Трансгенерационные паттерны материнского поведения

-             недостаток программ воспитания и обучения, компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;

-             недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу.

Подводя итог, можно сказать, что дети-сироты (пусть даже у них есть биологические родители) лишены нормальных, здоровых и адекватных условий развития, что, несомненно, сказывается на формировании их личности. В этой области проводилось немало исследований, некоторые из которых мы считаем нужным привести в следующем параграфе.


2.2            Исследования детей, лишенных семейного воспитания в психологии


Многие известные психологи уделяют самое серьёзное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.

Но в последние сто лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, уступают место, так называемой, нутеарной семье, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

Возникли разнообразные типы детских учреждений – от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми [3].

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Воспитание вне семьи неблагоприятно сказывается и на формировании психологического пола ребенка, поскольку, по мнению отечественных психологов, в основе формирования психологического пола лежит активное взаимодействие ребенка и родителей, причем определенную роль играет форма контроля за поведением ребенка в сочетании с полом контролирующего родителя [Корсакова Т.Л., 2002].

В 1951 г. Всемирная организация здравоохранения опубликовала в Женеве книгу английского психолога Дж. Боулби "Материнская забота и духовное здоровье" (1951), которая произвела глубокое впечатление на западную общественность. В книге подчёркивалась императивная необходимость связей ребенка именно с биологической матерью для его нравственного развития в раннем возрасте. Однако много сторонников имела так же идея о том, что это не так важно, главное, чтобы ребенка окружали должным вниманием, постоянно выражали ему любовь и заботу, обеспечивали разнообразие воздействий, стимулирующих развитие.

Однако фактом остается то, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, вырастают эмоционально обедненными, уплощенными. Е.Т. Соколова считает, что последствием материнской депривации может быть развитие личности, для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности [Корсакова Т.Л., 2002].

Исследования психологов У. Денниса и П. Наджарьяна показали, что в приюте дети действительно отстают от сверстников из семьи уже к концу первого года жизни. Причинами, которые указали ученые, были конкретные обстоятельства – апатичность сестёр, ухаживающих за детьми, их безразличие к воспитанникам, равнодушие и упадок интереса и привязанности со стороны малышей.

Исследователь Л. Ярроу (1972) выявил помимо "материнской депривации" множество разнообразных причин отставания воспитанников детских учреждений. Он установил серьёзное обеднение среды в подобных учреждениях за счёт резкого снижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация) и по ряду других линий.

Г.Х. Рейноолд и Н. Бейли попытались выяснить психологическое влияние на ребёнка "множественности матерей". Они организовали экспериментальную группу, в которой три месяца подряд – от начала шестого до конца 8 месяца жизни – за детьми ухаживал только 1 воспитатель. В контрольной группе работали, как обычно, четыре воспитателя. К концу эксперимента дети экспериментальной группы обнаружили повышенную активность по сравнению со своими ровесниками из контрольной группы. Но обследование, проведённое через год, показало, что разница между ними исчезла. Авторы заключают, что наличие единственного взрослого, заботящегося о ребёнке, по-видимому, не оказывает особого воздействия на его развитие, во всяком случае, если такое условие действовало всего 3 месяца [3].

Русские учёные тоже придавали большое значение исследованию отношений матери и ребёнка, но не считали их биологически обусловленными, находя более целесообразным политропность малыша – наличие у него многочисленных и прочных связей с окружающими взрослыми. Как предполагает А. В. Запорожец, в дальние времена, на заре человечества политропность привязаностей эффективно способствовала выживанию потомства. "Еще в тридцатые годы Н.М. Щелованов показал, – пишет А.В. Запорожец, – что в доме ребенка дети могут успешно развиваться при условии хорошо организованной педагогической работы, что не разлука с матерью, а дефицит воспитания задерживает нормальное развитие ребенка. Это развитие зависит от количества и качества впечатлений, которые он получает главным образом в процессе общения с взрослыми, от овладения различными видами деятельности" [3].

Психологи выяснили также, что для ребенка нет ничего фатального даже в сильном отставании, появившемся впервые месяцы жизни. Попав позднее в благоприятные условия, он может быстро догнать сверстников, воспитывающихся в семье. Уникальные результаты, подтверждающие этот оптимистический вывод, Х. Скилз в 1966 году, который двадцать лет следил за судьбой воспитанников одного приюта. Он сравнивал медленное и скудное продвижение вперед семи человек, долго остававшихся в закрытом детском учреждении, и быстрое развитие тринадцати других. Этих последних рано усыновили, они развивались затем в семейной обстановке и, начав с того же уровня, что и первые семь, уверенно обогнали их.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам "момент отторжения". Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться [3].

Результаты приведенных исследований говорят о некотором отклонении развития детей, воспитывающихся в специальных детских учреждениях. Однако для нас важным является отсутствие у таких детей семей, а значит отсутствие моделей материнского поведения для девушек, отсутствие конкретных семейных ценностей, норм и сценариев, на которые они могли бы ориентироваться, отсутствие матери, с которой можно было бы себя идентифицировать для научения материнскому поведению. Специфическая обстановка должна накладывать определенные, "несемейные" отпечатки на формирование материнства у девушек-сирот, а значит в их возрасте установки на выполнение роли матери должны отличаться от материнских установок девушек из семей.


Выводы из второй теоретической главы


В нашем обществе довольно развито такое явление как сиротство. Зачастую сиротами считают даже тех детей, родители которых живы, однако, они не выполняют своих родительских обязанностей. В любом случае таких детей помещают в специальные учреждения, и их развитие во многом зависит от условий конкретного детского дома, а также от отношения к ним воспитателей. В любом случае личность ребенка-сироты формируется иначе, не так как ребенка из семьи. Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. Однако практически во всех работах авторы говорят о том, что детям-сиротам не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития. Для ребенка актуален так же сам "момент отторжения", который является для него травмирующим комплексом переживаний, следы которых остаются на всю жизнь. Задержки в развитии детей, находящихся вне семьи, в основном объясняют с двух точек зрения: говорят либо о разлуке с матерью, общение с которой не может заменить общение с воспитателями, либо о дефиците воспитания и грамотных программ развития. На наш взгляд, каждая из этих причин актуальна на определенном возрастном этапе. Если для малышей, пожалуй, определяющим в развитии является взаимодействие с матерью (а именно с фигурой привязанности), то, начиная с более старшего возраста, дети могут адекватно воспринимать свое положение и при качественных программах воспитания развиваться на уровне своих сверстников из семей. Отсутствие у девушек-сирот семей, а, следовательно, отсутствие конкретных моделей материнского поведения, сказывается на процессе формировании материнства.

Глава 3. Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения


3.1 Программа исследования


Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии.

Задачи исследования:

·                   выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению;

·                   выявить аналогичные установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;

·                   обнаружить взаимосвязи между установками девушек, воспитывающихся в семьях, и установками их матерей и бабушек; выявить существующие модели поведения переходящие из поколения в поколение;

·                   сравнить установки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичными установками девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.

Объект нашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования – паттерны материнских установок у женщин.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:

1.      Существуют материнские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются из поколения в поколение;

2.      Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя";

3.      Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов.

База исследования: в качестве испытуемых выступили семьи с одним ребенком – дочерью – проживающие в городе Кострома и костромской области, а также воспитанницы детских домов.

·        Группа Бабушек; n=12 человек в возрасте от 57 до 80 лет.

·        Группа Матерей; n=12 человек в возрасте от 36 до 55 лет.

·        Группа Дочерей; n=12 человек в возрасте от 16 до 22 лет.

·        Группа Девочек-сирот; n=10 человек в возрасте от 16 до 18 лет.

Метод исследования: исследование проводилось с помощью методики PARI Е.Шеффер и Р.Белла, адаптированной Т.В.Нещерет, которая предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к детям вообще, а так же к различным сторонам семейной жизни (семейной роли) [Райгородский Д.Я., 2005]. Методика содержит 115 вопросов, распределяющихся по 23 шкалам: вербализация, чрезмерная забота, зависимость от семьи, подавление воли ребенка, ощущение самопожертвования, опасение обидеть ребенка, семейные конфликты, раздражительность, излишняя строгость, исключение внесемейных влияний, сверхавторитет родителей, подавление агрессивности ребенка, неудовлетворенность ролью хозяйки, партнерские отношения с ребенком, развитие активности ребенка, уклонение от конфликта, безучастность мужа, подавление сексуальности ребенка, доминирование матери, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, уравнение отношения (товарищество), стремление ускорить развитие ребенка, несамостоятельность матери.

Шкалы объединяются в группы по отдельным аспектам семейных отношений, а именно: хозяйственно-бытовые, межсупружеские, родительско-детские отношения. Имеются тестовые нормы опросника для матерей (n=169 человек).


3.2 Изучение паттернов материнского поведения


В исследовании принимали участие представители трех поколений – бабушка, мать и дочь. Каждому из трех представителей материнской линии требовалось заполнить бланк для ответов предложенной методики. С помощью приведенных вопросов каждой женщине (девочке) предлагалось оценить свои взгляды на роль матери и некоторые аспекты семейной жизни и материнского поведения.

Таким образом, мы получили данные по трем группам: группе Бабушек, группе Матерей и группе Дочерей.

Приведем результаты, полученные нами с помощью качественного анализа каждой из групп. Чтобы описать модель материнства, характерную для каждого отдельного поколения, мы расположили черты материнства в иерархию и сравнили их с тестовыми нормами. Полученные результаты занесли в таблицы.


Таблица 1. Иерархия материнских установок в группе Бабушек.

Шкала

Среднее значение

Сверхавторитет матери

17,75

"Жертвенность" матери

17,42

Поощрение активности ребенка

17,25

Опасение обидеть

17

Доминирование матери

17

Вербализация

16,08

Товарищеские отношения с ребенком

15,92

Зависимость от семьи

15,75

Навязчивость матери, вмешательство в мир ребенка

15,67

Подавление воли ребенка

15,42

Супружеские конфликты

15,33

Исключение внесемейных влияний,

зависимость ребенка от матери

15,33

Строгость матери

15,25

Партнерские отношения, равенство матери и ребенка

15

Безучастность мужа

15

Подавление сексуальности ребенка

15

Несамостоятельность матери

14,83

Чрезмерная забота, оберегание от трудностей

14,5

Подавление агрессивности ребенка

14

Раздражительность матери

13,83

Неудовлетворенность ролью хозяйки

13,67

Уклонение от конфликта

13,5

Стремление ускорить развитие ребенка

13,42


Из таблицы видно, что в группе Бабушек распространены такие черты материнского поведения как сверхавторитет и доминирование матери, "жертвенность", поощрение активности ребенка, опасение обидеть. При сравнении с нормативными данными оказалось, что практически все имеют средний уровень выраженности. Повышенный уровень имеет лишь сверхавторитет матери.

Таким образом, можно предположительно описать модель материнского поведения, предпочитаемую старшим поколением: женщина – хозяйка своего дома, она занята бытовым делами, практически не уделяет времени специальному развитию своего ребенка. Она привязана к семье. Нет особого контроля над детьми, им дается возможность активности в поиске своего места в жизни, трудовой активности, однако, если взгляды ребенка перечат взглядам матери и он говорит об этом, мать вмешивается в мир ребенка, старается переубедить его, давя на свой авторитет. Тактику доминантной матери она применяют и к взрослым детям, стараясь навязать им свое мнение и отстоять свою правоту. Многие вещи объясняет исходя из того, что вся жизнь "принесена в жертву" детям.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты