Теоретические подходы к объяснению различий в психике, связанные с половой принадлежностью

Теоретические подходы к объяснению различий в психике, связанные с половой принадлежностью

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский городской гуманитарный университет

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ

РАЗЛИЧИЙ В ПСИХИКЕ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛОВОЙ

 ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ

 

 

 

 

 

Курсовая работа студентки

Группы  П-21

Специальности «Психология»

Юрхановой Катерины Юрьевны


Научный руководитель:

Кондрашихина Оксана Александровна




 

 

Севастополь – 2005


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ…………………………………………..5

ГЛАВА II. ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ РАЗЛИЧИЙ В  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

         2.1. Психометрические исследования половых различий в познавательных      способностях………………………………………………………………………..22

         2.2. Значение биологических факторов в дифференциации познавательных способностей мужчин и женщин……………………………………….…………29

         2.3. Социально-психологические факторы в развитии познавательных способностей…………………………………………………………….………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..…….39



























ВВЕДЕНИЕ


"мужчины"   и   "женщины"    с    безнадежным   постоянством противопоставляются  друг другу,  подобно белым  и  красным  шарам,  которые лишены всяких различий  между собою в пределах одного цвета!

                                       Отто Вайнингер


           В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различиями между полами, которые представлены стереотипами мужественности и женственности. Проблеме половой стереотипизации посвящено ряд исследований и публикаций. Первые исследования гендерных стереотипов были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о себе. С 60-х гг. большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов.

          Традиционно социальная значимость женщин сводится к семейным ролям, а ориентация женщины на профессиональную деятельность оценивается многими как неженственная или антисемейная. Работа может быть для женщины только "занятостью", но не профессией, а тем более карьерой. В то же время мужская и профессиональные роли представлены как тождественные. Типично мужской образ - это образ активного, независимого, ориентированного на достижения человека.

        Влиятельными остаются и традиционные взгляды на отношения мужчин и женщин как иерархические, где выделяются преимущества мужчин, тогда как женская роль выглядит второстепенной.

         Треть опрошенных россиян (33%) считают, что разделение профессий на "женские" и "мужские" предопределено природой – иначе говоря, и у мужчин, и у женщин есть свое естественное предназначение, анатомией и биологией заданные склонности и способности. Половина опрошенных (51%) склонны думать, что такая дифференциация профессий предопределена устройством общества[13].
        Известно,   что   гендерное   неравенство   выражается,   помимо    прочего,  в разделении   профессий   на   "женские"   и   "мужские",   причем   профессии, связанные   с   более   высоким   социальным   статусом   и   более   высокими доходами, как правило, "закреплены" за мужчинами.
      Изучением различий в психике у мужчин и женщин занимались Фрейд, Вайнингер, Йорсард, Гамильтон, Сандра Бэм, Цукерман, Айзенк, Геодокян, Элис Игли, Фейнгольдом, Ненси Ходоров и др.

      Существует множество теорий, объясняющих различия в психике, связанные с половой принадлежностью, но многие теории противоречат друг другу.

      Итак, целью данной работы  является исследование теоретических подходов  и концепций, объясняющих  различия в психике и способностях мужчин и женщин.




















ГЛАВА I. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

 

 

      Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в за­висимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясня­ют. Это теории и концепции[2]:

1)           гендерных различий;           

2)     гендерной социализации;   

3)     психологии женщины; 

4)     психологии мужчины;

5) психологии гендерных отношений;     

6) гендерной психологии лидерства.

  Правда, иногда ту или иную концепцию трудно отнести к какому-либо опреде­ленному разделу. К примеру, некоторые концепции объясняют и гендерную со­циализацию, и гендерные различия.

  Существуют также частные концепции, которые объясняют эксперименталь­ные факты в узком диапазоне (к примеру, половые различия по болевым ощуще­ниям или отсутствие мотивации достижений у женщин). Большинство из них касает­ся различий между полами, что не удивительно — именно этот раздел гендерной психологии наиболее развит.


        Теории гендерной социализации

        Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» (название; которое можно считать символичным) он изобразил женщин завидующими мужской ана­томии (имеющими так называемый комплекс кастрации). Они также должны бы­ли быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изо­бражались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлени­ем нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к вла­сти (характеристика, которая должна быть у мужчины) называлось фаллическим [9].

   Вообще считается, что здоровая гендерная идентичность может сформировать­ся лишь под влиянием мужчин: а) отцов — для обоих полов; б) мужей — для жен­щин.

Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (X. Когут, О. Кернберг).

С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин — лидеров норвежский психотерапевт Я. Йорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная си­туация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки — всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и на­личие фантазии грандиозности (что проявляется в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей).

Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка. У девочек — если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее.

По данным Йорстада, многие лидеры организаций демонстрируют признаки нарциссической тревоги. При этом мужчины более склонны к нарциссической грандиозности (причины этого автор видит как в их анатомии, более «заметной» по сравнению с женщинами, так и в стремлении чрезмерно преувеличивать свой достиженческий имидж, поощряемый западной культурой), у женщин же проявляются пассивные формы нарциссической тревоги: неуверенность в себе, сомне­ния при принятии решений, отсутствие толерантности к критике сверху и снизу, поэтому они предпочитают быть в тени и часто отказываются от роли лидера — еще до назначения или спустя некоторое время после него, даже если обладают лидерскими качествами, либо стремятся приуменьшить свою женственность, подражая мужчинам-лидерам (роль Эхо). При наличии патологического нарциссизма мужчины и женщины прибегают к различным формам защиты. У мужчин это вы­работка нечувствительности к реальным и потенциальным источникам травм — каменное лицо и твердый голос, у женщин — окружение себя похожими сотруд­никами, которые помогают выполнять лидерскую роль.

В рамках когнитивизма известны 3 концепции:

1)     «информационной обработки человека» Д. Гамильтона;

2)     «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера

     3) теория гендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стерео­типы о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «жен­ское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки — к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоня­ется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным по­ведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов:

1) каузальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями);

2) игнорирование рассогласования (оно просто не замечается);

3)ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереоти­пу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему);

4) навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют «синим чулком», мягкого женатого мужчину — «подкаблучником»);

5) вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мужчин не приглашают вылить пива, на футбол).

Гендерная схема более ярко проявляется при встрече незнакомых людей — в лабораторных условиях.

Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и жен­щин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское» — самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям. Следующий шаг — ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип — что могут делать и как себя вести мальчики и что и как — девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типично­стью — типичный мальчик или типичная девочка.


    Теории гендерных различий

        Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.

Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Были проведены исследования:

1) близнецов — по изучению наследственных черт;        

2) связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с по­ловыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительнопространственным способностям;

3) С. Нолей-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму.

      Эволюционную концепцию дифференциации полов В. А. Геодакяна можно отнести к этому же подходу. Мужской пол играет главную роль в измене­нии, а женский — в сохранении популяции: мужской пол — это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором — женским по­лом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пла­стичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В. К. Федоровой, Ю. Г. Трошихиной и В. П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллекту­альных функциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту кон­цепцию неоднозначна. И. С. Клецина, к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового димор­физма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе сре­ду развития [6]. Однако, несмотря на критику, концепция В. А. Геодакяна по-прежне­му одна из самых популярных в отечественной психологии.

Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.

Одна из наиболее известных в этом подходе — теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, кото­рые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемле­мыми для мужчин, другие — для женщин. Эта теория очень популярна.

Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные сте­реотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах (на которых построено большинство личностных шкал) отразить свою личность благоприятным образом. Поэтому результаты лишь подтверждают стереотипы. Мо­дель считает артефактом лишь данные, полученные по личностным шкалам, а не поведенческие показатели, хотя и последние не свободны от влияния гендерных стереотипов.

Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о «взаимозависимой» и «независимой»              я-концепциях у индивидов восточной и западной культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению ав­торов, для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т. е. «взаимозависимая», а для мужчин — «независимая» я-концепции. Формиро­вание первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких лю­дях, и их цели и потребности так же важны, как и собственные.

В независимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и не­зависимости, мужчины стремятся получить власть над другими.

Р. Баумейстер и К. Соммер, в целом принимая эту модель, уточняют ее; мужчины и женщины являются одинаково социальными существами, но эта социаль­ность у них разная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин — родоплеменная (они ориенти­рованы и вовлечены в более многочисленные социальные связи). Данные авторы приводят следующие проявления указанной ориентации у мужчин: 1) недостаток интимности, которую успешно реализуют в своих отношениях женщины, мужчи­ны компенсируют стремлением подчеркивать свой статус и власть; 2) получение власти для мужчин означает одновременно и расширение сексуальных контактов, а для женщин — нет: власть не увеличивает их сексуальную привлекательность; 3) мужские сексуальные желания являются более разнообразными, чем жен­ские, т. е. также ориентированы на более широкую, чем у женщин, социальную общность.

Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спенс, речь о которой шла выше, объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами. Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маску­линных мужчин и фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе — андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов; можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интег­рировать мужские и женские характеристики. Мы уже останавливались на том, что идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее, предло­жив теорию гендерной схемы.

     Концепция токенизма, предложенная Розабет Кентер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей раз­личных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, — токенами (символами). В качестве последних, например, выступают 2-3 негра в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужском деловом мире выступают в роли токенов. Отсюда разное восприятие мужчин и женщин в организациях [2].

Розабет Кентер обнаружила 4 неформальных роли женщин-токенов:

1) «мать» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;

2) «соблазнительница»здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;

3) «игрушка, талисман» — милая, но не деловая женщина, принося­щая удачу;

4) «железная леди» — этим токенам приписывается неженская же­сткость, и они особенно изолированы от группы.

Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантой в груп­пе, снижают возможности их служебного роста, и изменить эту ситуацию может увеличение их числа в организациях.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты