Характеристика основных разделов юридической психологии

Она порой становится источником заблуждений следователя, когда он не только не ищет следы преступления на месте происшествия, но и не замечает их, даже если они находятся в поле зрения. Его поисковая активность ограничивается лишь ригидными установочными рамками, а все что не входит в них отметается, как не нужное. Понятно, что такой подход может привести к неверным выводам и увести следствие в неверное направление.

В подобных случаях имеет место фиксированность лишь на тех объектах, которые находятся в контексте существующей установки. Такой избирательный и односторонний характер мышления значительно сужает перцептивные возможности следователя, который, как пишут психологи, «не только верит в то, что видит, но и замечает именно то, во что верит».

Этому явлению нередко способствует еще одно негативное побудительное состояние, которое получило название когнитивного диссонанса. Когда в ситуации неопределенности возможны различные варианты, версии, объясняющие происходящие события, а также допускающие возможную причастность к преступлению нескольких заподозренных лиц, то развивается не всегда осознаваемое субъективное состояние внутреннего дискомфорта, конфликта, от которого человек с нормальной психикой старается поскорее избавиться. Невозможность внутреннего согласования существующих противоречий порождает сильное желание поскорее избавиться от него, диктует необходимость через поиск новой информации, сменить прежние убеждения.

Но как только какая-то более удобная альтернатива принята, человек отдавать предпочтение именно ей, что нередко происходит и на подсознательном уровне. Поэтому человек оказывается в плену своих собственных убеждений, и всеми силами стремиться подтвердить их правомерность, подсознательно сопротивляясь всему, что возвращает его прежнее состояние неопределенности или когнитивного диссонанса. Поэтому следователю необходимо знать об этой объективной психологической закономерности и постоянно дисциплинировать себя утверждением: «я могу ошибаться…».

Каузальная атрибуция – является еще одним негативным феноменом, который препятствует установлению истины. Речь идет о приписывании заранее субъектам познания тех или иных, известных ранее следователю свойств. Этот объективный стереотип познания представляет собой основной механизм социального восприятия, позволяющий включать воспринимаемые объекты в соответствующую смысловую систему. Этот феномен может негативно влиять на поведение тех, кто проводит осмотр и делает свои выводы о случившемся и о лицах, причастных к исследуемому событию.

Эмоциональный фактор также оказывает свое негативное влияние.

Известно, что место происшествия является средоточием достаточно большого количества различных раздражителей, нередко вызывающих отрицательные эмоциональные состояния, которые влияют на результативность следственного осмотра. Эти объекты, воздействуя на психику следователя через зрительные, обонятельные рецепторы, вызывают эмоции, обусловленные биохимическими факторами. Например, объекты с неприятным запахом вызывают обонятельные ощущения, окрашенные негативными эмоциями, что, в свою очередь, может снижать оптическую чувствительность зрительного анализатора – явление, получившее название сенсибилизации.

Кроме того, возникающие при этом эмоции имеют еще и определенный социальный подтекст, поскольку уже сам по себе факт преступления вызывает резко отрицательное отношение к нему, сопереживание жертве преступления. Поэтому эмоциям отвращения могут сопутствовать эмоции сострадания, жалости. Человек, испытывающий эмоции отвращения, подсознательно стремится отстраниться от объекта, вызывающего такие эмоции, либо сократить время контакта с ним. У следователя, других лиц, занятых в осмотре места происшествия, трупов, различных объектов – носителей следов биологического характера, сильные эмоции отвращения могут привести к деструктивному поведению и вследствие этого существенно снизить результативность осмотра. Весьма наглядно иллюстрируют эту мысль объяснения следователя, не справившегося с расследованием убийства, когда ему пришлось осматривать место происшествия с двумя трупами, результаты осмотра которого приводилось выше. «Казалось бы,- пояснил он потом,- я привык бывать на местах происшествия, не раз видел трупы, но тогда в доме не мог долго находиться: обширные огнестрельные повреждения из ружья на головах потерпевших, частицы мозга, тошнотворный запах крови – все это действовало на меня и приходилось выходить, чтобы отдышаться, успокоиться».

Такое эмоциональное состояние также отрицательно повлияло на качество осмотра, который проводился, по свидетельству его участников, всего лишь в течение 20 минут! Поэтому некоторые детали обстановки дома, где произошло убийство, были отражены в протоколе с грубыми искажениями, а на многие вообще не было обращено внимание. Все событие подгонялось под заранее искусственно созданную схему «парного самоубийства», что также отразилось на ходе и результатах осмотра, о чем мы уже писали выше.

Следственная ситуация, связанная с осмотром места происшествия, является ситуацией повышенной ответственности. Поэтому психическое состояние следователя во многом зависит также и от результатов самой поисковой деятельности. Низкая результативность, переоценка следователем возникающих в связи с этим трудностей раскрытия преступления нередко приводят к излишним волнениям, вызывают повышенное беспокойство за судьбу дела и связанного с этим личного профессионального престижа.

Большое влияние на возникновение у следователя тех или иных интеллектуальных, волевых психических состояний (заинтересованности, деловой, познавательной активности и т.п.), на эффективность его перцептивной, мыслительной деятельности на месте происшествия оказывают межличностные отношения в системе следователь – прокурор. Напоминание следователю перед выездом в обостренно негативной, тем более в грубой форме о его прежних упущениях по службе может лишь усугубить отрицательные эмоции, вызвать у него сомнения в своей профессиональной пригодности и в сочетании с другими факторами (например, с тревожно-мнительными чертами характера) ослабить положительное влияние способностей, знаний, затормозить перцептивные процессы, существенно снизить уровень внимания во время осмотра. Напротив, выражение прокурором убежденности в том, что следователь справится с полученным заданием, проявит знания, раскроет свои творческие способности, демонстрация готовности прийти к нему на помощь будут способствовать повышению у следователя уверенности в своих силах, еще большей сосредоточенности, готовности успешно выполнить поручение. Особенно чувствительны к такому отношению начинающие работать в органах прокуратуры следователи.

Получив сообщение о происшествии, не следует проявлять излишнюю торопливость, создавать обстановку дефицита времени, что способствует нагнетанию состояния психической напряженности. Необходимо успокоиться, подумать, обратится к аналогиям, прошлому положительному опыту.

Находясь в пути к месту происшествия, целесообразно отключиться от всяких посторонних раздражителей, всевозможных мыслей о каких-либо служебных или семейных неприятностях. Следует активизировать состояние деловой активности, желание приступить к осмотру, найти следы преступления. Необходимо акцентировать мысли на положительных моментах своей профессиональной деятельности, своих положительных качествах, которые помогали добиваться успеха.

Когда на место происшествия выезжает оперативная группа, в которой имеется более опытный следователь, обычно являющийся ее руководителем, то неизбежно начинают действовать социально-психологические механизмы ее функционирования: формируется групповое мнение, которое уже весьма трудно оспаривать отдельным членам группы, особенно тем, у кого имеется небольшой опыт работы (феномен группового давления). Это может приводить к конформному, починяемому поведению отдельных членов группы, снижать эффективность совместной поисковой деятельности, препятствовать раскрытию творческих возможностей каждого участника. Поэтому руководителю группы необходимо проявлять должное внимание к мнениям и умозаключениям всех участников осмотра, не делать поспешных выводов, которые поддерживаются членами группы с более высоким статусным рейтингом, а также не навязывать свое мнение молодым сотрудникам, тем более в категорической форме.

Вместе с тем, в целях поддержания высокого уровня делового сотрудничества между членами группы успехи каждого из них следует рассматривать как достижение всей группы, предотвращая возможные конфликты и ненужное соперничество.

Перспективным направлением в работе следователя, особенно по сложным и «запутанным» уголовным делам, видится участие в осмотре места происшествия в качестве специалиста судебного психолога, который сможет оказать необходимую помощь участникам осмотра в дешифровке материальных следов в психологическое содержание преступного поведения правонарушителя, в составлении психологического портрета преступника.

Психология проведения обыска

В отличие от осмотра места происшествия поисковая следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, не заинтересованными в том, чтобы искомые предметы были найдены, в остановке открытого психологического противодействия с их стороны. Эти лица в процессе проведения обыска имеют возможность оценивать результативность усилий следователя, его индивидуально-психологические особенности и профессиональные качества.

Психология личности обыскиваемого (психология прячущего) и его поведения во время обыска имеет свои особенности. Чаще это связано с наличием или отсутствием факта неожиданности при его проведении. В первом случае обыскиваемый не сумел или не успел предпринять действий, направленных на сокрытие или уничтожение вещественных доказательств, был психологически не готов к проведению обыска. А во втором – он предвидел его возможность, в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя, и в зависимости от этого отработал различные варианты своего поведения.

На сокрытие искомого, на поведение обыскиваемого во время обыска влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления, познавательные интересы, ведущие потребности, которые в своей совокупности формируют индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, мотивационную сферу.

В тесной связи с этими свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, находятся характерологические особенности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобретенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки.

Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им «ошибочных» действий могут быть в значительной мере обусловлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышенной тревожностью.

Наиболее часто обыскиваемый пытается укрыть вещественные доказательства в недоступных или труднодоступных местах (чердаки, повалы, мусорные баки, выгребные ямы, колодцы, тайники), рассчитывая, что следователь будет не в состоянии преодолеть существующие преграды поиска.

Но лица, наделенные развитым интеллектом, помимо объективно недоступных (труднодоступных) мест, нередко используют субъективно недоступные для обыска места, прибегают к нестандартным решениям в расчете на то, что следователь не обратит внимание на объекты, открыто находящиеся в его поле зрения. Например, какой-нибудь важный финансовый документ может находиться не в сейфе или тайнике, а прямо на видном месте в газетной стопке и т.п.

Ценную для поиска информацию следователь может получить и в ходе самого обыска, наблюдая за поведением и психофизиологическим состоянием, реакциями обыскиваемого. Поэтому процедуру обыска целесообразнее проводить с помощником, который, помимо поиска, будет незаметно наблюдать за обыскиваемым.

Стремясь ввести следователя в заблуждение или просто желая скрыть свое волнение, обыскиваемые прибегают к различным уловкам:

- демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;

- умышленно отвлекают его внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождением по квартире под предлогом какой-либо срочной необходимости;

- дезориентируют следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть до прямого его обмана;

- совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя всевозможные угрозы, направленные на то, чтобы вывести его из состояния психического равновесия.

В таких случаях следователю необходимо, сохраняя самообладание, нейтрализовать подобные усилия обыскиваемого, спокойным тоном потребовать от него соблюдения установленного порядка при проведении обыска.

Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего) определяют ее результативность. Важно, чтобы в его мотивационной сфере была сформирована мощная поисковая доминанта, надо очень сильно хотеть этого. Нельзя рассчитывать на положительный результат, если утрачена уверенность в успехе, на случайные находки, если обыск проводится «на всякий случай».

Целенаправленному поведению предшествует соответствующая психологическая подготовка к обыску, во время которой оценивается вся добытая информация, формируется целевая установка – отыскать разыскиваемое вещественное доказательство, преодолеть связанные с этим трудности, т.е. создается определенный эмоционально-волевой настрой, который и способствует любой творческой поисковой деятельности.

Другое важное объективное психологическое условие – это многопредметность окружающей обстановки, в которой проводится обыск. Известно, что с увеличением количества воспринимаемых предметов, величина поля восприятия, его качественные показатели резко снижаются, что приводит к различным проблемам в любой познавательной деятельности, тем более в такой специфической, как обыск. Поэтому во время обыска вся обстановка, подлежащая обследованию, мысленно разбивается на отдельные участки, соответствующие находящимся здесь предметам, и определяется последовательность их изучения.

Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются следователем в незнакомой для него обстановке, нередко в условиях активного противодействия обыскиваемого, что в совокупности само по себе является фактором, в сильной степени отвлекающим, рассеивающим внимание следователя. Это приводит к повышенной утомляемости, к более быстрому снижению, особенно к концу обыска, работоспособности. Поэтому во время обыска необходимо делать небольшие перерывы в работе, внося коррективы в последовательность поисковых действий.

Поскольку основная нагрузка при обыске ложится на органы зрения необходимо создание условий для повышения порога их чувствительности: обыск необходимо начинать с утра, максимально используя дневное освещение, или обеспечить хорошую освещенность помещения иными средствами. Следует использовать научно-технические средства криминалистики и специальные приемы, улучшающие качество осмотра (лупа, рассматривание предметов под разными углами зрения с использованием подсветки).

Во время обыска важно исключить воздействие на психику, сознание следователя различных отрицательных раздражителей (шум, посторонние разговоры и т.п.). Ничто постороннее не должно беспокоить, отвлекать внимание. Не должно быть никакой спешки и суеты, важно осознать, внушить себе, что пока обыск не завершен, ничего другого не существует.

Особенно важно следить за своим эмоциональным состоянием, по возможности нейтрализовать все негативные эмоции, связанные с обследованием объектов, вызывающих отвращение, чувство брезгливости. Для этого необходимо иметь с собой соответствующие технические средства (перчатки, сапоги, халаты, фартуки и т.п.). Не следует поддаваться растерянности в случае безрезультатности поисков, а тем более показывать это состояние обыскиваемому. Если искомые предметы не найдены, нужно еще раз проанализировать весь ход своих поисковых действий, подумать над тем, что еще не сделано, на что не было обращено должного внимания.

Поиск можно прекращать лишь тогда, когда есть безусловная уверенность в том, что сделано было все возможное, чтобы найти искомые предметы. Если такой уверенности нет, завершать обыск нельзя.

Большое внимание на эффективность обыска оказывают интеллектуальные качества следователя, его высокая познавательная активность, гибкое, творческое, нестандартное мышление, позволяющие в изменяющееся обстановке своевременно использовать новую, порой незначительную на первый взгляд информацию, быстро переключать свое внимание в условиях воздействия большого количества информации, выбирать из информации самое нужное в данный момент. Важны также собранность, организованность, высокая работоспособность, склонность к оперативному анализу, сопоставлению разрозненных фактов и выявлению на этой основе скрытых взаимосвязей. Например, возникновение едва уловимых признаков нервно-психического напряжения у обыскиваемого, совпадающих по времени с осмотром каких-либо предметов.

Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки непроизвольных реакций обыскиваемого, которые разработаны в судебной психологии и криминалистике:

- метод беседы или «словесной разведки» - прежде, чем начать обследование какого-либо объекта следователь интересуется у обыскиваемого, что там находится, и наблюдает за реакцией обыскиваемого;

- метод испытания – следователь через какое-то время возвращается к обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого непроизвольных психофизиологических реакций;

- метод сравнения – позволяет выявить в осматриваемых предметах существенные различия, неоднородность формы, окраски или, например, оклейки обоями стен, отсутствие признаков, характерных для оригинала.

Применяются и другие методы, описанные в различных учебниках и руководствах по криминалистике.

Психологические особенности допроса

Допрос – самый распространенный способ получения доказательств по делу и в то же время одно из самых сложных следственных действий, поскольку его проведение требует от следователя достаточно высокой профессиональной и психологической культуры, глубокого знания людей, их психологических особенностей, мастерского владения тактическими приемами допроса. Без всего арсенала этих качеств следователю вряд ли удастся получить достоверные показания и изобличить ложные. В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен уметь осуществлять эффективную коммуникативную деятельность, умение общаться, знание приемов и методов манипулятивного воздействия на оппонента крайне необходимо следователю, поскольку его собеседники, как правило, или скрывают необходимую информацию, или умышленно ее искажают или же выдают ее в деформированном виде в силу определенного субъективных особенностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты