Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов)

Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов)












РЕФЕРАТ

по курсу "Психология"

по теме: "Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов)"


Содержание


1. Теория конфликтов

2. Межличностный конфликт на внутриличностной основе ("с больной головы на здоровую") (модель № 1)

3. Психологическая несовместимость ("не сошлись характерами") (модель № 2)

4. Спорный объект ("кто сильнее", "кто кого") (модель № 3)

5. Использование - защита ("волк и овца") (модель № 4)

6. Конфликт "личность - группа" ("один против всех" или "все на одного") (модель № 5)

7. Конфликт "группа - группа" ("стенка на стенку") (модель № 6)

8. Конфликтный многоугольник (модель № 7)

9. Организованный конфликт ("кукловод") (модель № 8)

10. Деловой конфликт (модель № 9)

11. Формальный конфликт (модель № 10)

12. Конфликт власти - подчинения (модель № 11)

13. Системный конфликт (модель № 12)

Список литературы


1. Теория конфликтов


Конфликты - исключительно многообразное явление. Конфликты наиболее часто именуют по той сфере, в которой они возникают. Например: конфликты в коллективе, деловые, семейные и т.д. Технологически, в данном случае, более целесообразно выделить базовые типы конфликтов по основной детерминации, причинам их возникновения и развития.

Применительно к деятельности практического психолога конфликты - это:

индивидуально-детерминированные;

группо-детерминированные;

организационно-детерминированные конфликты;

индивидуально-детерминированные конфликты.

Рассмотрим их основные модели и варианты.


2. Межличностный конфликт на внутриличностной основе ("с больной головы на здоровую") (модель № 1)


В данном случае противоречия между партнерами по взаимодействию как такового нет, но есть внутриличностная напряженность одной или двух сторон, которая и становиться причиной конфликта. Эта напряженность при достижении определенной величины, а также при нежелании и (или) неумении найти другой способ ее разрешения изливается на партнера при наличии подходящих для этого условий. Основным фактором, запускающим межличностный конфликт, становится повод, который изыскивается, находится, подворачивается или предоставляется другой стороной. Объективно конфликтная ситуация возникает в связи с действиями инициатора конфликта, наносящим ущерб другой стороне. Основной механизм межличностного конфликта здесь - малоосознаваемое перекачивание внутриличностной конфликтности в общение и взаимодействие с другим человеком через использование повода.

Развитие данного конфликта определяется следующими факторами:

степенью ущерба, нанесенного активной стороной конфликта оппоненту (от причинения обиды до телесных повреждений);

спецификой внутриличностного конфликта (от эмоциональной, стрессовой напряженности, ситуативной неуравновешенности, незначительной фрустрированности при отдельных неудачах в жизни и работе - до острого жизненного психологического кризиса, серьезного психического заболевания);

характером и интенсивностью ответных действий другой стороны (от смягчающей, пассивной позиции до превосходящих по своей агрессивности действий, форсирующих эскалацию столкновения);

наличием и характером прошлого опыта взаимодействия, сложившимся до момента конфликта взаимоотношениями, степенью взаимозависимости сторон;

публичностью столкновения.

Основные варианты детерминации конфликта по данной модели:

Разрядка - вымещение внутриличностной напряженности на партнера по общению при относительной пассивности, неагрессивности последнего, так называемый смешанный конфликт. Например: руководитель вымещает собственные неудачи на подчиненном, конфликтные переживания по работы вымещаются на членах семьи. Обычно таких случаях с позиции страдательной стороны говорят: "завелся ни с того ни с сего", "придрался не понятно почему", "как с цепи сорвался" и т.п. Для инициатора и виновника конфликта характерно очень высокое эмоциональное напряжение, аффектоподобное поведение, резкое снижение контроля за самими действиями, эстетически не оправданное стремление "выпустить пар", на удобном человеке.

Виктимный конфликт - то же, но при кофликтовиктимном, провоцирующем нападении партнера по общению. Обычно это связано с мелкой оплошностью в поведении, применением незначительной неприятности, что представляет активной стороне повод и влечет за собой бурно конфликтное поведение. Помимо относительно случайных оплошностей в поведении возможен подвариант устойчивых кофликтовиктимных особенностей психологии личности. Когда на неосознаваемом уровне имеется склонность играть в игры типа "Пни меня" и т.п.

Проекция - личностно ориентирован перенос на партнера по взаимодействию причин собственных неудач, так называемый ложно понятый конфликт. Увязывание собственных проблем с действиями других людей характерно для экстернального типа личности, для лиц с шизоидной, истероидной и некоторыми другими акцентуациями характера, с психопатологическими деформациями и отклонениями, а также для лиц, пребывающих в состоянии алкогольного опьянения. Конфликтное поведение последних обычно многовариантно, в частности, может одновременно протекать и по первому варианту, т.е. детерминироваться механизмом разрядки, как впрочем, и рядом других.

Двусторонний внутриличностный конфликт ("две больные головы"). Этот вариант чаще встречается в ситуациях случайного или эпизодического взаимодействия, хотя иногда "коса находит на камень" и у постоянных партнеров. Это наиболее интенсивный по конфликтным проявлениям и наиболее чреватый негативными последствиями вариант. Очевидно, что он может включать в себя в качестве составных элементов предыдущие варианты.

При диагностике межличностного конфликта на его внутриличностное происхождение обычно указывает:

эмоционально взрывной, аффективный характер действий сторон, особенно инициатора конфликта;

явная неадекватность для стороннего наблюдателя действий сторон выдвигаемым причинам и основаниям;

очевидная необдуманность воздействий (упреков, обвинений, угроз, физических действий);

Спонтанность, случайность, неожиданность возникновения конфликтной ситуации в большинстве случаев (для варианта 3 со стороны инициатора может быть характерна некоторая подготовленность к ситуации).

При урегулировании и разрешении данного конфликта важно:

Прежде всего, блокировать конфликтные действия и острые конфликтные состояния сторон путем оперативного посредничества авторитетного лица, применения власти и концентрации внимания на наиболее агрессивной стороне, ибо в крайних случаях, например, в состоянии сильного алкогольного опьянения или при интенсивных психопатологических проявлениях возможны и непоправимые исходы вплоть до применения оружия и суицидального поведения;

применяя убеждение, соответствующие психотехники, добиться осознания сторонами (и, прежде всего, инициатором, агрессивной стороной) отсутствия исходной проблемы межличностного взаимодействия, осознания неадекватности (несправедливости, неправомерности)"случившихся" действий, понимание причин возникшей ситуации, коррекции внутренних картин конфликта у его участников;

подготовить и провести, при возможности, процедуру примирения сторон, достичь признания виновником конфликта неправоты своих действий перед потерпевшей стороной, принятия ответственности за содеянное, а также обеспечить принятие потерпевшей стороной моральной и иной компенсации;

при наличии серьезного внутриличностного конфликта у одной из сторон - учесть его особенности при проведении разбирательства и урегулирования межличностного конфликта в направлении их смягчения, а главное - оказать психологическую помощь в разрешении внутренних проблем; при необходимости - обеспечить психотерапевтическое лечение.

В работе с конфликтами следует учитывать, что внутриличностный конфликт помимо рассмотренного варианта (как основы конкретного межличностного конфликта) может выступить также и по-другому:

как основа отдельного узла, эпизода сложного, составного конфликта, имеющего в целом другую природу (например, делового);

как важная характеристика психологии участника конфликта обычно любой

внешний, в частности, межличностный конфликт часто инициирует внутренний, внутриличностный конфликт;

как исход и последствие межличностного конфликта.

При работе психолога с межличностными и групповыми конфликтами всегда следует обращать самое пристальное внимание на внутриличностные конфликты. Опасно использовать тактику урегулирования межличностных и групповых конфликтов путем перекачивания конфликтности во внутриличностную сферу, ибо рано или поздно "джин может вырваться из бутылки". В то же время, полноценная работа с внутриличностными конфликтами требует иной позиции и технологии работы психолога - психотерапевтической.


3. Психологическая несовместимость ("не сошлись характерами") (модель № 2)


Схема данного конфликта предполагает, что два нормальных (без внутренних конфликтов) человека при отсутствии каких-либо заметных противоречий в содержании их взаимодействия начинают конфликтовать именно из-за несовместимого сопряжения их индивидуальных характеристик. Чаще всего это проявляется в ситуациях достаточно тесного, близкого, длительного взаимодействия. Конфликтная ситуация созревает по мере накопления сторонами раздражительности, неудовлетворенности определенными аспектами поведения другой стороны. При этом никакого сознательного умысла на обострение отношений обычно нет.

Развитие данного конфликта определяется следующими факторами:

чувствительность, наблюдательность, самокритичность партнеров по взаимодействию, их способность замечать различные аспекты своего поведения, видеть их влияние на партнера;

психологическая толерантность партнеров, способность спокойно, без раздражения реагировать на различные особенности поведения людей, терпимость, помехоустойчивость;

степень связи неприятных, фрустрирующих аспектов поведения партнера с содержанием и результатами взаимодействия (от второстепенности, поверхностности этих аспектов до их определяющего влияния на способы достижения результатов и само понимание цели и результатов взаимодействия);

характер отношений партнеров, возможность открыто заявить о своей неудовлетворенности и быть при этом правильно понятым, возможность скорректировать свое поведение в данной ситуации;

склонность видеть в особенностях поведения партнера злой умысел.

Основные варианты детерминации конфликта по данной модели:

1. Психофизиологическая несовместимость. Это вносящая помехи во взаимодействие и мешающая партнерам определенная несовместимость их темпераментов, психофизиологических качеств, двигательных привычек. В качестве примера достаточно сослаться на ситуацию, когда холерик и флегматик двуручной пилой распиливают бревно. В этот вариант могут вписаться также известные представления о несовместимости биополей, психоэнергетических характеристик отдельных людей.

2. Несовместимость психотипов. В психологии накоплено довольно много различного рода типологий людей. Сочетание во взаимодействии определенных психотипов партнеров при соответствующих условиях чревато конфликтом. Одну из наиболее развернутых типологий на основе разработок Юнга предложила соционика. Конфликтогенны сочетания во взаимодействии как некоторых разных, так и одинаковых типов.

3. Социально-психологическая несовместимость. Речь идет о сопряжении взглядов, убеждение, верований, ценностей взаимодействующих людей различных национальностей, вероисповеданий, принадлежащих к разным социальным, профессиональным и иным группам. При определенных условиях это вызывает конфликтные столкновения.

4. Деловая несовместимость. Это устойчивые различия во взглядах и убеждениях относительно методов и принципов работы, понимания самих целей деятельности взаимодействующих сторон. Чаще всего здесь есть определенная профессиональная основа - учились у разных учителей, придерживаются различных подходов, школ и т.п.

При диагностике данного конфликта полезно учитывать следующее:

полярность, разнополюсность, явная противоположность соответствующих психологических характеристик сторон - наиболее очевидный индикатор здесь, хотя таковым может быть в ряде случаев и их совпадение, тождественность (не только "лед и пламя", но и "два медведя" вписываются в данную модель);

психологическая несовместимость обычно мало осознается участниками конфликта, при этом причины конфликта часто связываются со злонамеренным умыслом другой стороны;

в отдельных случаях, в частности, при варианте 2, для обнаружения психологической несовместимости может потребоваться обследование с помощью специальных методик;

опора на чисто формальные признаки без содержательного изучения личностных особенностей конфликтующих может привести к ошибкам (так, причины конфликта двух сотрудников, скажем, разных национальностей могут быть связаны и с различием взглядов на "дело" и с чем-то иным).

При урегулировании такого конфликта полезно: дистанцирование сторон - самый простой, надежный, хотя и не всегда легко осуществимый путь конфликтоурегулирования и конфликторазрешения; при этом дистанцирование может быть временным, парциальным, т.е. частичным, связанным только с определенными аспектами взаимодействия; коррекция внутренней картины конфликта, обеспечение осознания конфликтующими их психологических различий, устранения комплекса злонамеренного конфликтного умысла другой стороны, понимания "естественности" соответствующих аспектов поведения другой стороны; обычно такое изменение внутренней картины конфликта резко меняет саму ситуацию, помогает переосмыслить все события и найти ресурсы решения проблемы; психологическая помощь, инструктирование, обучение в сфере конфликтогенных аспектов поведения (преодоление соответствующих привычек, выработка новых навыков поведения).


4. Спорный объект ("кто сильнее", "кто кого") (модель № 3)


Это одна из наиболее классических схем детерминации конфликта: два человека, если брать идеальный случай, нормальные люди без внутриличностных конфликтов, достаточно совместимые, начинают конфликтовать из-за чего-то третьего, соперничают за некоторый спорный объект.

Основной механизм детерминации конфликта - мотивационный, желание овладеть объектом, которое несовместимо с аналогичным желанием другой стороны. В отличие от 1 и 2 модели здесь уже есть сознательный конфликтный умысел, осознанная конфликтная мотивация на противоборство для овладения объектом.

На развитие конфликта влияют следующие факторы:

значимость, ценность спорного объекта для сторон;

сила оппонентов, их способность достигать своей цели, невзирая на усилия другой стороны;

специфика и характер спорного объекта, возможность его деления, удаления из конфликтного пространства и др.;

роль и помощь окружения, других лиц в урегулировании и разрешении конфликта.

Основные варианты детерминации конфликта:

1. Присвоение спорного объекта. Это то, что сулит материальные, ощутимо реальные, объективные выгоды: должность, удобный участок работы, помещение, средства связи, транспорт, оборудование и т.п., т.е. все, что ограничено, дефицитно, но важно получить как одной, так и другой стороне.

2. Избавление от мешающего объекта. Обратный в отношении предыдущего вариант, хотя суть та же. Чаще всего это нежелание двух сторон выполнять некоторую обязанность, которую, тем не менее, кто-то из них должен взять на свои плечи.

3. Соперничество за третье лицо. Это хорошо известное соперничество мужчин за женщину или двух фаворитов за благосклонность начальника и т.п.

4. Позиционное соперничество за лидерство, за правоту в споре, за определенную репутацию, статус и т.п., что приводит часто к столкновению амбиций.

При диагностике конфликта полезно учитывать следующее:

центрированность действий и высказываний конфликтующих на спорном объекте - основной признак данной модели конфликта; в открытой для окружения конфликтной ситуации, а также при этической и психологической "нормальности" возникшего спора диагностика особых затруднений не представляет;

при этической же ущербности мотивации сторон или щекотливости ситуации вокруг спорного объекта стороны обычно скрывают свои устремления и маскируют свои действия, поэтому часто требуются дополнительные усилия, чтобы докопаться до сути дела.

При урегулировании и разрешении конфликта следует:

прежде всего, нормализовать общение между сторонами в форме ведения цивилизованных переговоров, при необходимости использовать посредничество, в частности, арбитраж, например, руководителя, который, изучив вопрос, мог бы принять соответствующее решение;

уйти от позиционного спора и вести переговоры и в целом урегулирование конфликта, ориентируясь на глубинные интересы сторон;

учитывать, что основную роль в разрешении данного конфликта обычно играют стратегии раздела объекта: собственно разделение объекта между сторонами (если это возможно), установление очередности использования спорного объекта, применение компенсаций и т.д.;

настойчиво применять творческий подход, искать неординарное решение конфликтной проблемы.


5. Использование - защита ("волк и овца") (модель № 4)


Здесь, как и в модели 3, присутствует сознательный конфликтный умысел. Мотив конфликта - извлечение пользы из другого человека в ущерб его интересам. Данный конфликт основан на изначальном неравенстве сил сторон и стремление сильной стороны удовлетворить свои потребности за счет слабой, в том числе путем нанесения ей вреда. Под силой в данном случае обычно понимается способность добиваться своих целей, невзирая на противодействие другой стороны. Характера этическая, нравственная ущербность мотивации агрессивной стороны.

Развитие конфликта определяется:

степенью неравенства сил сторон;

мерой и характером зависимости слабой стороны от сильной;

характером защитных действий слабой стороны;

открытостью конфликта для окружения конфликтующих и мерой влияния среды конфликта на его участников.

Основные варианты:

Умышленная агрессия и издевательство. Этот вариант не следует путать с разрядкой внутриличностного конфликта, где осознанной конфликтной мотивации нет. В данном случае конфликт обычно исходит от человека, обладающего властью над партнером по взаимодействию, когда тот явно зависим от него. При этом характерна явная аморальность сильного, а иногда и наличие садистских наклонностей, стремление получать удовольствие от унижения другого человека.

Благовидное принуждение. Сильная сторона принуждает слабую к совершению определенных действий под благовидным предлогом (во имя интересов дела или пользы для самой же принуждаемой стороны).

Манипулирование и обман. Скрытое воздействие в ущерб интересам другого и попытки его обмануть рано или поздно становятся известными, что и влечет за собой, в зависимости от реакции страдательной стороны, развертывание конфликта.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты