Средний, низкий и очень низкий уровень развития восприятия формы предмета в контрольной группе не выявлен (табл. 6).
Таким образом, дети контрольной группы имеют очень высокий и высокий уровень развития восприятия формы.
Обследуем уровень пространственного восприятия детей контрольной группы, используя методику «Чем залатать коврик?».
Результаты обследования также представим в таблице (табл. 7).
Таблица 7. Результаты обследования уровня развития пространственного восприятия детей контрольной группы
Имя ребенка |
Время, затраченное на выполнение задания, сек. |
Оценка, баллы |
Аня С. |
32 |
4 |
Алия А. |
29 |
5 |
Андрей С. |
31 |
4 |
Антон М. |
28 |
5 |
Борис Л. |
27 |
5 |
Василий Г. |
34 |
4 |
Вера Д. |
29 |
5 |
Гена Ж. |
27 |
5 |
Дима Ю. |
31 |
4 |
Дарья А. |
27 |
5 |
Егор М. |
32 |
4 |
Женя В. |
31 |
4 |
Зина П. |
29 |
5 |
Миша Д. |
32 |
4 |
Мария А. |
27 |
5 |
Нина З. |
28 |
5 |
Надя Р. |
32 |
4 |
Оля П. |
29 |
5 |
Павел С. |
31 |
4 |
Римма Ю. |
29 |
5 |
Средний балл |
4,55 |
Исходя из данных таблицы 7, сделаем следующие выводы
Пространственное восприятие детей развито несколько хуже, чем восприятие цвета, формы и величины. Всего 11 детей набрали по 5 баллов, выполнив задание менее чем за 30 сек. 9 детей уложились во временной промежуток от 30 сек. до 34, тем самым набрав по 4 балла.
В то же время ни у одного ребенка контрольной группы нет балов меньше 4.
Определим уровень развития восприятия формы предмета у детей с учетом шкалы оценки результатов (табл. 8).
Таблица 8. Уровень развития восприятия пространства детей контрольной группы
Уровень развития восприятия пространства |
Количество детей |
Очень высокий |
11 |
Высокий |
9 |
Средний |
0 |
Низкий |
0 |
Очень низкий |
0 |
11 детей обладают очень высоким уровнем развития восприятия пространства, так как «залатали коврик» менее, чем за 30 сек. 9 детей показали высокий уровень восприятия пространства, потратив на выполнение задания более 30 сек.
Средний, низкий и очень низкий уровень развития пространственного восприятия в контрольной группе не выявлен (табл. 6).
Таким образом, в контрольной группе обладают:
– 16 детей очень высоким и 4 – высоким уровнем развития восприятия цвета;
– 15 детей очень высоким и 5 высоким уровнем развития восприятия величины предмета;
– 14 детей очень высоким и 6 высоким уровнем развития восприятия формы;
– 11 детей очень высоким и 9 – высоким уровнем развития пространственного восприятия.
Итак, при использовании методик на определение уровня восприятия цвета, величины, формы и пространства в контрольной группе не было выявлено ни одного ребенка со средним, низким и очень низким уровнем сенсорного развития. Уровень развития восприятия более 50% детей – очень высокий.
3.2 Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)
На основании протоколов обследования (Приложение 3) в таблице 9 представлены результаты обследования уровня сформированности цветового восприятия детей экспериментальной группы с помощью методики «Закрась рисунок».
Таблица 9. Результаты обследования цветового восприятия детей экспериментальной группы
Имя ребенка |
Время, затраченное на выполнение задания, мин. |
Количество ошибок в выборе цвета, шт. |
Оценка, баллы |
Алена С. |
5,1 |
1 |
3 |
Андрей Е. |
7,1 |
2 |
2 |
Артем В. |
5,2 |
1 |
3 |
Валя М. |
5,2 |
1 |
3 |
Виктор С. |
5,1 |
1 |
3 |
Вадим Р. |
10,2 |
3 |
1 |
Гена Р. |
5,1 |
1 |
3 |
Дима О. |
7,1 |
3 |
1 |
Иван Д. |
5,3 |
1 |
3 |
Катя В. |
7,1 |
2 |
2 |
Кира Л. |
5,4 |
1 |
3 |
Лена З. |
5,1 |
1 |
3 |
Люда Ж. |
5,1 |
1 |
3 |
Миша Р. |
5,1 |
1 |
3 |
Рая В. |
7,9 |
3 |
1 |
Роман К. |
5,6 |
1 |
3 |
Ринат Г. |
7,1 |
2 |
2 |
Света З. |
5,1 |
1 |
3 |
Света Э. |
7,2 |
2 |
2 |
Света Н. |
7,2 |
2 |
2 |
Средний балл |
2,45 |
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что большинство детей набрали по три балла – 12 человек, то есть они выполнили задание, допустив не более одной ошибки, и потратив на выполнение задание от 5 до 7 минут.
По два балла набрали 5 детей: они допустили по две ошибки, потратив на выполнение задания свыше 7 минут.
Три балла набрали трое детей, допустившие по три ошибки.
Определим уровень развития цветового восприятия у детей с учетом шкалы оценки результатов (табл. 10).
Таблица 10. Уровень развития цветового восприятия детей экспериментальной группы
Уровень развития цветового восприятия |
Количество детей |
Очень высокий |
0 |
Высокий |
0 |
Средний |
12 |
Низкий |
5 |
Очень низкий |
3 |
Таким образом, в экспериментальной группе очень высоким и высоким уровнем развития цветового восприятия никто из детей не обладает.
Средний уровень развития восприятия цвета имеют 12 детей.
Низкий и очень низкий уровень развития восприятия цвета в экспериментальной группе имеют соответственно 5 и 3 ребенка (табл. 10).
Таким образом, дети экспериментальной группы имеют в основном средний уровень развития восприятия цвета.
Результаты обследования уровня развития восприятия детьми экспериментальной группы величины предмета на основе методики «Тест с пирамидкой» представлены в таблице 11.
Таблица 11. Результаты обследования уровня развития восприятия величины детей экспериментальной группы
Имя ребенка |
Количество допущенных ошибок, шт. |
Время, затраченное на выполнение задания, мин. |
Оценка, баллы |
Алена С. |
2 |
1,0 |
3 |
Андрей Е. |
4 |
1,0 |
1 |
Артем В. |
4 |
1,0 |
1 |
Валя М. |
4 |
1,0 |
1 |
Виктор С. |
5 |
1,0 |
1 |
Вадим Р. |
2 |
1,0 |
3 |
Гена Р. |
3 |
1,0 |
2 |
Дима О. |
3 |
1,0 |
2 |
Иван Д. |
2 |
1,0 |
3 |
Катя В. |
3 |
1,0 |
2 |
Кира Л. |
4 |
1,0 |
1 |
Лена З. |
2 |
1,0 |
3 |
Люда Ж. |
3 |
1,0 |
2 |
Миша Р. |
3 |
1,0 |
2 |
Рая В. |
3 |
1,0 |
2 |
Роман К. |
2 |
1,0 |
3 |
Ринат Г. |
3 |
1,0 |
2 |
Света З. |
3 |
1,0 |
2 |
Света Э. |
3 |
1,0 |
2 |
Света Н. |
2 |
1,0 |
3 |
Средний балл |
2,15 |
Таким образом, все дети выполняли задание с пирамидкой ровно 1 минуту, то есть все отведенное на задание время. Качественный анализ результатов показал, что 5 детей допустили более 3-х ошибок, тем самым заработав 1 балл; 7 детей допустили 3 ошибки, получив по 2 балла; остальные 8 детей допустили по 2 ошибок и получили по 3 балла.
Определим уровень развития восприятия величины у детей с учетом шкалы оценки результатов согласно методике (табл. 12).
Таблица 12. Уровень развития восприятия величины детей экспериментальной группы
Уровень развития восприятия величины предмета |
Количество детей |
Очень высокий |
0 |
Высокий |
0 |
Средний |
8 |
Низкий |
7 |
Очень низкий |
5 |
Таким образом, данные таблицы 12 позволяют сделать вывод о том, что дети экспериментальной группы в основном имеют низкий или средний уровень развития восприятия величины предмета (соответственно 7 и 8 детей). 5 детей обладают очень низким уровнем восприятия величины предмета.
Высокий и очень высокий уровень развития восприятия величины предмета в экспериментальной группе не выявлен (табл. 12).
Далее мы определили уровень развития восприятия формы предмета с помощью «Теста с геометрическими фигурами». Сводные результаты исследования уровня развития восприятия детьми экспериментальной группы формы предмета представлены в табл. 13.
Таблица 13. Результаты обследования уровня развития восприятия формы предмета детей экспериментальной группы
Имя ребенка |
Время, затраченное на выполнение задания, мин. |
Оценка, баллы |
Алена С. |
2,7 |
3 |
Андрей Е. |
3,2 |
2 |
Артем В. |
5,1 |
1 |
Валя М. |
5,1 |
1 |
Виктор С. |
5,0 |
1 |
Вадим Р. |
3,2 |
2 |
Гена Р. |
5,6 |
1 |
Дима О. |
5,3 |
1 |
Иван Д. |
3,2 |
2 |
Катя В. |
2,4 |
3 |
Кира Л. |
5,2 |
1 |
Лена З. |
5,1 |
1 |
Люда Ж. |
3,2 |
2 |
Миша Р. |
5,1 |
1 |
Рая В. |
5,4 |
1 |
Роман К. |
3,2 |
2 |
Ринат Г. |
5,2 |
1 |
Света З. |
2,4 |
3 |
Света Э. |
3,2 |
2 |
Света Н. |
5,3 |
1 |
Средний балл |
1,6 |