Характеристика основных разделов юридической психологии

Не менее важный вклад в развитие Юридической психологии внесли обширные исследования П. Кауфмана, опубликованные в его работе «Психология преступности» (1912г.) и Ф. Вульфена - работа «Психология преступника» (1926г.).

В целом развитие мировой ЮП шло по следующим основным направлениям:

Первое направление: развитие судебной и криминальной психологии. В начале ХХ века предмет криминальной психологии получил окончательное завершение в трудах Г. Гросса «Криминальная психология» (1905), обширного исследовании К. Кауфмана «Психология преступности» (1912), Ф. Вульфена «Психология преступника» (1926).

Вторым направлением юридической психологии является разработка проблем свидетельских показаний.

Третьим направлением работ по юридической психологии стала разработка методов психологической диагностики.

Четвертым направлением явилась разработка и использование психологической экспертизы, которая базировалась на данных экспериментальных исследований в области свидетельских показаний. В этом направлении много работал К. Марбе. В 1926г. он опубликовал монографию «Психолог как эксперт в уголовных и гражданских делах», а Штерн и Клапаред сами выступали в судах в качестве экспертов.

Пятым направлением развития юридической психологии явилось выделение из психологии труда («психотехники») – раздела, посвященного психологическому изучению следственно-судебной деятельности как профессии, разработка профессиограмм следователя, судьи. И здесь огромную роль в разработке основ профессионального отбора юристов сыграла работа Г. Мюнстерберга «Основы психотехники» (1914), в которой был специальный раздел, посвященный использованию психологии в праве и профотбору.

Подытоживая историю становления ЮП как науки, следует назвать нескольких видных ученых и их основные труды, которые внесли большой вклад в ее мировую историю. Это «Основы психологии для юристов» немецкого ученого-юриста М. Липпмана (1914), «Психология и преступность» бельгийского криминалиста и психиатра Р. Луважа (1956), «Правовая и криминальная психология» американского ученого-криминалиста и психолога Г. Тоха (1961), «Криминальная психология» американского юриста и психолога Д. Абрахамсена (1967), «Психология наказания и исправления» англичанина Н. Джонстона (1970), «Психология преступности и уголовного правосудия» американского ученого-юриста и психолога Г. Тосба (1979).

Развитие юридической психологии в России имеет более сложную и противоречивую историю, особенно в ХХ столетии, где она повторяет достаточно трагический путь развития психологии в СССР, и условно подразделяется на несколько периодов:

1.     Развитие юридической психологии в России в начале века (до 1917 года);

2.     Период развития советской юридической психологии (до 1991 года);

3.     Постсоветский период развития ЮП (с 1991 года по настоящее время).

Помимо упомянутой выше монографии И.Г. Посошкова «О скудости и богатстве», где он впервые еще в XVIII веке психологически грамотно объяснил, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный материал для их изобличения, в догоняющей Европу России появилось немало передовых идей по реформированию отсталой судебной системы и интеграции в нее психологических знаний.

В этот период немало прогрессивных мыслей по судебной психологии можно найти в работах известного отечественного просветителя и историка В.Н. Татищева (1686-1750 гг.), автора «Истории Российской с наидревнейших времен». В частности, он считал, что законы часто нарушаются по незнанию, поэтому их необходимо изучать с детства, пока психика ребенка к этому очень восприимчива.

Князь М.М. Щербатов (1733-1790 гг.), не менее известный отечественный историк и философ, автор «Истории Российской с древних времен» указывал на необходимость знания законодателем «человеческого сердца» (доброй человеческой души) и создания законов с учетом этой психологии народа. Именно он одним из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привлекать содержащихся в тюрьмах лиц к работам, он весьма положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступников. Он рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов правосудия с позиций набирающих силу идей гуманизма. В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания.

Первый русский философ-материалист А.Н. Радищев (1749-1802 гг.), автор «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольности», значительное внимание уделял изучению социальных корней преступности, разработал программу их криминалистического и психологического анализа. В трактате «О законоположении» он выделил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, а также мотивы и причины совершаемых преступлений, предложил меры предупреждения преступлений, основываясь на показателях психологии преступника.

Кроме этого, в начале XIX века в Московском университете накануне войны с Наполеоном (1806 – 1812 гг.) вводится и читается специальный курс «Уголовной психологии», который становится востребованным новым поколением российских юристов.

В 1915 году выходит работа известного отечественного философа-просветителя П.Д. Лодий «Логические наставления, направленные на познания и различение истинного и ошибочного, где автор пытается обосновать уголовно-правовые понятия с помощью психологии. В частности, он признавал лишь те наказания, которые пригодны как средства психологического принуждения, считал, что наказание должно соответствовать «духу преступления».

Более интенсивное развитие юридической психологии в начале XIX века связано со стремлением прогрессивных ученых и общественных деятелей решать уголовно-правовые проблемы с привлечением новой науки – психологии и психологических данных. Эту позицию занимали, в частности, учителя А.С. Пушкина в Царскосельском лицее А.П. Куницын и А.И. Галич.

А.П. Куницын считал, что целью наказания должно быть исправление и перевоспитание преступников, а также предупреждение преступлений. Он изложил свои прогрессивные и гуманные взгляды в специальном трактате «Право естественное», который позже был официально запрещен и сожжен. Но его прогрессивные идеи продолжали жить в умах его учеников и сподвижников.

В частности, А.И. Галич, написавший одну из самых ранних в России работ по характерологии, указывал, что судить преступника должны те, кто знает его психологию, характер, т.е. считал, что судья должен быть одновременно и психологом.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника заставило право обратиться к психологии для научного обоснования этих проблем. Над их решением в этот период активно работали такие ученые-просветители и юристы, как В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, Хр. Штельцер (который и читал курс «Уголовной психологии» в Московском университете), Ф.В. Ушаков, который в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания, считая главным в этом процессе приведение преступника к истинному раскаянию.

А проведенные в России реформы 60-х годов XIX века создали объективные предпосылки для более основательного становления юридической психологии. В 1874г. в Казани выходит первая полноправная монография по судебной психологии – «Очерки судебной психологии» психиатра А.А. Фрезе. В этот же период в России выходит еще несколько важных работ по юридической психологии: «Взгляд на науку уголовного законодательства» И.С. Баршева, «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии» К.Я. Яновича-Яневского, «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» Л.Е. Владимирова, работы Д.А. Дриля и другие.

В ХХ столетии развитие судебной психологии в России движется по нескольким направлениям, где основное внимание уделяется криминальной психологии. В этом испытывалось мощное влияние ломброзианства, которое стало модным в Европе. В это время были изданы две важные одноименные монографии: В.П. Сербского и П.И. Ковалевского «Судебная психология» (1890), которые явились важным научным обобщением достижений ЮП на заре 20 столетия.

Но в России в начале 20 столетия все еще использовались публичные смертные казни. В связи с чем, в 1905 г. известный русский психиатр И.А. Сикорский публикует гневную статью о смертной казни. Она так и называлась «Чувства, испытываемые зрителем при виде смертной казни». В ней он пишет, что «как бы ни тяжелы были прегрешения преступника, но вид казни, последних минут приговоренного, его прощанья с жизнью, не может не вызвать у нормального человека ничего, кроме сострадания и сильнейшего душевного потрясения». Прогрессивно настроенные общественные деятели Европы и России пишут о недопустимости кровавых зрелищ в цивилизованном обществе.

В 1907 г. В.М. Бехтерев создает в С-Пб. Первый Научно-учебный психоневрологический центр, где читается курс «Судебная психология», дается классификация преступников по психологическим признакам:

-        преступники по страсти (импульсивные, порывистые);

-        преступник с недостаточной развитостью нравственной сферы (хладнокровные, совершающие преступления преднамеренно);

-        преступники с недостатком интеллекта;

-        преступники с ослабленной волей (ленивые, алкоголики и т.д.).

Интерес русских юристов к углубленному исследованию психологии участников уголовного судопроизводства приводит к использованию психодиагностических методик для проведения судебно-психологических экспертиз. Выдающиеся русские юристы А.Ф. Кони, Плеве были знатоками в области психологии, блестяще использовали психологическую эрудицию в судебных речах. Они внесли неоценимый вклад в становление и развитие ЮП и судебной этики. А.Ф. Кони опубликовал ряд работ «Свидетели на суде» (1909) «Память и внимание» (1922), в курсе лекции «О преступных типах», где уделял огромное внимание психологическим аспектам судебной и юридической деятельности.

В классификации преступных личностей работает С.В. Познышев, который обобщает результаты своей деятельности и в 1926 публикует труд «Криминальная психология. Преступные типы». М.Н. Гернет в 1925 году публикует работу «В тюрьме. Очерки тюремной психологии», в которой были обобщены результаты наблюдений за поведением осужденных, анализ их психических особенностей.

В те же годы в Москве и на Украине были переведены и изданы труды западных ученых: Г. Гросса, О.Липпмана, Э.Штерна, М.Геринга, Г.Мюнстерберга, А.Гельвина.

Острым и своеобразным был период развития советской психологии. Здесь следует также выделить несколько этапов:

Первый этап: 1917 – 1936г.г.

Главной особенностью этого времени был небывалый расцвет психологической науки, разнообразие подходов к изучению психологии человека во всех сферах жизнедеятельности. Другой отличительной чертой этого времени было интенсивное развитие психологических теорий, огромный интерес к практическим исследованиям.

Третьей особенностью этого периода была ориентация на создание методологической концепции советской психологии основанной на марксизме.

Различные направления юридической психологии и превентивной работы, имевшие место в 20 – 30-е годы. Опирались на традиции русской дореволюционной науки, которая в самых различных отраслях знания: медицине, юриспруденции, психологии, педагогике – носила глубоко гуманистический, социально-ориентированный характер.

Для этого периода характерно внедрение психологической науки в практику. Во всех звеньях системы народного образования (начиная от дошкольного и заканчивая высшей школой) работают психологи. Создаются психологические службы в органах народного образования. В общей системе наук психология синтезирует достижения ряда других наук и является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегратором тех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Под руководством Л.С. Выготского и группы его соратников – А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина создается институт психологии АН СССР, в котором формируется школа, превратившаяся в одну из самых больших и влиятельных школ в советской и мировой психологии.

На этом благоприятном фоне в 20-е 30-е годы в СССР успешно развивались и разрабатывались проблемы юридической психологии. В первые годы после революции и гражданской войны в 1925 организуется первый в мире Государственный институт по изучению преступника и преступности. Открываются лаборатории по изучению этого направления в Харькове, Ленинграде, Одессе, Минске, Баку, и т.д. Исследуются причины преступности, ее динамика и анализ географической распространенности. Уже в 20-е годы были проведены исследования структуры динамики, географии преступности, алкоголизма, беспризорности (А.А. Герцензом, М.Н. Гернет, К. Сотонин).

В 1925 г. вышла важная работа А.Я.Канторовича «Психология свидетельских показаний», в 1927 г. – интересные и практически значимые для юристов работы Н.Гладышева «Наша нормальная неправдивость», «Рефлексология свидетельских показаний».

Широкое распространение психотехнической проблематики в стране приводит к появлению ряда исследований по изучению психологических особенностей юриста, разработке профессиограм следователя.

В государственном институте по изучению преступлений и преступников изучались не только психологические особенности данных проблем, но и успешно развивалось направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы. Талантливые педагоги, А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий, своими работами заложили и развили основные принципы и методы социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками.

Это же время отмечается становлением и развитием системы социально-правовой охраны материнства и детства, немалый вклад в создание которой внесли П.И. Люблинский, В.Ф. Куфаев и другие.

В это время плодотворно развиваются основы общей возрастной психологии. заложивших теоретическую базу для развития юридической психологии несовершеннолетних правонарушителей.

Один из основоположников советской психологии Л.С. Выготский (1896 – 1936) создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина и т.д. Выготский детально разработал учение о развитии высших психических функций.

Развитие идей Л.С. Выготского стало делом жизни выдающегося психолога А.Р. Лурии (1903 – 1977). Одним из выдающихся теоретиков советской психологии был С.Л. Рубенштейн (1889 – 1960). А.Н. Леонтьев (1903 – 1979) сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. Разработанная им общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки. Научные разработки этих ученых-психологов легли в основу дальнейшего развития юридической психологии в нашей стране.

Второй этап: 1936 – 1960 г.г.

Второй период советской психологии можно назвать сумеречным. Сокращение психологических исследований было связано с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСА» от 4 июля 1936г. «О запрещении педологии и тестов в психологических исследованиях». После этого постановления психология переходит в русло умозрительных дисциплин. С середины 30-х годов начинается «глухое тридцатилетие», которое, наряду с массовым террором, характеризуется разгромом ряда наук и психологических школ, что не могло не затормозить развитие юридической психологии.

Однако такое положение не могло продолжаться вечно: практика ставила проблемы, которые не могли быть решены без психологии. Становление психологической теории происходило вместе с развитием конкретных исследований, которые решались в связи с практическими задачами, выдвигаемыми перед психологией обществом.

Второе возрождение психологии и (юридической в том числе) произошло в 60-е годы ХХ века. В это время за рубежом выходит ряд фундаментальных исследований по юридической психологии, таких как «Психология и преступность» (1956г.) Р. Луважа, «Правовая и криминальная психология» (1961) Г. Тоха, «Криминальная психология» (1961) О. Абрахамсона, «Психология для работников следственных, судебных и исправительных органов» (1955) Г. Аудича.

Однако работы этого периода в нашей стране характеризуются сохраняющимися серьезными ограничениями, накладываемыми общей методологической и социально-политической парадигмой советского времени. Эти ограничения выражались в том, что практически невозможно было системное исследование природы правонарушений и преступлений. С одной стороны, как результат скандально известной сессии ВАСХНИЛ 1949 года, когда была разгромлена отечественная генетика, надолго и прочно укоренился страх перед исследованием психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения. Такие исследования однозначно трактовались как биологизаторство, что считалось несовместимым с марксистко-ленинской методологией. Достаточно вспомнить, какому жестокому и длительному остракизму подверглись работы В.П. Эфроимсона «Родословная альтруизма» (1971) и И.С. Ноя «Методологические проблемы советской криминологии» (1975), в которых была сделана попытка обратить внимание на некоторые биологические детерминанты отклоняющегося поведения. С другой стороны были невозможны, по сути дела, и исследования социальных причин преступности, вольно или невольно ставящие под сомнение непогрешимость существующего социального строя, приводящие к выводу о серьезных дефектах социального управления, находящиеся вне критики коммунистической партии. Поэтому глубоких и объективных работ этого периода по юридической психологии выделить крайне трудно – сама проблематика имела политический подтекст.

Третий период в развитии отечественной психологии.

После распада СССР в конце 1991г. начинается драматический процесс переоценки и пересмотра принципиальных позиций советской психологии, и прежде всего ее методологических оснований, восходящих к марксизму.

На смену догматическому курсу пришел плюрализм методологических ориентаций. Стало очевидным, что не может быть одной единственной теории, на основе которой можно построить психологическую науку, что решение принципиальных вопросов должно опираться на разнообразные философские воззрения. При этом сохраняют свое значение основные методологические принципы психологии: объективности исследования, детерминизма и системности, принципы изучения психики в развитии, в единстве сознания и деятельности.

Другой особенностью психологии постсоветского периода является ее сближение с практикой. Расширилась сеть самостоятельных психологических служб: от инженерно-психологической деятельности до психологического консультирования. За последние 15 лет исследования юридической психологии приобрели широкий диапазон. Эти исследования не только в области криминальной психологии оперативно-розыскной деятельности, проблем судебно-психологической экспертизы, аспектов превентивной психологии и проблем пенитенциарной психологии.

Говоря о сегодняшних ключевых фигурах в ЮП следует указать работы В.В. Романова (ЮП в военной юстиции и общие вопросы ЮП), Ю.М. Антоняна (психология преступника), М.И. Еникеева (общие вопросы ЮП и особенности ее преподавания в Юр.вузах), В.Л. Васильева (автора наиболее популярных и востребованных учебников по ЮП), а также Баранова П.П. и Курбатова В.И. (авторов современных учебных пособий). В работах этих авторов с современных позиций формирующегося правового государства изложены основные научные проблемы и принципы развития сегодняшней ЮП в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты