Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Методика "Выбор в действии"

Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Процедура ее проведения следующая.

Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета: игрушки, картинки и др. Ребенок получает инструкцию следующего содержания:

"Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся.

Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место".

После того как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет, кто, сколько и какие предметы получил.

Социометрический статус определяется при помощи следующей формулы:


С = К/п - 1 х 100%,


где С - статус ребенка в группе, в системе его взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; п - количество детей в группе.

Оценка результатов:

10 баллов - показатель С равен 100%;

8-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%;

6-7 баллов - показатель С находится в пределах от 60% до 79%;

4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%;

2-3 балла - показатель С находится в пределах от 20% до 39%;

0-1 балл - показатель С находится в пределах от 0% до 19%.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

По итогам диагностики развития личностных особенностей и межличностных отношений: "Какой я?" и "Какой ваш ребенок?" получены сравнительные данные, свидетельствующие об изменении у многих детей самооценки, которая начинает совпадать с экспертной оценкой взрослых.

В результате исследования получены следующие результаты (табл.8):


Таблица 8

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя

Возраст

Балл

Имя

Возраст

Балл

1

Коля

4

1

1

Ира

3,5

1,5

2

Миша

4

1

2

Оля

4

1

3

Даша

4

1

3

Зина

3,5

1

4

Слава

3,5

1

4

Валера

4

1,5

5

Юра

4

1

5

Игорь

4

2

6

Витя

3

0,5

6

Дима

3

2

7

Костя

4

0,5

7

Таня

4

2

8

Марина

3,5

1

8

Федя

3,5

1,5

9

Юля

4

0

9

Аня

4

2

10

Наташа

3,5

1

10

Виталя

3,5

1

Средний балл 0,8

Средний балл 1,45


В экспериментальной группе Игорь, Дима, Таня и Аня имеют низкий уровень развития межличностных отношений, у остальных детей уровень развития межличностных отношений - очень низкий. В контрольной группе все дети имеют очень низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми.

Таким образом, исследования показывают, что и в контрольной и в экспериментальной группе дети имеют низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми, а также низкий уровень развития самооценки.

Далее перейдем к формирующему эксперименту, т.е. к организации коррекционно-развивающей работы по формированию социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

 

§ 3. Коррекционно-развивающая работа по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта


В констатирующем эксперименте у детей контрольной и экспериментальной групп были выявлены проблемы в общении со сверстниками, что является важным критерием социальной адаптации ребенка.

Для преодоления этих факторов нами разработана следующая последовательность воспитательной работы.

1. "МОИ РОДИТЕЛИ И Я"

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

Оказание помощи: "Бабушка болеет"; "Дедушка плохо видит"; "Готовимся к празднику".

Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать"; "Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю"; "Я - добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки".

Оценка желаний: "Я хочу съесть апельсин"; "Я хочу гулять".

Сравнение двух норм поведения - драматизация русской народной сказки "Рукодельница и Ленивица".

Ситуации нравственного выбора: "У меня день рождения, но заболела мама"; "Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке".

2. "МОЙ ДОМ"

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

Оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде.

Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Я хочу постирать новую скатерть"; "Я хочу вымыть мамину чашку"; "Я хочу починить будильник".

Оценка желаний: "Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи"; "Хочу показать друзьям папину коллекцию марок".

Сравнение двух норм поведения - драматизация русских народных сказок "Авось да Небось", "Ох да Ах".

Нравственный выбор - обсуждение ситуаций, близких к поговорке "Делу время, а потехе час".

3. "ВСЕ, КОГО Я ЛЮБЛЮ"

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

Оказание помощи друзьям и близким.

Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Угощу конфетой только своего друга"; "Буду играть только со своим приятелем".

Оценка желаний: "Хочу пригласить в гости друга на весь день"; "Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома".

Сравнение двух норм поведения: "вместе тесно, а врозь скучно". Обсуждение рассказов В. Осеевой "Синие листья" и "Волшебное слово".

Ситуации нравственного выбора - чтение и драматизация сказки Е. Шварца "Два брата".

4. ТРАДИЦИИ СЕМЬИ

Игры и проблемные ситуации для совместного обсуждения:

Ситуации оказания помощи на примере традиции рождественской ночи, зажигания свечей на окне.

Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Я хочу подарить своему другу игрушку". "Я хочу в подарок маме испечь торт".

Оценка желаний: "Подарите мне!."

Сравнение двух норм поведения: чтение и драматизация рассказов В. Осеевой "Три желания", "Просто старушка", "Три дочери".

Ситуации нравственного выбора: В. Алексеев "Трудный вечер" - чтение и обсуждение.

5. "Я РАСТУ"

Игры и проблемные ситуации для обсуждения:

Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?

Почему со мной не играют другие дети?

Определение положительных и отрицательных сторон поведения: "Я люблю сам играть со своими игрушками"; "Мне нравится дежурить".

Оценка желаний: "Я хочу поиграть с мячом в группе"; "Мне понравилась игрушка моего друга". Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).

Ситуации нравственного выбора: "Хочу задержаться в гостях, но будет беспокоиться мама"; "Хочу послушать музыку, но спит бабушка".

6. "МОЙ МИР"

Игры и упражнения для совместного обсуждения:

Как лучше помочь другу, незнакомому человеку?

Определение положительных и отрицательных сторон поведения:

скромность - хвастовство,

щедрость - жадность,

доброта - жестокость,

вежливость - грубость и др.

Определение правил культурного поведения: в гостях, у больного друга, в общественных местах.

Определение правил общения: на улице, в группе, дома.

1. Анализ причин конфликта. Воспитатели предлагают детям установить причину, породившую конфликт.

2. Нравственный анализ. Для этого с нарушителем проводится беседа в зоне "утешения", где смонтирована модель "Подсолнушки" ("Солнышко и тучка"). Обсуждается сам проступок (а не ребенок) и пути его исправления.

3. Учимся мириться. Разучиваем "Мирилки". Все радуемся, когда нарушитель прощен.

4. "Театр русской пословицы". Используется опыт преодоления конфликта, устанавливается связь с другими аналогичными ситуациями, формулируются пословицы для обозначения проблем, их вызывающих.

5. "Задушевные беседы". Проводится анализ различных проблемных ситуаций в соответствии с заповедями Ветхого и Нового Заветов.

После проведения коррекционной работы мы проводили повторную диагностику развития личностных особенностей детей в экспериментальной группе. Результаты приведены в табл.8-10.


Таблица 8 - Методика "Какой я?"

Экспериментальная группа

Имя

Возраст

Балл

1

Ира

3,5

2,5

2

Оля

4

2

3

Зина

3,5

2

4

Валера

4

2

5

Игорь

4

2

6

Дима

3

1,5

7

Таня

4

2

8

Федя

3,5

1,5

9

Аня

4

1,5

10

Виталя

3,5

2

Средний балл 1,9


Можно отметить, что в результате коррекционной работы уровень развития самооценки детей повысился с 1,3 до 1,9 баллов.

Методы изучения межличностных отношений

Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?"


Таблица 9 - Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?"

Экспериментальная группа

Имя

Возраст

Балл

1

Ира

3,5

1,5

2

Оля

4

2

3

Зина

3,5

2

4

Валера

4

1,5

5

Игорь

4

2,5

6

Дима

3

3

7

Таня

4

2,5

8

Федя

3,5

3

9

Аня

4

2,5

10

Виталя

3,5

2,5

Средний балл 2,3


Можно отметить, что в также результате коррекционной работы уровень развития взаимоотношений детей повысился с 2,0 до 2,3 баллов.

Методика "Выбор в действии"


Таблица10 - Методика "Выбор в действии"

Экспериментальная группа

Имя

Возраст

Балл

1

Ира

3,5

2

2

Оля

4

2

3

Зина

3,5

2

4

Валера

4

1,5

5

Игорь

4

2,5

6

Дима

3

2,5

7

Таня

4

2,5

8

Федя

3,5

2

9

Аня

4

2

10

Виталя

3,5

2

Средний балл 2,1


Можно отметить, что в также результате коррекционной работы уровень развития взаимоотношений детей повысился с 1,45 до 2,1 баллов.

Результаты исследования представлены на рис.1-3 (Приложение).

Исследования показывают, что обучение детей младшего дошкольного возраста решению проблемных ситуаций дает стойкий эффект, который проявляется как на личностно-смысловом уровне развития детей, так и в индивидуально-исполнительском плане.

В результате воспитательной работы нашей педагогической системы возросли показатели развития личностных особенностей детей 3-4 лет и межличностных отношений и, как следствие, изменились данные социометрии (значительное уменьшение показателей количества изолированных детей), которые позволяют судить о преобладании дружеских взаимоотношений, складывании устойчивых игровых коллективов к концу младшего дошкольного возраста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты