Технологии развития Я-концепции у детей и подростков

9.                 Дружинин, В.Н. Психология ХХI века / В.Н.Дружинин. – М.: ИНФРА- 2002. - 563 с. - ISBN: 5-9292-0030-0.

10.            Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В.Дубровина. - М.: Педагогика, 1987. - 280 с. - ISBN: 5-89329-408-4.

11.            Журавлев, А.Н. Социальная психология: Учебник / А.Н.Журавлев, В.А.Соснин, Е.А.Красникова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 336 с. - ISBN: 5-8199-0021-9.

12.            Игумнов, С.А. Психология детей шестилетнего возраста / С.А.Игумнов. - Мн: Паритет, 2005. - 288 с. - ISBN: 5-2220-5429-2.

13.            Козлова, С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру / С.А.Козлова. - М.: Линка–Пресс, 2000 - 120 с. - ISBN: 5-392-00075-4.

14.            Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии, психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, С.А.Игумнов. - СПб: Питер, 2004. - 480 с. - ISBN: 5-94723-808-Х.

15.            Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с. -

16.            Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1979. - 175 с.

17.            Кон, И.С. Самосознание: Открытие «Я». Психология ранней юности / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1989. - 254 с.

18.            Крылов А.А. Социальная психология / А.А.Крылов, М.А.Захаров. - М.: ПБОЮП. 2001. - 140 с. - ISBN: 5-98032-301-5.

19.            Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н.Лебеденко. – М.: Книголюб, 2005. - 64 с. – ISBN: 5-93927-045-Х.

20.            Леонтьев, А.Н. Очерки психологии детей / А.Н.Леонтьев. - М.: Педагогика, 1950. - 105 с. - ISBN: 5-09-007984-7.

21.            Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / А.Г.Лидерс. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с. - ISBN: 5-7695-0653-9.

22.            Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. - Воронеж: НПО «Модек», 1997. - 125 с. - ISBN: 978-5-8291-0970-7.

23.            Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е.Личко. - М.: Издательство ЭКСМО Пресс, 1999. - 147 с. - ISBN: 5-7895-0896-9.

24.            Мухина, В.С. Детская психология / В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 302 с. - ISBN: 978-5-04-003884-8.

25.            Немов, Р.С. Детский словарь психологии / Р.С.Немов. - М.: Издательство «Речь», 2006. - 303 с. - ISBN: 978-5-305-00063-4.

26.            Новак, А. Обратная связь о состоянии группы и участников социально-психологического тренинга в конце дня / А.Новак // Журнал практического психолога. - М.: 1998. - №2. - с 79-83.

27.            Орлова, И.В. Тренинг профессионального самосознания / И.В.Орлова. - М.: Издательство «Речь», 2006. - 200 с. - ISBN: 5-4525-693-Х.

28.            Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. – М.: Межд. пед. академия, 1994. - 680 с. - ISBN: 5-9268-0507-4.

29.            Ремшмидт Х. Психотерапия детей и подростков / Х.Ремшмидт. - М.: Мир, 2004. - 656 с. - ISBN: 3-13-103431-9.

30.            Роджерс, К. Взгляд на психотерапию / К.Роджерс. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с. - ISBN: 5-04-008274-6.

31.            Рылеева, Е.В. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания и речевой активности дошкольников «Открой себя» / Е.В.Рылеева. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 144 с. - ISBN: 5-8252-0013-4.

32.            Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. - ISBN: 87953-127-9.

33.            Сидоренко, Е.В. Опыты реориентации тренинга / Е.В.Сидоренко. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1995. - 140 с. - ISBN: 5-314-00016-4.

34.            Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. - Мн: Харвест, 1997. - 800 с. - ISBN: 985-433-167-9.

35.            Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Ф.Тайсон, Р.Тайсон - М.: Издательство «Деловая книга», 1998. - 408 с. - ISBN: 978-5-89353-156-5.

36.            Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика / Г.Фигдор. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 281 с. - ISBN: 978-5-89939-008-1.

37.            Фрейд, З. Психология бессознательного / З.Фрейд. - М.: Фирма СТД, 2004. - 442 с. - ISBN: 5-89808-040-6.

38.            Холл, К.С. Теория личности / К.С.Холл, Г.Линдсей. - СПб.: Психотерапия, 2007. - 653 с. - ISBN: 978-5-903182-47-3.

39.            Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я / О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина. - М: «Генезис», 2004. - 207 с. - ISBN: 5-98563-027-7.

40.            Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с. - ISBN: 5-85235-211-Х.



Приложение А


Упражнения для средней группы (4-5 лет)

1. «Мысленная картинка»

Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

2. «Какие девочки, – какие мальчики»

Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и. т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

3. «Кто кого обидел?»

Выбирается пара детей. Ведущий дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на обиду девочки и мальчики.

4. «Мама делает, папа делает»

Дети задумывают какие-либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ребенку книжку и т.п.), затем по очереди показывают их группе, которая старается отгадать, что изображено.

5. «Театр». Инсценирование стихотворения «Грозная хозяйка»

Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворения Г.Кружкова.

«Грозная хозяйка».

«Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» -

Почувствовал пес и полез в конуру.

«Подальше, мой милый, держись от собак!»

- сказал себе кот и махнул на чердак.

«Коты – это скверно, пора уходить!» -

Подумала мышь и сквозь щелочку – «фить!»

- Ой! мышка! Спасите меня! Караул! –

Вскричала хозяйка и влезла на стул.


Приложение Б


Мое имя



Чувства


Чувства (продолжение)


Что с тобой?


Черты характера


Моя семья


Мои мысли, желания, возможности

Задание 1

Представь, что человечек, изображенный на рисунке, - это ты. Дорисуй части лица и детали одежды.


Задание 2

Прочитай, что написано внутри шариков. Раскрась шарики, которые понравились, «возьми их себе» - проведи линии от шариков к рукам нарисованного человечка.


Моя сказка


Попробуй сочинить свою сказку.

Внимательно рассмотри картинку. Выбери и раскрась персонажей и предметы, которые будут принимать участие в сказке.

Приложение В

Упражнения на обратную связь


«Покажи пальцем».

Это упражнение может проводиться как в течение дня тренинга, так и в конце, чтобы подвести некоторый итог.

Участника садятся в кружок. Тренер просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто с точки зрения каждого обладает определенным, названным ранее, свойством. Вот что обычно называет тренер, если это упражнение проводится именно в конце дня:

«Покажи самого веселого из нас. Самого активного. Самого сонного. Самого одетого. Самого яркого. Того, кто сегодня вас в каком то упражнении удивил. Того, кто сегодня, с вашей точки зрения, работал меньше всего. Того, кто сегодня однажды помог вам. Того, кто сегодня особенно много шутил и веселил публику. А кто сегодня был звездой группы, кто особенно ярко выделился сам и помог другим?».

Причем каждый раз тренер делает паузу, чтобы желающие могли обозреть группу с вытянутыми руками и пальцами. Потом он говорит: «Руку вверх» - и только потом называет следующее свойство.

Если это упражнение проводится в течение дня тренинга, то с его помощью можно красиво разбить группу на новые случайные пары. В определенный момент тренер говорит: «Покажи на того, с кем бы вы хотели поработать в новом парном упражнении» - и просит задержать руки. Тренер быстро обходит группу и отмечает, есть ли взаимные выборы. Это и будут новые пары. Сделавшие взаимный выбор выходят из группы. Инструкция повторяется. Снова взаимно выбравшие выходят из круга и т.д. Группа в результате разделяется на пары, образованные за счет взаимного выбора.

«Линеечка».

Это упражнение из типа упражнений на личностную внимательность.

Доброволец выбирает из группы пять человек. Лучше, если это будут либо юноши, либо девушки. Тренер предлагает добровольцу построить их в линеечку, с одного края который будет самый-самый, например общительный из пяти выбранных, а с другой наименее общительный, с его точки зрения, из пяти.

Вместо общительности можно взять другое человеческое свойство: хитрость, красоту, сообразительность, агрессивность, вежливость, застенчивость и т.д. Собственно говоря, такие «линеечки» и выстраивают следующие добровольцы. Тренер начинает работать с «линеечкой»: а куда бы себя по этому качеству в той «линеечке» поставил тот, кто поставлен первым? А как себя видит последний, на каком месте? Пусть себя этой «линеечкой» померяет сам доброволец. Пусть доброволец найдет место для тренера в этой «линеечке», измеряющей определенное человеческое свойство. Наконец тренер может попросить очередного добровольца померить некоторой нужной тренеру «линеечкой» нужного тренеру героя. Например, доброволец выбрал пять человек, и тренер попросил их поставить по такому признаку: «Кто больше всего мешает тренеру? Но потом тренер неожиданно просит расставленной «линеечкой» померить конкретного человека или группу подростков.

Необходимо помнить, что упражнение «Линеечка» можно выполнить и как упражнение-загадку, когда расставляющий пятерку подростков знает, по какому свойству они расставляются, а группа должна еще отгадать это человеческое, личностное или поведенческое качество, зная только, что на одном полюсе «линейки» его много, а на другом – мало.

«Горячий стул».

Некий подросток садится на стул, в центре тренингового круга, и каждый участник тренинга по очереди говорит, какую ассоциацию тот вызывает, или говорит ему то, что считает нужным и возможным.

«Лучи солнца».

Это одна из техник невербальной обратной связи конкретному участнику тренинга. Участник стоит с закрытыми глазами в центре круга, вся группа (до 18 человек) – вокруг него по большой окружности. Группа получает инструкцию: «Сейчас каждый из вас очень медленно и бесшумно подойдет к тому, кто стоит в центре. Остановитесь там, на таком расстоянии от центра, которое соответствует вашему отношению к подростку в центре. Конечно, можно смотреть по сторонам и учитывать, как к нему относятся другие». На упражнение дается минута-полторы. Группа замирает, чтобы запечатлеть взаимное расположение в пространстве. Затем по команде тренера все медленно и бесшумно возвращаются на первоначальные позиции.

Подросток, стоящий в центре открывает глаза. Тренер предлагает ему отгадать, кто как к нему относится, если мерой отношения будет расстояние от него до человека. Стоящий в центре просит каждого медленно приближаться и останавливает его там, где считает нужным. Группа опять замирает на некоторое время, чтобы постоять так, как ее расставил стоящий в центре. Затем тренер просит стоящего в центре последовательно посмотреть в глаза каждому, а того на кого он смотрит, тут же занять позицию, которая соответствует его (этого подростка) собственному отношению к тому, кто в центре. Происходит «таинство»: прямо под взглядами стоящего в центре группа преобразуется, по-другому. Необходимо дать выговориться подростку, стоящему в центре: что его больше всего поразило? Чего он никак не ожидал?

В этом упражнении необходимо помнить, что большому числу подростков будет трудно разместиться одновременно вблизи от центра. Поэтому нужно или сделать большой круг, или ограничивать количество «лучей солнца», т.е. участвующих в невербальном предъявлении своего отношения подростков.


Приложение Г

Проективные упражнения


«Покажи кто?»

Два добровольца из группы садятся на стул плечом к плечу. Лучше, чтобы это были две девушки или два парня. Тренер выбирает из группы третьего – того, кто будет сравнивать. Это должен быть подросток, у которого нет близких отношений с кем-то из двоих сравниваемых, но одновременно достаточно знакомый с ними по тренинговым занятиям. Третий подросток садится за спиной у двух сравниваемых.

Тренер занимает позицию перед сравниваемыми и договаривается с участниками упражнения о следующем:

тем, кого будут сравнивать, нельзя поворачиваться к сравнивающему;

тот, кто сравнивает, временно лишается голоса: он не имеет права ничего говорить, а должен отвечать на вопросы тренера, только показывая пальцем на одного из сравниваемых;

если сравнивающий не может ответить на вопрос тренера, выбрав одного из сравниваемых, он может показать на обоих или пожать плечами. Первое будет обозначать, что оба сравниваемые равны по некоторому показателю. Последнее будет означать, что у него нет ответа;

тренер ответит на все вопросы только после упражнения.

Получив согласие участников, тренер задает от 12 до 20 вопросов по поводу различий некоторых поведенческих черт или личностных качеств двух участников тренинга:

1. Кто постарше?

2. Кто учится лучше?

3. Кто больше заботится о том, как он выглядит?

4. Кто из двоих больше любит погулять?

5. Кто из двоих более драчлив, может ударить или толкнуть?

6. Кто более общительный?

7. Кто более хитрый?

8. Кто более темпераментный?

9. Кто тебе сравнивающему больше нравится?

10. С кем бы ты пошел (пошла) в разведку?

11. У кого из двоих семья больше?

12. Кто раньше выйдет замуж (женится)?

Получив ответы, тренер теперь задает вопросы сравниваемым:

«Вы прослушали вопросы о себе. Наверное, задумывались, на кого показывает сравнивающий. Были ли такие качества, которые вы на сто процентов относили к себе и думали: «Это точно на меня показывают». Или же качество, которое вы точно отдавали партнеру, и были убеждены, что показывают на него».

Тренер просит последовательно каждого из двух подростков, участвующих в сравнении, указать по два-три качества, которые они относили к себе или к другому.

После этого тренер просит сравниваемых сесть лицом к сравнивающему. «Хотите ли вы узнать, как вас видит ваш коллега? Я разрешаю каждому из вас задать два-три вопроса о том, как ответил ваш коллега на конкретные мои вопросы».

Тренер просит сравнивающего ответить на просьбы сравниваемых. После ответов все могут поделиться своими переживаниями во время сравнения.

Проективность этого упражнения связана с тем, что двое сравниваемых примеряют к себе все поведенческие и личностные качества, о которых тренер спрашивает сравнивающего. Они проецируют на себя его ответы, даже если их нет или они противоречивы. Ведь в предельной ситуации, сравнивающий вообще может ничего не делать, просто молча сидеть, а в самом конце, когда его будут спрашивать сравниваемые, на кого он показал при том или ином вопросе, просто отгадать, что хочет «подтвердить» для себя спрашивающий, и ответить в пользу этого или против этого. Все равно работа двух сравниваемых по поводу того, как, возможно, они выглядят как личности со стороны, будет идти.

«Что мы имели в виду и о ком?»

Это упражнение проводится как при расположении группы в круг, так и за партами (столами). Тренер выбирает себе из группы помощника и договаривается с ним, что они поговорят друг с другом на языке мимики и жестов. Затем тренер выбирает в группе подгруппу подростков и начинает мимикой и жестами, в том числе и указательными, нечто говорить своему помощнику. Необходимо добиваться от помощника согласия или не согласия с высказываниями тренера. Если он чего-то не понимает, тренер невербально бурно реагирует на его непонимание. Главное, чтобы указательными жестами, невербальными высказываниями были задеты несколько подростков из выбранной тренером подгруппы. По истечении 2-4 минут разговора тренер спрашивает группу: «Что мы говорили, о ком мы говорили, что происходило с вами?».

В обсуждении сначала надо дать слово желающим, потом обязательно опросить тех, кто был в выбранной тренером подгруппе, а затем прояснить отношения с помощником тренера: как он понимал высказывания тренера и что он поддерживал или отвергал.

На самом деле невербальные высказывания тренера должны быть максимально неопределенны как по содержанию, так и по своей отнесенности к конкретным подросткам. Высказывания составляют только материал, который, как надеется тренер, наполнится проективным содержанием участников тренинга. Если кто-то из подростков уверен, что речь шла о нем, надо выяснить, что о нем говорили, что, по его мнению, тренер и его помощник, были ли у них различия во взглядах и пр. Если кто-то уверен, что речь шла не о нем, надо выяснить, к кому он отнес высказывания тренера и как он их понял.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты