Технология навешивания ярлыков

Технология навешивания ярлыков

РУССКАЯ РЕЧЬ В КРИЗИСНУЮ ЭПОХУ: ПСИХОЛОГИЯ, СЕМИОТИКА, РИТОРИКА

Риторика - ­информационно-психологическое поле современного человека.

 

1 Понятие «навешивания ярлыков»

В России практике широко применяется навешивание “ярлыков”, через малозаметную инфильтрацию души и воли происходит подмена одних понятий другими.

Риторически определено все поведение человека, так что направленное на него слово, чаще всего вопреки интенциям говорящего, осуществляет имп­ринтинг, вторгается во внутренний мир, нередко кардиналь­но изменяя его. В языке, как таковом, заложено объяснение бытия. В слове, как таковом, бьется ритмический пульс вопросов и ответов, выхождений из себя и возвращений в себя, общения мысли и углубления в себя. Иными словами, слово, удачно впи­санное в контекст, ситуационный или экстралингвистиче­ский, один из мощных суггесторов, не всегда анализируе­мыми ассоциациями проникающий на подсознательный уровень и руководящий экзистенциальной семантической аурой человека, его рецепционными кодами и деятельност­ными ответами.

Услышав слово, содержащее мно­жество исторических, восходящих к индоевропейским, даже к звукоподражанию, радиксоидов, мы обнаруживаем ассоци­ативный веер и конативную, императивную энергию слова раньше, чем аналитически усваиваем его целостную семан­тику. Говоря об индуктивных состояниях, вызываемых по­средством моды, слухов, бессознательного стремления при­соединиться к группе идущих, дерущихся и т. д.. Ученый делает вывод о психической контагиозности, достигаемой иденти­фицированностью эмоционально-чувственного непосредственное воздействие слова «жизнь» И частица «био-», наиболее часто используемая в рекламе и названиях товара с целью интенсифицировать его рыночную реализацию на подсознание. Главная функция слова - суггестивная, внушающая, т. е. его проникновение не логическим, а эмоционально-кон­тагиозным путем. Назвать что-либо своим именем - значит получить над ним власть: это существенная деталь колдовских манипуляций первобытного человечества. Авторитетность, важность говорящего для его собесед­ника - принципиальный фактор наиболее полного усвое­ния сказанного во всем многообразии его внешних и внут­ренних смыслов, слов и коннотируемых семантических ореолов.

Однако наша задача - рассмотреть то, что называют «индуктивными состояниями», когда настроенность, запрограммированность на индуцирование отсутст­вует в риторике это прием «запланированной неожиданно­сти». На разум человеческий больше всего действует то, что сразу и внезапно может его поразить  или не осознается, оставаясь скрытым стремлением к внушению. Именно тогда риторика, объединяя знания лингвисти­ки, психологии, имиджелогии, становится информацион­ным полем, вне которого человек не воспринимает адекват­но мира и своей роли в совершающихся явлениях. Язык важнейшая форма и единственная сущность этого процес­са, ибо «языковые очки» предстают здесь во всей их нагляд­ности.

 

1 Факторы обуславливающие возможность «навешивания ярлыков»

 

Законы коммуникации, умело используемые манипуляторами общественным сознанием, позволяют сделать речевое действие, во-первых, индивидуаль­ным. И способным круто изменить ход самоизучения; во-вторых, всеобщим, в-третьих, психологически детерминированным, вызываю­щим индукцию. Но мы даже не ощущаем себя запрограммированными, просмотрев телепередачу, прочи­тав газетную статью, прислушиваясь к выступлениям ораторов. Не делаем, ибо у нас отсутствуют меха­низмы психологической защиты от речевого импринтинга, а разработка таких механизмов представляется главной зада­чей современной риторики.

Итак, каковы же состояния, делающие возможным психологическое индуцирование как квазириторический прием?

1. Имиджелогический прием «навешивания ярлыков»; он тем действеннее, чем большим авторитетом обладает ком­муникатор. В качестве цокольного этажа такого приема

можно выделить:

а) формирование репутации, в том числе комическое;

б) организацию и поддержание саморепутации (само­имиджа);

в) синонимическую замену, основанную на частичной общности смыслов;

г) использование цивилизационных архетипов (мифо­логизацию) как обращение к коллективному бессознательному.

2. Реликты эгоцентрической речи, раскрывающие меха­низмы формирования номинаций и упорядочивание мыслеобразов имеющимися вербальными традициями.

3. Реклама в различных ее интерпретациях как фактор скрытого и открытого притягивания резервов подсозна­ния, императивного обращения к личности; в данном случае огромна роль так называемых перформативов, т. е. глаголов речевого действия, в их вербальной непро­явленности: стоит автору рекламы включить в текст пер­формативы «говорю», «прошу», «требую» - реклама не сработает.

4. То, что сегодня с полным основанием можно именовать «психологическим бандитизмом», т. е. вторжение психо­лога с его знаниями о человеке в индивидуальный мир менее всего ожидающей этого личности; «шоковая тера­пия» хороша лишь тогда, когда это терапия, а не тот же ярлык, приводящий к разного вида  личностной деструкции. Частью этого же приема являет­ся попытка «распаковки» личностных коннотаций собе­седника, его индивидуальных образов, связанных с эле­ментом речи.

Различные формы притеснения, совершающиеся в рито­рически корректных речевых структурах, не обнаружи­вающих сверхзадачи говорящего. Так, среди факторов девиации и делинквенции, обслуживаемых различными экзерсисами риторики, можно назвать следующие:

а) власть примеров, внедряемых как интерпретация «яр­лыков»;

б) смена приоритетов, среди которых нет места духовному совершенствованию;

в) внедрение «тюрьмизмов» как якобы неизбежной формы массовой культуры;

г) «лишение основанию, как эристический прием и как социальное явление, когда историческая память «от­цов» отторгается формирующимся кодом «детей».

Названные приемы, во многом отражающие современ­ную риторику; как информационное поле лич­ности, требуют адекватной оценки и реагирования. Чтобы этого достигнуть, важно понять их природу. «Посадите человека на скамью подсудимых - и он почув­ствует себя виновным», - Это удач­но сформулированная сущность технологии «навешивания ярлыков»: следствие, не имеющее причины, непременно ее вызовет, текст ведет читателя, манипулируя им; и реальность текста, а не реальность мира станет он восприни­мать как истинную, отказывая себе самому в праве анализи­ровать и выносить суждения, противоречащие прочитанно­му. Нет преступления, которое не возводилось бы в разряд достойных поступков общества­ми, которым это преступление было полезно. В этом случае его назовут не преступлением, а достойным поступком. Шедший на Париж к диктатуре ста дней Наполеон поначалу был воспринят газетами как «корсиканское чудовище», за­тем титуловался императором.

Но люди, способные или неспособные влиять на обще­ственное мнение, для его формирования, убеждения или разубеждения, мобилизации внутренних резервов человека или его расхолаживания пользуются средствами языка, об­лаченного в тогу риторики. Воспринимаются в этом случае не факты, не цифры, а именно язык, который проникает в подсознание и утверждается в нем во всем единстве выра­женных и коннотированных смыслов. Язык - является одним из ключевых компонентов, из которых мы строим наши внутренние модели мира. Он спо­собен оказывать огромное влияние на то, как мы восприни­маем реальность и реагируем на нее». И «навешивание ярлыков» зачастую работает из-за доверия к языку при игнорировании фактов. Иными словами, оно наиболее действенно применительно к человеку, не доверяющему себе, чей уровень самооценки или уровень притязаний де­формирован, а сознание сужено под воздействием внутрен­них или внешних психотравмирующих факторов. Кстати, эти факторы во многих случаях тоже могли бы, неся опреде­ленные «ярлыки», именоваться результатом безупречного применения риторики.

«Навешивание ярлыков» - отражение деформации внут­реннего мира говорящего. Он вынужден верить тому, о чем го­ворят, по крайней мере, настолько, чтобы сказанное могло быть воспринято как откровенная и внутренне адаптирован­ная мысль, коррелированная с его собственным сознанием. Между тем, мысль и слово не связаны между собой изначальной связью, эта связь воз­никает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова. «Ярлык» открывает для мышле­ния новую тропу, и по мере того как человек по ней следует, «прививка» все полнее и разрушительнее укореняется в со­знании, заставляя верить услышанному, приводя к некоей аналогии с ним все явления мира, даже со всей очевидностью противоречащие.

Условием наиболее успешной работы «ярлыка» является ожидание, т. е. заранее составленный контекст, в который может быть погружено любое явление и любое суждение, чему отвечает софистический прием, именуемый «дамским аргументом». Наиболее полно соответствуют этой функции сакральные слова, произнесение и восприятие которых си­туационно подготовлено: «Люди испытывали потребность в таком слове и подчинялись ему беспрекословно. Так возник класс слов-символов - заклинания».

Итак, необходимо особое состояние ожидания (антици­пации), чтобы спонтанный факт оказался «ярлыком», чтобы его появление в необходимой функции не вызывало бы воз­ражений.

«Навешивание ярлыка» может оказаться успешным и в том случае, когда сказанное противоречит ожидаемому, ког­да эмоциональное состояние человека оказывается негото­вым к принятию данной информации, а потому бессильным против психолингвистической диверсии, оказывающейся тем более действенной, что она неожиданна.

Девушка, только что купившая давно понравившееся ей платье, слышит приговор матери: «Сними эту гадость!» Реак­ция не замедлит произойти: либо она возненавидит мать, либо - платье, «ярлык» на котором слишком очевиден, что­бы его не замечать. Ученик, сообщающий молодой учитель­нице о только что найденном им решении, неожиданно (т. е. вопреки антиципации) слышит: «Некогда мне заниматься твоими глупостями!», и взгляд на себя как на глупца укоре­няется в нем до полной невозможности какого-либо нестан­дартного решения задач. «Ярлык» оказался сильнее.

Смена политических и социальных ориентиров порож­дает иной понятийный код, И вместо ярлыков «стиляга», «вещизм», «отщепенец» пришли другие: «красно-коричне­вый», «совок»; когда-то «ярлыками» считались и понятия «патриот» и «гражданин» - как чуждые новому образу жизни. «Ярлык» - максимальная степень символизации, когда слово,  достигает апогея, как

«амфи­бия» при установке связи внешнего и внутреннего миров. Так называемых собственных слов в языке нет, значение всякого слова есть значение переносное, всякое слово есть троп. Эти тропы, закрепленные аудиовизуальными средствами и соотнесенные с архетипикой коллективно­го бессознательного, сформировали систему психолингви­стических раздражителей и откликов, диалог которых предо­пределен контекстами и коннотативными смыслами искусно и настойчиво формируемых рецепций.

Наиболее планомерно внедряемым топосом (формирую­щим целый спектр «ярлыков») является понятие «деньги». И вместо «спекулянтов», «мошенников», «взяточников» по­являются «бизнесмены», «люди, умеющие жить», множество ярлыков, соотнесенных с «магией притяжения денег». Актуальной становится рекомендация автора, претен­дующего на риторическую компетентность: «Мы привыкли думать о людях хорошо. В быту мы можем продолжать это де­лать, но в процессе купли - продажи мы должны организовать свою мысль противоположным образом». Грязные убийства и грабежи скрывают под ярлыками «передела собственности», «наездов», «стрелок» - понятий, семанти­ческая аура которых обладает большей толерантностью,

чем откровенное и традиционное обозначение этих явле­ний. Некая внутренняя дискуссия, внутренний диалог все более уступают «ярлыковым» образам, навязываемым все­ми способами и риторически мотивированными средства­ми информации.

 

3 Роль риторики при «навешивании ярлыков».

 

Риторика с ее системой «ярлыков» становится «очками», но не просто языковыми, а именно риторическими, через которые осуществляется внушение; а внушаемость как глубинное свойство психики выключа­ет те системы психологического корпускулирования лично­сти, которые должны противостоять воздействиям внешней среды. Психическая контагиозность достигается посредством вызова у людей, идентифи­цированного эмоционально-чувственного восприятия адре­сованных им положений (фактов) в процессе речевого общения. Такая контагиозность «ярлыка» основана на таких факторах, как:

1) обращение к социуму через «теплый рынок», т. е. через тех, кто изначально убежден в справедливости «ярлы­ков», чтобы организовать риторическую диверсифика­цию, приводящую к многоканальности восприятия остальными стандартизированных оценок и клиширо­ванной информации. Это классическое позиционирова­ние - завоевание общего мнения начиная с тех, кто уже разделяет идеи говорящего;

2) эмоционализация, визуализация и вербализация «ярлы­ка» - преподнесение его в риторически (софистически) безупречных структурах, позволяющих увидеть внутрен­ним зрением и охватить коллективной эмоциональной энергией символизируемое явление;

3) знание коллективной апперцепции (влияния предшест­вующих фактов и оценок) и экспектаций (ожиданий), а также коллективных принятий-отрицаний (в этой связи показательны образы незабвенного Лени Голубкова и столь же национально адаптированного Ивана Тарано­ва). Этнографические культурно-психологические типа­жи - наиболее простой и беспроигрышный фактор та­кого рода деятельности;

4) создание «виртуальной реальности» в форме констата­ции востребованного создателями «ярлыка»: не «Выби­райте Пепси», а «Выбираем Пепси», т. е. уход от им­перативов и иных форм, определяющих ирреальность (отрицание, сослагательное наклонение, будущее время);

5) игра топосами: известными лицами, знакомыми фразео­логизмами, традиционно обращенными к позитив­но-созидательным сторонам личности и социума;

6) традиционное окружение одних информационных кван­тов положительным, других - отрицательным контек­стом - своеобразный рефрейминг, допускающий вне­дрение понятия лишь в аксеологическое поле одного типа, что рано или поздно приведет к внушению;

7) помещение «ярлыков» в нейтральные контексты, когда они воспринимаются как нечто известное, принятое и естественное; в этом случае они становятся аксиомой, и воспринимающий не испытывает желания возражать, ибо становится жертвой стратегии «голого короля». «Вы, конечно, знаете, что...» Не много найдется оппонентов, чья речь начнется с самоотрицающего: «Нет, не знаю!»

«Ярлыки» в конечном счете, помогают манипулировать об­щественным сознанием, формируют систему ценностей це­лого социума и целого поколения. Оно, поколение, становит­ся внушаемым, ибо не знает других приоритетов, а попытка панорамного осмысления происходящего встречает те же препятствия: либо совпадающие по своей сущности оценки, исходящие из разных источников, либо искусно используе­мая технология эллипсиса. - Вывод уже сделан, однако читате­лю, зрителю преподносится многоточие, чтобы ему каза­лось, будто вывод, многократно сделанный, - производное его собственной интеллектуальной деятельности. Такого рода «недоговоренности», рассчитанные на то, что самосто­ятельно сформулированное оставляет более глубокие следы в подсознании как программе поведения, сродни фигурам языка. Фигуры, которые дискур­сия пересекает, обеспечивают запаздывание имени, которое в последний момент является для того, чтобы их запом­нить. В свое время это явление, ставшее од­ной из аксиом современной риторики (и одной из заповедей речевой личности), прокомментировал Паскаль: «Доводы, до которых человек додумался сам, обычно кажутся ему куда более убедительными, нежели те, что пришли в голову дру­гим».

Итак, превращение человека якобы в субъект мысли и действования как раз тогда, когда осуществляется импера­тивная суггестия, когда вопрос: «Быть или не быть?» - за него решили другие, причем решили вполне авторитарно, не дав себе труда сообщить о своем решении, то, к чему стре­мятся назойливые топосы «демократии», «свободы», «гума­низма», «мирового сообщества», и есть не что иное, как ма­нипулирование. Через слово, через «ярлыки», через много­кратное помещение человека «на скамью подсудимых», где он - теперь уже непременно - почувствует себя виновным. И язык в его речевой реализованности, потенциально бога­тый «ярлыками», умело сформулированными и свое времен­но введенными в обиход, антонимизируется. Начинали со слов о приоритете прав человека - пришли к абсолютному бесправию одних и вседозволенности других. Начинали со  слов о демократизации, а сегодня вспомнили о рабовладель­ческих демократиях Античности, дабы оправдать произо­шедшее. - «Хотели, как лучше, а получилось...» Патриотически настроенные победители фашизма готовы предать ана­феме  скин-культуру, но взлетающие в едином порыве - «Хайль!» - «Зиг Хайль!» ­мускулистые руки нельзя трактовать однозначно многие носители русского языка, справедливо переставшие доверять традиционной, утвержденной веками становления национальной культуры и менталитета системе знаков. Во­прос: «Это маска твоя - или ты?» - характе­ризует состояние языкового сознания многих наших сооте­чественников, речевая деятельность которых едва не оказа­лась блокированной в результате неожиданного смещения привычных семантических констант.

Именно в силу этого произошло фокусирование на инди­видуально - peчeвoй деятельности, что привело к интериори­зации и субъективизации языковых сигналов; сегодня более чем когда-либо, говорят на разных языках носители одно­го, апеллируя к различиям в ассоциативных сферах. Оказа­лось актуальным обращение к внесознательному, бессозна­тельному, экстралингвистическому, прочно занявшему в психологических исследованиях места, ранее принадлежав­шие вербальному компоненту личности. Явление неконгруэнтности в поведении человека, в том числе речевом, все более активно привлекает внимание. Неконгруэнтность не всегда замечает­ся. Между тем именно он передает наиболее точную и полную информацию

       о нашем собеседнике, о его речевой личности, скрытой под речевой личиной. Мастера PR

обучают политиков соблюде­нию единой маски, иначе, конгруэнтности передачи информации на языке слова, интонации (паралингвистики), мими­ки и жеста (экстралингвистики). Политик выступал в роли «машины», порождающей сооб­щения сразу по нескольким каналам. Иными словами,  подсознательная информация человека о самом себе и отношении к окружающему ставится под контроль ло­гического, рационального. Но это результат специальных тренингов,

того преодоления подсознательного, которое че­ловеку грозит утерей стержневых компонентов, организую­щих личность. Итак, маска при общении - логически отфильтрованный речевой облик, зачастую прямо противоречащий собст­венно речевой личности, фокусирующейся на внесознатель­ном уровне. На пересечении интенций облика и личности, личины и лица - ключ к собеседнику и подлинному пони­манию сказанного им. Но это пересечение можно увидеть лишь, если обратиться к под сознательному, к тем речевым механизмам, которые закладываются там.

Сохраняется или стирается конгруэнтность логического и интуитивного, вербального и невербального - процесс символизации, т. е. порождения новых смыслов у прежних знаков, продолжается. Вместе с тем символизация - важ­нейший фактор психологической эволюции, совершаю­щейся с расширением семиосферы конкретной личности и социума. Семиосфера - концепту­альная система, область в очеловеченных языковых смыс­лов, доступных личности и аккумулированных в ее мыслях и поступках. Можно сказать, что развитие человеческой личности достигается главным образом благодаря симво­лизации. Дело в том, что только процесс символизации дает возможность оперировать с такими комбинациями внешних впечатлений и их взаимо­отношений, которые далеко удаляются от окружающей действительности. «Ярлыки», как и первое слово, усвоенное ребенком и интегрирующее первые фреймы его индивидуального и социального опыта, - по­рождение символизации, причем вторичной, когда слово, помещенное в ранее не свойственный ему контекст, при­обретает новые смысловые оттенки. «Навешивание ярлы­ков», манипулирование - сторона этого глобального про­цесса, определяющего и социальное лицо общества, и ин­дивидуальное речевое лицо человека, автора и узника некоей концептуальной системы, состоящей из слов, то­посов - «ярлыков» И символов - элементов семиосисте­мы, находящейся в настоящее время в состоянии глубоко­го кризиса как воплощение интенций речевой личности. Дело в том, что основой плодотворного общения является единство экспектаций - ожиданий, связанных с семанти­ческим ореолом и деятельностными потенциалами ком­муникативного шага (словесного или невербального). И это обеспечивает стабильность языковых (речевых) ме­ханизмов, цементирующих общество. Социальная комму­никация в качестве одного из базовых компонентов содер­жит статусно-ролевое общение, которое «основано на ожиданиях того, что языковая личность будет соблюдать речевые  нормы, свойст­венные ее положению в обществе и определяемые характе­ром взаимоотношений с собеседником». Нару­шение этих ожиданий дезориентирует личность, делая первое же слово сильнейшим суггестором, а воспринима­ющего вводя в состояние психической индукции.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты