«Следует сказать еще об одной важной функции куклы – она являлась покровительницей женского плодородия. Среди тряпичных кукол чаще встречаются именно женские персонажи». [35, 60]
Таковы основы символики женского в народной культуре. Это понятие передавалось ребенку в виде куклы, в виде костюма. Кукол часто дарили на свадьбу, они считались символом девичьей красоты, хранительницами домашнего очага. Существенное значение для передачи традиции имели игры детей с куклами, например, игра в свадьбу.
«Куклы-мужчины были очень условны, они напоминали скорее знаки кукол». [35, 61]
Основная игрушка мальчика – это конь, т.к. это животное для наших предков было и верным соратником в битвах, и выносливым помощником во всех крестьянских заботах. «И со времен былинных богатырских мог сказать каждый ратник и оратай: «Добрый конь подо мною – Господь надо мною».
А связь этого благородного животного со сверхъестественными силами была замечена еще русичами-язычниками. И именно поэтому любое изображение коня в крестьянском быту стало носить сакральный смысл, символизируя собой образ Солнца, образ бога Хорса. А у крестьянских детей той поры неизменными спутниками деревянного коня были игрушечная соха и борона, приобщающие мальчиков к будущему труду хлебопашца». [16, 102]
Таковы основы символики мужского в народной культуре. Это понятие «пахаря», «кормильца» передавалось в виде игрушки (куклы, коня).
Итак, кукла, как и другие игрушки, - «пластичный и многогранный инструмент народной педагогики, позволяющий с первых дней вести ребенка в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов (дерева, глины, соломы, ткани). Она художественно объясняет простую мудрость мироустройства, вводит в ежегодно повторяющийся календарный цикл и в важнейшие фазы человеческой жизни, издавна связанные с обрядами.
Через куклу происходит освоение бытия конкретного этноса, введение в его культуру, формирование в дочке матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага, формирование в сыне необходимых черт хозяина, кормильца, вовлечение в непрерывную традицию народного творчества путем собственного участия в изготовлении игрушек с самого малого возраста, а главное – воспитание творческого отношения к миру. Традиционная кукла напоминает людям о том, что кроме роботов и компьютеров есть высокая простота жизни человека в гармонии с природой, что это необходимая основа для полноценного бытия на земле». [21, 125]
Самые прозорливые из современных «нянь» – руководители детских студий, педагоги, мастера – справедливо рассматривают традиционную куклу как незаменимый материал для приобщения детей к народной культуре, дающей безграничные возможности творческой самореализации и развития личности ребенка». [33, 14]
Дистервег считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, а также всю современную культуру страны, являющейся родиной ребенка. Сегодня смоделировать условия, где бы ребенок впитывал традиционную культуру вместе с окружающей природой, действительностью, языком практически невозможно. Современному человеку нужен иной путь вхождения в фольклор, народную культуру, как бы со стороны.
В кружках прикладного творчества и фольклорных ансамблях занимается лишь небольшое количество детей. Рассказы бабушек о народной культуре, быте деревни играют важную роль в воспитании ребенка. Постепенно дети начинают запоминать не только то, чем занимались в праздник, но и как выполняли то или иное действие. Таким образом, учащимся материал доступен.
Итак, анализ литературы по проблеме показал, что социальная и половая дифференциация является отражением естественного процесса усвоения образцов поведения, характерных для мужчин и женщин через родителей, взрослых, сверстников, произведения искусства, произведения народной художественной культуры, и входит в общий процесс социализации ребенка.
Кроме того, следует сказать, что постоянный процесс смены культурных явлений отражается и на детской игре и игрушке. Значительная часть детских игр является имитацией эпизодов семейной и общественной жизни.
ГЛАВА II. Произведения народной художественной культуры как средство влияния на представления детей об отношениях в социуме (программа тренинга)
Содержание программы тренинга содержит три блока.
Цель программы: расширение представлений детей о народной художественной культуре; устранение искажений стереотипов поведения; реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Задачи:
1. Формирование интереса к произведениям народной художественной культуры;
2. Расширение знаний детей о родном городе;
3. Развитие умений понимать и ценить народное творчество;
4. Развитие коммуникативных навыков;
5. Создание положительного эмоционального настроения.
Содержание программы:
Блок 1.«Мальчик и девочка» (совместная деятельность и культура общения полов).
Цель: Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Тематика занятий:
1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство).
2. Умение держать себя (нравиться).
3. Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.).
Возможные типы заданий:
1. Игры на развитие основных эмоциональных состояний: внимания, интереса, радости, сосредоточенности и т.д. Выразительные движения тела и мимика лица.
2. Игры на развитие умения познакомиться, умения держать себя, правильно вести в различных ситуациях. Выразительные средства: мимика, жесты, позы.
Блок 2. «Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика вещей».
Цель: Познакомить детей с тем, что вещи в народном быту имели символическое, защитное значение, через них народ выражал свои знания и представления об устройстве мироздания. Эти знания были сложными, глубокими и уважаемыми. Именно с этим связано то, что вещи создавались мастерами не по личному предпочтению, а по строгим правилам. Из поколения в поколение передавались приемы работы, символические цвета, символы узоров и т.д.
Тематика занятий.
- Художественная обработка материалов: Туес из бересты; Деревянные игрушечные кони; Конь-качалка; Народная кукла; Игрушки наших предков: шаркунок.
Возможные типы заданий.
1. Сделать куклу-оберег, чтобы ее можно было подарить. Подобрать соответствующую одежду.
2. Подобрать костюм для бумажной куклы из цветной бумаги. После изготовления народной куклы предложить беседу. Примерные вопросы:
-Почему именно такую куклу сделал(а)?
-Кто будет играть с ней (девочка или мальчик)?
-Какую судьбу она предрекает девочке или мальчику?
-Видел(а) ли когда-нибудь раньше такую куклу? Где? Есть ли дома?
-Какая это кукла: взрослая или ребенок?
-Чем она занимается?
-Кому бы ты хотел(а) подарить эту куклу?
-Если бы у тебя были дети, какие бы куклы ты подарил(а)?
-Какую бы ты подарил(а) куклу при рождении девочки, мальчика, чтобы было оберегом?
Блок 3. «Мастера г. Барнаула».
Цель: познакомить детей с творчеством талантливых людей, с историей города.
Обзор программы:
Раздел (блок) |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1. Мальчик и девочка (совместная деятельность и культура общения полов). |
1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство). 3. Умение держать себя (нравиться). 4. Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.). |
1 1 1 |
2. Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символы вещей. |
1. Художественная обработка материалов: - Туес из бересты. - Деревянные игрушечные кони. Конь-качалка. - Народная кукла. - Игрушки наших предков: шаркун. |
2 2 2 2 |
3. Мастера г. Барнаула |
1. Познавая прошлое – лучше ценить настоящее (история г. Барнаула). 2. Таланты Барнаула (о знаменитых людях нашего города). 3. Где она – там козуля и частушка (о мастерах-народниках). 4. Посещение концерта русской народной песни). |
3 3 2 2 |
Итого: |
21 |
В основе программы лежит игровая деятельность детей, т.к. это один из основных видов деятельности младших школьников. Поэтому необходимо в структуру занятий включать игровые моменты. Например, можно провести игру «Посиделки», используя изготовленные детьми куклы (тряпичные, соломенные, из ниток) и т.п.
Разработанная программа помогает корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения, а также позволяет узнать много нового о забытом прошлом. Дети узнают, какие традиции существовали в народной культуре, тем самым их жизненный опыт станет богаче.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по проблеме показал, что социальная и половая дифференциация является отражением естественного процесса усвоения образцов поведения, характерных для мужчин и женщин через родителей, взрослых, сверстников, произведения искусства, произведения народной художественной культуры, и входит в общий процесс социализации ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что полоролевая социализация в ее современном виде приводит к «парадоксальным результатам»: мальчиков как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же, напротив, - на гиперактивность и доминантность. В то же время жить им предстоит в обществе, во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты.
Важным компонентом народно-художественной культуры является игрушка, «пластичный и многогранный инструмент народной педагогики, позволяющий с первых дней вести ребенка в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов (дерева, глины, соломы, ткани). Она художественно объясняет простую мудрость мироустройства, вводит в ежегодно повторяющийся календарный цикл и в важнейшие фазы человеческой жизни, издавна связанные с обрядами. Через игрушку происходит освоение бытия конкретного этноса, введение в его культуру.
Основной вывод данной работы состоит в том, что произведения народной художественной культуры оказывают целенаправленное воздействие на характер представлений детей о социальном и полоролевом поведении.
По результатам проведённого исследования литературных источников, создана программа тренинга, которая позволит оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя материал о значении народной художественной культуры как средства формирования представлений детей об отношениях в социуме.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии.-1991.-№ 4.-С.74-81.
2. Андреев Ю.А. Мужчина и женщина.– СПб: ГОО «Респекс»,1994.-233с.
3. Блинов Г. Погремушка // Народное творчество.-1993.-№ 4.-С.45-49.
4. Виноградов Г.С. Этнография и современность // Этнографическое обозрение.-1993.-№ 1.-С.200-216
5. Галин А.Л. Личность и творчество.– Новосибирск, 1989.-309с.
6. Дайн Г.Л. Русская игрушка.–М: Сов.Россия,1987.-248с.
7. Детская психодиагностика и профориентация /Под ред. Л.Д.Столяренко.– Ростов н/Д: Феникс,1999.-441с.
8. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира.– М: Линка-Пресс,1998.-178с.
9. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей.-М.:Просвещение,1998.-233с.
10. Каршинова Л.В. Традиционная русская игрушка Подмосковья // Народное творчество.-1996.-№ 6.-С. 301-316
11. Коломинский Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте.– Минск,1985.-190с.
12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.– М: Просвещение, 1998.- 221с.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. – М: Просвещение, 1989.-235с.
14. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии.-1981.-№ 2.-С.47-56.
15. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника.-М,1988.-344с.
16. Летчикова О.Г. Полцарства за коня, или Магия старинной игрушки // Народное творчество.-1996.-№ 5.-С.34-39
17. «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР.– Л.,1991.-211с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.– М: Изд. Центр Academia,1999.-438с.
19. Мухина В.С. Детская психология.– М.: ООО Апрель Пресс,1999.-176с.
20. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.– М.: Педагогика,1981.-347с.
21. Народная культура Русского Севера / Отв.ред. Дранникова.– Изд.ПГУ,1998.-207с.
22. Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов.– М.,1996.-468с.
23. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.– СПб:Питер,1989.-435с.
24. О нежных нравах и добром воспитании /Отв.ред. Буторина Т.С.– Архангельск,2001.-233с.
25. Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка.–М: Внешторгиздат,1980.-342с.
26. Популярная психология для родителей /Под ред. Бодалева А.А.–М: Педагогика, 1989.- 105с.
27. Репина Т.А. Воспитание мальчиков и девочек //Дошкольное воспитание.-1984.-№ 6.-С.50-51.
28. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание.-1984.-№ 4.-С.28-30.
29. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. // Вопросы психологии.-1984.-№ 4.-С.62-69.
30. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. – М.: Пресс, 1999.- 393с.
31. Салмин А.К. Этнология религии и народный обряд // Этнографическое обозрение.-1994.-№ 2.-С.45-62
32. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация.– СПб,1995.-453с.
33. Соловьев В.Я. Тихий голос русской игрушки // Народное творчество.-1999.-№ 1.-С.34-46