Взаимоотношения в коллективе

2.     Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем,  что субъект стал таким,  "как все" в   группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей  индивидуальности,  её фиксации. 

3.     Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе  стремлением  субъекта  быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны,  и потребностью общности принять,  одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности,  которые ей импонируют,  соответствуют её ценностям,  стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.


1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.

 

      Для индивида,  входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде  всего  через  принятие этих  характеристик,  т.е. через осознание факта некоторой психической общности с  другими  членами  данной  социальной группы.  Можно сказать,  что "граница" группы воспринимается как граница этой психической общности.  Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства".  Это означает, что универсальным принципом  психического  оформления общности является различение для индивидов,  входящих в  группу,  некоторого  образования   "мы",  в отличие от другого образования "они".  "Мы-чувство" выражает потребность  отдифференцировать  одну  общность  от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе.   

    Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется:  рассматриваются выделенные средствами социологии реальные  социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической  общностью, т.е.  позволяют  каждому  её члену идентифицировать себя с группой.


1.3.4 Проблемы социальной психологии.

 

     Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах,  личность,  с одной стороны,  усваивает социальные влияния и,  с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие такого подхода от социологического  заключается  в  том,  что она выявляет,  каким образом сформировались эти социально-типические черты,  почему в одних  условиях  формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты  вопреки  принадлежности личности к определённой социальной группе.  В большей мере, чем в социологическом подходе,  здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений,  внутри которой наряду с их деятельностной  опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем,  что социальная психология рассматривает поведение и  деятельность  "социально-детерминированной  личности"  в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность  группы, причины,  от  которых  зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании  личности  является  взаимоотношение личности с группой.

 

1.3.5 Понятие  единства  развития личности и психики человека.

 

    В жизни конкретного человека как индивида,  как отдельного  представителя  человеческой  общности его личность и психика представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психикой,  но в то же время индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений. Детерминантой развития личности является деятельностно-посредствованный тип взаимоотношений,  которые складываются  у  человека  с  наиболее  значимой  для него группой (группами) в этот период.  Эти взаимоотношения  опосредствуются содержанием и характером деятельностей,  которые задаёт эта референтная группа,  и общения, которое в ней складывается.  Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности  в  группе. В соответствии  с концепцией персонализации индивид характеризуется потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться  в  максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других  людей,  осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы,  и способностью быть личностью,  т.е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение  потребности  быть  личностью.


1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика.

 

     По направленности  конфликты  делятся  на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные".  К "горизонтальным"  относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу.  К "вертикальным" конфликтам относятся те из них,  в которых участвуют лица,  находящиеся в  подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены  и  "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие.  По значению для организации конфликты делятся на конструктивные   и деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда  оппоненты не выходят за рамки этических норм,  деловых отношений и разумных аргументов.  Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях:  когда одна из сторон упорно и жестко  настаивает  на  своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;  когда один из оппонентов прибегает к нравственно  осуждаемым методам борьбы,  стремится психологически подавить партнёра,  дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными.


1.4 Метод социометрических измерений

1.4.1 История метода.

     Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

     Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.[5]

     Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и т.п. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.

       Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях  проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.

     Основная гипотеза: ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы.

    Вспомогательная гипотеза 1: на формирование психологического климата в группе влияет количество участников, имеющих благоприятный статус в группе.

    Вспомогательная гипотеза 2: на формирование благоприятного климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.

   Цель: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отверженный"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры

   Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Так же задачами являются диагностика межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования.



2.   Эмпирическая часть.


Программа исследования

 

2.1             Выбор методики

    Методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Именно такая цель поставлена в курсовой работе.


2.3  Реализация диагностических мероприятий

 

2.3.1 Ход исследования

Социометрическая процедура

     Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называе­мая социометриче­ская процедура, или социометрия.

     Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, ко­торыми располагают испытуемые. Выборы могут быть сво­бодными ("Назови тех участников коллектива, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксирован­ными ("Назови тех пять участников коллектива, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").

     В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить после­дователь­ность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок вы­боров имеет при ана­лизе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 че­ловек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.

     Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определе­ния критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Ре­зультатом этого является карточка опроса. Её содержа­ние составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень во­просов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

      Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с чле­нами группы, объяс­нить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометриче­ской разминкой.


Социоматрица

     Результаты ответов переносят на так называемые  матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является осно­вой для социометриче­ского анализа. Для удобства обработки данных ка­ждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех эта­пов эксперимента фигурирует под ним. При ис­следовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавит­ного списка.

    


    Исходя из данных матрицы, можно определить величину социомет­рического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

  

   

Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

Ri- - отрицательные.

          Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, опре­деляется как отношение числа взаимных выборов к теорети­чески возможному для данной группы их количеству.

          Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по дан­ному крите­рию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно, чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания взаимодей­ствий  выбирающих друг друга членов принята сле­дующая символика:


          А                 В       (А выбирает В)

 


          А                 В       (А отвергает В)


          А                 В       (А выбирает В в первую очередь и С - во

                   C                    вторую)


          А                 В       (взаимный выбор)


                   А                (изолированный член)

 


          А                 В       (А выбирает В, но В не выбирает А)


          А                 В       (триада, "ядро")

                   С                                   

                                                                                                                                                                   (Цепь при сотрудничестве и при 

           А       B        C       D        E        определенных формах передачи

                                                                информации; при изоляции или

                                                                      выпадении С цепь прерывается)

                            



                                                         

          А        В                   Е                               (расщепленная цепь)

                                D  


                           


В              С              (структура типа "звезда": при изоляции А

        А                      группа перестает функционировать,

D              Е              распадается)




 


  А    - юноша,           А      - девушка.


Социограмма

        Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготе­ний внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потре­бовалось бы длительное время.

          Имеется около 30 индексов, которые, как следует из социометриче­ской литера­туры, могут характеризовать уровень межличностного обще­ния в группе и некоторые групповые характеристики (сплоченность, ин­тегративность, конфликтность и т.д.).

          Упомянутые индексы выводятся исключительно на основе анализа коммуника­тивных связей в группе, и это не может не вызвать к ним на­стороженного отношения, так как количество выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не го­ворит о природе этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора. Конечно, каждую группу и как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимо­действия и общения её членов.

          Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для оп­ределения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуще­ствлять анализ межличностных отношений людей на основе оп­ределен­ных общественно определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оце­нок и влече­ний. При таком сугубо специфическом подходе целенаправ­ленная деятельность группы и её членов просто не принимается во вни­мание, не являясь объектом иссле­дования и изучения.

          Внешняя картина внутригруппового взаимодействия может рас­сматриваться как следствие невидимых глубинных отношений между членами группы, но социо­метрия не приближает нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.

          В связи с этим возникает важная социально – психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение - выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членами группы и отвергать других.

        Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к ис­следованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понима­ется система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной пред­почитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявле­ние мотивационного ядра предпочтительности оказывается полезным всякий раз, ко­гда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно та­кова; почему такой –то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числится в категории "звезд", а другая – в категории "отверженных". Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных от­ношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на её мо­ральные и деловые качества.

 


2.2              Анализ и обсуждение полученных результатов

 Обработка результатов.       

    Обработка результатов социометрического изучения коллектива осущест­вляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице)[6] мы фиксируем выборы участников. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каж­дым участником и находим взаимные выборы, которые подсчитываем  и  записываем. Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде социограммы[7] (карты групповой дифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности. Юношей изобразим в виде треугольников, девушек в виде кружков. Размещение людей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в централь­ной окружности будут находиться люди, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

     Потом, соединив линиями выбора участников, мы увидим характер связей, особен­ности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

     Следующий этап работы – определение диагностических показателей социо­метрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус человека в системе межличностных отношений.

        Статус определяется числом полученных им выборов. Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды»: 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не принятые» - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого участника в группе. Иными словами, на­сколько человек желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему остальные участники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоцио­нальном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холод­ный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство участников группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе людей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие боль­шинства участников в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в об­щении, признании сверстниками;

в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существую­щий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязан­ности, дружбы участников, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.  По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);

г) индекс изолированности (ИИ).  Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

д) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого участника, в какой степени люди разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;

е) половая дифференциация взаимоотношений.

     В результате проведенного  социометрического исследования в танцевальном коллективе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

       Статусные категории каждого участника. В итоге: «звезды» - 4 человека, согласно приложению 2 это 4, 13 и 14 члены группы; «предпочитаемые» - 2 человека, согласно приложению 1 это 1, 5 члены группы; «принятые» - 7 человек, согласно приложению 1 это 6, 8, 10, 11, 12, 15 и 16 члены группы;  «не принятые» - 3 человека, согласно приложению 1 это 3, 7 и 9 члены группы.

      Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 25% . Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество участников имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными) больше на12 человек, чем участников, имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства участников группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Это подтверждает первую вспомогательную гипотезу, о том, что на формирование благоприятного психологического климата в данном танцевальном коллективе влияет то, что участников, имеющих неблагоприятный статус в группе больше. 

    Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности,  выражает различный характер отношений , существующих в группе. КВ - 34% (из 32 возможных 11 взаимных выборов), из чего следует, что данная группа относится ко 3-ому уровню взаимности (высокий уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о достаточной сплоченности группы, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего (тех участников, которые не получили не одного выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях). Причем мы заметили, что девушки и юноши не создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть, не наблюдается  половая дифференциация в группе (это видно на карте дифференциации[8]), что опровергает вспомогательную гипотезу 2.

       Из условного распределения людей на группы мы видим, что участники, которых  выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для  более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те , которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) – 25 процентов, т.е. данную группу можно отнести к  неблагополучной, статусную категорию «не принятые» имеют четыре ребенка.

        Выяснили, каким образом участники мотивировали свои выборы. При проведении социометрического исследования ребятам было предложено обозначить свои выборы одним, или несколькими из предложенных мотивов[9]. Общая таблица, которая отражает мотивирование своих выборов участниками социометрического исследования представлена в приложениях[10]. Из просмотра этой таблицы становится видно, что преобладающими мотивами являются 1 ("Потому, что он веселый и с ним можно общаться") его называли 25 раз. Такая мотивация очень характерна для ранней взрослости – межличностные отношения выходят на первый план. Ни разу не были названы мотивы 6 ("Потому, что мы вместе отдыхали летом"), 10 (потому что мы обмениваемся книгами) 11 (потому что мы вместе играем на компьютере) и 12 (потому что он очень сильный и защищает меня) хотя это просто могло не иметь места. Большой процент имеет мотив "на наличие определенных высоко ценимых качеств", к примеру, мотив 13 ("Потому, что он мне нравится") был назван 15 раз и находится на третьем месте "по популярности". Причем определение мотивов выборов практически не зависит от статуса участника (конечно, участник не знает своего статуса). Всеми участниками опроса, и теми, которые не получили выборов, и теми, которые получили большее количество выборов предпочтение было отдано 1,4 и 13 мотивам. Практически не была замечена какая - либо дифференциация выбора мотивов в зависимости от половой принадлежности опрошенных, т.е. мотивы юношей и девушек практически ничем не отличаются. В результате можно сделать следующие выводы - в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим человеком, что не подтверждает основную гипотезу о том, что ведущим мотивом является деловой мотив.

 


2.3              Выводы по исследованию



1.   В исследуемой группе большинство участников имеет более или менее бла­гоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства участников коллектива в системе межлич­ностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Значение коэффициента взаимности и построение со­циограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам пред­ставление о характере отношений, существующих в группе. Половая дифферен­циация в группе не наблюдается. Возможно, это связано с небольшим количеством юношей в коллективе. Коэффициент удовлетворенности своими взаимоот­ношениями довольно высокий. Индекс изолированности 25%, данную группу нельзя считать благополучной. В основе мотива выбора у де­вушек или юношей   находятся дружеские отно­шения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с вы­бираемым человеком. В данной группе  положение, как девушек, так и юношей благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве слу­чаев определяется желанием общаться, иметь общее дело, дру­гие причины выступают как второстепенные.

2.   Необходимо изучить систему личных отношений в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого члена в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной деятельности тренера.

3.   Нельзя оставлять без внимания непопулярных участников коллектива. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе  межличностных отношений. Также необходимо тренеру пересмотреть свое личное отношение к этим людям.





















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение


     В процессе проведения исследования мои гипотезы подтвердились не полностью, так как по полученным результатам мы видим, что на выбор участников совершенно не влияет пол. Возможно на  это зависит от малого количества участников мужского пола в коллективе. Ведущим мотивом является мотив межличностных отношений, и только на втором месте - деловой, что тоже говорит не в пользу выдвинутой мною основной гипотезы. Полностью подтвердилась лишь первая вспомогательная гипотеза, т.к. видно, что на выбор мотивов влияет неблагоприятный статус участников коллектива.     

     Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между его участниками,  в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера.

    Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений, как в данном возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.

 

 

 












 




 



Литература


1.     Андреева Г.М. Социальная психология, -М.: Издательство Московского Университета, 1980г.

2.     Донцов А.И. Психология коллектива, -М.: Издательство Московского Университета, 1984г.

3.     Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии, -Ленин­град: Издательство ленинградского университета, 1977г.

4.     Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек­тива, Учебное пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвеще­ние", 1978г.

5.     Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е., под ред. Петров­ского А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвещение", 1987г.

6.     Робер М.-А., Ф. Тильман., Психология индивида и группы, Пер. с фр./ Предисловие А.В. Толстых, -М.: "Прогресс", 1988г.

7.     Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просве­щение, 1979г.

8.     Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.

9.     Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших  учебных заведений в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии – 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.

10.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога   в обра­зовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996г.

11.  Мескон М., Алберт М., Хедоури Ф., “Основы менеджмента”, - М.: 1994г.

12.  Старобинский Э.Е., “Как управлять коллективом”, -М.: 1995г.

13.  Робинсон Д., “Добейся от людей наилучшего”, -М.: 1994г.

14.  Сухомлинский А.В. О воспитании. -М.: Политиздат. 1985г.


15.  Социальная психология/Под ред. В.Е. Семенова,  Кузьмина Е.С.  и др. -ЛГУ. 1974г.

16.  Андреева Г.М. Социальная психология. -М. 1979.

17.  Социальная психология/Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. -М.: Политиздат. 1975.

18.  Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение. 1991.

19.  Вопросы психологии. 1971, № 9

20.  Руденский Е.В., Социальная психология. Курс лекций. Москва - Новосибирск, 1999г.

21.  Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. М., 2002г.

22.  Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е издание., Питер 2003г.

23.  Крылов А.А., С.А. Маничев. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е издание., Питер 2003г.





 

 

 

 

 






















[1]  Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник  

учителя» М. Просвещение, 1991, с.161.



[2] Г.М. Андреева  Социальная психология, М. 1974, с.195.

[3] Современная зарубежная СПС - с. 197

[4] Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214


[5] Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов//Проблемы общественной психологии. М., 1965. А также: Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. Волков И.П. Методы социометричеких  измерений в социально-психологических исследованиях. Л., 1970; Методы социальной психологии. Л., 1977, Ядов В.А. Социологическое исследование, М., 1972.

[6] см. Приложение 2


[7] см. Приложение 6

 

8 см. Приложение 5

[10] см. Приложение 4

 [A1]


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты