Взаимоотношения в коллективе

     Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встре­тить объединения детей, включающие по 4-5 чело­век, объединенных близкими дру­жескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объеди­нения встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы -  триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотноше­ний, имеющихся в малой группе или коллективе.

     Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

· социальные классы;

· различные этнические группы;

· профессиональные группы;

· возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

     Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бри­гада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависи­мости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных при­знаков структуры группы: структура предпочтений, структура  коммуни­каций, структура власти.                                    

     “Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если после­дова­тельно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые органи­зуют деятельность группы.

     Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп.

     Непосредственно общие качества группы:

Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, де­зинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовле­творенность группой, комфортность нахождения в ней.

Референтность - степень принятия членами группы групповых эта­лонов.

Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

Интрагрупповая активность - мера активизации групповой состав­лящих ее личностей.

Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

     Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

организованность - реальная способность группы к самоуправле­нию;

эмоциональность - межличностные связи эмоционального харак­тера, преобла­дающей эмоциональный настрой группы;

интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

     Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров группо­вой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода кар­тина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике группо­вых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно иссле­дуется развитие групповых норм, ценностей система межлично­стных от­ношений и т.д. С точки зрения социальной психологии исследование ха­рак­теристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богат­ство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для иссле­дования, например, психологического об­лика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убежде­ние, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. От­сутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вме­сте с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раз­дела о психоло­гии больших социальных групп, вообще не  может претен­довать на успех.[2] По утвер­ждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение пси­хологии больших групп не может счи­таться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межлично­стного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не соз­дают исторически конкретных социальных норм, ценностей, устано­вок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психоло­гии возникают на основе ис­торического опыта. Ссылаясь на Дилиген­ского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство ма­лой группы и межличностного общения». Поэтому со­циально - психологи­ческий анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к позна­нию содержания психики индивида.


1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

     Как уже было сказано ранее, коллектив – высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно. Существуют различные формы коллектив­ных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассо­циация, группа-кооперация.

     От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономиза­ции, для ко­торого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифи­цируют себя с ней (моя группа). Од­нако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда разви­тие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоиз­мом, агрессив­ностью.

     Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит выс­шей своей целью соз­дание условий для раскрытия индивидуальности ка­ждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловлен­ность психики отдельного человека», «Коллективная» психология в его понятии, сов­па­дает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам дан­ной группы». Только некоторая часть личной психологии может счи­таться принадлежностью данного че­ловека, и вот эту часть личной пси­хологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих чле­нов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособ­ным, человеч­ным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной дея­тельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социаль­ной коллективности определяется тем, насколько социальное, обще­ствен­ное прониклось личным, индивидуальным интересом.

     Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начина­ется с распределения функций. Без этого не возможно существова­ние группы как единого целого. Группа может быть понята через лич­ность, так как человеческая лич­ность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп опреде­лять степень их развития, учитывая характер межлично­стных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

     Иерархия реальных контактных групп может быть представлена сле­дующим об­разом:

     Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не со­держанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

    Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только лич­ностно значимыми целями.

    Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значи­мыми, но ас­социальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

    Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общест­венно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимально могут сочетаться  личные, коллективные и обществен­ные цели и ценности.

     До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей за­дачей дос­тижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать об­щую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от  части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мне­ниях. Значи­тельное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не яв­ляется простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социаль­ными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния пре­стижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притяза­ний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с не­членскими группами.

     Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употреб­ленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория рефе­рентных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой[3].

     Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа нахо­дится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпо­рации), тем больше воз­можности она представляет для проявления в системе взаимо­отношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устрем­лений.

    Это достаточно подробно показывает схема:


+

+

+


+

-

+


 

+



+



 

-


-




 


 

-


-


+


+


 

+


+


-


-


 

Несовместимые


Согласованные




+

 




+

 





 

 




+

 

+



-

 

-




Идеальные




     Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в груп­пах.

+ - положительное в личности и межличностных отношениях

- - отрицательное в личности и межличностных отношениях

 ¯ - поворот отношений в любую сторону

« - отношения.

     Это пример взаимоотношений в микрогруппе - триаде. Они представ­лены близ­кими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встре­чаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.

     Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик уча­стников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в ко­торых эти индивиды находятся друг к другу»[4]. Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Проти­воположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую дея­тельность человека, заставляя вести себя иначе.

     Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

внегрупповые (физические и социальные)

внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологи­ческим параметрам)

внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки).

     Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, яв­ляется фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общест­венно ценные ориентации коллектива.

 

1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив

1.3.1 Основной принцип человеческого общения

    Отношения в группах по мере их превращения в коллективы  закономерно  изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди,  не знающие или слабо знающие друг  друга, не  могут  определённо относится друг к другу),  затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться  в  коллективистские.  Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время,  в течение  которого  индивиды, составляющие  группу,  не  могут измениться как личности.  У каждого человека есть  свои  положительные  и  отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей   стороной,  положительной или отрицательной,  он выступит  во взаимоотношениях с людьми,  зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в  данный момент времени.

    Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне   относительно устойчивой в своих  базовых  свойствах,  внешне может  проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.  Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу,  тем более благоприятные условия она создаёт для проявления  лучших  сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается  от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.


1.3.2  Личность и группа. Проблема взаимоотношений.

       В самом общем виде развитие личности можно представить  как  процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.  Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 

1.     Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих  в общности  норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.  Принеся с собой в новую группу всё, что составляет  его индивидуальность,  субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше,  чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами  деятельности, которыми владеют другие члены группы.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты