9. Антисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снижает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Следующим тестом был тест на исследование ценностных ориентаций (ЦО). Ценностные ориентации является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, "наиболее характерные для Вас", "наиболее характерные для Ваших друзей" и т.п.) происходит с помощью процедуры ранжирования. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.
Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых "зон", в которые приходится вторгаться психологу.
Обоснованием применения данной методики является то, что выбранный нами метод ранжирования занимает мало времени и с этим заданием справляются даже малообразованные люди; использованная методика не утомительна для проведения исследования.
М.Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждение в том, что какой-то образ действия (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей - терминальных и инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой. Методика Рокича широко известна, так что необходимости приводить ее в полном виде в практической части нет – в приложении, пожалуйста.
Список А (терминальные ценности):
-активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
-здоровье (физическое и психическое);
-интересная работа;
-красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
-любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
-материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
-наличие хороших и верных друзей;
-общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
-познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
-продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
-развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
-развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
-свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
-счастливая семейная жизнь;
-счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
-творчество (возможность творческой деятельности);
-уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список В (инструментальные ценности):
-аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
-воспитанность (хорошие манеры);
-высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
-жизнерадостность (чувство юмора);
-исполнительность (дисциплинированность);
-независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
-непримиримость к недостаткам в себе и других;
-образованность (широта знаний, высокая общая культура);
-ответственность (чувство долга, умение держать своё слово);
-рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения);
-самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
-смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
-твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями);
-терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
-широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи привычки);
-честность (правдивость, искренность);
-эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
-чуткость (заботливость).
Последним тестом, предлагаемым испытуемым, был тест Смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптированный вариант Д.А. Леонтьева [25].
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста "Цель в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махелика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории, в частности, представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том; что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний - ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов.
По имеющимся на сегодняшний день данным, «Цель в жизни» не обнаруживает устойчивых связей с полом, возрастом, уровнем образования, IQ, религиозностью и доходом. В Франкл рассматривает это обстоятельство как подтверждение его положения о том, что смысл жизни может быть найден любым человеком [46]. Это делает возможность использования теста максимально широкой.
Оригинальная методика в ее окончательном варианте представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых представляет собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения.
Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного бала в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей" (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.
Обоснованием применения методики СЖО является то, что она измеряет степень «экзистенциального вакуума» и она диагностирует переживание человеком значимости своей жизни.
Окончательный вариант теста, названной Д.А. Леонтьевым «Тест Смысложизненных ориентаций» (СЖО) [25] включает в себя пять субшкал, отражающих три конкретных Смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса контроля.
Интерпретация субшкал:
/. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне образа жизни будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашнем днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которою не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам смысложизненных ориентаций.
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным - будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Выбор этих трех тестов объясняется тем, что каждый тест диагностирует состояния одного из иерархически расположенных уровней чего? индивида.
Тест суицидального риска выявляет серьезное нарушение низшего уровня – уровня поведения, эмоционально – волевых процессов. Тест Рокича исследует более высокий уровень, личностный – иерархию ценностей, наличия внутренних конфликтов, отклонений идеальных и реальных целей. Тест СЖО направлен на изучение высшего уровня самосознания человека – уровня осмысления всей жизни в целом, отношения к себе как субъекту своей судьбы, отношения к смыслу своей жизни. Именно поэтому, данная методика способна дать комплексное описание процессов внутри личности, причины кризисов и потенциальные возможности выхода из них. Везде в Вашей работе встречается понятие «уровни», только не понятно уровни чего? К этому будут серьезно придираться, понятия, широко используемые в работе, должны иметь четкое определение (откуда взяты, к чему применяются, что означают).
2.2 Анализ математической обработки данных
В результате проведенного исследования были полученные следующие данные.
Экспериментальная группа: данные по всем трем тестам, наиболее интересные отметить (высокие или низкие показатели)
Контрольная группа: данные по всем трем тестам, наиболее интересные отметить (высокие или низкие показатели)
Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе: описание + плеяда (графическое представление)
Результаты корреляционного анализа в контрольной группе: описание + плеяда (графическое представление)
Сравнительный анализ в экспериментальной и контрольной группе по Т-критерию Стьюдента по трем тестам.
Интерпретацию наиболее интересных результатов можно писать в этом же параграфе, добавив в его название слово «интерпретация» или же в отдельный параграф.
Первоосновной что за слово такое странное? задачей было выявление уровня суицидального риска подростков.
В качестве экспериментальной группы взяты 36 подростков, в возрасте 15 лет, имеющие высокий уровень суицидального риска (опросник суицидального риска).
Контрольная группа содержала в себе 36 подростков (15 лет), имеющих низкий суицидальный риск (высокие показатели по шкале «Антисуицидальный фактор» опросника суицидального риска). (в более полном варианте в параграф 2.1.)
Рассмотрим в таблице средние значения показателей опросника суицидального риска и проведем статистическое сравнение показателей подростков по Т-критерию Стьюдента. Стиль!!! Кто Вам пишет работу? Квалификация оставляет желать лучшего, уровень студентов 3-4-го курса.
В таблице 1 приведено статистическое сравнение данных теста ОСР по Т-критерию Стьюдента в экспериментальной и контрольной группах подростков ( с высоким и низким уровнем суицидального риска соответственно).
Таблица 1
Статистическое сравнение показателей опросника суицидального риска по Т-критерию Стьюдента
№ |
шкалы |
Х ср. подростков с высоким уровнем суицидального риска |
Х ср. подростков с низким уровнем суицида-льного риска |
Т- критерий Стьюдента |
р (уровень значимости) |
1 |
Демонстративность |
2,27 |
1,36 |
-4,82 |
0,001 |
2 |
Аффективность |
2,47 |
1,47 |
-5,12 |
0,001 |
3 |
Уникальность |
1,44 |
2,55 |
4,93 |
0,001 |
4 |
Несостоятельность |
2,16 |
2,16 |
0 |
1 |
5 |
Социальный пессимизм |
3,77 |
1,47 |
5,85 |
0,001 |
6 |
Слом культурных барьеров |
2,36 |
2,36 |
0 |
1? |
7 |
Максимализм |
2,05 |
1,25 |
0,80 |
0,42 |
8 |
Временная перспектива |
3,08 |
1,83 |
-5,57 |
0,001 |
9 |
Антисуицидальный фактор |
1,77 |
4,36 |
15,6 |
0,001 |
Статистическое сравнение показателей выявило достоверные различия, в выделенных выборках подростков (с высоким уровнем суицидального риска и с низким уровнем суицидального риска) по следующим шкалам: демонстративность, аффективность, уникальность, социальный пессимизм, временная перспектива, антисуицидальный фактор.
Это позволяет охарактеризовать подростков с высоким уровнем суицидального риска, как желающих привлечь внимание окружающих к своим несчастьям; как реагирующих на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально; имеющих недостаточное умение использовать свой и чужой жизненный опыт; воспринимающих мир как враждебный, не соответствующий представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением; не умеющих конструктивно планировать будущее.
Так как мотивообразующими факторами поведения личности служат ценностные ориентации, нами для изучения ценностной сферы подростков с различным уровнем суицидального риска проведены исследования двух выборок по тесту «Ценностные ориентации», с помощью Т-критерия Стьюдента.
Таблица 2.
Статистическое сравнение показателей терминальных ценностей теста «Ценностные ориентации» по Т-критерию Стьюдента
№ |
Ценности |
Х ср. подростков с высоким уровнем суицидального риска |
Х ср. подростков с низким уровнем суицида-льного риска |
Т- критерий Стьюдента |
р (уровень значимости) |
1 |
активная деятельная жизнь |
9,1 |
6,6 |
3,13 |
0,001 |
2 |
жизненная мудрость |
8,5 |
8,8 |
-0,32 |
0,74 |
3 |
здоровье |
4,02 |
4,55 |
-0,54 |
0,58 |
4 |
интересная работа |
10,11 |
11,3 |
-1,02 |
0,30 |
5 |
красота природы и искусства |
11,25 |
10,05 |
0,98 |
0,32 |
6 |
любовь |
7,41 |
7,86 |
-0,31 |
0,75 |
7 |
материально обеспеченная жизнь |
8,7 |
8,91 |
-0,14 |
0,88 |
8 |
наличие хороших и верных друзей |
8,13 |
8,83 |
-0,57 |
0,56 |
9 |
общественное призвание |
9,91 |
11,02 |
-0,90 |
0,36 |
10 |
познание |
9,86 |
11,03 |
-1,10 |
0,27 |
11 |
продуктивная жизнь |
10,1 |
9,69 |
0,35 |
0,72 |
12 |
развитие |
12,97 |
10,3 |
2,90 |
0,001 |
13 |
развлечения |
12,77 |
12,02 |
0,81 |
0,41 |
14 |
свобода |
10,33 |
9,80 |
0,52 |
0,60 |
15 |
счастливая семейная жизнь |
7,11 |
9,88 |
-1,92 |
0,05 |
16 |
счастье других |
10,33 |
12,2 |
-1,57 |
0,11 |
17 |
творчество |
12,4 |
11,6 |
0,71 |
0,47 |
18 |
уверенность в себе |
8,5 |
8,4 |
0,13 |
0,82 |