Ценностные и смысло-жизненные ориентации подростков с различным уровнем суицидального риска

Ценностные и смысло-жизненные ориентации подростков с различным уровнем суицидального риска














Ценностные и смысложизненные ориентации подростков, с различным уровнем суицидального риска

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1Понятие суицида

1.2Причины суицидального поведения

1.3Влияние ценностно-смысловой сферы личности подростков на суицидальное поведение

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ

2.1. Выбор и обоснование методик исследования

2.2Анализ статистической обработки методик

2.3Содержательный анализ корреляционных связей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Суицид – это не только индивидуально-поведенческая реакция, но и психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования.

Отметим, что причины суицидального поведения должны анализироваться в связи с общим состоянием совре_жетс культуры и в контексте господствующих в нашем обществе этических норм, мировоззренческих представлений о сущности жизни и смерти, с учетом особенностей массовой психологии.

В работах Амбрумовой А.Г. описано понятие суицид, а также причины суицидального поведения. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. выделяют особенности суицидального поведения подростков. Вагин И. описывает способы консультирования клиентов с суицидальными намерениями. Однако изучению ценностных и смысложизненных ориентаций личности подростков, с различным уровнем суицидального риска в психологических трудах не уделено достаточно внимания.

Проблема: Данные статистики свидетельствуют о повышенном риске суицидального поведения среди подростков [10, 29]. Следовательно, возникает необходимость рассмотрения ценностной структуры, с целью снижения количества суицидов у подростков.

Объект исследования: связь смыслового, ценностного уровня с поведенческим. Подростки с различным уровнем суицидального риска

Предмет исследования: ценностные и смысложизненные ориентации у подростков, с различным уровнем суицидального риска.

Цель: изучение ценностных и смысложизненных ориентаций у подростков, с различным уровнем суицидального риска.

Задачи:

1.   На основе анализа зарубежной и отечественной литературы рассмотреть понятие суицида и причины суицидального поведения.

2.   Описать влияние ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение.

3.   Определить степень суицидального риска у обследуемых подростков и разделить их на две группы: с высоким и низким уровнем суицидального риска.

4.   Выявить зависимость суицидогенного фактора с ценностными и смысложизненными ориентациями личности подростков.

Гипотеза: существует зависимость суицидального риска с ценностными и смысложизненными ориентациями у детей подросткового возраста. (Гипотеза должна быть в конечном варианте более конкретной: что т чего зависит)

Методологической основой исследования выступили концепции чего? В. Франкла, А.Г. Амбрумовой., И.Вагина. В дипломной работе использован экзистенциальный подход к данной проблеме.

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме; психологическое тестирование (ОСР, тест «Ценностные ориентации», тест «СЖО»), математические методы обработки данных (статистическое сравнение, корреляционный анализ).

Научная новизна: Многие суицидологи в последнее время обращают особое внимание на категорию «ценности», которую начали рассматривать как основу личностной структуры, поскольку с этой категорией связаны у всякой личности ее потребности, мотивы деятельности, цели и средства, с помощью которых достигаются цели. В данном исследовании нами рассматривается категория ценностей у подростков с различным уровнем суицидального риска. Это, безусловно, внесет вклад в суицидологию.

Теоретическая и практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться школьными психологами, учителями; а также в работе клинического психолога с подростками, при оказании экстренной психологической помощи.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Особенности влияния ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение

1.1Понятие суицида


Самоубийство (суицид) — психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования. Суицид — это не только индивидуальная поведенческая реакция, она обусловлена психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах.

Суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти другого выхода из сложившейся ситуации.

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.

Внутренние формы:

-антивитальные представления (т.е. размышления об отсутствии ценности жизни);

-пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т.д.);

-суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей);

-суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве).

К внешним формам суицидального поведения относятся:

-суицидальные высказывания;

-суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью);

-завершенный суицид.

Анализ форм суицидального поведения способствует более глубокому пониманию его динамики.

Существует три основных условия (элемента) при совпадении которых во времени появляется возможность реализации намерения к самоубийству (или готовность к нему) — это:

1. Наличие искажений или хотя бы выраженных особенностей в переживания человеком бурных, душевных кратковременных волнений, эмоций (например, гнев, ужас и т. П.).

2. Низкий или хотя бы неполноценный уровень социализации — усвоения человеком определенной системы знании, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества (например, воспитание).

3. Наличие конфликта, вызывающего у человека мысли о самоубийстве (например, семейный конфликт).

Наиболее предрасположенными к самоубийству считаются тревожные и чрезмерно чувствительные люди. В процессе созревания мыслей о суициде у них часто развивается, так называемая триада заторможенности:

1. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ — тугоподвижность мыслей, снижение сообразительности, неспособность принимать решения;

2. ДЕЯТЕЛЬНАЯ — малоподвижность, вялость, усталость;

3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — подавленное настроение, пессимизм, мрачность, не способность к восприятию юмора.

Суицидальные тенденции очень часто проявляются в форме предупреждений или угроз. Согласно статистических данных около 70% лиц совершивших самоубийство или покушение на него, накануне сообщали ближайшему окружению о своих намерениях.

В психиатрии выделяются две основных категории самоубийц:

1) Лица с низким уровнем социализации — для них характерна хроническая социально-психологическая дезадаптация, т. Е. неспособность устанавливать оптимальные взаимоотношения с окружающими, неспособность приспособиться к требованиям общества, неумение или нежелание строить свое поведение в соответствии с социальными нормами, низкое социальное положение. Для них самоубийство — последний шанс демонстрации (или проявления) своего девиантного (отклоняющегося от нормального) поведения. Ему (суициду) предшествует психологический кризис, характеризующийся противопоставлением себя обществу (коллективу). Эти люди не редко кончают с собой на пике своей агрессивно-злобной реакции.

2) Лица с достаточно высоким уровнем социализации. Многие из них достигают высокого социального положения. В основе их суицида лежит, прежде всего, социально-психологическая дезадаптация. Они не способны объективно компенсировать свои психологические переживания, что связано с переживанием ими сложных конфликтов, для решения которых оказалось недостаточно их жизненного опыта. Для них самоубийство — это пассивное социальное отклонение. Не увидела ни одной ссылки!? В конце каждого параграфа – абзац, в котором изложены основные мысли параграфа!

1.2Причины суицидального поведения

Согласно статистике, самоубийство почти во всех странах занимает почетное третье место, сразу за смертью в результате болезни и за смертью от несчастного случая (обычно в ДТП — дорожно-транспортных происшествиях) Ежегодно убивают себя 30000 американцев, 25000 японцев 20000 французов, 60000 россиян… Число же тех, кто пытался себя убить, но у них не получилось, в 7-8 раз больше. Нужно учесть, что статистика самоубийств всегда занижена, так как в нее попадают лишь явные случаи. На самом деле, самоубийство чуть ли не вдвое больше. Почти полмиллиона землян каждый год сами ставят точку в своей жизни.

В чем же причины такой напасти? Ведь XX век (даже учитывая все потрясения и злодеяния) обустроил существование человека, дал ему комфорт и удобства, несравнимые с условиями жизни сто лет тому назад; при этом материальный уровень более всего возрос именно в тех странах, которые сегодня лидируют по уровню самоубийств. Причин тому несколько.

Во-первых, социальные. В результате технической революции, индустриализации и урбанизации патриархальный мир прошлого столетия был разрушен. Человек практически утратил контроль над окружающим его жизненным пространством, нарушился масштаб взаимоотношений между личностью и обществом. Мир стал для человека слишком большим и, как следствие этого, чужим. Любое социальное потрясение, любое массовое изменение общественного статуса влечет за собой всплеск самоубийств.

Во-вторых, нравственные. В XX веке у большинства землян изменилась этическая мотивация поведения. Прежде в ее основе лежали не подлежащие обсуждению и сомнению установления религии (если вера запрещает самоубийство — это не предмет обсуждения: нельзя — значит нельзя). В уходящем веке очевиден кризис веры, подготовленный событиями двух прошлых веков. В принципе, это не духовная катастрофа, как _ж__жется некоторым, а определенная стадия развития общества. Человечество переживает переходный возраст со всеми признаками подросткового бунта — атеизмом, революциями, многочисленными социальными фантазиями. В почете не послушание и доброе сердце, а ум и дерзновение. А это и создает почву для протестного подхода к установленным ранее канонам, в том числе и в подходе к самоубийству.

В-третьих, мировоззренческие. По сравнению с прошлыми веками, самоощущение современного человека сильно изменилось. При иллюзии большей свободы выбора и поступков в действительности он стал гораздо более зависим от окружающего его мира. Просто диктат окружения из прямою стал косвенным, но не менее эффективным. Через средства массовой информации и аппарат массовой культуры современнику навязывается некий стандарт жизненного успеха, и несоответствие этому стандарту воспринимается им как трагедия. Естественно, что и прежде стрессов было не меньше, чем сейчас, но раньше люди были психологически устойчивее, менее изнеженными, так как тогда выживание требовало куда больших усилий, что делало жизнь более ценной, ибо человеку свойственно дорожить только тем, что достается ему с большим трудом.

Жизненный инстинкт обостряется только тогда, когда жизни угрожает опасность (и наоборот). В Освенциме уровень самоубийств среди охранников был в несколько раз выше, чем среди заключенных. Современному человеку, которому повезло родиться в благополучной, сытой стране, жизненный инстинкт не очень-то нужен.

Рассмотрим кратко философию этого феномена. В систематических каталогах российских библиотек суицидологическую литературу относят к общей философской категории «СМЫСЛ ЖИЗНИ».

Не умаляя значения философии и достоинства философов, здесь стоит вспомнить высказывание 3. Фрейда: «Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен» и афоризм сатирика С. Е. Леца: «Человек задумывается о смысле своего существования; возможно, устрицы задумываются о том же, если только им не открыл этого какой-нибудь официант» [10, с. 55].

Чтобы адекватно понять суицидальное поведение необходимо в каждом конкретном случае ответить на два вопроса: почему человек совершает или намеревается совершить суицидальное действие и зачем он хочет это сделать? Ответ на первый вопрос требует анализа объективных условий существования человека, покушающегося на самоубийство, ответ на второй вопрос должен объяснить, как он сам оценивает сложившуюся ситуацию, как, по его мнению эта ситуация выглядит в глазах окружающих и чего он хочет добиться в результате суицидальных угроз или реализации суицидального действия. Другими словами, отвечая на первый вопрос, мы должны определить жизненную и непосредственную ситуацию суицидента, его положение в микросоциальном окружении, в частности в семье, состояние его здоровья, психический статус; а отвечая на второй вопрос — определить цели суицидента, его внутренние побуждения, достаточно или недостаточно хорошо осмысленные намерения, т. Е. психологические основания для принятия суицидального решения.

Получив ответ на оба вопроса, мы выясним, таким образом, объективные и субъективные факторы социально-психологической дезадаптации личности к социальной среде. Суицидальное поведение, как и любое другое, социально детерминировано, следовательно имеет под собой определенную социальную почву психологические и культурологические факторы являются условиями, в которых проявляются те или иные формы или модели суицидального поведения Адаптированность личности к социальной среде характеризуется успешностью ее социализации, формированием в соответствии с требованиями среди установок, системы мотивации, ценностных ориентаций, включенностью в социальные и профессиональные группы и т.д. Дезадаптация свидетельствует о нарушении механизмов взаимодействия между личностью и ее социальным окружением, которое может возникать за счет как изменений или трансформаций в социальном окружении, так и изменения самой личности, ее потребностей, ценностных ориентаций и проявиться в несовпадении экспектаций индивида, его притязаний и реальных условий существования и отношения к нему окружающих.

При оценке тяжести или глубины социально психологической дезадаптации личности к среде необходимо принимать во внимание 3 равноправных компонента: 1) серьезность нарушений привычных условий жизни индивида, будь то чисто внешние обстоятельства жизни или состояние здоровья индивида; 2) интерпретацию индивидом изменившихся условий жизни (жизненный крах, безвыходная ситуация, личностная катастрофа или эпизод в перипетиях межличностных конфликтов); 3) желание или готовность индивида приложить усилия, чтобы приспособиться к новым условиям жизни, его согласие продолжать жизнь или наличие воли к жизни (иногда возникает усталость от жизни, нежелание прилагать усилия, чтобы начинать жизнь сначала). Два последних компонента наиболее существенно в процессе принятия суицидального решения. Cpeди суицидальных мотивов различают две центральные группы: мотивы неблагополучия (одиночество, тяжесть жизни как таковой, потери близких любимых людей) и мотивы конфликта, в который, помимо суицидента, вовлечены и другие лица. Мотивам неблагополучия чаще всего соответствуют суициды монологические по своему характеру, т. Е. суицидальные поступки, явившиеся результатом внутреннего монолога или размышления о смысле жизни, в основе которых нет обращения к кому-либо и нет расчета на то, чтобы таким образом изменить что-то или добиться чего-либо от окружающих. В этих случаях нередких завершенных суицидов преобладает смысл самонаказания или отказ от жизни как полная капитуляция [3. с. 16].

Устойчивость и постоянство – основные признаки, отличающие психические свойства личности от остальных психически свойств. Поэтому, чем более выражены обобщенные и сознательные мотивы, чем большую роль они играют во всей системе мотивов, тем ярче выражена личность человека.

Отношения личности представляют собой обобщенное отношение к какой-либо стороне действительности или области объективных явлений и характеризуются системой мотивов, определяющей общее направление деятельности в типичной ситуации [28, с. 33].

Способы действия, зависят также от приобретенных навыков, от индивидуальных особенностей психических процессов, благодаря чему они относительно самостоятельны и независимы от тех отношений личности, которые осуществляются при помощи этих способов. Индивидуальное своеобразие способов и приемов реализации отношений личности не менее существенная характеристика человека как субъекта, чем сами отношения личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты