Теоретические подходы к объяснению различий в психике, связанные с половой принадлежностью
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский городской гуманитарный университет
Кафедра психологии
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ
РАЗЛИЧИЙ В ПСИХИКЕ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛОВОЙ
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ
Курсовая работа студентки
Группы П-21
Специальности «Психология»
Юрхановой Катерины Юрьевны
Научный руководитель:
Кондрашихина Оксана Александровна
Севастополь – 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ…………………………………………..5
ГЛАВА II. ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ РАЗЛИЧИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
2.1. Психометрические исследования половых различий в познавательных способностях………………………………………………………………………..22
2.2. Значение биологических факторов в дифференциации познавательных способностей мужчин и женщин……………………………………….…………29
2.3. Социально-психологические факторы в развитии познавательных способностей…………………………………………………………….………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..…….39
ВВЕДЕНИЕ
"мужчины" и "женщины" с безнадежным постоянством противопоставляются друг другу, подобно белым и красным шарам, которые лишены всяких различий между собою в пределах одного цвета!
Отто Вайнингер
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различиями между полами, которые представлены стереотипами мужественности и женственности. Проблеме половой стереотипизации посвящено ряд исследований и публикаций. Первые исследования гендерных стереотипов были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о себе. С 60-х гг. большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов.
Традиционно социальная значимость женщин сводится к семейным ролям, а ориентация женщины на профессиональную деятельность оценивается многими как неженственная или антисемейная. Работа может быть для женщины только "занятостью", но не профессией, а тем более карьерой. В то же время мужская и профессиональные роли представлены как тождественные. Типично мужской образ - это образ активного, независимого, ориентированного на достижения человека.
Влиятельными остаются и традиционные взгляды на отношения мужчин и женщин как иерархические, где выделяются преимущества мужчин, тогда как женская роль выглядит второстепенной.
Треть опрошенных россиян
(33%) считают, что разделение профессий на "женские" и
"мужские" предопределено природой – иначе говоря, и у мужчин, и у
женщин есть свое естественное предназначение, анатомией и биологией заданные
склонности и способности. Половина опрошенных (51%) склонны думать, что такая
дифференциация профессий предопределена устройством общества[13].
Известно, что гендерное неравенство выражается, помимо
прочего, в разделении профессий на "женские" и
"мужские", причем профессии, связанные с более высоким
социальным статусом и более высокими доходами, как правило,
"закреплены" за мужчинами.
Изучением различий в психике у мужчин и женщин занимались Фрейд,
Вайнингер, Йорсард, Гамильтон, Сандра Бэм, Цукерман, Айзенк, Геодокян, Элис
Игли, Фейнгольдом, Ненси Ходоров и др.
Существует множество теорий, объясняющих различия в психике, связанные с половой принадлежностью, но многие теории противоречат друг другу.
Итак, целью данной работы является исследование теоретических подходов и концепций, объясняющих различия в психике и способностях мужчин и женщин.
ГЛАВА I. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории и концепции[2]:
1) гендерных различий;
2) гендерной социализации;
3) психологии женщины;
4) психологии мужчины;
5) психологии гендерных отношений;
6) гендерной психологии лидерства.
Правда, иногда ту или иную концепцию трудно отнести к какому-либо определенному разделу. К примеру, некоторые концепции объясняют и гендерную социализацию, и гендерные различия.
Существуют также частные концепции, которые объясняют экспериментальные факты в узком диапазоне (к примеру, половые различия по болевым ощущениям или отсутствие мотивации достижений у женщин). Большинство из них касается различий между полами, что не удивительно — именно этот раздел гендерной психологии наиболее развит.
Теории гендерной социализации
Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» (название; которое можно считать символичным) он изобразил женщин завидующими мужской анатомии (имеющими так называемый комплекс кастрации). Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна быть у мужчины) называлось фаллическим [9].
Вообще считается, что здоровая гендерная идентичность может сформироваться лишь под влиянием мужчин: а) отцов — для обоих полов; б) мужей — для женщин.
Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (X. Когут, О. Кернберг).
С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин — лидеров норвежский психотерапевт Я. Йорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная ситуация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки — всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и наличие фантазии грандиозности (что проявляется в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей).
Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка. У девочек — если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее.
По данным Йорстада, многие лидеры организаций демонстрируют признаки нарциссической тревоги. При этом мужчины более склонны к нарциссической грандиозности (причины этого автор видит как в их анатомии, более «заметной» по сравнению с женщинами, так и в стремлении чрезмерно преувеличивать свой достиженческий имидж, поощряемый западной культурой), у женщин же проявляются пассивные формы нарциссической тревоги: неуверенность в себе, сомнения при принятии решений, отсутствие толерантности к критике сверху и снизу, поэтому они предпочитают быть в тени и часто отказываются от роли лидера — еще до назначения или спустя некоторое время после него, даже если обладают лидерскими качествами, либо стремятся приуменьшить свою женственность, подражая мужчинам-лидерам (роль Эхо). При наличии патологического нарциссизма мужчины и женщины прибегают к различным формам защиты. У мужчин это выработка нечувствительности к реальным и потенциальным источникам травм — каменное лицо и твердый голос, у женщин — окружение себя похожими сотрудниками, которые помогают выполнять лидерскую роль.
В рамках когнитивизма известны 3 концепции:
1) «информационной обработки человека» Д. Гамильтона;
2) «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера
3) теория гендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки — к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоняется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов:
1) каузальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями);
2) игнорирование рассогласования (оно просто не замечается);
3)ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему);
4) навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют «синим чулком», мягкого женатого мужчину — «подкаблучником»);
5) вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мужчин не приглашают вылить пива, на футбол).
Гендерная схема более ярко проявляется при встрече незнакомых людей — в лабораторных условиях.
Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское» — самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям. Следующий шаг — ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип — что могут делать и как себя вести мальчики и что и как — девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью — типичный мальчик или типичная девочка.
Теории гендерных различий
Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.
Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Были проведены исследования:
1) близнецов — по изучению наследственных черт;
2) связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительнопространственным способностям;
3) С. Нолей-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму.
Эволюционную концепцию дифференциации полов В. А. Геодакяна можно отнести к этому же подходу. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский — в сохранении популяции: мужской пол — это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором — женским полом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пластичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В. К. Федоровой, Ю. Г. Трошихиной и В. П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллектуальных функциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту концепцию неоднозначна. И. С. Клецина, к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе среду развития [6]. Однако, несмотря на критику, концепция В. А. Геодакяна по-прежнему одна из самых популярных в отечественной психологии.
Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.
Одна из наиболее известных в этом подходе — теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие — для женщин. Эта теория очень популярна.
Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах (на которых построено большинство личностных шкал) отразить свою личность благоприятным образом. Поэтому результаты лишь подтверждают стереотипы. Модель считает артефактом лишь данные, полученные по личностным шкалам, а не поведенческие показатели, хотя и последние не свободны от влияния гендерных стереотипов.
Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о «взаимозависимой» и «независимой» я-концепциях у индивидов восточной и западной культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению авторов, для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т. е. «взаимозависимая», а для мужчин — «независимая» я-концепции. Формирование первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и потребности так же важны, как и собственные.
В независимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и независимости, мужчины стремятся получить власть над другими.
Р. Баумейстер и К. Соммер, в целом принимая эту модель, уточняют ее; мужчины и женщины являются одинаково социальными существами, но эта социальность у них разная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин — родоплеменная (они ориентированы и вовлечены в более многочисленные социальные связи). Данные авторы приводят следующие проявления указанной ориентации у мужчин: 1) недостаток интимности, которую успешно реализуют в своих отношениях женщины, мужчины компенсируют стремлением подчеркивать свой статус и власть; 2) получение власти для мужчин означает одновременно и расширение сексуальных контактов, а для женщин — нет: власть не увеличивает их сексуальную привлекательность; 3) мужские сексуальные желания являются более разнообразными, чем женские, т. е. также ориентированы на более широкую, чем у женщин, социальную общность.
Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спенс, речь о которой шла выше, объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами. Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маскулинных мужчин и фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе — андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов; можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. Мы уже останавливались на том, что идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее, предложив теорию гендерной схемы.
Концепция токенизма, предложенная Розабет Кентер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, — токенами (символами). В качестве последних, например, выступают 2-3 негра в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужском деловом мире выступают в роли токенов. Отсюда разное восприятие мужчин и женщин в организациях [2].
Розабет Кентер обнаружила 4 неформальных роли женщин-токенов:
1) «мать» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;
2) «соблазнительница» — здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;
3) «игрушка, талисман» — милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;
4) «железная леди» — этим токенам приписывается неженская жесткость, и они особенно изолированы от группы.
Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантой в группе, снижают возможности их служебного роста, и изменить эту ситуацию может увеличение их числа в организациях.