Технология реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью

·                     Перезанимает деньги у друзей, знакомых, родственников, чтобы расплатиться с долгами, образовавшимися из-за игры.

Игровая зависимость - игромания стала серьезной проблемой общества, как с личностной стороны, так и с социальной. Игромания может привести к самым разным последствиям - от полного разорения до расстройства личности и даже до самоубийства. Чтобы справиться с игровой зависимостью необходима реабилитация. Поддержка со стороны близких поможет значительно быстрее и более эффективно справиться с этим недугом. И в то же время, каждому человеку следует помнить, что все хорошо в меру. Чрезмерная увлеченность азартными играми и состоянием во время игры может незаметно вовлечь каждого человека в зависимость, называемую игромания. Реабилитация при этой зависимости может принести свои плоды, но важно не запускать эту проблему, а еще лучше - совсем не допускать ее возникновения.

Игромания - одержимость азартными играми признана эмоциональным заболеванием.

Из-за игромании жизнь превращается в мучительное существование. Рушится все: взаимоотношения в семье, работа, отношения с любимыми, друзьями. Практически невозможно находиться наедине с самим собой, вся жизнь со стремительной скоростью летит под откос. Сердце наполняется горечью, отчаянием и негодование.

Психиатры отмечают три стадии развития игровой аддиктивности - стадия выигрыша, стадия проигрыша и стадия отчаяния. Первая стадия - вовлечение в процесс азартных игр. Когда посещение залов игровых автоматов (казино, виртуальных казино, покупка лотерейных билетов, игра на тотализаторе) приобретает более или менее регулярный характер. На первой стадии лудоман вполне способен контролировать себя, а именно прекратить сеанс игры волевым усилием. Для второй стадии характерна замена мотивации - для игрока важнее результатов становится сам процесс этой игры. Прекратить сеанс игры на данной стадии становится уже проблематичным - процесс игры способны остановить либо форс-мажорные обстоятельства извне, либо полное отсутствие денег и возможности их немедленно достать. В третьей стадии лудомании у игрока уже полностью сформирован букет социальных и психических отклонений. Если человек предрасположен к каким-либо психическим заболеваниям, то данная ситуация - превосходная почва для их развития. Кроме того, у лудомана уже практически потеряна способность к нормальной социализации: семья находится на грани развала, а игрок-сотрудник на грани увольнения с работы или отчисления из вуза. Многие проходят эту грань еще в азартном опьянении. Грань между второй и третьей стадиями аддиктивной зависимости от игры заключается в том, что игрок оправдывает свое пагубное пристрастие возможностью отыграться и раздать долги кредиторам.

Желание взять реванш в игре становится единственной целью в жизни. Крупье одного крупного казино вспоминал случай, когда от стресса и психоэмоционального истощения игрок умирал прямо в казино.

 

2. Технология и методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр


Последние несколько лет за психологической помощью стало обращаться все больше людей, страдающих игровой зависимостью и их близких.

В России медицинское изучение игромании началось совсем недавно - чуть более 10 лет назад. В 1996 году в Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева обратился мужчина с жалобами на неспособность контролировать свое увлечение азартными играми. С тех пор масштабы проблемы, по словам специалистов, значительно увеличились. Нередко к психиатрам и психологам обращаются отчаявшиеся родственники: "Дочь взяла кредит в 15 тысяч долларов и все проиграла, помогите!", "Сыну 45 лет, он проиграл 200 тысяч, которые вся семья копила на строительство дома. Масштабы проблемы осознает, но не может удержаться, срывается и снова играет".

Эта тема считается мало разработанной. Ведутся споры о том, является ли лудомания заболеванием и к какой из отраслей медицины она принадлежит, большой психиатрии (сверхценные и бредовые идеи) или наркологии (аддиктивное расстройство).

В связи с этим возникает множество разных мнений на тему лечения, реабилитации и профилактики данной проблемы. Как известно любое мнение имеет право на жизнь. А некоторые методики доказали свою эффективность на практике. Мы же, постарались взять, все самое лучшее из имеющегося опыта, и попытались объединить это в одной программе. Именно этим обуславливается наличие в программе разнообразия терапевтических подходов и методик, а именно: гештальт- подход, когнитивно-поведенческие вмешательства, психоаналитическое видение ситуации, тренинговые составляющие, личный опыт зависимости и выздоровления сотрудников программы - психологов-консультантов, опыт и идеология 12-шаговых программ анонимных сообществ.

В СМИ появляется все больше статей и передач, посвященных этой проблеме. Большинство из них посвящены описанию ситуации, признакам компульсивной игры, классификации игроков.

Как правило, игроки приходят на консультацию под давлением тех последствий, к которым привела их игра. Крайне редко человек решает обратиться за помощью или хотя бы получить информацию, если нет долгов или не стоит угроза потери семьи. В подавляющем большинстве случаев дела игрока пришедшего на консультацию обстоят весьма печально, это долги (кредиты в банках, частные займы и т.д.), разрушенные семьи, потерянные отношения с друзьями и близкими и пр.

Складывается впечатление, что причин вызывающих игровую зависимость так же много, как и в случае с любой другой зависимостью (алкоголизм, наркомания).

Безусловно, на формирование зависимости влияют множество факторов социального, биологического, психологического и т.д. характера. С научной точки зрения понимание механизма возникновения зависимости, конечно, представляет собой весьма интересный вопрос и может играть ведущую роль в профилактической работе. Увы, для азартного игрока, оказавшегося среди "обломков своей жизни" этот вопрос имеет не много пользы. Поскольку даже если удастся найти и достоверно перечислить все причины, сыгравшие роль в формировании зависимости вообще или у конкретного человека, то, к сожалению, это знание не освобождает от проблемы и актуальность вопроса, что же с этим делать дальше? не становится меньше.

Поскольку основной задачей нашей работы является помочь игроку научиться не играть, то для нас представляются важными другие вопросы.

Например:

·                     Зачем человек играет?

·                     Какие из своих потребностей игрок пытается удовлетворить в игре?

·                     Кто на его взгляд руководит его жизнью?

·                     Как случилось, что в реальной жизни не осталось ничего кроме игры?

·                     Каким образом ему удается выстроить свою жизнь, так что единственным комфортным местом представляется игровое заведение?

·                     Зачем и каким образом человеку удается сделать себя несчастным?

В связи с этим одной из главных задач является возможность увидеть и исследовать, привычные паттерны поведения игрока с целью их изменения.

Одна из основных особенностей отличающих игроков от остальных зависимых это "жизнь в фантазийном мире".

С точки зрения стороннего наблюдателя поражает, как человеку удается поверить в чудо, при чем это происходит молниеносно и игрок только что намеревавшийся (возможно вполне искренне) погасить часть кредита (взятого на игру) уже идет в игровое заведение в полной уверенности, что именно сегодня ему повезет, и он не только погасит все долги, но и купит новую машину (квартиру, домик в курортном городке и т.д.). И так продолжается из раза в раз, а тем временем проблемы в реальной жизни нарастают лавинообразно и чем больше проблем, тем больше игрок убежден, что игра это "единственный способ решить их". Он надеется выиграть решить финансовые проблемы, купить близким все то, в чем те давно нуждаются и т.д. В конце концов, к тому времени, когда выигрыш все же случается, его не может хватить на все то что "запланировал" игрок и он продолжает игру. Рано или поздно даже игрок вынужден признать, что играет он не ради денег, а ради игры. Порой он может делать попытки бросить, но потом снова удивительным образом убедив себя, что именно сегодня… и круг повторяется.

Итак, одна из особенностей азартных игроков это жизнь в вымышленном фантазийном мире, который, безусловно, гораздо прекрасней этой "ужасной реальности".

Еще одной особенностью азартных игроков является изобретательность, с которой они находят деньги на игру, при чем суммы сильно превышают размеры долгов в случае любой другой зависимости.

Вне зависимости от внешних факторов, которые провоцируют это столкновение, невозможность справиться с внутренними проблемами, вызывает дискомфорт и человек начинает уходить от него в состояние азарта и мир фантазий. Игра становится для него своеобразной "анестезией от себя самого". Многие игроки отмечают ощущение "другого мира" за дверью игрового заведения, в котором есть ощущение безопасности и принятия. Фантазии и постоянная активность хороший способ не видеть и не чувствовать, ни собственных горестных переживаний, ни разрушения жизни как своей, так и близких. Кроме того, это способ очень быстро изменить свое состояние и от апатии перейти к возбуждению, от мыслей о проблемах в мир фантазий и т.д. Таким образом, можно назвать пристрастие к азартным играм своеобразным "творческим приспособлением", как к внутренней, так и к внешней реальности. Длительность периода, когда такой способ адаптации "помогает", зависит от особенностей личности игрока и часто от поведения близких. Рано, или поздно - объем неразрешенных проблем становится, настолько велик, что его невозможно не замечать и тогда человек либо ищет помощи, либо погибает.

 

2.1 Лечение и реабилитация людей с игровой зависимостью от азартных игр другой игровой деятельностью


К существенным элементам любой игры относятся: правила, случай и выбор. В разных играх удельный вес этих компонентов различен. Азартные игры, особенно на деньги, относятся к играм, в которых доминирует роль случая. Основным методом в лечении игровой зависимости выступает психотерапия. Акопов А. Ю. разработал психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции (КАС). Он основан на признании неоспоримыми некоторых психологических закономерностей.

1.                 Если человек в течение длительного периода (годы) многократно повторяет по собственной воле некие действия, значит это ему нравится, они доставляют ему удовольствие, комфортное состояние и даже эйфорию, азарт, кураж.

2.                 Игрок со сформированной зависимостью все богатство мира, различные источники жизненных, реальных радостей подменяет одним - азартной игрой.

3.                 При выходе из зависимости необходим переход от Подмены к Замене (наркотических удовольствий на другие, естественные радости). В этом стержень метода КАС.

Основные причины игры - желание играть, игровой азарт и высокая позитивная значимость игры, рождающая пристрастное отношение к игре. Основными направлениями при психотерапии игровой зависимости являются:

1.                 Подавление желания играть на осознанном и подсознательном уровнях.

2.                 Контроль поведения вне игры и в частности, недопущение нарастания азарта и других гедонистических внутренних состояний психофизического напряжения.

3.                 Изменение субъективного отношения к игре с пристрастно крайне желанного сначала на негативное, а потом и нейтрально-безразличное.

4.                 Коррекция всех ошибок логического мышления игрока, а именно:

o         Ошибок желания. Они возникают из-за выраженного желания играть, субъективно-пристрастного отношения к игре и крайней значимости результата (выигрыша). Из-за этого происходит аберрация восприятия игры с возникновением неопределенных надежд (иллюзий игрока), которые нуждаются в жестком и полном развенчании.

o         Ошибок познания, познавательной деятельности - когнитивных ошибок (типичная ошибка игрока, тактики подлавливания крупного выигрыша; иллюзия выбора).

o         Ошибок веры - иррациональных убеждений (например, безусловной веры в свои способности, успехи, фарт, везение, удачу, счастливый случай).

5.                 Формирование твердого, четкого понимания невозможности конечного выигрыша для игрока с зависимостью.

6.                 Подавление навязчивого - компульсивного (неудержимого) характера игры с изменением поведения.

7.                 Осознание неэффективности всей игровой деятельности по всем критериям выбора принятия решения и по результату.

8.                 Выявление абсурдности, нелепости, бессмысленности азартной игры на деньги как целостной практической деятельности с переключением на другие виды деятельности, приносящие ранее зависимому человеку не меньше удовольствия, чем прежний игровой наркотик.

Это достигается путем:

1.                 Информирования, просвещения игрока.

2.                 Мощным эмоционально-энергетическим воздействием психотерапевта.

3.                 Психологического проигрывания ситуации из его игровой практики.

4.                 Изменением поведения игрока.

5.                 Экранированием, дистанцированием и исключением действия всех провоцирующих игру внешних и внутренних факторов.

6.                 Изменения когниции (познавательного мышления, направленности познания, познавательной активности).

7.                 Изменения мотивации игрока (необходимо лишить игру побудительно-энергетической подпитки) с формированием новых установок, потребностей, ценностей и целей.

8.                 Медикаментозной терапии.

9.                 Семейной и производственной психотерапии и реабилитации.

10.            Подключения не психотерапевтических методов (аурикулярного микрочипового программирования интракраниальной транслокации, другой игровой деятельности, в частности использования коллективных спортивных игр).

Выше было упомянуто о фактах, провоцирующих игру. Вот они:

1.                 Внешняя провокация (реклама автоматов казино; сами автоматы, казино, встречающиеся на пути; внешне обусловленные ассоциации).

2.                 Конфликты, ссоры, неблагоприятная семейная и производственная ситуация.

3.                 Алкогольные эксцессы, алкоголизм.

4.                 Прием наркотиков.

5.                 Депрессия и другие патологические психофизиологические состояния.

6.                 Экзистенциальный (жизненный) вакуум как симптом абстиненции.

7.                 Усталость, большие нагрузки.

8.                 Память, в том числе ассоциальная (об игре, игровых эпизодах, выигрышах, выигрышных комбинациях, удовольствий от игры, своих внутренних состояниях азарта, куража, наслаждения).

9.                 Наличие свободного времени.

10.            Минимальная начальная сумма денег, необходимая для того чтобы данный игрок зашел в зал казино.

Последние два фактора - ведущие.

Итак, в основе игровой деятельности лежит желание играть, присоединяющиеся по ходу игры азарт (увлеченность игрой) и меняющееся отношение к игре (повышение субъективной значимости ее). Это три причины игры. Контрапунктом игровой зависимости и ее лечения выступает контроль (своего игрового поведения, дозы игрового наркотика, времени игры, игровой ситуации и т.д.) и, прежде всего, контроль игрового импульса.

Здесь важны такие факторы:

1.      Необходимость включения контроля до принятия решения об игре.

2.      Учет постоянного желания играть на осознанном и бессознательном уровнях.

3.      Понимание невозможности контроля над своим поведением после принятия решения об игре.

4.      Устранение причин игры (осознанного желания играть; надвигающегося азарта; изменения субъективного отношения к игре).

5.      Обнуление мотивов игры, т.е. побудительно-энергетических факторов ее (познавательного интереса; стремления к выигрышу; влияние проигрыша на отыгрыш; наличия долга; всех иллюзий игрока; внутренних гедонических состояний куража, азарта; влияния самого процесса игры на ее продолжение; памяти об игре; идеальных игровых эпизодах; компульсивно-навязчивого характера игры).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты