Факторы, влияющие на формирование cпособностей у мужчин и женщин

Факторы, влияющие на формирование cпособностей у мужчин и женщин






























РЕФЕРАТ

Данная курсовая работа содержит 24 стр. печатного текста, 25 источников


СПОСОБНОСТИ; КОМПЕНСАЦИЯ СВОЙСТВ; ОДАРЕННОСТЬ; ЭКСПЕКТАЦИЯ, ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ; ДИСКРИМИНАЦИЯ; СТЕРЕОТИПИЯ; ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. 

В первой главе дается общее представление о способностях. Далее дается анализ психометрических исследований мужчин и женщин, детей разного возраста. Приводятся и позиции различных ученых по вопросу различий в способностях между полами, проблемы, которые возникают при изучении данной темы.

Вторая глава содержит в себе описание факторов, которые влияют на формирование способностей мужчин и женщин. Дается характеристика биологического фактора, раскрываются его корни, раскрывается значение гормонального фактора, как основного фактора, влияющего на формирование структуры мозга. Раскрывается влияние социально-психологических факторов на развитие познавательных способностей. Дается половая стереотипия.



 















 

Содержание


Введение                                                                                                         4

1.     Способности и их исследование                                                             6

1.1. Понятие о способностях                                                                   6

      1.2. Психометрические исследования половых                                     8

      различий в познавательных способностях

2.     Факторы, влияющие на формирование способностей                         13

      у мужчин и женщин        

      2.1.Значение биологических факторов в                                               13

      дифференциации познавательных способностей

      2.2. Социально-психологические факторы в развитии                         16

      познавательных      способностей

Заключение                                                                                                      22

Библиографический список                                                                           24















Введение


Первичное деление человечества на мужчин и женщин и доминирующая роль мужчин в современном обществе привели к тому, что научная психология — это преимущественно психология мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Для всех очевидно преобладание мужчин, оно прослеживается во все культурно-истори­ческие эпохи, особенно в таких сферах, как наука, искусство, политика.

Попытки объяснения различий между мужчинами и женщинами в уровне социальных и профессиональных достижений сводятся к двум схемам: 1) биоло­гические (генетические) различия между мужчинами и женщинами считаются главной причиной; или же 2) социальные условия благоприятны для доминиро­вания мужчин, система воспитания и распределения ролей дает больше шансов для развития способностей мужчин. Если принять последнее объяснение, вновь возникает вопрос: а откуда берутся условия, благоприятствующие развитию спо­собностей у мужчин?

Генетики полагают, что мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины — консервативных. Соответственно величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значе­ний признаков, кроме «эволюционно прогрессивных». Средние значения боль­шинства признаков у мужчин выше, чем у женщин.

Печально, что в ход и, главное, в интерпретацию исследований вмешиваются людские страсти.

С чем связано очевидное преоблада­ние мужчин в сфере науки и техники, особенно среди научной и технической элиты: с тем ли, что женщины (в силу своих психофизиологических особенно­стей) менее талантливы, или же причи­ны следует искать в культурных тради­циях и нормах, которые предписывают женщинам определенные модели пове­дения? Этот вопрос лежит в основе сравнительных исследований познава­тельных способностей мужчин и жен­щин, которые могут быть подразделены на три основных направления: психо­метрические исследования половых раз­личий в познавательных способностях; возможные биологические детерминан­ты этих различий; описание социально-психологических механизмов, связан­ных с усвоением половых ролей и влия­ющих на дифференциацию познава­тельных способностей женщин и муж­чин.

Проведение подобных исследований и особенно их интерпретация, так же как и изучение, например, расовых разли­чий, могут иметь серьезные социальные последствия и сопряжены с этическими проблемами. Именно с этим связана актуальность изучения способностей мужчин и женщин. Поэтому в работах по этой теме трудно отделить определенные установки и оценочные суждения от строго установленных фактов. Иссле­дователи-женщины склонны упрекать своих коллег-мужчин в том, что они нередко интерпретируют данные о по­ловых различиях в соответствии со сво­ими собственными стереотипами и, та­ким образом, не только повторяют популярные мифы, но и придают им на­учную респектабельность.

Все это, равно как и чрез­вычайная сложность самой проблемы, заставляет с большой осторожностью подходить к тем данным и выводам, которые содержатся в литературе.

Объектом исследования являются способности. Предметом исследования являются различия способностей мужчин и женщин. Гипотеза - существуют в отдельных видах способностей.

Цель исследования – изучения способностей мужчин и женщин, их различия в отдельных видах деятельности. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

1.      Знакомство с литературой по проблеме способности:
а) определение; б) классификация.

2.      Межполовые различия в способностях: а) причины их возникновения; б) существующие различия.

Метод исследования – критический анализ литературы.



1.     способности  и  их  исследование


1.1.  Понятие о способностях

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные лю­ди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в ус­пехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают зна­ния, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его оп­ределений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состоя­ний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся оп­ределений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень разви­тия общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспе­чивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это опре­деление принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех. /1, С. 38/

Значительный вклад в разработку общей теории способно­стей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то и пред­ложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разуме­ются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями назы­вают не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-треть­их, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»./1, С. 40/

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, при­чем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходи­мых задатков к развитию одних способностей их дефицит мо­жет быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — пи­сал Б.М.Теплов, — является возможность чрезвычайно широ­кой компенсации одних свойств другими, вследствие чего от­носительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способно­стью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данно­го человека».

У человека, кроме биологи­чески обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользо­вании речью и логикой, теоретические и практические, учеб­ные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точ­ность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи чело­века в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, спо­собности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно приве­сти речь человека как средство общения (речь в ее коммуника­тивной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в кон­такт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Примеры способностей предметно-познавательного плана хо­рошо известны. Они традиционно изучаются в общей и диффе­ренциальной психологии и именуются способностями к раз­личным видам теоретической и практической деятельности.

1.2 Психометрические исследования половых различий в познавательных способностях

Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтоге­неза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опе­режают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального разви­тия не отличаются. В то же время, по данным психометрических исследо­ваний, число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, по­строенной по результатам измерения коэффициентов интеллектуальности 1(3), заметно превосходит число жен­щин. Это означает, что среди муж­чин больше умственно отсталых индиви­дов, но и больше высокоодаренных. Сре­ди наиболее талантливых людей, полу­чивших признание общества, как из­вестно, преобладают мужчины. Массо­вые психометрические исследования также показывают, что исключительная одаренность чаще встречается среди мальчиков; мальчики же преобладают среди победителей различных олимпиад. Превосходство мужчин в зрительно-пространственных способностях выражается соотношени­ем 2:1 среди тех 10 % выборки, кто набрал самые высокие показатели в со­ответствующих тестах. То же касается и европейской выборки: в среднем разли­чия незначительны, но среди тех, кто имел максимальные показатели, соотно­шение мужчин и женщин было 10:1. На основе подобных исследований было сделано заключение, что диапазон умственных способностей мужчин зна­чительно шире, чем у женщин.

Мужчины и женщины отличаются не только диапазоном разброса умствен­ных способностей; результаты психо­метрических исследований показывают, что у женщин более развит вербаль­ный интеллект, а у мужчин — зри­тельно-пространственный. Принято счи­тать, что превосходство женщин в раз­витии речевых функций проявляется начиная с 10—11 лет. Но есть све­дения и о более ранних сроках: в 18 мес. девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают та­кой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь девочек, как пра­вило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают рань­ше мальчиков. Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к пред­метам, к социальным ситуациям, чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию.

В отличие от этого зрительно-про­странственные способности — это та сфера, где с детства лидируют мужчины. Т. Л. Хилтон  суммировал результаты выполнения тестов на по­нимание пространственных отношений большой выборки американских школь­ников старших классом (общее число испытуемых более 23 тыс.) и обнару­жил, что юноши справлялись с ними значительно лучше девушек. Интересно сравнение с данными аналогичного ис­следования, выполненного 20 лет назад: различия между мужчинами и женщи­нами за этот период сократились./8, С. 35/

По данным ряда исследований, поло­вые различия в пространственных спо­собностях возникают в подростковом возрасте, на основе чего некоторые ав­торы выдвигают гипотезу об их гормо­нальной обусловленности. Однако есть данные о том, что мальчики уже в 8—9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ори­ентации и пространстве. И даже у более младших детей были обнаруже­ны различия в понимании простран­ственных отношений. Когда в экспе­рименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с заданием.

Наиболее острые дискуссии среди специалистов вызывает вопрос о мате­матических способностях. В современ­ном обществе знание математики вы­ступает в качестве своеобразного фильтра на рынке труда, поскольку адекватная математическая подготовка стала необходимым условием для ра­боты в наиболее современных и пре­стижных областях. Математика всегда считалась мужской сферой деятельно­сти, и в тестах математических спо­собностей мужчины, как правило, пре­восходят женщин. Среди учеников на­чальной школы, по данным психомет­рических исследований, различий в уровне математических способностей не обнаруживается, эти различия начина­ют проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления; с го­дами различия в уровне математической одаренности возрастают. Эти дан­ные были подвергнуты резкой критике со стороны некоторых ученых женщин, по мнению кото­рых женщины под влиянием определен­ных социальных и психологических фак­торов редко выбирают математику и смежные с ней дисциплины в качестве предпочитаемых курсов, и поэтому «вывод о том, что мужчины обладают более выраженными математическими спо­собностями, был сделан на основе ис­следований, где фактически сопостав­лялись не мужчины и женщины, а лю­ди с более высокой и более низкой математической подготовкой» /7, с. 98/.

Обследование подростков, обучающихся по одной про­грамме, обнаружило «выраженные по­ловые различия в математической ода­ренности в пользу мальчиков». Причем чем выше оценивалась мате­матическая одаренность, тем выраженнее становилось преобладание лиц муж­ского пола: среди тех, кто набрал в соответствующих тестах 500 баллов, со­отношение мальчиков и девочек было 2:1, среди тех, кто набрал 600 бал­лов,— 4:1, а среди тех, кто набрал максимальное количество баллов (700 и более), на 13 мальчиков приходилась лишь, одна девочка. Авторы этого исследования, а также некоторые дру­гие связывают высокие достижения мужчин в математике с их врожденной способностью решать зрительно-про­странственные задачи лучше женщин.

Но какой бы позиции ни придержи­вались исследователи, никто из них не станет отрицать огромного значения со­циально-психологических факторов в формировании математических способ­ностей и отношения к математике. Об­следовав большую выборку американ­ских учащихся выпускного класса, Ш. Раллис и его коллеги обнаружили, что девочки, даже успешно прошедшие необходимые курсы по математике и естественным наукам, в три раза реже выражают желание в будущем рабо­тать в этих областях. К- П. Бенбоу получила аналогичные результаты. Она сообщает, что из 2 тыс. математически одаренных учащихся 63 % мальчиков и 30 % девочек избирают специали­зацию в математических дисциплинах, кроме того, мальчики в два раза чаще девочек избирают карьеру ученого-ис­следователя.

А причина этого, видимо, в том, что с раннего возраста женщины привы­кают к мысли, что математика — не их сфера деятельности и что вряд ли им удастся добиться здесь серьезных успехов. Даже при одинаковых показа­телях в тестах математических способ­ностей начиная с подросткового возра­ста при решении математических задач женщины обнаруживают более высокий уровень тревожности и меньшую уве­ренность в своих силах, чем мужчины. Как показали эксперименты по кау­зальной атрибуции, при решении задач мужчины причины успеха склонны при­писывать своим способностям, тогда как женщины объясняют свои успехи чаще случайными факторами, например везением. И наоборот, в случае неуда­чи мужчины чаще ссылаются на не зависящие от них, привходящие обстоя­тельства — в отличие от женщин, кото­рые склонны относить свои неудачи на счет недостатка способностей или слож­ности задания. Все это делает ма­тематику малопривлекательной обла­стью для женщин, поскольку «человек предпочитает заниматься том, в чем он чувствует себя уверенно, и избегает тех видов деятельности, в которых его мо­жет ждать неудача». Причи­ной отставания женщин в математике служат также и усвоенные стереотип­ные половые роли. Если успех в той или иной области не соответствует стан­дартам женской половой роли (как это имеет место в случае занятий мате­матикой), то у женщин может актуали­зироваться так называемый мотив из­бегания успеха.

Еще одна  проблема,  которая доста­точно широко обсуждается в литерату­ре,  касается творческих  способностей. Во  всех  видах творческой  деятельно­сти число мужчин, добившихся призна­ния, очевидно превосходит число жен­щин. При  выполнении заданий  на дивергентное мышление, легкость гене­рирования  идей,  продуктивность ассо­циаций, оригинальность, спонтанность, гибкость мышления ... различий между полами обнаружено не было». Более   плодотворным   оказался   под­ход, который связывал творческие спо­собности  не  непосредственно с  полом индивида, а с той половой ролью, кото­рую   он    выполняет.   В    исследовании П. Селкоу была  выявлена  корреляция между  половой  ролью  и   математиче­скими    достижениями:    испытуемые    с маскулинизированным типом поведения справлялись  с   заданиями   лучше,   чем лица с феминизированным типом пове­дения. Эти данные согласуются с результатами других исследований, об­наруживающих, что женщины с муж­скими  чертами  характера  добиваются более высоких результатов в науке, чем женщины с традиционно женскими чер­тами. Таким образом, эти и другие исследования демонстрируют отчетли­вую связь креативности  не столько с биологическим   полом,  сколько  с теми личностными  особенностями   человека, которые обусловлены его  полоролевой ориентацией /13, с. 132/.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты