределы нормы указывает на несклонность к излишнему самоконтролю.
Для исследования самоотношения применялась методика Q-сортировки. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Статистические характеристики по методике Q-сортировка
№№ |
M |
S |
q |
Звс |
5,07 |
2,35 |
0,35 |
НЗвс |
4,73 |
2,55 |
0,38 |
Общ |
6,02 |
2,07 |
0,31 |
Нобщ |
4,50 |
1,72 |
0,26 |
ПБ |
3,57 |
1,97 |
0,30 |
ИБ |
4,34 |
1,88 |
0,28 |
Примечание:
шкалы: Звс - зависимость, НЗвс - независимость, Общ - общительность, НОбщ - необщительность, ПБ - принятие "борьбы", ИБ - избегание "борьбы";
статистические показатели: M - среднее значение, S - стандартное отклонение, q - стандартная ошибка , N=44 чел., 32 - мальчика, 12 - девочек.
Как видно из таблицы, коридор нормы для респондентов по шкале зависимость (Звс) = (2,72;7,42). У 27% учащихся показатели ниже минимального норматива, что говорит о низкой степени зависимости, 9% имеют высокие показатели степени зависимости по данной шкале. У 64 % учащихся показатели лежат в коридоре нормы.
Шкала независимости (НЗвс)имеет коридор нормы = (2,18;7,28). 18% респондентов отличает низкий уровень независимости, 4% отличаются высокой независимостью.
По шкале общительности (Общ) коридор нормы = (3,95;8,09), исходя из этого показатели у 91% учащихся лежат в коридоре нормы и лишь 13% имеют высокий уровень общительности.
Шкала необщительности (Нобщ) имеет коридор нормы в пределах = (2,78;6,22). У 96% результаты по данной шкале лежат в коридоре нормы, 4% отличает необщительность.
По шкале принятия борьбы (ПБ) определились нормативы = (1,6;5,54). В целом у 82% показатели не отличаются высокими значениями, лишь 18% имеют показатели чуть выше коридора нормы.
По шкале избегание борьбы (ИБ) коридор нормы = (2,46;6,22). У 96% группы показатели в целом лежат в коридоре нормы, 4% имеет низкий показатель, что может свидетельствовать об уклонение от борьбы, о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Для исследования принятия других использовалась методика - шкала Фейя. Данные приведены в таблице 3.