Трансгенерационные паттерны материнского поведения

Трансгенерационные паттерны материнского поведения

Введение


Мама… Это слово отзывается в сердце едва ли не каждого из нас сложной, порой противоречивой гаммой чувств: любовь, обида, благодарность, раздражение, стремление что-то доказать, нежность, разочарование, боль – все это сплетается в нашей душе в тугой и плотный клубок, который мы не всегда можем распутать. В современном психоанализе до сих пор не утихают споры о важности материнской фигуры в развитии человека. Разные школы придерживаются разных точек зрения, но сама эмоциональная насыщенность темы говорит о том, что она – одна из главных, определяющих и всегда актуальных.

Изучение материнства – важная задача в современной психологии. Это объясняется тем, что мать – первый человек, который вносит свой вклад в развитие ребенка и влияет на формирование его личности и ход жизни в целом. Изучая механизмы, виды, тенденции и закономерности в материнском поведении, можно привнести много нового в интерпретации каких-либо проблем в других сферах психологии.

Идеальная мать… Наверно, каждая женщина хотела бы стать такой для своего ребенка. Но каков этот идеал? К чему стремятся современные матери? Установки на материнскую роль, понятия "как надо" формируются у каждой женщины вне зависимости от того, какие жизненные обстоятельства у нее складываются.

В нашей работе мы хотели проследить, насколько похожи установки на материнство и некоторые аспекты семейной жизни у трех поколений женщин, связанных родством. Безусловно, от поколения к поколению какие-то материнские черты передаются без особых изменений, становясь стереотипами поведения. Другие, наоборот, меняются с течением времени, и зависеть это может от изменений в обществе.

Кроме того, мы хотели выявить аналогичные установки у девочек, по каким-либо причинам оставшимся без материнского воспитания и общения. Их модель материнства строится без непосредственного участия матери, но с присутствием негативного семейного опыта. Мы считаем важным сравнение степени выраженности конкретных установок у девушек с разными условиями воспитания (семья и детский дом) для определения паттернов материнского поведения. В ситуации отсутствия различий, мы можем говорить о влиянии на формирование установок материнства каких либо других факторов, а не предыдущего материнского опыта.

Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии.

Задачи исследования:

·                   выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению;

·                   выявить материнские установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;

·                   обнаружить взаимосвязи между материнскими установками девушек, воспитывающихся в семьях, и материнскими установками их матерей и бабушек; выявить существующие модели поведения переходящие из поколения в поколение;

·                   сравнить материнские установки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичными установками девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.

Объект нашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования – паттерны материнских установок у женщин.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:

1.                 Существуют материнские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются из поколения в поколение;

2.                 Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя";

3.                 Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов.

В исследовании была использована методика:

1.                 Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет [Райгородский Д.Я., 2005].


Глава 1. Теоретические основы исследования. Материнство


1.1            Материнство и его основные компоненты


Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности.

В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержания своих функций мать будет осознавать, а часть – нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются. Часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т.п. Все вместе это может быть охарактеризовано как конкретно-культурный "путь к модели" материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для "производства" ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях [Шнейдер Л.Б., 2000]. Элизабет Бадинтер писала: "Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство".

В современном обществе происходит разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, - это ее собственный ребенок [Шнейдер Л.Б., 2000].

Материнство, как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка (в частности материнско-детские взаимоотношения) и материнство как часть личностной сферы женщины (например, удовлетворенность женщины своей материнской ролью).

Под ролью в психологии и социальной психологии чаще всего понимаются "нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений" [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985]. Кроме самого поведения, в понятие "роль" включаются также "желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение" [Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1985].

Это полностью относится и к семейным ролям "отец", "мать", "муж", "жена", "ребенок", "родственник". Так, от любой матери ожидается, что она будет заботиться о своих детях. В роль "матери" входит и комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь к детям. Мать — это не только определенные поведение и чувства, но и цели, к достижению которых она должна стремиться, а именно воспитать своих детей, вырастить из них достойных людей. [Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2000].

Феномен материнства – явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития (формирование установок, затем совершенствование материнского поведения, пересмотрение установок).

На стадии развитой формы материнство включает в себя [Овчарова Р.В., 2003]:

1. Родительские ценности

2. Установки и ожидания

3. Родительское отношение

4. Родительские чувства

5. Родительские позиции

6. Родительскую ответственность

7. Стиль семейного воспитания

Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Особенности семейных ценностей состоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Они являются основополагающими для остальных компонентов материнства и реализуются в направленности личности матери и направленности ее поведения.

Материнские установки и ожидания включают в себя три уровня:

§     репродуктивные установки

§     установки и ожидания в детско-родительских отношениях

§     установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка

По мнению Мэш Э., Вольфа Д. материнские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения.

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально-ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Отношение матери реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. По утверждению Варга А.Я., тип материнского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только ее индивидуальными особенностями, но и возрастом ребенка.

Родительские чувства - значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека. Родительские чувства противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях.

Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка. Материнские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях.

Материнская ответственность - ответственность перед социумом и своей совестью. Она возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании.

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другие компоненты материнства.

Таким образом, данные материнские установки во многом влияют на специфику поведения матери в отношении своего ребенка. В следующем параграфе мы бы хотели обратить внимание на особенности отношения матери к своей роли в детско-родительских отношениях.


1.2            Мать в детско-родительских отношениях


Становясь матерью, женщина понимает, что теперь от нее зависит маленькое, беззащитное существо и что теперь она должна выполнять определенные обязанности по отношению к своему ребенку.

Таким образом, материнство можно определить как особую сферу деятельности: это процесс взаимодействия матери с ребенком, обусловленный физиологическими потребностями ребенка и необходимостью воспитания его как представителя своего вида и своей культуры. В ходе этого взаимодействия мать на основе имеющихся у нее образов и моделей материнства, в которые входят конкретные ценности, установки и ожидания, отношение к ребенку, родительские чувства и родительские позиции, ответственность за жизнь ребенка и в целом – стиль семейного воспитания, создает личность ребенка. Мудрая и психологически здоровая мать может организовать воспитание своего ребенка так, чтобы сформировать у него необходимые, нужные и ценные качества. Она может повлиять на его успехи и неудачи, самооценку и стремления, в целом – на многое, если приложит к этому усилия. В случае невыполнения своей материнской деятельности или осуществления ее не так как следует, мать может и травмировать ребенка. Эти идеи идут еще от психоанализа, который отводит матери главенствующее место в определении жизненных неурядиц и проблем своего ребенка. Из этих же идей берет свое начало система взглядов, предложенная Мелани Кляйн и названная "теорией объектных отношений". Суть ее в том, что для психического развития человека решающее значение имеют его отношения с первичным объектом привязанности, то есть с матерью или фигурой, ее заменяющей. Даже то, как ребенок будет воспринимать своего отца, в первую очередь зависит от его отношений с матерью. Эта теория, несомненно, накладывает на материнские плечи непомерный груз ответственности перед ребенком за каждую свою ошибку. Получается, что каждая мать должна быть идеальной. Однако об идеальной матери Т. М. Афанасьева пишет: "С одной стороны идеальная мать должна все свое внимание сосредоточить на своем потомстве. Но такой идеал вряд ли может вызвать восхищение. Более того, не убеждена, что точное его копирование вообще осуществимо. Трудно подготовить ребенка к жизни, к миру, будучи оторванной от этого мира. Трудно научить любви к другим людям, будучи отстраненной от чужих бед и тревог. Трудно быть беспристрастным судьей своим детям, не зная всех сложностей реального бытия за стенами собственного дома" [Афанасьева Т.М., 1988]. Получается, идеальная мать, вовсе таковой и не является. Тогда какой должна быть мать?

На этот вопрос попытался ответить английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт. В 1949 году он ввел в психоанализ новое понятие "достаточно хорошая мать", сняв с женских плеч слишком уж тяжелый груз ответственности, которую должна была в соответствии с теорией объектных отношений чувствовать каждая женщина, заводя ребенка.

"Достаточно хорошая", в понимании Винникотта, - это та, которая способна чувствовать малыша и адекватно удовлетворять его потребности, не привнося в этот процесс своих чрезмерных страхов или желаний. Винникотт одним из первых описал то особое состояние слияния с ребенком, в котором находится каждая молодая мать: оно легко доступно любой женщине, если она доверяет своим чувствам и телу и если ей не навязывают жестких директив по поводу того, как именно она должна поступать. Ощущение ребенка как продолжение себя позволяет матери откликаться на его сигналы и наилучшим образом удовлетворять его потребности – физиологические и эмоциональные. Революционность идей Винникотта в том, что он дал женщине возможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть просто достаточно хорошей. Отныне матери получили возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, не терзаясь угрызениями совести из-за того, что они плохо выполняют свои материнские обязанности. Это позволило женщинам вести себя более естественно со своими детьми. Винникотт дал матери право чувствовать себя усталой, раздраженной, но при этом сохранять понимание, что все эти чувства присущи ей, как любому другому человеку, и ничуть не умаляют ее материнских достоинств [Д. Винникотт, 2004].

В современных условиях, пропагандирующих культ ребенка, каждая мама чувствует себя обязанной сделать ребенка абсолютно счастливым. В значительной мере это обусловлено популяризацией идей психоанализа, который возводит многие трудности в жизни взрослого человека ко временам его детства и в первую очередь – к проблемам в отношениях с матерью. Но задача вырастить ребенка абсолютно счастливым непосильна. Если мама постоянно старается уберечь его от боли, грусти, душевных переживаний, она лишает его возможности взрослеть, ведь взросление происходит именно в те моменты, когда человек что-то преодолевает в себе или в мире [Наталия Кедрова, 2006]. В этом случае понятие "достаточно хорошей матери" играет очень значительную роль в организации материнской деятельности. Если мать хочет быть "идеальной", но, естественно, не достигает этого далекого и, возможно, в корне неверного идеала, то переживания ее ребенка будут актуализировать у нее чувство вины за свою несовершенность, несоответствие мнимому идеалу. А вот стремление стать "достаточно хорошей", возможно, будет толкать мать к самосовершенствованию в вопросе развития своего ребенка, к изучению и пониманию своих детей, поиску оптимальных, а не принятых методов воспитания. А переживания малыша будет вызывать у нее не чувство вины, а желание отыскать причину и помочь ребенку ее преодолеть.


1.3            Механизмы формирования материнства


Чтобы стать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Ощущение, которое можно выразить словами "быть мамой", начинает появляться у девочки уже в раннем детстве. Это чувства и эмоции, взгляды и жесты, похвала и осуждение, переданные матерью своему малышу в ходе общения и воспитания. Все это и многое другое впитывает и запоминает ребенок, часто неосознанно, чтобы потом, воспользовавшись уже имеющимся опытом построить отношения со своим ребенком.

Дональд Винникотт пишет, что способность женщины "быть достаточно хорошей матерью" формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства.

Таким образом, факторы, влияющие на формирование материнства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях [Овчарова Р.В., 2003]:

§     макроуровень – уровень общества;

§     мезоуровень – уровень родительской семьи;

§     микроуровень – уровень собственной семьи;

§     уровень конкретной личности.

Макроуровень. Как уже отмечалось выше, сюда входят различные общественные нормы, стереотипы "хорошей матери", установки "как надо" и самое важное, под влиянием чего формируется все перечисленное, - это общественные, экономические и культурные отношения. Любые изменения в данных формациях непременно сказываются на модели материнства в целом. Так со второй половины XX века социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания – профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно материнские функции в семье принимают на себя общественные институты и профессионалы. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения.

Мезоуровень. Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что родительская семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Нарушение межличностных взаимоотношений в семье неблагоприятно влияют на развитие личности будущей матери. Многие исследователи подчеркивают, что личность женщин, не готовых к эффективному материнству, зачастую формировалась в своеобразной субкультуре агрессии (холодное отношение родителей, унижение, угнетение, грубость, крик, побои). На формирование ролевых основ девочки большое влияние играет отсутствие отца, низкий материальный достаток, невысокий культурный уровень, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве ее будущего материнства.

Не менее важным является взаимодействие с собственной матерью. Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот период жизни сам по себе является сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Большое значение в формировании эффективного материнского поведения отводится феномену привязанности матери и ребенка. Исследования привязанности показали, что существуют внутрисемейные циклы непрочной привязанности, передающиеся по материнской линии. Разные формы непрочной привязанности матери являются источником непрочной привязанности ребенка. Отмечено, что глубокие внутренние конфликты, коренящиеся в детстве, мешают возникновению у матерей привязанности к ребенку. Не имеющие опыта подлинной близости с собственной матерью они и в своей жизни воплощают подобную модель отношений с другими. Для таких матерей характерен внутренний конфликт любви-ненависти, в основе которого лежит стремление к глубоким эмоциональным отношениям и неумение, неспособность их выстроить, желание любви и неспособность любить. Исследования подтверждают, что у отверженного ребенка есть тенденция стать отвергающим родителем [Шнейдер Л.Б., 2000].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты