Управление социальным развитием организации

Препятствия на пути к эффективному функционированию предприятий при установлении рыночного регулирования обусловлены прежде всего финансовыми издержками, ставшими следствием недавней (1998 г.) гиперинфляции, непродуманностью крупномасштабной приватизации бывшей «всенародной» собственности, пробелами в законодательстве, обременитель­ностью для предприятий содержания при рыночной экономике объектов социально-культурного назначения и жилищно-ком­мунального хозяйства, относительно низким уровнем квалифи­кации управленческих кадров. Затрудняет процесс аргументиро­ванного выбора социальных целей и средств их достижения, а также общественного контроля за реализацией намеченных мер недостаток достоверной информации о действительных возмож­ностях той или иной организации.

Организационно-распорядительные и координирующие функции  предусматривают материальное, финансовое, кадровое обеспечение выполнения целевых программ и планов социального раз-. вития организации, использование соответствующих социальных технологий, а также взаимодействие со смежными управленческими структурами, профсоюзами и другими общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, причастными к социальной сфере. Необходи­ма подготовка проектов решений, приказов, положений, инст­рукций, рекомендаций и других документов по социальным воп­росам, безусловно, соответствующих требованиям действующего социально-трудового законодательства, установленным социальным нормативам, общефедеральным и региональным стан­дартам.

Главное при выполнении этих функций — кадры, деловая и этическая выучка работников, привлекаемых к решению соци­альных проблем: они должны обладать высокой степенью ком­петентности, соединяющей общие и профессиональные знания со стремлением учитывать жизненные реалии.

Разработка и осуществление пресловутых программ повыше­ния качества трудовой жизни на предприятиях США сопровож­дались привлечением к этой деятельности специалистов науч­но-исследовательских и учебных центров, популяризацией опыта преуспевающих компаний, включением новых разделов об уп­равлении социальными процессами в учебники по основам ме­неджмента. Эти мероприятия были активно поддержаны адми­нистрацией ряда штатов и многих муниципалитетов.

В бывшем СССР при повсеместном распространении планов социального развития также не были обойдены вниманием обу­чение работников социальных служб предприятий, повышение их квалификации. Помимо типовых методик социального пла­нирования предлагались специально разработанные учебные программы, проводились семинары, организовывались кратко­срочные курсы. Обучающихся знакомили с научными основами возрастания роли человеческого фактора общественного произ­водства, возможностями приложения достижений социологи­ческой и психологической наук к управлению социальными про­цессами в трудовых коллективах, содержанием социальной по­литики государства того времени, опытом организации работы социальных служб непосредственно на лучших предприятиях.

При реализации распорядительных функций социальной службы необходимо учитывать, что определение целей и задач, принципов, направлений и механизмов социального развитии любой экономической организации существенно зависит от орга­низационно-правовой формы предприятия, ограничивающей степень государственного влияния, регулирующего воздействия на коммерческие организации. Это обстоятельство, характерное для новых условий хозяйствования, делает нетерпимыми безы­нициативность и низкий уровень ответственности руководите­лей предприятия, в том числе и в решении социальных про­блем.

Побудительное стимулирование предполагает вовлечение в ак­тивную работу по выполнению социальных программ и планов, обеспечение высокой результативности солидарных усилий ра­ботников, поощрение тех, кто  проявляет инициативу и пока­зывает хороший пример другим, реализацию в изменившихся условиях роли совета трудового коллектива и других представи­тельных органов работников. Администрация предприятия (орга­низации), социальная служба обязаны создавать надлежащие условия для деятельности профсоюзов, пользоваться их поддер­жкой в решении общих задач и вопросов, так или иначе связан­ных с улучшением условий труда и быта, социальным обслужи­ванием работников.

Очень важно учитывать, что система трудовой мотивации вообще и социальная мотивация в частности — это непремен­ная часть комплекса условий, обеспечивающих эффективную деятельность всего персонала и развитие каждой личности в от­дельности. Нужно считаться с механизмом человеческой актив­ности, который предоставляет собой цепь потребностей, инте­ресов, мотивов, действия и цели, достижения той или иной степени удовлетворения потребностей, влияния достигнутого результата на социально-экономическую среду. Вместе с тем необходимо учитывать и особенности человеческой психики: люди обычно завышают свои потребности, чаще всего склонны желать не меньшего, а большего.

Социальные программы, как правило, осуществляются в порядке плановых работ, по установленному графику. Однако иногда соответствующие мероприятия проводятся по инициа­тиве коллектива,^3 самодеятельных началах — например, суб­ботники по благоустройству территории предприятий, жилых микрорайонов и загородных мест отдыха. Участие в таких рабо­тах, будучи проявлением инициативы и энтузиазма людей, слу­жит действенным стимулом их социальной активности.

Постоянный контроль за реализацией намеченных мероприя­тии и информирование коллектива о переменах в социальной сре­де взаимоувязано с получением, анализом и обобщением раз­нообразных сведений о социальной среде организации, тех изменениях, которые в ней происходят, соотнесением их с реализацией утвержденного плана и целевых социальных про­грамм. Социальная служба должна располагать системой коор­динат жизнедеятельности предприятия с показателями его со­циального развития, т.е. чем-то вроде «социального паспорта» (по аналогии с технико-экономическим паспортом) как инст­румента ориентации при решении социальных задач.

Контроль немыслим без экспертизы условий труда и быта работников, соответствия их действующему в Российской Федерации законодательству, социальным нормативам и государ­ственным минимальным стандартам. А это, в свою очередь, пред­полагает обращение к мониторингу (наблюдение, оценка, про­гноз) социальных процессов, который позволяет выявлять и предупреждать негативные тенденции, а также к социальному аудиту — специфической форме ревизии условий социальной среды данной организации с целью выявления факторов соци­альных рисков и выработки предложений по снижению их от­рицательного воздействия.

Столь же важно обеспечить своевременное информирование персонала о состоянии социальной среды, достигнутых в ней улучшениях, а также о нерешенных пока проблемах. Полноцен­ное информационное обеспечение социального развития требу­ет изучения общественного мнения и настроения работников, выявления вопросов, вызывающих повышенное внимание и наибольший интерес.

Особого подхода заслуживают оценка результатов осуществле­ния социальных мероприятий, подведение итогов сделанного с точки зрения достигнутых улучшений в социальной среде, опре­деление их экономической и социальной эффективности. Здесь нужно иметь в виду ряд принципиально важных положений.

Очевидно, что эффективность развития социальной среды правомерно рассматривать как определенную долю общей эффек­тивности организации, как часть суммарного эффекта от рабо­ты персонала. Отсюда следует, что существенными показателя­ми эффективности социальных мероприятий вполне могут служить конечные результаты деятельности организации, харак­теризующие ее экономический рост, выпуск и реализацию про­дукции, получение прибыли и др.

Если общая эффективность определяется исходя из постав­ленных целей как математическое соответствие (функция) дос­тигнутых результатов затраченным на это средствам, то эффек­тивность социального развития есть не что иное как соотношение между воздействием социальной сферы на персонал и материаль­но-финансовыми и иными затратами на внедренцс новых соци­альных технологий, осуществление социальных мероприятий. Обычно выделяют показатели как экономической, так и соб­ственно социальной эффективности.

Экономическая эффективность означает достижение заметных перемен к лучшему в социальной среде организации при наи­меньшей затрате средств. Она поддается качественному опреде­лению и количественному измерению, может быть выражена статистическими данными и соответствующими индексами, ха­рактеризующими, в частности, рост производительности тру­да, повышение качества производимых товаров и оказываемых услуг, увеличение прибыли, текучесть кадров, уровень дисцип­лины и т.п. Результаты хозяйственной деятельности при этом являются индикаторами социального эффекта, соответствия социальным целям данной организации и общества в целом. Социальная эффективность изменений в социальной среде организации, её определение основываются преимущественно на при­знании приоритетности социальных целей: чем в большей мере то или иное мероприятие способствует решению конкретных социальных проблем, тем это действие социально эффективнее. Меру социального эффекта не всегда удается выразить в циф­рах — чаще используются качественные показатели, фиксируе­мые в официальных документах, результатах опросов, анкети­рования и других социальных исследований. Они и определяют масштаб и полезную отдачу изменений в социальной среде дан­ной организации, включая выполнение целевых социальных про­грамм, повышение квалификации и профессиональной компе­тентности работников, морально-психологическую атмосферу в коллективе, степень удовлетворенности трудом, его матери­альным и нравственным вознаграждением, уровень развития социального партнерства.

На практике социально-экономическая эффективность име­ет обобщенный вид. Нередко, особенно при ограниченности ресурсов, возникают противоречия, нестыковки в достижении экономических и социальных целей. В таких случаях должност­ным лицам важно соблюдать социальные приоритеты, прида­вать первостепенное значение тем благам и социальным услу­гам, которые определяют деловой настрой и материальный до­статок работников.













1.4. Ресурсы и резервы социального планирования

Тот факт, что плановая система хозяйствования некото­рым образом исчерпала себя и на смену ей приходит система рыночная и конкурентная, может создать впечатление, что социальное планирование уже не используется как инстру­ментарий организованного социального изменения. Конечно, возможности, которыми располагало общество при плановой системе хозяйствования, во многом исчерпаны. Очевидным яв­ляется то, что необходим следующий этап в его развитии, вскрытие глубинных резервов. Вдохнуть новую жизнь в со­циальное планирование могут социальные нормативы, пред­ставляющие научно обоснованные количественную и качес­твенную характеристики оптимального состояния социально­го процесса (или одной из его сторон), полученные на основе учета объективных закономерностей общественного развития и возможностей общества и направленные на максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей лич­ности. Их конкретно-исторический характер заключается в том, что они отражают возможности и потребности общес­твенного развития на данном этапе и соответственно могут (и должны) изменяться в перспективе. В своей основе они име­ют четкую количественную и качественную определенность, которая представляет собой величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития планируемого процесса. Согласно этому, чтобы установить наиболее эффективное соотношение потребностей и возможностей в социальном раз­витии, нормативы обычно апробируются сначала эксперимен­тально, а затем и в массовом порядке (например, минималь­ный потребительский бюджет).

Крайне важно, чтобы социальные нормативы были согла­сованы между собой, ибо их дисгармония ведет к не меньшим издержкам, чем и их отсутствие. Социальные нормативы, от­ражая общие закономерности, дифференцируются в зависи­мости от конкретных национальных, природных, социально-демографических особенностей и не могут оставаться неиз­менными. Они предполагают использование коэффициентов, применение которых особенно важно в районах нового освое­ния, в трудных природно-климатических условиях, в регио­нах с различной половозрастной структурой населения.

Нормирование, как одна из форм социального планирова­ния, коснулось многих сторон жизни человека: труда, куль­туры, быта, однако оно слабо затронуло общественно-поли­тическую деятельность, социальное и межличностное обще­ние. Вместе с некоторыми ненормированными аспектами трудовой деятельности, деятельности в сфере культуры, семьи и быта это область тех общественных отношений, которые практически не подвергались количественной оценке. В связи с тем, что по очень многим направлениям определение нор­мативов затруднено, правомерно введение в практику плани­рования понятия «социальный ориентир», которое выражает наиболее возможную рациональную величину развития об­щественных процессов, исходя из сложившихся показателей развития аналогичных явлений. В действительности же, на практике нередко используется такой прием: за оптималь­ную величину принимаются лучшие показатели ряда произ­водственных организаций и объединений. Они становятся в определенном смысле эталоном, т. е. ориентиром. Такие луч­шие результаты могут быть приняты в конкретной обстанов­ке за так называемый рабочий оптимум.

Социальные нормативы и ориентиры классифицируются по различным основаниям. Традиционной и общепринятой является классификация социальных ориентиров и нормати­вов по сферам жизнедеятельности человека (труд, обществен­но-политическая жизнь, культура, быт, межличностное об­щение). Они, во-первых, отражают обеспеченность матери­альными ресурсами в расчете на 10 тыс. человек населения. Практическое применение этого подхода дает возможность оценить отставание, опережение или соответствие уровня развития социальных процессов в регионе или стране в срав­нении с нормативными требованиями.

Во-вторых, социальные нормативы могут выражаться в требованиях, предъявляемых  к городским и сельским поселениям. Эти нормативы связаны с архитектурно-планиро­вочными решениями и необходимостью организации ра­циональной жизни населения. К числу этих нормативов следу­ет отнести обеспеченность сельских населенных пунктов шко­лами, кинотеатрами, автобусным сообщением, учреждениями торговли и т. д. В применении к городам — это оснащенность и обеспеченность микрорайонов городов всем необходимым для повседневной жизни, или характеристика нормативных тре­бований, касающихся каждого горожанина, например, норма­тив размещения зеленых насаждений.

В-третьих, существуют нормы, связанные с использованием системы «человек—человек». Иначе говори, сколько лиц той или иной профессии приходится на 1 тыс. населения, напри­мер, продавцов, учителей, работников культуры и т.д. Прак­тика показывает, что чем меньше это соотношение, тем боль­ше жалоб на качество их работы, оперативность, маневрен­ность, на социально-психологический климат. Определенной модификацией этого требования может быть обеспеченность кадрами в расчете на 1 тыс. населения по видам профессий.

Социальные нормативы и ориентиры могут быть разра­ботаны для различных уровней социальной организации об­щества. Одни из них используются для сравнения по всей стране, другие — только в определенном регионе, третьи — в отрасли народного хозяйства, четвертые — в небольшой группе организаций, в том числе и первичных. Социальные нормати­вы и ориентиры могут быть дифференцированы в зависимос­ти от социальной структуры общества, ибо несомненно, что, например, проблемы повышения квалификации и образова­ния в нормативном аспекте будут разными в зависимости от специфики каждой из социально-демографических групп. И наконец, социальные нормативы и ориентиры изменяются и будут изменяться на каждом этапе развития не только обще­ства, но и каждого региона, каждого производства. Большие и еще не до конца использованные возможности для совершенствования планирования имеют социальная карта региона и социальный паспорт организации, которые конста­тируют многообразие социальных процессов и изменений на этих уровнях. Такие документы позволяют постоянно осуществлять анализ и сравнение между объектами планирования. Осо­бенно отчетливо это проявляется при планировании соци­ального развития крупного региона, при рассмотрении со­стояния социальной инфраструктуры Социальная карта или социальный паспорт предполагают использование различ­ных коэффициентов, что вызывается объективной необхо­димостью учета различной демографической структуры населения, природно-климатических условий или нацио­нальных особенностей. Применение их на новостройках, в молодых городах наглядно вскрывает это противоречие и показывает, какие меры могут быть приняты для решения поставленных проблем.

Сложившийся опыт социального планирования показыва­ет, что обычно в социальной карте или паспорте характери­зуется в первую очередь социальный состав населения, де­мографическая ситуация, а затем показатели трудовой, об­щественно-политической, культурной и семейно-бытовой сферы. Зачастую в них находит отражение кадровое обеспе­чение социального развития и его материально-техническая база, которые могут рассматриваться и анализироваться как по сферам общественной жизни, так и самостоятельно. Такие данные дополняются характеристиками, полученными в ходе социологических исследований.









2. Практическая часть

2.1.1. Филиал ведомственной охраны Красноярской железной дороги возглавляет директор, назначенный на должность и освобождаемый от занимаемой должности генеральным директором ФГП «Ведомственная охрана» Министерства путей сообщения Российской Федерации.

Директор филиала обеспечивает подготовку и переподготовку достаточного, на производимый объём работы, контингента сотрудников, а также выполнения программы содействия занятости высвобождаемых работников. Он также заключает и расторгает трудовые договора с работниками, определяет их должностные обязанности. Руководитель филиала в пределах своей компетенции издаёт приказы и даёт указания, обязательные для всех работников, применяет меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заместители директора филиала, начальники отрядов ведомственной охраны действуют от имени директора, представляют интересы организации в государственных органах и предприятиях, совершают сделки и иные юридические действия в пределах полномочий, предусмотренных их должностными обязанностями, законодательными и правовыми актами.

Структуру управления филиала ФГП ведомственной охраны МПС Российской Федерации Красноярской железной дороге можно представить в виде организационно-функциональной схемы (рисунок 1):

Рисунок 1 – Структура управления филиала ведомственной охраны

Красноярской железной дороги




2.1.2. не выявлено


2.1.3,2.1.4. Фонд заработной платы в 2004 г. составил 223758 тыс. руб., увеличившись к 2003 г. на 111,4 %. В сравнении с 2002 г. фонд заработной платы увеличился на 142 %. Среднемесячная заработная плата возросла к уровню 2003 г. на 110,9 %. Рост заработной платы показан в таблице 1.

Таблица 1 – Среднемесячная заработная плата в ведомственной охране

Среднемесячная заработная

 плата работников, руб.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

6550

8130

9015

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты