Технологии развития Я-концепции у детей и подростков

Технологии развития Я-концепции у детей и подростков

Содержание


Введение

Глава 1. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

1.1 Психогенные факторы развития

1.2 Я-концепции как структурный элемент СУМ

1.2.1 Понятие Я-концепции

1.2.2 Структура Я-концепции

1.2.3 Функции Я-концепции

1.3 Самооценка – как эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции

Глава 2. Развитие Я-концепции у детей и подростков

2.1 Формирование Я-концепции у детей дошкольного возраста

2.1.1 Развитие самосознания в раннем возрасте

2.1.2 Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте

2.1.3 Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка

2.2 Формирование Я-концепции у подростков

2.2.1 Формирование внутренней позиции личности подростка

2.2.2 Основные направления развития Я-концепции у подростков

2.3 Неблагоприятный вариант Я-концепция

Глава 3. Технологии развития Я-концепции у детей и подростков

3.1 Программы, направленные на выявление Я-концепции

3.1.1 Программа Е.Рылеевой «Как помочь дошкольнику найти свое Я»

3.1.2 Программа С.А. Козловой «Я - человек»

3.1.3 Программа О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М.Первушиной «Тропинка к своему Я»

3.1.4 Программа Е.Н. Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности»

3.2 Тренинг личностного роста для подростков и его особенности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г



 
Введение


Детство – это время когда ускоряется темп приобретения детьми знаний о культурном и социальном мире, а также их общее развитие. В идеале за этот период ребенок узнает, что такое плохое и хорошее поведение, как справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами, а также о том, чего ожидают от него семья и все общество, в котором он живет. Дети начинают осваивать нормы, правила и обычаи своей культуры. В то же время они вырабатывают «Я-концепцию», которая может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни.

И на сегодняшний день дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям иногда просто не хватает времени поговорить с ребенком. Многим детям все труднее становится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Часто живое общение у детей и подростков заменяет виртуальный мир компьютера. Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы, но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка. Одним из важных условий воспитания детей является формирование и развитие адекватной Я-концепции и, прежде всего самосознания ребенка.

Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Становится актуальным то, что у некоторых детей формируется неблагоприятное развитие Я-концепции. В правильном формировании Я-концепции призваны помочь окружающие ребенка, взрослые, родители, учителя. Они предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка — его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т. д.

В данной работе учтены и использованы научные данные отечественных и зарубежных авторов, в области психологии развития личности ребенка и формирования его Я-концепции: У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс, Л.И.Божович, М.И.Лисина, А.Н Леонтьев, Л.С.Выготский, Б.Г Ананьев и др. Теоретические положения по теме исследования хорошо представлены и разработаны данными авторами. Но попытки объединить в единой работе программы и технологии, способствующие развитию Я-концепции, не представлены.

Предмет – Я концепция детей и подростков.

Объект – формирование Я-концепции у детей и подростков.

Цель: сосредоточить внимание на

1. развитии самосознания и Я-концепции в целом;

2. становлении Я-концепции у детей и подростков: изучить и представить программы и технологии направленные на формирование Я-концепции.

Задачи:

Изучить теоретический материал по теме.

Подобрать возможные технологии развития Я-концепции у детей и подростков.

Показать, что психологические условия формирования положительной Я-концепции оказываются необходимым дополнением в современную воспитательно-образовательную систему.

Рабочая гипотеза – формирование адекватной и положительной Я-концепции у детей и подростков, является необходимым условием в развитии личности.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение практических занятий.

Практическая значимость – представленные программы и технологии, несут в себе хороший практический материал для работы педагога-психолога с детьми.

Данная работа позволяет утверждать, что если отношения в семье, школе и с близким окружением сформировали в ребенке положительную Я-концепцию, он сможет в будущем с уважением относиться к людям, не допускать недостойных слов и дел и будет достаточно уверен в себе. Следовательно, его отношения с окружающими людьми, будут более позитивными и гармоничными.


Глава 1. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)


1.1 Психогенные факторы развития


Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления посылает команды исполнителю объекту и должен получить информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятельности.

Человек по отношению к своей деятельности является объектом и субъектом управления. Он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением.

Человек – это совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система, уровень самоуправления является одним из главных характеристик личностного развития.

Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности.

Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходит как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируется личностью «изнутри».

Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют три качества - психогенные факторы развития (рис. 1):

потребности;

направленность;

Я-концепция.


Рисунок 1 - Самоуправляющие механизмы личности


Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду, в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека.

Потребности можно разделить на:

материальные (в пище, одежде, жилье);

духовные (в познании, эстетическом наслаждении);

физиологические;

социальные (в общении, труде, общественной деятельности).

Духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека.

Потребности не остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.

Согласно классификации Т.Каверина, иерархия потребностей может быть выстроена следующим образом.

Потребность в безопасности:

- открытие ребенка к миру и получение удовлетворения от общения с ним;

- потребность в позитивном самовосприятии и самоутверждении;

- потребность быть личностью.

Потребность в эмоциональном общении:

- потребность в эмоциональном насыщении;

- потребность в общении;

- нравственные потребности.

Ориентировочная (исследовательская) потребность:

- потребность в свободе;

- потребность в познании;

- потребность в осмысливании смысла жизни.

Потребность в последовательной двигательной активности:

- потребность в восстановлении энергии;

- потребность в самореализации;

- потребность в преодолении возникающих трудностей.

Потребность в творчестве и духовном развитии является результирующей «подводящей обобщение» под развитием потребностей.

Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.

Интересы - осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес-стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес-основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями и существования.

Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется.

Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.

Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Мировоззрение - упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, естественнонаучных и других).

Я-концепция - относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Исследованием Я-концепции и ее влиянием на поведение человека занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.

Знания о себе, самооценка и намерения по отношению к самому себе, появляются в результате сравнения себя с другими людьми.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.


1.2 Я-концепции как структурный элемент СУМ


1.2.1 Понятие Я-концепции

Термин «Я-концепция» (на английском «self-conception», дословно «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание». Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания.

Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Наше «Я» имеет пространственные и временные черты как точка между прошлым и будущим. Важным моментом является понятие силы «Я», которое было введено еще З.Фрейдом. Сила «Я» - это мера личностной свободы от чувства вины, ригидности, тревоги. Когда мы говорим о сильном характере, то имеем, прежде всего сильную волю этого человека; когда же говорим о сильной личности, то имеем ввиду сильное «Я», способность человека к самоорганизации и самореализации, психическую выносливость и чувство собственного достоинства, а также большой социальный потенциал [37, с.302].

Осознаваемо нами или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представления о самом себе как о человеке, сформированные на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь, в большинстве случаев, сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов или неудач, а также на основании отношений к нам других людей, особенно в детские годы.

Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида о себе. Я — концепция возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало другого человека» и так отлаживает, уточняет и корректирует образы своего Я [25, с.797].

Человек, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализирует себя, свое поведение и особенности общения с ними, т.е. он анализирует, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа человек приходит к некоторому познанию своего Я. Такого рода представление о себе имеет существенное значение в процессе самовоспитания, т.к. анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать особенности своего характера, в том числе и негативные.

С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В отличие от ситуативных я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент) Я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности..

Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания - является одним из важных условий воспитания сознательного члена общества.


1.2.2 Структура Я-концепции

Человеческое «Я» является чрезвычайно сложным объектом. Различие первых неоднородностей в структуре «Я» принадлежит Уильяму Джеймсу. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое) «Я» так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания и является, собственно, Я-концепцией.

Я-Концепция включает в себя компоненты:

Когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.

Эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д.

Оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

В Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений из установок можно выделить три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

Образ «Я» - представление индивида о самом себе.

Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, - конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Образ Я и самооценка поддаются лишь условному различию, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны.

Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определенному поведению, потому глобальная Я-концепция нами рассмотрена как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные модальности.

Обычно выделяют три основные модальности самоустановок.

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.

2. Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, ролей, которые человек хотел бы видеть у себя и которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я он формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные стремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее. Главное отличие конструктивного «Я» от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В Я-конструктивное переносятся те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Необходимо отметить, что любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из четырех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я.

У детей в процессе индивидуального развития складывается не только представление о себе, но и представление о том, каким им хочется быть. У некоторых детей идеальное Я не слишком отличается от реального, так что они и не думают о самосовершенствовании. У других, напротив, идеальное Я (называемое также эго-идеалом) – это отдаленная цель, того, чего требуется достичь. Примером идеального Я может служить человек, которым ребенок восхищается. Иногда эго-идеал реалистичен, иногда является чистой фантазией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты