Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов)

Отставленная защита (месть). Один из очень распространенных вариантов с рядом подвариантов. Связан чаще всего с замаскированным нанесением ущерба другой стороне в ответ на причиненный (или якобы причиненный) ранее ущерб. Это может быть так называемый "волк в овечьей шкуре", могут быть подварианты зависти, ревности и др.

При диагностике:

чаще всего заметна асимметричность конфликта, наличие нападающей и защищающейся стороны, неравенство их сил;

полезно обращать внимание на наличие мелких конфликтных эпизодов, которые предшествуют развертыванию конфликта ("подставил ножку", "подложил свинью" и т.п.) и в целом на историю развития взаимоотношений сторон;

труднее обычно разобраться в скрываемой и маскируемой мотивации, встречаются случаи легендирования конфликтного поведения.

При урегулировании и разрешении конфликта: прежде всего, важно добиться прекращения агрессивных действий активной стороны за счет применения власти и воздействия авторитетных лиц; используя психологические приемы, достичь более полного, ясного и ответственного осознания инициативной стороной причин своих действий, ибо довольно часто нравственная ущербность собственной мотивации осознается агрессором лишь частично; соответствующая перестройка конфликтной мотивации "волка" - ключевой момент в разрешении данного конфликта; срабатывает эффект публичного обсуждения в коллективе (или даже угрозы такового); полезна также специальная работа со страдательной стороной по обучению её навыкам психологически эффективного поведения в данной ситуации.

Таковы основные модели и варианты индивидуально-детерминированных конфликтов, а также технологические рекомендации по работе с ними.


6. Конфликт "личность - группа" ("один против всех" или "все на одного") (модель № 5)


Это, пожалуй, наиболее распространенная модель конфликта, детерминированного групповыми факторами. Причина конфликта - в противоречии между личностью и группой, в которую она включена.

Развитие конфликта определяется:

позицией и силой личности, противостоящей группе (лидер, авторитетный член группы, новичок, малоавторитетный член группы);

уровнем развития группы, характером интересов, норм и ценностей, которые она отстаивает (узкогрупповые интересы, традиции и обычаи группы, деловые интересы сплоченной группы и др.);

Зависимостью характера и результатов деятельности группы, её нормального функционирования от наличия и результатов данного конфликта.

Основные варианты:

Конфликт "лидер - группа". На первый взгляд, никакого конфликта между ними быть не может, ибо лидер выражает интересы группы. И, тем не менее, это ситуации: "зарвавшегося" лидера, столкновения лидера с отстающей в своем развитии группой, выдвижение нового лидера и др.

Новатор - консервативная группа. В зрелом коллективе новатора обычно поддерживают и оказывают ему помощь. Консервативно же настроенная группа принимает новации в штыки. Возможен также подвариант непродуманного, прожектерского новаторства, ибо не все новое - безусловно лучшее.

"Белая ворона". Чаще всего в роли белой вороны выступает новичок в коллективе, который по каким-то параметрам резко отличается от остальных. Это может быть уровень образованности, склад мышления, манера поведения и даже манера одеваться, что для женских коллективов достаточно значимо, и др. Обычно это противоречит сложившимся нормам и образцам поведения в группе и вызывает сначала пересуды, а потом - "при "настойчивости" белой вороны - и серьезные столкновения.

Моббинг, "козел отпущения", "выживание из коллектива". Моббинг - в переводе с английского, - преследования, нападки, придирки. Это явление обычно имеет место в рабочих коллективах с нормами жизни примитивной группы, когда кто-то обязательно должен быть козлом отпущения. Оно близко к так называемой дедовщине. Более жесткий подвариант - когда преследования ведутся с целью выживания неугодного из коллектива.

При диагностике этого конфликта:

наибольшая сложность возникает при работе с закрытыми (как в профессиональном, так и в психологическом плане) группами и коллективами;

следует избегать, особенно на первых шагах, квалифицировать стороны конфликта как виновную и потерпевшую, правую и неправую;

особое внимание следует уделять изучению группы (как стороны конфликта), её структуры, норм, ценностей, традиций, в том числе и с помощью специальных психологических методик.

Урегулирование и разрешение конфликта: самый простой и радикальный способ, особенно если конфликт далеко зашел, - удаление личности из группы (в большей степени это касается вариантов "все на одного", чем "один против всех"); при очевидной нравственно-этической ущербности действий выражен эффект публичного обсуждения возникшей проблемы в рамках коллектива, в который входит данная группа, и с привлечением авторитета вышестоящего руководителя; в случае явного моббинга и при примитивных групповых нравах и психологии необходима серьезная психокоррекционная работа с группой, с её авторитетами и лидерами; при тяжелых для личности последствиях столкновений с группой ей бывает необходима специальная психологическая поддержка.

 

7. Конфликт "группа - группа" ("стенка на стенку") (модель № 6)


Причины этого конфликта - противоречия внутриколлективной, внутригрупповой психологии, связанные с разнородностью состава, поляризованностью и хроническими деформациями структуры коллектива и групп, обострениями динамики социально-психологических процессов и состояний. При протекании в форме открытой борьбы, что бывает довольно редко, - крайне опасен и разрушителен. Чаще существует в форме скрытого противоборства, а в латентных и пассивных формах (формализация межгрупповых отношений, уклонение от профессионального взаимодействия и служебного сотрудничества) свойственен многим большим коллективам.

На его развитии сказываются:

недостатки целенаправленной и продуманной работы по формированию и развитию профессиональных и служебных групп и коллективов;

практика формирования на базе отдельных коллективов и подразделений своеобразных "отстойников кадров", скоплений сотрудников, переведенных сюда по отрицательным мотивам;

значительное расхождение официальной и неофициальной структуры коллектива, увеличение роли неформальных лидеров и др.

Основные варианты:

Противостояние официальных групп на профессионально-деловой почве. Чаще всего это сотрудники различных подразделений (например, уголовного розыска и следствия). Эти конфликты обычно протекают в скрытой форме и определяются, прежде всего, различием менталитетов и критериев оценки результатов служебной деятельности. Часто возникают и обостряются при перегрузке по службе и ухудшении условий работы.

Оппозиция. Это группа сотрудников, недовольная руководителем и положением дел в коллективе. Она противостоит другой группе сотрудников, поддерживающей руководство (в отличие от варианта 1 предыдущей модели). Этот вариант конфликта обычно развивается в скрытой и пассивной форме. При переходе к активным действиям чаще всего трансформируется в борьбу за власть в коллективе (см. модель 11).

Негативно-служебная группировка - группа сотрудников, объединенная внеслужебными интересами противостоящими интересам службы (начиная от халатного отношения к службе и вплоть до их предательства). Эта группировка обычно противостоит части коллектива, преданной интересам дела и службы. На развитие конфликта, прежде всего, влияют качественный характер внеслужебных интересов, объем, состав и качества лидеров сторон конфликта. Очевидно, что за данным конфликтом в коллективе может стоять и криминальный конфликт.

Противостояние групп и группировок в коллективе, различающихся по

социально-психологическим признакам: землячества, возрастные группы (в том числе так называемая "дедовщина"), группы, объединенные предшествующим опытом работы и др.

Диагностика данного конфликта:

наиболее сложна на ранних этапах его развития, и при его особой закрытости и замаскированности;

может быть облегчена глубоким социально-психологическим обследованием коллектива и его климата, а также профессиональной и личностной деформации сотрудников;

предполагает выход на соответствующие источники информации о положении дел в коллективе и активное использование техники выведывания.

Урегулирование и разрешение конфликта строится:

с опорой на административно-правовые меры, особенно при явных дисциплинарных нарушениях;

через воздействие на лидеров конфликтующих сторон;

с ориентацией на выявление общих интересов, целей и ценностей конфликтующих сторон и коррекцию в связи с этим узкогрупповых;

на основе развернутой консультативно-психологической помощи руководителю по работе с данным коллективом.


8. Конфликтный многоугольник (модель № 7)


Большинство моделей в конфликтологии описывает двусторонний конфликт. При этом существуют две точки зрения. Первая утверждает, что конфликту свойственна поляризация сил, и любой, даже первоначально многосторонний конфликт, в конечном счете превращается в двусторонний. Вторая точка зрения допускает самостоятельное существование многостороннего конфликта, что и отражено в данной модели. Модель описывает конфликт, в котором три и более самостоятельно действующие и противоборствующие друг с другом стороны. Эта модель наиболее известна в сфере дипломатических и международных отношений, но вполне приемлема для описания и психологических конфликтов. При этом в качестве самостоятельно действующих сторон могут выступать как отдельные лица, так и группы. Развитие конфликта связано с необходимостью отстаивать свои интересы в условиях сильной взаимозависимости сторон.

Основные варианты:

Конфликтный треугольник "жертва - преследователь - спаситель".

Наиболее часто встречается в семейных конфликтах (мать - ребенок - отец). Имеет игровую природу (в смысле Э. Берна). Характерна смена ролей по ходу конфликта.

Треугольник страстей. Классический вариант: муж - жена - любовник

(любовница). От объективного конфликта при соперничестве за третье лицо (модель 3) отличается участием последнего в конфликте в качестве самостоятельной стороны. Вне сферы отношений полов встречается редко.

Внутригрупповой временно многоугольный конфликт (пред - или

постдвусторонний конфликт - климатические возмущения, разброд и шатания в коллективе перед объединением сотрудников в два конфликтующих лагеря или после раскола таковых.

Устойчивый многосторонний конфликт. Это, как правило, конфликт интересов.

Обычно наблюдается в больших коллективах с разнородным составом. Протекает по преимуществу в латентных, скрытых формах. Характерен также для организационных конфликтов, когда конфликтующие стороны представляют разные уровни и структуры управления.

При диагностике данного конфликта полезно более широкое использование аппарата ролевых и игровых подходов, а при его урегулировании и разрешении наиболее действенны методики, учитывающие содержательную природу конфликта (семейный, конфликт в коллективе, организационный).


9. Организованный конфликт ("кукловод") (модель № 8)


К группо-детерминированным относятся не только те конфликты, в которых

непосредственно участвует больше двух человек. Конфликтовать могут даже два человека, хотя схема данной модели предусматривает участие в качестве непосредственно конфликтующих между собой сторон и конкретных лиц, и групп, и трех и более сторон. Дело в причине, в данном случае в "кукловоде", который "из-за кулич" организует столкновение других, причем в большинстве случаев незаметно для последних. Схема эта хорошо известна по практике обыденной жизни, когда одни люди манипулируют другими, стравливают, провоцируют, интригуют, сталкивают людей для получения собственной выгоды, а иногда и просто для извращенного удовольствия. Ключевой фактор в развитии данного конфликта - сам "кукловод", который, при известном мастерстве, всегда найдет материал для конструирования конфликта в лице человеческих слабостей и стечения обстоятельств. В большинстве случаев "кукловод" - негативная фигура, хотя и не всегда.

Основные варианты:

Спровоцированный конфликт - кто-то третий (или третьи лица) что-то

сболтнут, приврал, сочинил или просто передал слушок, а иногда даже и достоверную информацию, но не к месту и не по адресу, по некоему злому умыслу или просто по недомыслию, а в результате, при соответствующем стечении обстоятельств - конфликтное столкновение людей. Атмосфера сплетен, пересудов, наговоров, существующая в некоторых коллективах, весьма способствует подобного рода конфликтам. Работа со средой, окружением данного конфликта - важное направление его урегулирования.

"Разделяй и властвуй" - известная формула Н. Макиавелли, которая

испокон веков использовалась власть предержащими для управления людьми. В данном случае - это сознательное, замаскированное сталкивание людей с целью нанесения им ущерба и извлечения из этого личной выгоды. Чаще всего этот безнравственный инструмент в работе с людьми применяют руководители, лидеры, но не обязательно только они. Например, один из кандидатов на выдвижение может стравить между собой двух других и, ослабив их, получить преимущество. Если в предыдущем варианте "кукловод" только провоцирует, запускает конфликт, то здесь обычно идет управление по результату. Там он - случаен, любитель, здесь - мастер и профессионал.

"Паны дерутся, а у холопов чубы трещат". Обычно это конфликт между сотрудниками смежных подразделений, спровоцированный или направляемый конфликтом их руководителей. Здесь уже вариант с двумя "кукловодами", хотя не все "паны", и не всегда отдают себе отчет в том, что происходит с их "холопами".

Позитивное конструирование конфликта. Конфликт, как отмечалось

ранее, инструмент не только разрушительный, но и созидательный, хотя при этом и острый, и опасный. Организованный конфликт может применяться и для позитивного воздействия на людей. Разумеется, при соблюдении специальной техники безопасности. Подробнее о конструировании конфликтов - ниже.

При диагностике этого конфликта:

особое внимание - начальной стадии конфликта - с чего все началось, с какой информации, с каких действий, где повод, где причина;

важно отделить факты от домыслов и ложной информации;

четко проследить источники информации, занимающей важное место в картине конфликта;

внимательно отследить ближайшее окружение непосредственных участников конфликта.

Урегулирование и разрешение конфликта:

если "кукловод" найден, то остается раскрыть глаза непосредственным участникам конфликта, естественно, с учетом тактического момента;

важно также нейтрализовать "кукловода", при этом следует иметь в виду, что это может быть опытный и искусный манипулятор, который хорошо умеет защищаться.

Таковы основные модели и варианты группо-детерминированных конфликтов и рекомендации по работе с ними.


10. Деловой конфликт (модель № 9)


Понятие "организация" используется здесь в широком смысле, как упорядочение взаимодействия людей. Противоречия такого упорядочения могут быть связаны со следующими ключевыми аспектами взаимодействия людей: содержательно-деловыми, формально-нормативными, отношениями власти - подчинения, системными и надсистемными факторами. Отсюда соответствующие модели данной группы конфликтов.

Причины данного конфликта в содержании самого дела, взаимодействия самих людей, в его организации; причем не только в недостатках этой организации, но и в заданной противоречивости такого взаимодействия. Развитие конфликта определяется содержательной природой, характером самого взаимодействия.

Основные варианты:

1. Конфликт рассогласования. Очевидно, что, контактируя друг с другом, люди должны согласовывать свои усилия. Нет такого согласования - и сразу осложнения взаимодействия, повод и причина для столкновения. Это касается не только серьезного делового взаимодействия, но и достаточно поверхностных контактов между людьми. Например, если в ходе обычного разговора один из партнеров начнет отвлекаться и перестанет слушать собеседника, то это приведет к рассогласованию общения и создаст основу пусть очень мелкого, но столкновения. Несогласованность усилий порождает массу поводов для столкновений. И чем более значим для сторон вопрос, по которому они выступают во взаимодействие и кооперируют свои усилия, тем более чреваты конфликтом недостатки согласованности.

2. Конфликт делового конвейера. В данном случае имеется в виду такая организация дела, когда результаты работы одного партнера становятся предметом для другого. Понятно, что недоработки первого и завышенные требования второго нередко становятся причинами конфликта. Так, если упростить, оперативный работник должен найти преступника, с которым затем работает следователь. И если этот деловой конвейер не отлажен, то возникают трения и конфликтные столкновения.

3. Конфликт обслуживания. Сфера обслуживания традиционно в нашей стране являлась источником многих конфликтов. В то же время сам этот термин, пожалуй, ближе не к слову " слуга", а к понятию "служба", что и в наше время многими недостаточно понимается. Причем имеется в виду, прежде всего, " профессиональное обслуживание". Для органов внутренних дел понятие это привычное, например, "оперативное обслуживание". И, тем не менее, недостатков здесь, порождающих соответствующие конфликты, много. Особенно это касается взаимодействия сотрудников с гражданами.

4. Конфликт противоречивости заданных целей. Как ни крути, какие высокие соображения ни привлекай, а все-таки у проверяющего и у того, кого проверяют, цели все-таки разные. Еще более это очевидно на примере взаимодействия сотрудника и преступника. Именно поэтому конфликтность является специфической чертой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

При диагностике данного конфликта полезно учитывать, что стороны, заблуждаясь или сознательно, довольно часто представляют содержательно-деловой конфликт как индивидуально - детерминированный, пытаясь перевалить вину на друг друга. Встречается и обратный вариант, когда собственные "грехи" пытаются представить как производственные издержки. Основное направление в урегулировании и разрешении здесь - нормализация, отлаживание самого делового взаимодействия, устранение недостатков его организации.


11. Формальный конфликт (модель № 10)


Взаимодействие людей организованно не только содержательно-деятельным, но и формально-нормативным образом, т.е. через правовые, но и этические, психологические, технологические и иные. Различного рода проблемы, связанные с соблюдением норм, их соответствием друг другом, самой жизни и становятся причинами конфликтов. Развитие формально-нормативного конфликта определяется, прежде всего, соотнесенностью норм с потребностями и возможностями людей в их выполнении.

Основные варианты:

1. Конфликт несоблюдения установленных норм и предписаний. Невыполнение служебных обязанностей, должностных предписаний, требований профессиональной этики, взятых на себя обязательств, нарушение дисциплинарных норм, уставных взаимоотношений, этикета поведения - все это весьма распространенные причины конфликтов.

2. Конфликт противоречия формального и неформального. Поведение людей в профессиональных, служебных и иных ситуациях регулируются не только официально установленными, обычно документально закрепленными нормами, но и неофициальными, нигде не записанными установлениями, соблюдаемыми данным коллективом, данной группы людей. Причем второе часто оказывается не менее важным, чем первое. Их несовпадение - очаг и зона постоянной конфликтности.

3. Конфликт ненормированности. Пространство взаимодействия людей - колоссально, и далеко не все оно нормировано. Зона ненормированности - также источник постоянных столкновений." А почему я должен делать это?", " А где это записано?" -высказывания такого рода - типичный признак поведения в данных ситуациях.

4. Конфликт бюрократизма. Хождение по инстанциями, столкновения с бюрократом, чиновником, не желающим ничего понимать, кроме формальных пунктов инструкций, - это известно многим. Позиция бюрократа - следование не столько букве закона, сколько букве инструкции, нежелание вникнуть в суть дела и решить его, используя иные, вполне законные нормы. К тому же опытный бюрократ весьма искусен, владеет испытанным арсеналом приемов поведения, так что "пройти" его весьма сложно. Разрешение конфликтной проблемы в данном случае через апелляцию к соответствующим законам и нормам, через процедуры убеждения и доказательства - весьма затруднительно. Привлечение власти вышестоящего руководителя и использование психологического воздействия - часто более эффективные способы.

При диагностике данного конфликта:

хорошо заметна центрация предмета конфликта на соответствующих нормах и установках;

бывает крайне необходима соответствующая нормативная компетентность, а нередко и обращение к специалистам для консультации по сути проблемы.

Основное направление урегулирования и разрешения этого конфликта - преодоление недостатков и совершенствование нормативной (в широком смысле) организации взаимодействия конфликтующих сторон.


12. Конфликт власти - подчинения (модель № 11)


В отличии от формально-нормативных отношений отношения власти-подчинения всегда вертикальны. Вертикальное, иерархическое упорядочение взаимодействия людей наиболее характерно для внутриорганизационных и межорганизационных отношений, хотя в целом борьба за власть - весьма распространенный феномен и на бытовом, житейском уровне.

Основные варианты:

1. Конфликт субординации. Возникает, когда властная сторона усматривает в действиях подчиненной стороны неподчинение, ущемление своих властных полномочий. Развивается в зависимости: от степени и характера нарушения субординации, реакции властной и дальнейшего поведения подчиненной стороны.

2. Конфликт превышения власти. Возникает в результате действий властной стороны, превышающих ее полномочия. Развивается в зависимости от реакции подчиненной стороны и последующих действий властной стороны ("отрабатывает назад", признает свою правоту или упорствует, продолжает первоначальное действия).

3. Конфликт перераспределения власти. Возникает в результате действия сторон, обладающих соответствующей властью или претендующих на нее. Действия могут быть направлены как друг на друга, так и в отношении третьей, подчиненной стороны. Есть несколько подвариантов, учитывающих степень и характер соподчиненности конфликтующих сторон, вовлеченности третьей стороны как предмета конфликта (характера поведения " слуги двух господ", участия вышестоящих инстанций.

4. Конфликт видов власти. Обычно выделяют несколько разновидностей власти: принуждения, вознаграждения, законная, референтная (основанная на идентификации с властью), экспертная (основанная на знании) и др. Во многих коллективах помимо официального руководителя есть неформальные лидеры, авторитетные в соответствующих областях специалисты, столкновения между которыми нередко связаны с "борьбой за умы". Этот вариант наиболее распространен в научно-педагогических коллективах.

Диагностика данного конфликта относительно проста, пожалуй при малоэпизодном столкновении сторон на почве нарушения субординации, в большинстве случаев - осложнена в связи закрытостью отношений власти и ограничены доступом к необходимой информации. В чистом виде встречаются редко, тесно связан и переплетается с формальным, организованным конфликтами, с позиционным соперничеством в организациях.

Урегулирование и решение конфликта:

требует особого внимания к заказу на работу с конфликтом, присутствии заказа властной стороны или вышестоящей инстанции действия психолога могут быть расценены как вмешательство в дела руководителя, что осложняет ситуацию;

проводиться обычно в форме конфликтологического консультирования и требует соответствующей психолого-управленческой подготовленности;

в работе с подчиненной стороной может быть полезно обучение специальным психотехникам, например, технологии управления шефом.


13. Системный конфликт (модель № 12)


Это конфликт, в котором столкновение сторон детерминировано системными, надсистемными, глобальными факторами, а сами стороны выступают в роли "винтиков", мелких элементов этих систем, схематически близок к организованному конфликту, однако в отличие от последнего "кукловод" здесь глобален, недоступен и непонятен, а также зачастую безличен, за ним скрываются мощные социальные и природные силы. Часто разворачивается по вертикали, когда в роли одной из конфликтующих сторон, преимущественно обороняющейся, оказываются руководители, реализующие действие надсистемных факторов. Развитие конфликта определяется мощью системных и надсистемных факторов, стечением обстоятельств, осознанием и пониманием конфликтующими сторонами причин возникшей проблемы.

Основные варианты:

Конфликт несоответствия целей и задач, поставленных перед системой, нагрузки на систему ее возможностям. Так, если милицию заставить вести несвойственные ей военные действия, то между отдельными ее элементами нарастают трения и конфликтные столкновения. Перегрузка любой системы приводит к разбалансированию и повышенному износу элементов системы. Происходит перекачивание конфликтности извне внутрь системы и, прежде всего, во внутриличностную сферу, а затем в межличностные контакты, во внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия.

Конфликт ресурсной необеспеченности системы. Задержки выплат денежного содержания - характерный для последнего времени пример такого рода конфликта. Конфликтные столкновения с непосредственными и ближайшими руководителями мало помогают - денег у них просто нет, а там "наверху", сделать ничего не могут. Системный дефицит ресурсов порождает множественные частные конфликты за спорные ресурсные объекты.

Конфликт системной нерешенности организационно - управленческих проблем. Различного рода организационно - структурные перестройки (переподчинения, сокращения одних структур, формирование других и т.п.) - феномен хорошо известный. Они затрагивают интересы многих людей и всегда порождают немало конфликтов. Однако если на метасистемном уровне нет порядка и устойчивости, то "внизу" как раз и возникает масса конфликтов, непосредственные участники которых, страдая от них, ничего не могут поделать с этими проблемами. Не случайно говорят, что нет ничего более постоянного, чем временное.

Конфликт культурных институтов. За столкновением конкретных людей, например, верующего и атеиста, сторонника компартии и демократов, могут лежать реалии более глубокие, чем просто личные убеждения и групповые ценности или интересы или интересы той или иной конкретной организации. Это явления более высокого уровня - реалии культуры, социальные институты.

О разрешении системных, институциональных конфликтов применительно к деятельности практического психолога говорить сложно, а основное направление их урегулирования заключается в выводе конкретного конфликта из зоны действия системных, институциональных, метасистемных факторов, в формировании у конфликтующих сторон понимания подлинных причин конфликта.


Список литературы


1. Алексеев А.С. Основы психологии. М.: 2008 г.

2. Бахматов И.К. Психология личностных отношений. М.: 2007 г.

3. Гуров Е.Г. Основы конфликтологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г.

4. Грошев Е.В. Психология. М.: 2006.

5. Васильев Д.К. Конфликтология. Учебное пособие. М.: 2007



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты