Свойство нервной системы и успешность учёбы у младших школьников

Инструкция: "По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка .В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка".

Экспериментатор подает сигнал: " Начали ", а затем через каждые 5 секунд дает команду: "Перейти на другой квадрат". По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: "Стоп".

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

- сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

- стабильный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего. времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

- слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 6-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

- средне -слабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне -слабая нервная система;

- средне -сильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне -слабой нервной системой.

Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование производится индивидуально, занимает не более 2 мин

3 Ранжирование обследованных по суммарным отклонениям и вычисление по критерию U-Вилкоксона-Манна-Уитни

Внутри каждой группы проводится дополнительное ранжирование обследованных по суммарной величине отклонения темпа в каждой точке от исходного уровня. Высчитывается сумма(с учётом знака) отклонений за каждые последующие 5-ти секундные отрезки по отношению к темпу за первые 5с.[12] Далее вычисляем по критерию рангов Вилкоксона-Манна-Уитни .Для оценки достоверности различий между несвязными выборками используется критерий U.Этот критерий применяют для оценки различий по уровню выраженности какого-либо признака для двух не зависимых выборок[10]

Базой исследования стал Центр образования №1475 г. Москвы.

Исследование проводилось в феврале 2009 года.

В исследовании приняли участие младшие школьники 2 «А»,2 «Б»,2 «В»

Для определения свойства нервной системы была выбрана методика Экспресс диагностики по психомоторным показателям[19]Процедура исследования проводилась на заранее приготовленных бланках инструкция была предоставлена устно.


2.2 Результаты исследования и их обсуждения


Свойства нервной системы по методике Ильина.Е.П предоставлены в таблице 1


Таблица 1. Результаты исследования свойств нервной системы в группе успешных учеников

№ испытуемого

Кол-во точек в квадрате за каждые 5 секунд

результат

Cумма отклонений

1

19

39

20

29

19

25

Средней силы н.с

37

2

15

26

30

31

26

31

Сильная н.с

69

3

27

28

29

34

24

49

Средней силы н.с

29

4

28

30

28

25

20

20

средне- слабая н.с

-17

5

15

26

30

31

26

31

Сильная н.с

69

6

20

26

22

25

22

19

Средней силы н.с

14

7

16

22

26

28

25

23

Сильная н.с

42

8

16

25

25

24

15

19

Сильная н.с

30

9

24

24

23

20

16

20

Слабая н.с

-17

10

22

23

23

26

18

23

Средней силы н.с

3

11

22

28

26

24

17

28

Средней силы н.с

13

12

25

26

23

23

24

14

Средне –слабая н.с

-17

13

18

19

23

22

16

18

Средней силы н.с

8

14

25

27

28

22

21

28

Средней силы н.с

1

15

25

23

23

25

20

22

Слабая н.с

4


Какие доминируют свойства нервной системы для наглядности, полученных в таблице 1,данные приведены на рис1


Рис 1результаты исследования нервной системы в группе успешных школьников


Как видно, на рис.1 , 7 испытуемых из 15 имеют нервную систему средней силы Данная нервная система характеризуется стабильностью показателей, умеренной работоспособностью нервных клеток, максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы.

Для учащихся с данным типом нервной системы допустимы продолжительные периоды работы с небольшими паузами для отдыха (при максимизации нагрузки, релаксационные паузы пропорционально увеличиваются)

4 испытуемых из 15 имеют сильную нервную систему максимальный темп удерживается в течении длительного времени, темп работы с течением времени нарастает .Для учащихся с таким типом допустимы продолжительные периоды работы, характеризуется высокими показателями работы нервных клеток сохранение работоспособности на уровне близкому к исходному в течении длительного времени.

Быстрое восстановление сил после утомления

Повышение чувствительности в условиях деятельности с помехами.

Плохая переносимость монотонной работы.

2 испытуемых из класса: имеют средне – слабую нервную систему, который характеризуется как промежуточный между средней и слабой нервной системой.

Данный тип нервной системы характеризуется нестабильностью, спадами и кратковременным возрастанием темпа работы до исходного уровня (мобилизационные периоды носят кратковременный характер), к концу выполняемой деятельности всегда наблюдается существенное снижение ее уровня и качества. Работоспособность нервных клеток не выдерживает длительную нагрузку и высокий темп.

Для детей с данной нервной системой недопустимы продолжительные максимальные нагрузки (нагрузка должна быть строго дозированной), так как может наступить истощаемость нервной системы, релаксационные периоды должны быть продолжительными (5 - 7 мин.), необходима частая смена видов деятельности, так как однотипная деятельность является наиболее утомляемой для детей со средне - слабой нервной системой.(9)

Большинство детей (11 из 15) в группе успевающих младших школьников обладают сильной и средней силы нервной системой.

Результаты исследования второй группы свойств нервной системы по методике Ильина Е.П предоставлена в таблице 2.


Таблица 2 Результаты исследования свойств нервной системы в группе неуспешных учеников.

№ испытуемого

Кол-во точек в квадрате за каждые 5 секунд

Результат

Сумма отклонений

16

28

31

30

26

20

19

Средне –слабая н.с

-14

17

26

28

28

25

23

20

Средне- слабая н.с

-6

18

25

29

26

20

18

16

Средне- слабая н.с

-16

19

35

24

24

23

22

22

Слабая н.с

-20

20

26

23

23

21

20

20

Слабая н.с

-23

21

25

23

22

22

18

16

Слабая н.с

-24

22

23

25

29

27

23

30

Средней силы н.с

19

23

21

29

24

26

21

29

Средней силы н.с

24

24

19

39

20

29

19

25

Средней силы н.с

17

25

25

28

26

26

28

30

Средней силы н.с

13

26

22

27

27

29

18

19

Средней силы.н.с

9

27

31

33

30

28

26

20

Средне –слабая н.с

-18

28

25

27

25

23

20

20

Средне- слабая н.с

-10

29

28

28

29

25

23

19

Средне- слабая н.с

-16

30

30

32

29

25

20

20

Средне- слабая н.с

-15


Какие доминируют свойства нервной системы для наглядности, полученных в таблице 2,данные приведены на рис.2


Рис.2 результаты исследования свойств нервной системы в группе неуспешных школьников

По результатам второй группы, в ней отсутствуют школьники с сильной нервной системой, на рис2 мы видим, что у большинства испытуемых 7 из 15 преобладают средне -слабая нервная система, которая характеризуется как промежуточная между средней и слабой нервной системой.

Данный тип нервной системы характеризуется нестабильностью, спадами и кратковременным возрастанием темпа работы до исходного уровня (мобилизационные периоды носят кратковременный характер), к концу выполняемой деятельности всегда наблюдается существенное снижение ее уровня и качества. Работоспособность нервных клеток не выдерживает длительную нагрузку и высокий темп.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты