Формирование ценностного отношения подростка к семье

Таблица 9 Отношение детей к вмешательству родителей в их личную жизнь

класс

кол-во респондентов

принятие как должного

терпимое отношение

раздражительное отношение

9 "А"

29

39%

26%

35%

9 "Б"

23

13%

39%

48%

Среднее по параллели 9-х классов

52

27%

33%

40%

10 "А"

26

15%

46%

39%

10 "Б"

21

33%

38%

29%

Среднее по параллели 10-х классов

47

23%

43%

34%

11 "А"

18

-

44,4%

55,6%

11 "Б"

13

15%

54%

31%

11 "В"

21

5%

43%

52%

11 "Г"

14

36%

43%

21%

Среднее по параллели 11-х классов

66

12%

46%

42%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

21%

40%

39%


Таблица 10 Ограничение родителями жизни детей

класс

кол-во респондентов

нет ограничений

ограничения есть

ограничений очень много

9 "А"

29

11%

72%

17%

9 "Б"

23

22%

61%

17%

Среднее по параллели 9-х классов

52

15%

67%

18%

10 "А"

26

-

81%

19%

10 "Б"

21

24%

62%

14%

Среднее по параллели 10-х классов

47

11%

72%

17%

11 "А"

18

28%

61%

11%

11 "Б"

13

31%

61%

8%

11 "В"

21

19%

76%

3%

11 "Г"

14

14%

86%

-

Среднее по параллели 11-х классов

66

23%

71%

6%

Среднее по школе среди старшеклассников

165

16%

70%

14%


Таблица 11 Частота отклика родителей на просьбу ребёнка о помощи

класс

Кол-во респондентов

всегда

часто

иногда

никогда

9 "А"

29

52%

35%

13%

-

9 "Б"

23

52%

48%

-

-

Среднее по параллели 9-х классов

52

52%

40%

8%

-

10 "А"

26

50%

27%

23%

-

10 "Б"

21

76%

10%

14%

-

Среднее по параллели 10-х классов

47

62%

19%

19%

-

11 "А"

18

67%

16,5%

16,5%

-

11 "Б"

13

61%

31%

8%

-

11 "В"

21

43%

24%

33%

-

11 "Г"

14

50%

36%

14%

-

Среднее по параллели 11-х классов

66

39%

26%

35%

-

Среднее по школе среди старшеклассников

165

51%

28%

21%

-


Приложение 3


План занятий по программе Тренинга "Ценностное отношение подростка к своей семье"

Название занятия

Цель занятия

Дата занятия

Занятие 1. Знакомство

Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка родителей. Общая ориентация в проблемах семьи.

2.02.2008 г.

Занятие 2.

Мир детский и мир взрослый

Осознание разницы между "миром" ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения родителей, исходя из позиции родителей.

09.02.2008 г.

Занятие 3. "Язык принятия" и "язык непринятия"

Знакомство с понятием "принятие" ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение "языка принятия" и "языка непринятия"

16.02.2008 г.

Занятие 4. Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем отношения подростка к семье

Пояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания.

23.02.2008 г.

Занятие 5. Конфликты

Определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону)

01.03.2008 г.

Занятие 6

Заключительное

Обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.

8.03.2008 г.


Конспект занятий по программе Тренинга "Ценностное отношение подростка к своей семье"

Занятие 1. Знакомство

Цели. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка родителей. Общая ориентация в проблемах семьи.

Содержание занятия

1. Ведущий знакомит подростков с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Он также раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с родителями — стремление к сотрудничеству.

2. Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.

3. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами с выбранным членом группы.

4. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своих родителей, предлагает подросткам ответить на ряд вопросов. Старшеклассники впервые обращаются к своим дневникам, о которых ведущий должен сказать особо. Следует обратить внимание на важность ведения дневников и выполнения домашних заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Отвечая на вопросы, ученики заполняют таблицу, где отвечают за себя и за своих родителей, оставляя место для реального ответа членов семью, который они получат уже дома.


Вопрос

Ответ подростка

Ответ за родителей

Ответ родителей (домашнее задание)

1




2




3.




4.




5




6





Вот примерный перечень вопросов для школьников и их родителей.

- Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

- Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.

- Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.

- В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как... , а не нравится...

- Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?

- Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?

- В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

Далее при обмене ответами на вопросы, занятие часто принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и их семьи. Ведущий, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказки, желания и т.д. назывались в группе чаще всего.

6. Домашняя работа включает завершение таблицы в графе ответов родителей. Старшеклассник должен задать каждому родителю имеющиеся у него вопросы, записать ответы и сравнить их с теми, которые он предполагал.

Занятие 2. Мир детский и мир взрослый

Цели. Осознание разницы между "миром" ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения родителей, исходя из позиции родителей.

Содержание занятия

1. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и дать пожелание другому.

2. Обсуждение домашнего задания в форме групповой дискуссии в большом кругу.

3. Информационная часть. Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность взрослых поступков и т.п. Старшеклассникам ведущий объясняет, что часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь "насолить" родителю, однако так бывает далеко не всегда.

4. "Погружение". Участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте родителей. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации.

5. "Билль о правах". (Упражнение разработано Лебедевой Е.И. и Ежовым Д.И. для "Тренинга эффективного взаимодействия взрослого и ребенка". Институт тренинга.) Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая — родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15—20 минут), "родители" и "дети" начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

Если дискуссия затягивается, ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить группу о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта, обычно это занимает не более 3—5 минут.

В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.

Ведущему лучше самому разделить членов группы на "родителей" и "детей", определив в группу "детей" наиболее центрированных на своей родительской позиции взрослых. Необходимо также напомнить "родителям", что они должны писать свои права, исходя из своих взрослых ролей, для этого можно встать на место собственных родителей.

6. Психогимнастическое упражнение. Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза (или используется повязка), остальные подходят к нему и кладут свои руки на его ладони. Задача участника — угадать, чьи это руки.

После снятия повязки основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел. Упражнение дает прекрасный повод для обратной связи участникам группы.


7. Домашнее задание. Заполнить таблицу

Что меня огорчает в моих родителях

Что меня радует в моих родителях

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты