Технология реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью

6.      Устранение (по возможности) и блокирование внешних.

7.      И внутренних провоцирующих игру факторов.

8.      Контроль за принятием решения.

9.      Фиксация признаков надвигающегося срыва: нарастания психоэмоционального напряжения, усиления фантазирования об игре, прекращения борьбы мотивов играть - не играть в пользу игры.

По нашему мнению, одним и наиболее удачных общих вариантов замены патологической игры являются коллективные спортивные игры, в частности, питербаскет.

Питербаскет и его разновидность - новая игра с мячом. Это и настольная игра, а также варианты игры для дошкольного возраста. Кроме того: ватерпитербаскет, айспитербаскет, питербаскетвалид, питербаскетпопули. Таким образом, имеем возможность реализовать идею всепродолжающейся игры с мячом от детского возраста до совершенства лет. От игры детской до олимпийской.

Питербаскет - спортивная игра с мячом, презентация которой состоялась в декабре 2002 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта "Юбилейный" на 9-м международном турнире "Кубок Владимира Петровича Кондрашина и Александра Белова". Впервые правила питербаскета опубликованы в 2002 году. Играют на площадке, выполненной в виде круга диаметром 18 метров с тремя концентрическими окружностями, ограничивающими зоны 3 секунд (R-3м), двухочковых (R-6м) и трехочковых бросков (R-9м). В центре игровой площадки установлена стойка с закрепленными на ней щитами с корзинами в виде равностороннего треугольника. Участвуют по три игрока от каждой команды, играют три 15- минутных периода с 5-минутными перерывами. Каждая из команд имеет право забрасывать мяч в любую корзину.

Игра зрелищна, эмоциональна, что увеличивает ее привлекательность и вызывает азарт не только у игроков, но и у болельщиков. Первые соревнования по питербаскету состоялись в 2003 году в программе Всероссийской универсиады по летним видам спорта, среди студентов, обучающихся по специальности "Адаптивная физическая культура" (физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая и инвалидов). Финал с участием 20 женских и 20 мужских команд - студентов различных регионов России - состоялся в Санкт-Петербурге с 26 по 28 ноября 2003 года на Большой спортивной арене Дворца спорта "Юбилейный". Отныне универсиада стала ежегодной. Питербаскет включен в ее программу.

В период проведения выставки INTER Спорт Ленэкспо 26-29.02.04 г. был проведен юношеский турнир по питербаскету на кубок "Наследие В.П. Кондрашина".

Питербаскет посвящен предстоящему 100-летию отечественного баскетбола (Петербург, 1906 г.), 30-летию победы на XX олимпийских играх (Мюнхен, 1972 г.) и 300-летию Санкт-Петербурга (2003 г.).

Новая игра с мячом и ее разновидности (питербаскет-валид, ватер-питербаскет, айс-питербаскет) взяты под опеку и патронаж Российской академии естественных наук (РАЕН), придавшей ей статус академической с правом проведения соревнований под флагом РАЕН. Игра и ее авторы награждены почетными медалями академии "За практический вклад в укрепление здоровья нации" (2003 г.). Питербаскет включен в программу участия РАЕН в ЭКСПО-2005 (Япония, г. Анчи). Питербаскет - лауреат "Золотой книги Отечества" (2004 г.). Федерация питербаскета Санкт-Петербурга участвует в организации турнира по питербаскету на кубок академика Несмеянова, посвященного памяти тренера по баскетболу Александра Константиновича Сухоносова (г. Нальчик, КБР, апрель 2004 г.). Федерация питербаскета принимает участие в подготовке к турниру по питербаскету, посвященному 70-летию кафедры спортивных игр Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург, май 2004 г.).

Простота правил игры, зрелищность, возможность многочисленно атаковать и добиваться желанных попаданий в ту или иную корзину превращают новую игру питербаскет в массовую, семейную, народную, сохраняя все признаки классической, претендующей на олимпийскую оптимальную коллективную спортивную игру.

Федерация питербаскета предлагает свои услуги по изготовлению площадок, по поставке оборудования и инвентаря, проведению мастер-классов и организации соревнований.

А в коллективных спортивных играх (в частности питербаскет) заложены большие возможности:

1.                 Создают ситуацию управляемого азарта (чего нет у зависимых).

2.                 Создают условия (это смысл спортивных игр) для коллективного взаимодействия (и, конечно, общения).

3.                 Позволяют диаметрально противоположным образом менять направленность, вектор поля сознания (всех устремлений, усилий, планов, целей, программ деятельности) с направления на себя (эгоцентризм, присущий многим старикам, больным, точнее, любой болезни, и азартным игрокам с зависимостью) на ориентацию, на коллективные действия, что и приводит к вынесению вектора своего поля сознания вовне, на других (людей, объекты, любую внешнюю деятельность) как противоположность прежней эгоцентрической направленности личности.

4.                 Коллективный характер спортивной игры создает эффекты группового психотерапевтического взаимодействия, аналогичные таковым при групповой психотерапии психотерапевтической группы. Это дает, в частности, возможность проследить динамку команды как психотерапевтической группы в процессе обучения (тренировок). То есть, при таком использовании игры команда выступает как психотерапевтическая группа, где корректируется индивидуальные негативные особенности каждого, а тренер - судья берет на себя функции психотерапевта.

5.                 Особенностью вовлечения в спортивные игры и инвалидов, и игроков с зависимостью от азартных игр на деньги является то, что замена и болезни и азартной игры на спортивную коллективную игру осуществляется в основном не путем информирования (то есть вербально), а через деятельность, т.е. это более глубокое, неформальное по сути, доходчивое, невербальное воздействие на психологию человека.

6.                 Спортивная игра формирует умение планировать свои действия, контролировать ход событий и динамическую ситуацию ("читать игру") и предвосхищать результат деятельности и своей, и команды в целом, что совершенствует процессы антиципации и прогнозирования.

7.                 Она формирует чувство ответственности за себя и всю команду через принятие важных, ответственных решений (например, в ситуации, когда игрок берет игру на себя).

8.                 Она дает уверенность в достижении успеха, и эта уверенность в успехе реальна, как и сама победа, в отличие от бесконечных иллюзий игрока в азартные игры на деньги. Особенности психологии отмеченные в трех предыдущих пунктах, являются слабыми местами, психологическими качествами у азартных игроков.

9.                 В спортивной игре тренируются механизмы принятия индивидуальных и коллективных решений (а именно совершенствуется их качество, быстрота и эффективность), а также - самоконтроля (контроля своего игрового поведения и коррекции неудачных решений), т.е. замыкания обратной связи результата и последующего витка поведения в единое рефлекторное кольцо совершенного, гармоничного действия.

10.            Создаются навыки частной, коллективной игры с подавлением во многом своих мелких личных интересов (борьба с эгоизмом и индивидуализмом), то есть происходит вовлечение в процесс социализации через коммуникативную деятельность.

11.            Коллективные спортивные игры (в частности обсуждаемых в частности питербаскета и его разновидностей) выступают не только методом, способом в структуре комплексного лечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью, но и являют собою прямо противоположную модель и психологии, и принятия решения, и поведения таковым у азартного игрока.

Коллективная спортивная игра (в данном обсуждении - питербаскет и его разновидности) является не только эффективным методом (способом) лечения и реабилитации при игровой зависимости (по существу, деятельностным вариантом психотерапии в отличие от большинства ее вербальных методов), но и полным антиподом ее, идеальной моделью любого позитивного социального поведения вообще (алкоголизм, наркомания др.).

2.2 Когнитивно-поведенческая психотерапия


Метод когнитивно-поведенческой терапии - это сочетание когнитивного и поведенческого подхода. Эта терапия сосредоточена на настоящем моменте, то есть когнитивно-поведенческий терапевт не будет искать причины психологического дискомфорта в прошлом, а просто поможет понять, что в настоящем способствует его поддержанию и научит, как это изменить в будущем.

Чисто поведенческие терапевты рассматривают симптомы или проблемы, которые возникают у человека, как проявление неадаптивного, т.е., неуместного, не помогающего в данной ситуации, поведения. Соответственно считается, что научение человека правильному, адаптивному, подходящему поведению, выработка новых навыков и как следствие угасание старых, наработка новых поведенческих стратегий поможет разрешить его проблему. Для усиления эффекта используется метод домашних заданий, когда клиенту предлагают повторять и опробовать изученное в промежутках между сеансами.

Конгитивные терапевты считали, что причиной негативных чувств и последствий различных психотравмирующих ситуаций является не сама ситуация как таковая, и не наше поведение, а то, как люди воспринимают эти события и что думают о них. Ведь одно и тоже событие можно воспринимать по-разному. Например, увольнение с работы для одного будет веселым и даже радостным событием, т.к. это хотел, потому что нашел лучшую и более высокооплачиваемую, а для другого - это трагедия, потому что это все, что он умел делать, и очень хотел работать на этом месте. Когнитивные терапевты, считают, что для повышения комфортности нашего существования в социуме, для расширения наших способностей справляться с различными ситуациями, необходимо научиться видеть ситуацию с разных сторон, изменять стереотипы мышления, научиться отслеживать свои негативные мысли, изучать и осваивать новые способы мышления.

Когнитивно-поведенческие терапевты признают оба из описанных выше подхода и резонно считают, что сочетание изменений, которые происходят в нашем поведении и одновременно в образе мышления позволяет увеличить эффективность терапии.

В настоящее время КПТ признана эффективным методом краткосрочной терапии. Она может быть использована как в индивидуальной, так и в групповой работе. Метод позволяет работать с огромным множеством различных проблем, в том числе с депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, нарушениями сна.

Главным условием, впрочем, как и для любого психотерапевтического подхода, - это желание клиента измениться и его активное включение в процесс работы с терапевтом.

 

2.3 Метод Гештальт терапии


Метод созданный американским психотерапевтом Ф. С. Перлcом. В отличие от традиционных подходов, где все усилия направлены на поиск причин болезненного состояния в прошлом пациента, гештальт терапевт обращает внимание на настоящее (непосредственные переживания, выражающиеся в мыслях, чувствах и реакциях тела "движения"). Такое отражение объективной реальности дает возможность клиенту получать наиболее полную информацию о себе на данный момент и восстановить активное внимание к своим душевным переживаниям - что в гештальт терапии называется осознанностью. Осознанность помогает человеку увидеть препятствие на пути к равновесию с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения этой гармонии нужно уметь прислушиваться к своим потребностям и не мешать их реализации - это путь гармоничной и здоровой личности.

Больным согласно данному подходу является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающейся от реализации своего "Я", направляющий все усилия на реализацию ложной концепции, создаваемой для него другими людьми (чаще всего близкими).

Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Различают следующие механизмы нарушения процесса саморегуляции:

1.                 Интроекция - человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образы поведения других людей, которые, вступая в противоречия с собственным опытом, не присваиваются его личности. Этот не присвоенный опыт - интроекции - является чужим для человека частью его личности. Наиболее ранними интроентами являются родительские подчинения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления.

2.                 Проекция - прямая противоположность интроекции, при которой человек не видит присущих ему качеств, поскольку они не соответствуют его представлению о себе.

3.                 Ретрофлексия - "поворот на себя"- наблюдаются в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены. Тогда энергия, предназначенная для их удовлетворения, направляется на себя. Как правило, такое часто случается с агрессивными чувствами.

4.                 Дефлексия - уклонение от реального контакта с другими людьми проблемами и ситуациями. Выражается в форме сплетен, болтливости, шутовства, тенденции к сглаживанию конфликтной ситуации.

5.                 Конфлюенция или слияние выражается в стирание границ между "Я" клиента и окружающими людьми, такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Характерно употребление местоимения "МЫ" вместо "Я".

Описанные выше варианты нарушений представляют собой защиту, при которой человек отказывается от своего подлинного "Я", в результате личность перестает быть, целостной разделяется на фрагменты, отдельные части.

Гештальтпсихотерапия способствует раскрытию своей истинной индивидуальности своего подлинного "Я".

 

2.4 Гипносуггестивная психотерапия


Сам феномен гипноза был известен веками. Например, исцеление с помощью молитвы, с помощь возложения рук священнослужителями или царскими особами, имеет гипнотическую природу. Гипнотические состояния знакомы каждому человеку, ибо каждый испытывает их неоднократно в течение дня. Так, например, случалось ли Вам, во время поездки в метро глубоко задуматься, так что Вы постепенно перестали замечать то, что происходит вокруг Вас, а полностью погрузились в свои мысли, и, возможно, даже проехали нужную Вам остановку? А занимались ли вы аутогенной тренировкой? Это и есть те особые состояния сознание, одним из названий которых является гипноз.

Термин "hypnos" был впервые предложен для обозначения данного понятия только в 1843 году шотландским врачом Джеймсом Бредом, и в переводе с греческого означает "сон". Однако, это не сон. Это особое состояние сознания, промежуточное между сном и бодрствованием, характеризующееся резкой фокусировкой на содержании внушения.

Впервые феномен гипноза был описан Францем Антоном Мейсмером, которые объяснял явления, происходящие в гипнозе - "животным магнетизмом", который он считал аналогом физического магнетизма. И хотя в последующем его взгляды были опровергнуты и установлено, что явления трансового состояния достигаются не благодаря магнетизму, а благодаря силе бессознательного внушения.

Внушение, или суггестия, - это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Сам по себе гипноз не является терапией. Он представляет собой вспомогательную технику, которая должна применяться в рамках существующей терапии там, где это благоприятно. Так, врачи различных специальностей могут прибегать к гипнозу для контроля над болью, для облегчения депрессии, тревоги и других психологических расстройств.

 

3. Технология реабилитации и лечения людей, страдающих игровой зависимостью от игровых автоматов


Производство игровых автоматов имеет невысокую стоимость и была быстро освоена многочисленными фирмами отечественных производителей в огромном количестве. Владельцы игровых автоматов имеют сверхприбыли и при этом совершенно не заботятся о судьбе жертв своего бизнеса, бизнеса на здоровье своих соотечественников. Не последнюю роль играет влияние западного образа жизни, где имеет место поклонение золотому тельцу.

Конечно, человеку свойственно желание иметь всё и сразу и не является патологией, но лишь до определённого предела, пока желание под контролем. Много умных людей со здравым образом мышления попадают в зависимость от игровых автоматов. К этому подталкивает и отсутствие моральных ценностей, низкий уровень духовности в современной России, где можно видеть огромные рекламные щиты призывающие брать от жизни всё. Никому и в голову не приходит дать ей, хотя бы что-то. То есть осознанно или нет, но формируется потребительское мышление. А это уже эгоизм, последствия которого могут быть печальными.

Игровые автоматы многими воспринимаются как невинное развлечение, один из способов развлечься и отдохнуть, но до определенного уровня. Ведь апофеозом игры являются деньги, вернее "легкие" деньги. Люди, имеющие предрасположенность к азартным играм, как правило, молодые, могут попасть в зависимость от игровых автоматов, а на самом деле от денег.

При этом они могу плавно проходить по этапам зависимости от игровых автоматов. В начале человек изредка посещает игровые автоматы, делает небольшие ставки, а выигрывая, спокойно уходит, осознавая минимальную вероятность повторного выигрыша.

Проигрыш отталкивает от частых посещений. Большинство людей останавливаются на этом этапе. Но природа не терпит однообразия. Некоторые идут дальше и начинают играть чаще и дольше, но желание еще не перешло в привычку и прекращение игры не представляет трудности. То есть человек еще управляет лошадьми.

Но постепенно человек замечает, что ему иногда трудно остановиться, он начинает заводиться, нервничать при проигрыше, а при выигрыше забрасывает всю сумму обратно в автомат. С каждым проигрышем растет иллюзия близкой удачи, появляется свои системы комбинации чисел, суеверия и ритуалы. Трепетное ожидание желанного выигрыша и есть первый звонок к болезни. Если желания становятся заметными и их трудно преодолевать, то возможно лечение игровой зависимости стало актуальным.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты