Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Необходимо оказывайте ребёнку физическую помощь, т.е. сначала нужно взять руку ребёнка и выполнить вместе с ним, затем держать за запястье, затем за локоть.

Необходимо приспосабливать материалы к особенностям ребёнка. Например, колпачок тюбика зубной пасты ослабить перед тем, как попросить ребёнка почистить зубы.

После выполнения задания обязательно нужно похвалить ребёнка, очень важен физический контакт, погладить, прикоснуться.

При выборе задач следует учитывать 3 основных фактора.

1. Цели, которые педагог ставит перед собой, приступая к обучению - т.е., что ребёнок должен уметь в будущем.

2. Результаты тестирования малыша - т.е., что он умеет делать сейчас.

3. Время и возможности, которыми располагает педагог, то есть, ваши соображения о том, что вы сумеете сделать конкретно в ваших условиях.

Задача детально определяет, что ребёнок будет делать во время её выполнения, когда уже научится с ней справляться. Задача указывает, где и как будет применяться соответствующее умение. Задача определяет для ребёнка его ближайшую цель, следующий шаг, который он должен сделать.

Могут возникнуть особые проблемы, если ребёнок может, но не хочет. Дети с большим вниманием относятся к тому, что для них является более новым, сложным, чем то, к чему они привыкли. Заранее должен программироваться успех, похвала, то есть задания подбираются, которые им нравятся.

Если ребёнок не может сконцентрировать внимание, из-за недостатка уровня развития или части большой проблемы, то прежде чем учить его, необходимо учить концентрировать внимание. Именно зрительный контакт означает, что ребёнок сосредоточил внимание.

3 ступеньки обучения концентрированию внимания:

1. Концентрация внимания на человеке - путём поддержания зрительного контакта.

2. Концентрация внимания на предмете или звуке.

3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком. Данную ступеньку можно назвать "совместным" вниманием.

Ребёнок следует взглядом за направлением взгляда взрослого или за жестом его указательного пальца, или может бросать взгляд на взрослого, как бы проверяя, смотрит ли он на тот же предмет. Если ребёнок не обнаруживает эти умения, то они должны стать основными задачами, т.к без них невозможно овладеть социальными навыками, навыками общения, позже, навыками тонкой моторики.

Необходимо учить ребенка ставить долгосрочные и краткосрочные цели и задачи:

Например, долгосрочная цель - научить ребёнка оправлять естественную нужду. Краткосрочные цели: научить ребёнка терпеть и знать, что ему нужно помочиться; научить проситься на горшок; научить самостоятельно идти в туалет; научить снимать одежду; научить справлять нужду; научить вытираться; научить надевать одежду; научить убирать за собой.

Уровни овладения навыками:

1. Начальный - действия выполняются совместно, здесь надо учить правилам пользования туалетом.

2. Достаточный - действия выполняются под контролем, здесь важно выполнять порядок действий пользования туалетом.

3. Уровень самостоятельности - действия выполняются самостоятельно или с частичным контролем, здесь учитывается последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность мытья рук, ног, головы, принятия ванны, пр.

Для всех "особых" детей значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к жизни людей, к стилю жизни в обществе, для адаптации в микросоциальной среде. Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны родителей, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с родителями деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия.

Особое внимание обращайте на: самостоятельность в элементарных хозяйственно - бытовых делах в семье, посильную помощь семье в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг, развитие речи, отражение в словах и фразах своих действий.

Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость "особого" ребёнка от окружающих, "работает" на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно-практических навыков должно быть особо значимым.

У "особых" детей возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными.

Формируя у "особого" ребёнка социальные навыки и умения, необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению.

Навыки общения, особенности общения взрослых с "особыми детьми" включает следующий ряд сложностей.

Как известно, детям с нарушениями интеллекта свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений); отсутствие инициативы и самостоятельности; дети с трудом переключаются на другую деятельность; охотно подражают другим; действуют по стереотипу, по заученным штампам; легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому.

Можно сказать, что у " особых" детей повышенная внушаемость сочетается с негативизмом, неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью.

Как помочь "особым" детям в общении?

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения.

Для "особых" детей нужно создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную.

Нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Для понимания смысла, полезно на всех предметах обихода прикреплять таблички с написанным печатным шрифтом названиями (стол, стул, дверь, окно, пр). Показывая табличку, нужно произносить слово и указывать на предмет.д.ля проверки можно спросить, где предмет. Если ребёнок затрудняется, повторить всё сначала. Позднее, можно прикрепить к стене табличку, где написано слово и под ним рисунок предмета.

Работа с картинками, где изображены хорошо знакомые предметы, животные, дети, взрослые, их действия. Подбирать картинки необходимо так, чтобы можно было соотнести их с окружающей обстановкой. Главное, чтобы рассматривание вызывало у ребёнка эмоции, сопровождалось речью.

Общаясь с детьми, необходимо сопровождать свои действия негромкой, плавной речью со спокойной приветливой информацией. Нужно больше разговаривать, называя свои действия, т.е. оречевляя всё происходящее. Необходимо постоянно поддерживайте внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружающему. Разговаривая с ребёнком, можно дать ему время на ответ. Нужно учить адекватно вести себя дома и в общественных местах, учить выполнять правила поведения на улице, учить критически относиться к своим поступкам, учить организованности и выдержке, подавляя желание "Я хочу!" отвлечением и убеждением или игнорированием его требований.

Только тесный и доброжелательный контакт способствует формированию навыков межличностного общения.

Существует 5 главных направлений работы по развитию навыков общения

1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2. Развитие восприятия речи.

3. Развитие умения подражать.

4. Развитие умения соблюдать очерёдность

5. Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.

Почему игре нужно уделять так много времени? Не лучше ли было бы посвятить его более организованным занятиям? НЕТ! Игра приносит пользу ребёнку, она важна. Дети играют сами по себе, но в процессе игры они ещё и учатся. Ребёнок не представляет себе игру как отдельную часть жизни.

Игра - основное занятие ребёнка. Большинство навыков, которые вы будете формировать у ребёнка, можно представить как игровые. Не настаивайте на том, чтобы ребёнок всё время двигался вперёд, осваивая новое. Дайте ему время отработать свои умения, отдохнуть. Например, даётся понятие "большой - маленький". Дети играют с куклой, мишкой, машиной, но отрабатывают понятие " большой - маленький" до тех пор, пока это понятие не будет сформировано.

Игра позволяет ребёнку закреплять уже усвоенные умения. Игра помогает вспомнить то, чему его учили раньше. Через игру ребёнок учится находить способы применения своим умениям. Игра - та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявить усвоенные им навыки. Игра позволяет научить ребёнка чему-то новому. Игра помогает открывать окружающий мир.

Можно выделить 5 ступеней, по которым поднимается ребёнок до умения играть в ролевые игры или игры "понарошку". Он не делает резких скачков от одной ступени к другой и кажется, что он просто только добавляет новые действия к уже освоенным играм.

1 ступень. Игра - исследование. Ребёнок исследует предметы: трясёт, пробует на зубок, стучит, бросает, осматривает. Всё это помогает узнать главные свойства каждого предмета.

2 ступень. Игра - соотнесение. Пытается соотнести 2 предмета, располагая предметы по-разному (ложка в чашке, около тарелки, над чашкой).

3 ступень. Ролевая игра с самим собой. Например, делает вид, что пьёт из чашки. Играя, пользуется вещами "понарошку".

4 ступень. Простая ролевая игра. Например, "кормит" своего мишку, т.е. переносит воображаемое действие на другой предмет.

5 ступень. Ролевая игра, предполагающая последовательное совершение действий, т.е. из известных действий ребёнок составляет некую последовательность. Например - "кормит" мишку обедом, а потом садит его на машину и возит. Причем, машиной может быть обувь или коробка.

Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в общество. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, ведь объектами игр могут быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая домашняя утварь, простые предметы, которые можно найти в доме и на улице.

Предлагаемые игры, можно разделить на следующие виды:

Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы / ощущение и восприятие/.

Игры, на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений).

Игры, на развитие произвольного внимания и памяти.

Игры, на развитие коммуникативных навыков/ навыки общения/.

Прежде, чем заниматься с ребёнком, поставьте перед собой конкретную задачу. Спросите себя, чему в первую очередь необходимо научить ребёнка. Например, самостоятельно одеваться, накрыть на стол или мыть посуду. Для того, чтобы отработать эти навыки, необходимо "включить" все психические процессы ребёнка - сенсорные, психомоторные, эмоционально - волевые, познавательные.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывают особенности их психического развития. Для этого существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития. Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников [44, с 110]

Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях системы здравоохранения. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта. Работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития [70, с.99].

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей.

При систематической коррекционной работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.

В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.

Проблема обучения детей с нарушением интеллекта сюжетно-ролевой игре является одной из центральных в дошкольной олигофренопедагогике. Именно игра становится ведущим видом деятельности в период дошкольного детства. Однако, как показывают многочисленные исследования, проведенные в этой области (Л.Б. Баряева, Н. Д Соколова, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин и др.) без специального обучения у детей с нарушением интеллекта, даже к концу дошкольного возраста она не выполняет функции ведущей деятельности.

Существующая методика приводит к значительным положительным изменениям в овладении умственно отсталыми детьми сюжетно-ролевой игрой, тем не менее, ряд трудностей остаются непреодолимыми. Для того чтобы игра действительно осуществляла функцию ведущей деятельности, она должна достичь определенного уровня развития, что возможно при сформированности всех её структурных компонентов. Одно из важнейших мест в структуре сюжетно-ролевой игры принадлежит умению правильно строить собственное поведение в соответствии с ролью. При проведении исследования нас интересовало, насколько при существующем обучении дети с нарушением интеллекта овладевают данным структурным элементом. С этой целью была разработана методика констатирующего эксперимента. У всех детей при существующем обучении начинает формироваться ролевое поведение. Так, большинство воспитанников, участвующих в эксперименте, выполняли игровые действия, которые соответствовали выбранному сюжету. Однако наблюдения за свободной игрой испытуемых показали, что выполняемые действия представляли механическое воспроизведение тех действий, образец которых давал воспитатель. Кроме того, в свободной игре дошкольники не всегда воспроизводили их верно, часто действия не обеспечивали полного раскрытия сюжетной линии, что затрудняло понимание смысла взятых детьми ролей.

Наблюдения за неорганизованной игрой показали, что в ней испытуемые копировали те же ролевые действия, которым их обучали на занятиях по сюжетно-ролевой игре. Воспитанники стереотипно повторяли образцы поведения, хорошо усвоенные в ходе целенаправленного обучения, не внося чего-либо “своего" во взятую роль.

Характерным для всех детей оказалось то, что ребята в процессе организованной сюжетной игры действовали в соответствии с её логикой. Этого не отмечалось при наблюдении за их самостоятельной игровой деятельностью. Допуская нарушение порядка действий в цепочке, они не обращали внимания на то, что их неверная последовательность не соответствует логике игры. Не критично принимали любые замечания педагога, без возражений меняли направление игры по его требованию.

В ходе эксперимента выявилось, что воспитанники специального детского сада, прошедшие обучение, могли самостоятельно брать на себя роль и действовать в соответствии с ней. Однако некоторые из них, взяв роль, оказывались не в состоянии выполнять её до завершения игры. Результаты были лучше, если игрой руководил взрослый. В тех случаях, когда ребята отвлекались на раздражители, переключались на другой вид деятельности, педагог возвращал их к игре, напоминая линию ролевого поведения. В самостоятельной же игре это приводило к выходу детей из роли, в большинстве случаев - к разрушению игры.

В процессе специального обучения сюжетно-ролевой игре у детей с недостатками интеллекта ролевое поведение начинает формироваться.

Вместе с тем анализ организованной и свободной игровой деятельности дошкольников с интеллектуальным недоразвитием показал, что ролевое поведение таких детей сохраняет ряд особенностей, которые препятствуют полноценному овладению игрой. Необходимо дальнейшее усовершенствование методики обучения сюжетно-ролевой игре, связанное с возможными путями устранения имеющихся недостатков.

В процессе формирования социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта должны решаться следующие задачи:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

2. Воспитание умственно отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация - как итог всей работы.

Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий: более раннее начало коррекционной работы; благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьёй; применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям аномальных детей и целям их воспитания.

Проблема ранней коррекции детей с нарушениями интеллекта чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми детьми в дошкольном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности.

Коррекционное обучение отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу. Ранняя коррекция имеет значение не только как эффективное средство развития ребёнка, но и как надёжное средство диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребёнка, дополнительные и вторичные нарушения, в результате чего к началу школьного обучения может быть безошибочно определён тот тип школы, в котором он должен обучаться.

Второе условие для благоприятного развития ребёнка - правильная организация его семейного воспитания.

Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой - то мере деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и даже в меру своих сил помощником родителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты