Инструкция: "По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка .В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка".
Экспериментатор подает сигнал: " Начали ", а затем через каждые 5 секунд дает команду: "Перейти на другой квадрат". По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: "Стоп".
Обработка результатов включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
Анализ результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
- сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
- стабильный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего. времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
- слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 6-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
- средне -слабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне -слабая нервная система;
- средне -сильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне -слабой нервной системой.
Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование производится индивидуально, занимает не более 2 мин
3 Ранжирование обследованных по суммарным отклонениям и вычисление по критерию U-Вилкоксона-Манна-Уитни
Внутри каждой группы проводится дополнительное ранжирование обследованных по суммарной величине отклонения темпа в каждой точке от исходного уровня. Высчитывается сумма(с учётом знака) отклонений за каждые последующие 5-ти секундные отрезки по отношению к темпу за первые 5с.[12] Далее вычисляем по критерию рангов Вилкоксона-Манна-Уитни .Для оценки достоверности различий между несвязными выборками используется критерий U.Этот критерий применяют для оценки различий по уровню выраженности какого-либо признака для двух не зависимых выборок[10]
Базой исследования стал Центр образования №1475 г. Москвы.
Исследование проводилось в феврале 2009 года.
В исследовании приняли участие младшие школьники 2 «А»,2 «Б»,2 «В»
Для определения свойства нервной системы была выбрана методика Экспресс диагностики по психомоторным показателям[19]Процедура исследования проводилась на заранее приготовленных бланках инструкция была предоставлена устно.
2.2 Результаты исследования и их обсуждения
Свойства нервной системы по методике Ильина.Е.П предоставлены в таблице 1
Таблица 1. Результаты исследования свойств нервной системы в группе успешных учеников
№ испытуемого |
Кол-во точек в квадрате за каждые 5 секунд |
результат |
Cумма отклонений |
|||||
1 |
19 |
39 |
20 |
29 |
19 |
25 |
Средней силы н.с |
37 |
2 |
15 |
26 |
30 |
31 |
26 |
31 |
Сильная н.с |
69 |
3 |
27 |
28 |
29 |
34 |
24 |
49 |
Средней силы н.с |
29 |
4 |
28 |
30 |
28 |
25 |
20 |
20 |
средне- слабая н.с |
-17 |
5 |
15 |
26 |
30 |
31 |
26 |
31 |
Сильная н.с |
69 |
6 |
20 |
26 |
22 |
25 |
22 |
19 |
Средней силы н.с |
14 |
7 |
16 |
22 |
26 |
28 |
25 |
23 |
Сильная н.с |
42 |
8 |
16 |
25 |
25 |
24 |
15 |
19 |
Сильная н.с |
30 |
9 |
24 |
24 |
23 |
20 |
16 |
20 |
Слабая н.с |
-17 |
10 |
22 |
23 |
23 |
26 |
18 |
23 |
Средней силы н.с |
3 |
11 |
22 |
28 |
26 |
24 |
17 |
28 |
Средней силы н.с |
13 |
12 |
25 |
26 |
23 |
23 |
24 |
14 |
Средне –слабая н.с |
-17 |
13 |
18 |
19 |
23 |
22 |
16 |
18 |
Средней силы н.с |
8 |
14 |
25 |
27 |
28 |
22 |
21 |
28 |
Средней силы н.с |
1 |
15 |
25 |
23 |
23 |
25 |
20 |
22 |
Слабая н.с |
4 |
Какие доминируют свойства нервной системы для наглядности, полученных в таблице 1,данные приведены на рис1
Рис 1результаты исследования нервной системы в группе успешных школьников
Как видно, на рис.1 , 7 испытуемых из 15 имеют нервную систему средней силы Данная нервная система характеризуется стабильностью показателей, умеренной работоспособностью нервных клеток, максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы.
Для учащихся с данным типом нервной системы допустимы продолжительные периоды работы с небольшими паузами для отдыха (при максимизации нагрузки, релаксационные паузы пропорционально увеличиваются)
4 испытуемых из 15 имеют сильную нервную систему максимальный темп удерживается в течении длительного времени, темп работы с течением времени нарастает .Для учащихся с таким типом допустимы продолжительные периоды работы, характеризуется высокими показателями работы нервных клеток сохранение работоспособности на уровне близкому к исходному в течении длительного времени.
Быстрое восстановление сил после утомления
Повышение чувствительности в условиях деятельности с помехами.
Плохая переносимость монотонной работы.
2 испытуемых из класса: имеют средне – слабую нервную систему, который характеризуется как промежуточный между средней и слабой нервной системой.
Данный тип нервной системы характеризуется нестабильностью, спадами и кратковременным возрастанием темпа работы до исходного уровня (мобилизационные периоды носят кратковременный характер), к концу выполняемой деятельности всегда наблюдается существенное снижение ее уровня и качества. Работоспособность нервных клеток не выдерживает длительную нагрузку и высокий темп.
Для детей с данной нервной системой недопустимы продолжительные максимальные нагрузки (нагрузка должна быть строго дозированной), так как может наступить истощаемость нервной системы, релаксационные периоды должны быть продолжительными (5 - 7 мин.), необходима частая смена видов деятельности, так как однотипная деятельность является наиболее утомляемой для детей со средне - слабой нервной системой.(9)
Большинство детей (11 из 15) в группе успевающих младших школьников обладают сильной и средней силы нервной системой.
Результаты исследования второй группы свойств нервной системы по методике Ильина Е.П предоставлена в таблице 2.
Таблица 2 Результаты исследования свойств нервной системы в группе неуспешных учеников.
№ испытуемого |
Кол-во точек в квадрате за каждые 5 секунд |
Результат |
Сумма отклонений |
|||||
16 |
28 |
31 |
30 |
26 |
20 |
19 |
Средне –слабая н.с |
-14 |
17 |
26 |
28 |
28 |
25 |
23 |
20 |
Средне- слабая н.с |
-6 |
18 |
25 |
29 |
26 |
20 |
18 |
16 |
Средне- слабая н.с |
-16 |
19 |
35 |
24 |
24 |
23 |
22 |
22 |
Слабая н.с |
-20 |
20 |
26 |
23 |
23 |
21 |
20 |
20 |
Слабая н.с |
-23 |
21 |
25 |
23 |
22 |
22 |
18 |
16 |
Слабая н.с |
-24 |
22 |
23 |
25 |
29 |
27 |
23 |
30 |
Средней силы н.с |
19 |
23 |
21 |
29 |
24 |
26 |
21 |
29 |
Средней силы н.с |
24 |
24 |
19 |
39 |
20 |
29 |
19 |
25 |
Средней силы н.с |
17 |
25 |
25 |
28 |
26 |
26 |
28 |
30 |
Средней силы н.с |
13 |
26 |
22 |
27 |
27 |
29 |
18 |
19 |
Средней силы.н.с |
9 |
27 |
31 |
33 |
30 |
28 |
26 |
20 |
Средне –слабая н.с |
-18 |
28 |
25 |
27 |
25 |
23 |
20 |
20 |
Средне- слабая н.с |
-10 |
29 |
28 |
28 |
29 |
25 |
23 |
19 |
Средне- слабая н.с |
-16 |
30 |
30 |
32 |
29 |
25 |
20 |
20 |
Средне- слабая н.с |
-15 |
Какие доминируют свойства нервной системы для наглядности, полученных в таблице 2,данные приведены на рис.2
Рис.2 результаты исследования свойств нервной системы в группе неуспешных школьников
По результатам второй группы, в ней отсутствуют школьники с сильной нервной системой, на рис2 мы видим, что у большинства испытуемых 7 из 15 преобладают средне -слабая нервная система, которая характеризуется как промежуточная между средней и слабой нервной системой.
Данный тип нервной системы характеризуется нестабильностью, спадами и кратковременным возрастанием темпа работы до исходного уровня (мобилизационные периоды носят кратковременный характер), к концу выполняемой деятельности всегда наблюдается существенное снижение ее уровня и качества. Работоспособность нервных клеток не выдерживает длительную нагрузку и высокий темп.