Субъектный контекст Я-концепции

Кажется, у психологов нет сомнения: все то, что делает или не делает человек, большой мерой обусловленное ее концепцией самого себя. А это означает, что каждый привязан к определенному шаблону коллективной жизни через самоопределение. Свои импульсы и стимулы люди сдерживают для того, чтобы действовать соответственно стандартам поведения, установленных для себя. Отсюда Я-концепция - это гармоническая совокупность значений, которая формируется в процессе участия в общественных действиях людей. Сознательное поведение - не только проявление того, какое лицо на самом деле, а и результат его представлений о самом себе, который создался на основании систематического отношения к ней окружающих.

У взрослых людей имеется многогранно осложненное определение собственного Я, поскольку оно выполняет такие важные функции. Первая –менеджеріальна - дает информацию о наших взаимоотношениях с физическим и социальным миром, служит причиной нашего поведения и обеспечивает планирование будущих действий. Вторая - организационно направляет Я, поскольку оно формирует Я-схемы, с помощью которых мы интерпретируем и припоминаем информацию о самых себе и социальном мире. Третья функция Я - эмоциональная, благодаря которой есть возможность охарактеризовать наши аффективные реакции.

Итак, развитие Я-концепции каждого человека способствует еще и функционально и таким образом регулирует нашу деятельность, ситуативно определяя ощущение, мысли, волевые действия и поведенческие акты.

 

Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции


"Аспект Я-концепции, которая ассоциируется с соответствующей ситуацией, называется рабочей Я-концепцией". Например, в классной комнате основной детерминантой наших мыслей и ощущений будет академическое (учебное) Я, тогда как во время вечеринки - социальное Я. Наша рабочая Я-концепция определяется тем, что она основывается на общей концептуальной картине Я, направляет поведение в определенной ситуации и изменяется под ее влиянием.

Иногда рабочая Я-концепция может существенно отличаться от базовой. Припомните то, когда Вы поспорили с сотрудником и резко ответили ему. В результате лелеете плохие ощущения к себе, а он, возможно, об этом и не упоминает. До этого времени Вы, вероятно, с уверенностью воспринимали себя как приятного человека, с которым легко работать. После спора думаете о себе плохо несколько часов или даже дней. Но со временем стойкая Я-концепция побеждает, и снова мысль о себе изменяется из отрицательной на положительную, несмотря на тот факт, что перед этим возник конфликт в процессе межсубъективного взаимодействия.

Изменения в рабочей Я-концепции служат причиной динамических сдвигов и в постоянной. Это происходит лишь тогда, когда первая является стойкой на протяжении определенного времени. Например, пока Вы учитесь в университете, то можете думать о себе как о властном человеке. Но если после окончания попадаете на работу, где руководите несколькими людьми и делаете это каждый день, то тоже имеете представление о себе как руководителе по стилю поведения. Это становится важной частью Вашей стойкой Я-концепции. Итак, это изменение возникает вследствие того, что Вы постоянно находитесь в ситуации, которая нуждается во властной манере социального действия. В этом случае рабочая Концепция-я-концепция становится частью стойкой.

Еще одним аспектом собственного Я, что имеет значение для саморегуляции, является сложность Я-концепции. Это касается того, что некоторые люди думают о себе и самоопределяются по одному или двумя направлениями, в то время как другие раздумывают о собственном Я с точки зрения многих признаков. Например, один студент университета думает о себе исключительно как о студенте, сосредоточивая внимание и убеждение на том, насколько хорошо он справляется с обучением. Другой способен воображать себя не только студентом, а и сыном, мужчиной, отцом, другом, членом футбольной команды и т.п..

Поэтому люди отличаются между собой, поскольку владеют простой и сложной Я-концепциями. Личностей с первой воодушевляет только успех в деятельности, а неудачу они воспринимают болезненно. А вот люди, которые имеют сложную Концепцию-я-концепцию, также радуются победам, но в случае поражения защищают собственное Я другими нуждами, которые существуют в их внутреннем мире. Примером здесь снова может быть студент со сложной Я-концепцией, у которого возникли трудности с обучением. Такой человек способен решить их, причем не нанося вреда своему Я, поскольку переключает внимание и на другие виды деятельности - спорт, дружбу и т.п.. Поэтому положительная комплексность собственного Я может действовать как буфер против стресса их ситуаций. Тогда личность способная еще и справиться с придавленным психоэмоционального состояния, депрессией или внутренними конфликтами.

Очевидно, чтобы сделать будущие результаты собственных действий предусмотренными и подконтрольными, надо располагать достаточно точной информацией о своих способностях. Точная самооценка дает возможность контролировать запланированное выполнение любой деятельности. Потребность точности вообще связана с желанием иметь "стойкую Я-концепцию". Ведь каждый стремится думать о себе как о человеке, который не изменяется от ситуации до ситуации. Поэтому личности склонны искать и интерпретировать ситуации, которые отвечают их Концепциям-я-концепциям, и стараются избегать тех ситуаций, которые не отвечают их Я. Этот цикл называется процессом подтверждения собственного Я. Взаимодействуя с окружающей средой, люди используют поведенческие стратегии, которые подтверждают их Я-концепции. Это означает, что они обдуманно выбирают способ поведения, который обогащает представление о них.

Потребность в стойкой Я-концепции может быть настолько сильной, что способна влиять на здоровье человека. Если в жизни личности возникает много отрицательных событий, то она может заболеть, поскольку отрицательные переживания несовместимые с положительным самопредставлением. Люди, которые придерживаются отрицательных мыслей о себе, способны заболеть в ответ на положительные жизненные события. Последние вызывают в них стресс и служат причиной депрессии. Это объясняется тем, что счастливые события несовместимые с их суждениями о собственное Я.

Итак, любой из нас, находясь в обществе, преимущественно ищет ситуации и использует мыслесхеми поведения, которые отвечают актуально сформированной Я-концепции. Вообще стойкое ощущение Я с важной составляющей взаимодействия человека с тем окружением, с которым он более всего контактирует, прежде всего общается. Это касается отношений с членами семьи, сотрудниками на работе, друзьями. Но для настоящего профессионального роста нужно лелеять и сложную Я-концепцию, которая лучше всего поможет адекватно и безболезненно преодолеть сложные жизненные перипетии, которые случаются у каждого на пути проблемного хода обыденности.

 

Я-концепция в структуре интегральной субъектности


Я занимает особое место среди других психических реалий. Эмпирически понятие "Я" соотносительно с такими психологическими категориями, как "мотив", "деятельность", "образ мира".

По мнению русского психолога Анатолия Зелинченко, в профессиональном использовании Я имеет несколько значений:

·                   в системе представлений человека о себе (Я-образ или Я-концепция);

·                   в психической форме самоидентификации, которая обнаруживает отличие личности от окружающего мира и других людей;

·                   представление человека о своих чувствах, поступках, нуждах, целях, желаниях, мыслях, поведениии, отношении и т.п. в процессе самовосприятия себя как субъекта психической жизнедеятельности;

·                   то, что остается в психике неизменным, несмотря на развитие;

·                   "человек в человеке" ("хозяин"), который ответственный за его жизнь и контролирует поведение, мысли и т.п.;

·                   "ядро ", в котором сосредоточенна сущность человека.

Обобщение этих значений показывает, что Я - это своеобразный центр управления поведением, деятельностью, общением и поступками человека, т.е. "внутренний хозяин", который в академической психологии получил название "личность". Быть личностью - означает быть суб 'єктом деятельности и самосознания.

Главная характеристика личности ее субъектность ("Кто не активный, тот обезличен"). Вот почему Я, сутнісно схарактеризовуючи личность, имеет широкое функциональное поле субъектного формовыявления: и как содержательно-динамический аспект самосознания субъекта, и как личностное ядро, которое сосредоточивает жизненную энергию центральных представлений и мотивов и обнаруживает ее в спонтанной активности, и как наивышее и самое сложное интегральное образование духовного мира человека, и как источник действий, т.е. реальных изменений, которых он добился в жизни окружающих и в самом себе, и как своеобразный интеграл образов его субъективной реальности. Так вот, на убеждение русского психолога Владимира Петровського, Я всегда имеет собственную "динамику индивида", характеризуется самоизменяемостью как "causa sui" ("причина себя) и вследствие этого имеет феноменологию субъективности.

Субъективность - социальный, действено-перевоплощаемый способ существования человека.

Теория субъективности личности В. А. Петровського является исключительно интересной в психологическом обосновании идеей свободного причинения (т.е. возможности самопроизвольно начать причинно-следственный ряд). Последняя концептуально основывается на началах известных в науке теорсистем:

·                   на учении древнегреческого философа Стагирита Аристотеля (384-322г. до н.э.) о четырех причинах (материальную, формальную, деятельную и целевую), а также на мысли об "возвращении причины к самой себе";

·                   на концепции "свободной причины" немецкого философа и природоисследователя Иммануила Канта, в которой причина определяется как "условие того, что дергается ", а гипотетическим началом причинового ряда есть

·                   на толковании немецкого философа Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831) об causa sui, то есть о самопричинении, когда причина самодостаточно определяет себя через свое возвращение к ней самого действия;

·                   на концепции "продолжительности" французского философа Анри Бергсона (1859-1941).


Рис. 8. Субъектные формообразования свободной причинности как єдиномножинність четырех ипостасей Я, которые интегрированы в особую психологическую реальность - causa sui (зав.А. Петровським).

свобода как "безусловное причинение причины в явлении";

В результате анализа В. А. Петровський предлагает модель свободного причинения (рис. 8), которая развивает идею Я как causa sui путем осмысления четырех граней Я, каждая из которых реализует в себе одну из известных аристотелевских причин и одновременно могла бы быть отнесена к рангу "причины себя".

Ця модель служит своеобразной исходной точкой теоретического анализа проблемы самосоздания Я-концепции, поскольку признание самозумовлення в психологии дает возможность обосновать не только идею самодвижения и саморазвития личности, когда развитие происходит во внутреннем пространстве связей с другими людьми, а и социально-психологическим механизмом самосоздания Я через внутреннюю встречу в сфере самосознания витакультурних форм активности (поведение, деятельность, общение, поступки) и образов субъективной реальности (субъект, личность, индивидуальность, универсум). Именно под этим углом зрения реинтерпретируем модель русского психолога.

Субъект-человек как носитель (инициатор, творец) предметно-практической

деятельности и познания.

Личность - особая черта человека, которую он приобретает в социокультурной среде в процессе общей деятельность и общения; способ существованиясубъекта в системе взаимоотношений с другими.

Индивидуальность - человек как уникальная, неповторимая, своеобразная личность, которая реализуется в свободной, творческой деятельностью, оказывается в самоопределении и самосовершенствовании.

Универсум - высшая степень духовного развития человека, который оказывается в полном осознании смысла своей жизни, знании своей причастности к миру как вечности.

Имманентное Я существует в настоящем времени и пространстве, с материальной причиной самоизменения субъекта, охватывает "единство возникновения и хода Я", характеризуется реалистическим наполнением "вот-здесь-бытия", насыщенное импульсами, интуициями, домыслами и предчувствиями, для проявления которых нужное состояние синхронического причинения, т.е. детерминистическая роль неуловимого "теперь", а также "существующее в несуществующем", определяя внутреннюю сторону мотивации человека как равнодейственную всех ее побудительных сил и условие их постоянного упредметнення. По словам украинского психолога Зиновии Карпенко, это уровень относительного субъекта, когда имеют место проявления активности личности как организма (биологический индивид) и его отображение в оскорблении физического Я.

Идеальное Я отвечает самопричинению в значении "формальной причины" как:

·                   конструирование человеком своего собственного образа в идеальном пространстве и времени;

·                   представление себя в виде вероятной возможности (например мыслителя),

·                   субъекта самонаблюдения и целенаправленности;

·                   антиципаційний (предсказательный) образ себя, который вынесен за границы имеющегося состояния вещей, большей частью в желательное будущее, которое отображает достижение целей конкретной деятельности.

Указанный аспект Я З.С. Карпенко связывает с уровнем моносубъекта (идентификация с узким кругом психических явлений) и указывает на две возможных проекции: построения оскорбления-цели (желанного результата деятельности) и образа потенциального Я-субъекта самоактивности и самосоздания. Другими словами, кто не видит себя идеальным творцом ближайшей окружающей среды, тот не способен лелеять конструктив собственной Я-концепции из саморозвивающихся источников своего многогранного Я.

Трансцендентальное Я презентует "деятельную причину" самодвижения Я, существует в условном пространстве (вне местонахождения) и времени (вневременное), удерживает мысль, является источником и основой самой себя; действие этой мысли - раскрыть перспективу быть, сохранять в себе виртуальную и вместе с тем осуществляемую возможность всеобъемлющего присутствия в мире, которая достижима только на степени целевого состояния Я.

Трансцендентный - тот, что выходит за любые актуально заданные границы.

Анализируемое значение causa sui характеризует уровень полиса субъекта (идентификация со значительным количеством психофизических особенностей) или личности. Затем становится возможным самопорождение мысли и шире - порождение новых смыслов деятельности, технических идей, творческих замыслов и т.п.. При этом трансцендентальное (рефлексивное) Я - полноправный Автор творческой деятельности и самоосуществления.

Трансфинитное Я характеризует "целевую (заключительную) причину" самозумовлення личности, которая предусматривает наличие переживания беспредельности своего существования в мире, а также его полноты и актуальности, бесконечности и святости, спонтанной свободы и неограниченной духовности. Одновременно, по мнению З.С. Карпенко, это переживание:

·                   Взаимопричастности человека к вечному (всегда-бытие),

·                   насквозь-пространственности (всюду-бытие),

·                   безграничного наслаждения, любви, истины.

Они словно охватывают собой мир, завершено свободные от бремени выбора и образовывают совершенное пространство и время, где обнаруживает себя неспокойный человеческий дух. Трансфинитное Я - венец саморазвертывания субъективности человека, когда переживание себя и мира в себе всеосяжно приобщает к вечности. Так замыкается круг причинности: трансфинитное Я вкотре становится исходным моментом имманентного Я, и начинает новый формообразовательный цикл causa sui. Четвертую грань исследовательница связывает с феноменологией цели-субъекта (идентификация с широким кругом вне личностных объектов) или индивидуальности.

В этой связи В. А. Петровський, прогнозируя будущее психологической науки, говорит о трансфинитной психологии, которая соединит синтез досвідної и поза досвідної форм познания-ведения мира, обеспечит взаємоопосередкування трансцендентального и эмпирического. Вместе с тем З. С. Карпенко указывает на существование абсолютного субъекта (Богочеловека, Универсума) - как начала и конца цепи причинности. На наш взгляд, обоснование абсолюта Я-духовного человека - целиком логический шаг для охарактеризования вне эмпирических, невидимых, но реальных явлений человеческого бытия. В предложенной нами теоретической модели этот абсолют является одной из четырех составляющих-носителей духовности, сложным формовыявлением Я-духовного.

Итак, разные ипостаси Я завершеного цикла самопричинения (Имманентное Я, Идеальное Я, Трансцендентное Я, Трансфинитное Я, Духовное Я) и соответствующие им равные субъективности человека (относительный субъект, моносубъект, полисубъект, метасубъект, абсолютный субъект) во взаимодополнении представляют теоретико-методологическую подпочву модели самосоздания Я-концепции. При этом содержательная квинтэссенция процесса самосоздания состоит во внутренний попеременной синхронизированной встрече усвоенных личностью витакультурных форм активности и актуализированных образов субъективной реальности.

Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в образовательном процессе


Поскольку Я-концепция является прижизненным образованием человека в единстве когнитивных (содержание познавательных представлений о себе), эмоционально-ценностных (отношение к себе, которое оказывается в наборе самооценок) и поступковых (формонеоходимости Я-образа и Я-отношения в поведенческом процессе) компонентов, то полноценное развитие его положительного налаживание - одно из важнейших задач системы национального образования. Методологическим эталоном здесь может служить поступковый подход, который обосновывает поступок самопознания, закономерным результатом которого является Я-концепция человека. Именно в цепной реакции поступков, - пишет В. А. Роменец, - происходит духовное формирование индивида, развертывание и утверждение неповторимой сущности его Я, его личности. Каждый осуществленный поступок для личности - акт утверждения собственного Я и вместе с тем акт его развития, обретения новых личностных черт и опыта.

Взаимоотношения в системах "отец-ребенок", "учитель-ученик", "преподаватель - студент" логически рассматривать как ряд ситуаций, благодаря которым разворачивается поступок самопознания воспитанника, когда ускорено формируется его Я-концепция. Это просветительно-воспитательное взаимодействие всегда является продолжительным во времени, характеризует длинный путь самораспознавания личности, формирование ее индивидуальности и усвоение окультуренных средств выявления себя в мире. Однако при отсутствии психосоциальной паритетности и согласия, анализируемые взаимоотношения могут стать реальной угрозой для уже сформированной Я-концепции подростка, юноши, взрослого человека. Пример такой внутренней драмы приводит украинский психолог Виктор Юрченко, подавая фрагмент самоанализа студентки Ани Ш.: "Я- будущий учитель? Уже нет! Я хочу, чтобы после этого училища меня больше ничего не связывало с педагогикой. Именно здесь я перестала верить в себя...". В процессе психологической беседы установлено, что детонатором этой "катастрофы " сознания были взаимоотношения с некоторыми преподавателями. Конфликтность учинической ситуации породила внутриличностный кризис, а затем тревожность и дистрес.

Понятно, что студентка не родилась с таким содержательным наполнением Я-концепции, а получила его в общении с другими людьми под давлением их отношений, оценок относительно нее как личности, структурируя собственные наставления и убеждения относительно себя. Так вот от их глубины и характера зависит эффективность межличностных взаимоотношений между преподавателем и студентом, а также то, будет ли происходить укрепление концептуального Я последнего, или в критической ситуации внутренне-личностного конфликта зліквідовуватимуться или, наоборот, будут возрастать расхождения в структуре его Я. Для примера приводим еще такие строки из самоанализа студентки Ирины У.: "Провела несколько пробных уроков, ни один мне не понравился. Начало закрадываться сомнение, а смогу ли я быть хорошей учительницей?.. И лишь во время урока математики в школе, заметив одобрительный взгляд методиста, впервые ощутила: "Я -учитель!". Урок провела на дыхании вдохновения. Общение с методистом при обсуждении урока укрепило мою веру у себя ".

Недооценка социопсихологичной паритетности учителем и преподавателем взаимоотношений с воспитанниками драматизирует ход развивающих процессов в структуре их Я-концепций. К сожалению, преобладание позиции виновника относительно друг друга создает непреодолимый барьер в отладке педагогического общения. По традиционной оргсхеме обучения отсутствует четкая образовательная модель достижения личностного равноправия взаимоотношений. Через отличие социально-ролевых статусов (преподаватель - одно, а студент – совсем другое), непонимание да и нежелание важности реальной помощи студенту в повышении своего статуса к норме: "Ты - мой будущий коллега", в педучилищах и педуниверситетах создается критическая ситуация, когда поступки студента, рожденные его Я-образом, противоречат оценкам его как личности со стороны преподавателя. Понимая возможные отрицательные социальные следствия конфликтности с последними, воспитанники стараются избегать любых контактов с неприятными наставниками, избегая встречи не только один-на-один, а и в группе ровесников, во время отдыха и т.п..

Я-концепция формообразуется в процессе сравнения себя с другими людьми. Мысль о себе постоянно подкрепляется сопоставлениями, аналогиями. Можно предположить, что отношение студента к преподавателю обусловлено соотношениям собственной Я-концепции и системой представлений о наставнике. Если представление о себе (Я-образ) оценивается положительно, то большей частью определенные черты "приписывают" и тому преподавателю, которому студент симпатизирует (механизм идентификации). По внутреннему принятию педагога имеет место и так называемая идеализация, т.е. завышенная оценка. Вообще оценка личностных черт другого человека тем высше, чем больше оцениваемый нравится тому, кто оценивает. Если же открытый конструкт собственного Я расценивается студентом как нежелательный, отрицательный, то через защитный механизм проекции он приписывается тому преподавателю, к которому студент относится отрицательно, а тем более субъективно не принимает его личность.

Итак, Я-концепцию студента можно рассматривать и как результат, и как условие функционирования плодотворных взаимоотношений его с преподавателями. Через механизм оптимизации межличностных взаимоотношений в системе "студент-преподаватель" можно корректно влиять на формирование Я-концепции будущего учителя, экономиста, юриста и т.п..

Выводы

1)                Каждый человек, присваивая тот или другой шаблон коллективной жизни, интегрирует разные свои склонности в единую персонификацию Я, через которую и благодаря которой получает соответствующий статус в группе.

2)                Становление Я-концепции лица зависит, с одной стороны, от реального или естественного окружения, в котором он процесно самоопределяется, а с другой - от символической среды, через которую познает мир и себя его средствами (слово, действие, объекты).

3)                Относительная внутренняя самодостаточность Я-концепции как стержневой внутренней опоры человека (отсюда, собственно, самоуважение, самодоверие, самоодобрение, самоподдержка и т.п.) обусловленная наличием самопричинения в ее витакультурном утверждении себя на разных уровнях субъективности (относительный субъект, моносубъект, полисубъект, метасубъект, абсолютный субъект) и связанных с ними образов субъективной реальности (индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум).

4)                Идея свободного причинения и поведенческий подход в психологии служат своеобразной исходной точкой теоретико-методологического обоснования проблемы самосоздания составляющих Я-концепции учеников или студентов в системе инновационного обучения.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты