Управление социальным развитием организации

Балансовая прибыль в 2004 г. составила 1800 тыс. руб., что больше данных 2003 г. на 128,6 %. Происходит рост увеличения прибыли за счёт сокращения расходов организации. Рентабельность организации за 2004 г. составила 0,5 %. Дебиторская задолжность за 2004 г. составила 700 тыс. руб. за счёт возрастания доходов и не своевременным исполнением обязательств других организаций. Кредиторская задолжность в сумме 30243 тыс. руб. получена за счёт не выплаты заработной платы за декабрь 2003 г. Единый социальный налог (ЕСН) составил 5438 тыс. руб., налогов в бюджет – 2315 тыс. руб., прочих – 607 тыс. руб.

Экономия по начислению на социальное развитие ведомственной охраны составила 77 тыс. руб. по сравнению с планом.

Расход материалов составил в 2004 г. 3130 тыс. руб. при плане 3150 тыс. руб. Экономия против плана составила 20 тыс. руб.

Экономия по топливу составила 7 тыс. руб., расход бензина в сравнении с 2003 г. уменьшился на 3,1 тыс. руб., расход угля снизился   на 4,2 тонн.

Расход электроэнергии на собственные нужды в 2004 г. составил 936 тыс. кВт. час, а в 2003 г. – 931 тыс. кВт. час. В сравнении с 2003 г. расход эл. энергии увеличился на 5 тыс. кВт. час за счёт перевода на эл. отопление стрелковой команды ст. Красный Кордон.

Износ основного фонда в 2004 г. начислен в сумме 1943 тыс. руб. при плане 1902 тыс. руб. По сравнению с 2003 г. износ начислен больше на сумму 41 тыс. руб. на основании указаний на стоимость основного фонда.

Прочие материальные затраты составили в 2004 г. 736 тыс. руб. при плане 950 тыс. руб. По сравнению с 2003 г. экономия составила 214 тыс. руб. Прочие расходы в 2004 г. составили 5013 тыс. руб. при плане 6025 тыс. руб., экономия составила 1012 тыс. руб.

Прибыль определяется разницей между полученными доходами от подсобно-вспомогательной деятельности (ПВД), внереализационной прибыли. Показатели и динамика прибыли ведомственной охраны за 2002 – 2004 гг. приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Прибыль по ПВД ведомственной охраны за 2002 – 2004 гг.

Наименование

показателя

Ед.

измер.

 

2002 г.

 

2003 г.

 

2004 г.

Прогноз

  2005 г.

Доходы ПВД

тыс. руб.

2061

2629

3115

3500

Расходы ПВД

тыс. руб.

1448

1920

2294

2650

Прибыль

тыс. руб.

613

709

821

850


По подсобно-вспомогательной деятельности в ведомственной охране Красноярской железной дороги получена прибыль в сумме 821 тыс. руб. при задании 570 тыс. руб. Перевыполнение составило 251 тыс. руб. или 144 % к плану и 134 % к соответствующему периоду прошлого года. Анализ финансово-экономической деятельности ведомственной охраны Красноярской железной дороги показал, что организация работает рентабельно, стабильно и добивается неплохих результатов. Это достигается результатами эффективного управления, правильно выбранного направления кадровой политики, создание боеспособной продуктивной команды руководителей всех уровней, сплочённости коллектива, поддержание и улучшение социально- психологического климата в подразделениях для достижения поставленных задач.


2.2.Кадровое обеспечение

2.2.1,2.2.2,2.2.4. Штатная численность персонала ведомственной охраны на 01 января 2004 г. составляет 2068 чел, фактическая численность – 2038 чел. Некомплект работников составляет 30 чел – это объясняется естественным оттоком сотрудников, и запретом приёма на работу.

Штатная численность работников ведомственной охраны на             1 января 2005 г. составляет 2082 чел, фактическая численность – 2022 чел. Некомплект работников составляет 60 чел. (причина такая же, как и в прошлом году – естественный отток сотрудников и запрет приёма на работу).

Таблица 3 – Анализ персонала ведомственной охраны по возрасту

Возраст

персонала

до 30

лет

30 – 40

лет

40 – 50

лет

50 – 55

лет

55 – 60

лет

Свыше

60 лет

Количество человек

610

720

506

117

64

21

Процент персонала по возрасту

29,9

35,3

24,8

5,7

3,1

1,03


Как видно из таблицы, 35,3 % работников ведомственной охраны находятся в возрасте от 30 до 40 лет – это наиболее значительная группа, примерно равны и группы в возрасте до 30 лет и от 40 до 50 лет.

Проанализируем структуру персонала по стажу работы (таблица 4)

Таблица 4 – Анализ персонала ведомственной охраны по стажу работы


Стаж работы

до 2-х

лет

2 – 5

лет

5 – 10

лет

10 – 15

лет

15 – 20

лет

Свыше

20 лет

Количество человек

338

484

592

335

151

138

Процент персонала по стажу

16,6

23,7

29,0

16,4

7,4

6,8


Большая часть персонала ведомственной охраны имеет стаж работы 10 лет, лишь 138 чел, имеет стаж работы свыше 20 лет.


Рассмотрим среднесписочную численность работников ведомственной охраны Красноярской железной дороги за 2002 – 2004 гг. (таблица 5).

Таблица 5 – Среднесписочная численность персонала ведомственной  охраны

Численность работников, чел.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Среднесписочная численность работников

2039

2051

2063

В том числе: по эксплуатации

1948

1931

1941

ПВД

91

120

122


 В связи с уменьшением количества уволенных работников, увеличения числа персонала по ПВД – растёт среднесписочная численность сотрудников ведомственной охраны.


2.2.3. Анализ укомплектованности кадров ведомственной охраны Красноярской железной дороги показан в таблице 6:


Таблица 6 – Анализ укомплектованности кадров ведомственной охраны.

Наимено-

вание

должности


План

2002г.

Нали-

чие на

 01.01.

2003 г.


«+» к

плану



План

2003г.

Нали-

чие на

 01.01.

2004 г.


«+» к

плану


План

2004г.

Нали-

чие на

 01.01.

2005 г.


«+» к

плану

Всего:

2042

2020

-22

2056

2032

-24

2068

2038

-30

Руководи-

тели

242

240

-2

246

243

-3

273

268

-5

Специали-

сты

124

120

-4

128

125

-3

134

132

-2

Служащие

100

98

-2

102

99

-3

104

100

-4

Рабочие

1576

1562

-14

1580

1565

-15

1557

1538

-19


2.2.5. По данным таблицы 3 можно выявить, что процент кадров предпенсионного возраста небольшой (около 8.8%). Поэтому в ближайшие 10 лет не планируется дополнительный набор кадров либо его обновление.


2.2.6. Проанализируем соотношение принятых на работу и уволенных работников ведомственной охраны Красноярской железной дороги     (таблица 7 ).

Таблица 7 – Анализ принятых и уволенных работников ведомственной охраны

Наименование

Ед. изм.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Принято

чел.

190

130

101

Уволено

чел.

84

79

67

Процент текучести кадров

%

3,8

3,4

2,9


Количество принятых и уволенных работников ведомственной охраны сокращается. В 2004 г. принято 101 чел, –это на 29 чел, меньше, чем в 2003 г. или на 3,5 %. Уменьшение количества принятых на работу человек объясняется тем, что ограничен фонд заработной платы и запрещён приём на работу со стороны (кроме переводов с других предприятий дороги в связи с сокращением численности и из Сибирского управления внутренних дел на транспорте).


2.3.План социального развития

2.3.1. Данные из пунктов 2.2.1-2.2.4.

2.3.2,2.3.4.Мотивация работников ведомственной охраны проявляется и в уверенности людей в завтрашнем дне, ощущении социальной защищённости в разделах Коллективного договора, в Положении об оказании материальной помощи, выделении путёвок на оздоровление и санаторно-курортное лечение работающего персонала организации и членов их семей.

Страхование всех работников ведомственной охраны от несчастного случая на производстве в «Страховом обществе ЖАСО» тоже влияет на мотивацию трудовой деятельности в организации.


В процессе исследования было выявлено:

- уровень социальной защищённости особенно не повысится в связи с реформированием железнодорожного транспорта;

- социальная защищённость высвобождаемых работников находится на должном уровне;

- вообщем в организации созданы нормальные условия для работы, хотя некоторые работники считают, что эти условия необходимо улучшить, а 2 чел. ответили отрицательно и условия для работы недостаточны;

- повышение зарплаты необходимо и при этом будет больше заинтересованности в работе, но резкого и быстрого повышения производительности труда не произойдёт;

- повышение зарплаты должно быть увеличено в 2 раза и тогда есть возможность повысить производительность труда и эффективность в работе организации;

- большинство работников не против пользоваться услугами Красноярских железнодорожных профилакторий, но хотели бы повышения эффективности в работе этих предприятий;

- необходимо пересмотреть организационные мероприятия по улучшению работы железнодорожной поликлиники и дорожной больницы;

- повышение квалификации и изучение социальных вопросов лучше проводить до 40 лет, тем самым, предоставляя возможность карьерного роста, заинтересованности в работе, достижении намеченных целей в жизни;

- участие в решении социальных проблем в организации должно принимать максимальное число работников;

- взаимоотношения по социальной защищённости в коллективе сложились нормальные, хотя решение некоторых проблем нужно рассматривать вместе на общих собраниях и приходить к единому мнению;

- условия культурно-просветительной, оздоровительной и спортивной работы в коллективе созданы не достаточные, нет целенаправленных мероприятий по решению этих проблем, всё происходит стихийно

- недостаточность суммы оказания материальной помощи на погребение работника, близкого родственника или неработающего пенсионера;

- необходимы повышение активности  руководства организации и профсоюзной организации в решении проблемы социальной защищённости работников и подъёма этих вопросов на должный уровень.



2.3.3. В филиале ведомственной охраны Красноярской железной дороги действует тарифная система оплаты труда на основании утверждённого «Положения об оплате труда работников ФГП ведомственной охраны МПС России»,  представляющая собой совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется регулирование заработной платы различных категорий персонала. Составными элементами тарифной системы являются тарифные ставки, квалификационные разряды, должностные оклады, квалификационные категории.

Тарифная ставка – это выраженный в денежной форме размер заработанной платы труда рабочего за единицу рабочего времени. В ведомственной охране действуют часовые тарифные ставки. Тарифная ставка служит основой для определения размера заработной платы труда всех категорий рабочих. Расценки для оплаты труда рабочих-повременщиков рассчитываются исходя из присвоенного разряда и отработанного времени.

В ведомственной охране применяется именно повременная оплата труда, так как не представляется возможным пронормировать затраты труда и заработная плата начисляется исходя из числа отработанных часов и квалификации работника, определённой с помощью тарифной ставки или должностного оклада.

Положение об оплате труда действующее в организации   направлено на:

- осуществление скоординированной единой политики ФГП ведомственной охраны МПС России в области организации труда и заработной платы;

- реализацию принципа равной оплаты за равный труд;

- стимулирование вклада каждого работника в повышение результативности работы ведомственной охраны;

- повышение значимости заработной платы в обеспечении социальной защищённости работников.

Оплата труда рабочих на предприятии осуществляется по часовым тарифным ставкам по повременно-премиальной форме организации оплаты труда.

Стрелкам и проводникам (вожатым) служебных собак, непосредственно занятым на сопровождении и охране грузов в поездах и в парках железнодорожных станций, а также на охране денежных средств, при перевозке (транспортировке) и хранении, тарифные коэффициенты увеличиваются на 10 %.

Работникам специализированных пожарных поездов за время работ, связанных с ликвидацией последствий аварийных ситуаций, оплата труда осуществляется в пятикратном размере.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится по месячным должностным окладам, определяемым исходя из минимального размера заработной платы, установленного в отрасли, тарифных коэффициентов ОЕТС соответствующего уровня управления. Уровень тарифных коэффициентов для оплаты труда руководителей и специалистов определяется исходя из выполняемых функций хозяйственного и оперативного управления.

В целях стимулирования повышения профессионального мастерства рабочих, усиления их материальной заинтересованности и ответственности за качество работ и выполнение производственных заданий могут устанавливаться дифференцированные надбавки к тарифным ставкам по разрядам квалификации: 3-го разряда в размере до 12 %, 4-го разряда –  до 16 %, 5-го разряда – до 20 %, 6-го и более высоких разрядов – до 24 % соответствующей тарифной ставки.

Специалистам, непосредственно разрабатывающим и внедряющим прогрессивные формы организации труда на рабочих местах и добившимся высоких результатов в снижении трудовых затрат и повышении эффективности, выплачивается единовременное поощрение за счёт экономии фонда заработной платы.

Руководителям и специалистам могут устанавливаться надбавки к должностному окладу:

- за высокие достижения в труде;

- за выполнение особо важной работы на срок её проведения;

- за освоение смежных специальностей, получение дополнительного  

образования при соответствующем расширении функциональных

обязанностей;

- за выполнение обязанностей не освобождённого руководителя группы

работников одного или нескольких направлений работы.

Системы материального поощрения работников (выплаты премий, поощрений, вознаграждений) вводятся в целях стимулирования повышения эффективности и качества работы, роста производительности труда, достижения положительных финансово-экономических результатов деятельности ведомственной охраны.

Премирование работников за основные результаты деятельности осуществляется на основании Положения о премировании и установленным показателям премирования, в зависимости от уровня выполнения, перевыполнения (улучшения) конкретных показателей работы предприятия, структурных подразделений ведомственной охраны и отдельных работников.

Текущее премирование рабочих осуществляется за обеспечение сохранности перевозимых грузов, сохранность охраняемых объектов, обеспечение пожарной безопасности, проведение профилактической работы, увеличение производительности труда для стрелков по сопровождению поездов с охраняемыми грузами, обеспечение безопасности труда, соблюдение требований нормативных и правовых документов, регламентирующих сопровождение грузов, охрану объектов и пожарную безопасность. Текущее премирование руководителей, специалистов и служащих осуществляется за обеспечение эффективности и качества работы, рост производительности труда, достижение положительных финансово-экономических результатов деятельности предприятия.

Стимулирование режима экономии и рационального использования материальных, топливно-энергетических ресурсов, сокращения расходов на содержание, обеспечения выполнения заданий по росту производительности труда, внедрения новой техники осуществляется по специальной системе премирования, учитывающей конкретный вклад работников в достижение положительных результатов по отдельным видам деятельности предприятия (подразделения).

Анализ по труду и заработной плате в 2004 г. в филиале ведомственной охраны состоит в следующем:

·        Среднесписочная численность работников составила 2063 чел.


·        Среднемесячная заработная плата составляет 9015 руб.:

- по стрелкам на охране объектов – 8195 руб.

- по сопровождению грузов – 9327 руб.

- по пожарным – 8134 руб.

·        По категориям работающих сотрудников среднемесячная заработная плата распределилась следующим образом: руководители – 14133 руб.;       специалисты – 13195 руб.; служащие – 12986 руб.; рабочие – 8565 руб.

Доля тарифа (оклада) в заработной плате составляет в среднем    28,1 %, средний процент премии за основные результаты работы к окладу (тарифной ставке) составил 38,8 %.

В сравнении с 2002 г. рост среднемесячной заработной платы в размере 10,9 % произошёл, в основном, за счёт перевода работников на новую отраслевую единую тарифную сетку (ОЕТС) и индексации заработной платы в отрасли.

 Так, в ведомственной охране согласно «Положения о премиальной оплате работников» установлен процент выплаты премии за выполнение основных производственных показателей, например, для стрелков по охране объектов – до 30 %, для стрелков по сопровождению поездов – до 40 %. При выполнении показателей все работники ведомственной охраны, независимо от личного вклада в общее дело, получают премию 30 или 40 %, хотя они работают по разному, а получают вознаграждение одинаково.

Эффективность стимулирования в рамках коллектива зависит от идейно-нравственного содержания стимулов, от внутренней зависимости и согласованности между работниками, от их соответствия потребностям, интересам и мотивам отдельных личностей. Справедливое стимулирование создаёт определённую социально психологическую атмосферу, которая благоприятно влияет или, напротив тормозит осуществление нравственных и других требований. Моральное стимулирование в коллективе должно рассматриваться не как очередная компания, а как существенная постоянная черта и особенность его жизнедеятельности, как целостная система, которая начинает действовать уже с приемом новых работников.

Оценка личного вклада работника должна быть объективной, педагогически целенаправленной, воспитывать и активизировать его труд. Эффективность оценки определяется, прежде всего, её объективностью, а степень «справедливости» оценки зависит:

- от полноты и точности информации;

- от социальной значимости моральных, нравственных принципов и критериев, применяемых в конкретном случае.

В коллективе филиала ведомственной охраны Красноярской железной дороги была проведена впервые «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере» по методике    О. Ф. Потемкиной.

Цель такого исследования состояла в изучении социально-психологических установок персонала в мотивации трудовой деятельности, направленных на «альтруизм – эгоизм» (альтруизм – желание помочь людям) и выявление установок на «процесс деятельности» или «результат деятельности».

Проведение такой диагностики позволяет иметь представление о направленности любого трудового коллектива ведомственной охраны в социально-психологических установках в мотивационно-потребностной сфере, особенно, когда постоянно требуется взаимная поддержка и взаимопомощь при выполнении служебных обязанностей.

Состояние трудовой и исполнительской дисциплины в подразделениях в 2004г. позволило выполнить стоящие перед ведомственной охраной Красноярской железной дороги задачи в полном объеме. Состояние служебной и трудовой дисциплины в сравнении с предыдущими годами характеризуется данными, представленными в таблице 8.


Таблица 8 – Состояние трудовой дисциплины в подразделениях ведомственной охраны за 2002 – 2004 гг.

Показатели

2004 г.

2003 г.

2002 г.

Всего нарушений

41

46

48

Прогулы

3

5

4

Появление на работе в нетрезвом состоянии

2

3

4

Всего наложено взысканий

69

74

78

Поощрено работников

1134

981

1116

Уволено за нарушение трудовой дисциплины

5

9

8

Текучесть кадров

2,9

3,4

3,8


Приведенные выше показатели состояния трудовой дисциплины указывают на тенденцию снижения случаев нарушений. Однако не изжиты еще такие случаи, как прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии.


Заключение

Проведенное нами исследование доказало, что социальное планирование являлось важнейшим элементом в управлении развитием любой организации. Это эффективная форма управления социальными процессами, важное средство системного использования социальных факторов и социальных резервов развития экономики в интересах человека, что выступает наиболее наглядно и определенно именно на уровне предприятия. Оно включает различные способы распределения ресурсов для эффективного или оптимального решения конкретных социальных проблем, поэтапное решение приоритетных задач достижения общественного блага.

Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов социального развития. Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая:

•        социальную дифференциацию, социальную структуру;

•        качество и уровень жизни персонала, в т.ч. уровень реальных доходов в целом

•        качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность;

•        обеспеченность важнейшими видами благ и услуг;

•        развитие образования, здравоохранения, культуры;

•        определение объема данных услуг, предоставляемых работникам на платной и бесплатной основе, и др.

Получается, что план предприятия должен быть, с одной стороны, достаточно детальным, чтобы вовремя предвидеть и решать возникающие проблемы, а так же чтобы координировать усилия различных подразделений и специалистов. С другой стороны, план должен быть достаточно гибким для того, чтобы позволять специалистам реагировать на неожиданные возмущения со стороны внешней среды и чтобы с выгодой использовать случайно появляющиеся возможности.

Планирование хорошо работает в условиях стабильной, четкой, формализуемой и прогнозируемой среды. В этом случае планирование позволяет заранее предвидеть все основные наступающие события и вовремя принять все полезные меры, включая эффективное размещение и использование ресурсов.

Однако планирование может использоваться не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды. Поэтому проблема правильного и эффективного планирования социального развития организации очень актуальна и в настоящее время.

Проведя анализ социального развития организации на примере филиала ведомственной охраны Красноярской железной дороги, мы выявили основные особенности планирования:

§                        План социального развития может быть составлен на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период времени

§                        План социального развития может включать все социальные процессы в организации, либо только те, которые наиболее проблемно

§                        Планирование должно опираться на результатах и оценке показателей состояния социального развития организации

§                        План должен быть четким и эффективным, а так же соответствовать имеющимся ресурсам для его реализации

§                        Мероприятия по осуществлению плана должны постоянно контролировать и корректировать в зависимости от результатов

Итак, поставленная задача в работе мной выполнена. Изучив теоретические основы планирования и проведя практическое исследование, я осознала всю важность эффективного социального планирования в организации в современном обществе.



Список литературы:


  1. Афонин Ю.А., Жабин А.П. Социальный менеджмент.- М., 2004.-320с.
  2. Волчкова Л.Т. Планирование социально-экономического развития.-Спб.,2002.-с.60
  3. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации.- М., 2001.-176с.
  4. Гордиенко Ю.Ф. Учебное пособие Ростов на Дону, 2004.-435с.
  5. Дикарева А.А. Социология труда.- М., 1989.-304с.
  6. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации.- М.,2006.-263с.
  7. Иванов С.В. Социальная защита населения в условиях рынка.- Спб.,1997-237с.
  8. Копейкин Г.К. Управление социальным развитием организации. - Спб.,2003.-46с.
  9. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие.- Ростов на Дону, 2001 – 416с.
  10. Кураков В.Л. Стратегия планирования развития социальной сферы: методология и концепция повышения результативности ее структурных составляющих.- Спб., 2002.- 272с.
  11. Павлова Е.А. Система планирования деятельности предприятия.- Спб., 2003.-155с.
  12. Пригожин А.Н. Современная социология организации.- М.,1997.-с.17-19

13.  Слуцкий Г.В. Управление социальным развитием персонала предприятия. ‑ М.1994.

  1. Соколова Г.Н. Социология труда. – М.,2002.- 316с.
  2. Социальное управление и планирование: сборник статей/под ред. Волчковой Л.Т.- Спб.,2004.-264с.
  3. Тихонов А.В. Социология управления.- Спб.,2000.-234с.
  4. Щекин Г.В. Теория социального управления.- Киев, 1996-213с




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты