Субъектный контекст Я-концепции

Субъектный контекст Я-концепции

Субъектный контекст развития Я-концепции

План:

 

Роль символов в становлении Я-концепции

Социальная природа Я

Системность социальных взаимоотношений и функции Я

Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции

Я-концепция в структуре интегральной субъективности

Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в образовательном процессе

 

Роль символов в становлении Я-концепции


Я-концепция, как и другие самісні значения, находит отображение в символах. Важнейшее из них - имя человека. Именно этот символ, с помощью которого он себя определяет, непосредственно ассоциируется с ее Я-концепцией. Следствием этого являются два момента: с одной стороны, имя всегда так или иначе объединяется с носителем концептуального Я, с другой – на конкретное имя сообщество реагирует так, словно на самого живого человека. Когда чье-то имя неправильно произносят, забывают или путают с другими, то его носитель чувствует себя оскорбленным. Экспериментально доказано, что те, кто прячется от милиции, по обыкновению не разглошают полностью своего настоящего имени. Большей частью сохраняется или основа фамилии, или лишь инициалы, или то и другое. Очевидно, здесь сталкиваемся с конфликтом между желанием избегнуть того, чтобы личность узнали, и боязнью потерять ощущение собственной определенности.

Символ (грец. sumbolon - условный знак) - это некоторый объект, образ действия или слово. Например, флаг - это символ наций, и люди, - отмечает американский ученый Тамотсу Шибутані, - ведут себя относительно соответствующей ткани так, словно это сама нация, с которой они идентифицировались. Чувства также имеют символы. Это может быть поцелуй как проявление любви.

Но важное значение в формировании Я-концепции представляют лингвистические символы – артикулярные звуки, письменные знаки, возглашенные слова. Они могут побуждать людей воевать, пойти в монастырь и т.п.. Поэтому символическое значение любого явления помогает объединять практическое с духовным, человеческое с космическим, беспорядок с порядком, случайное с причиновым.

В частности, память основывается частично на лингвистических механизмах. Числа и календари организовывают распределение событий и времени, и любой из нас понимает, как тяжело было бы без таких символов систематизировать прошлые события. Также человек, например, не мог бы припомнить и рассказать о цвете своего дома, в котором жила в детстве, если бы не было слов, которые обозначают цвет.

Особенно показательными являются переживания человека, который страдает физическми недостатками. Например, Элен Келлер, которая с детства была слепой и глухой, написала несколько книг, в которых описала яркие цвета и прекрасную музыку благодаря символам. Когда ее попросили это объяснить, мисс Келлер ответила, что понимает значение последних через переданную ей многоаспектную символику. Итак, взгляд девушки на мир связан не столько с чувственностью, сколько с символическим окружением. Известно, что другие люди постоянно разговаривают о вещах, которых никогда не видели. Исторические события также воспринимаются не непосредственно, а лишь через воображение. Так и картина мира является скорее продуктом символической коммуникации, чем опыта. И вдобавок существует много символических действий (пожимание руки, курение и т.п.), которые являются элементами сохранения благоустроенной жизни.

Немало человеческих чудачеств станут понятнее, если учесть, что лицо человека и некоторые из его физических особенностей также являются символами его Я-концепции. Високоиндивидуализованые черты лица личности легкие для узнавания. Каждый раз, когда человек осуществляет что-то особое и хочет запомнить этот случай, то делает фотографию, на которой хорошо представленная ее физиономия. Даже молодая женщина, которая побеждает на конкурсе красоты благодаря форме своих ног, будет встревоженная, если в кадр, который появится на следующий день в газете, не попадет ее лицо. Задержанный преступник старается отвернуться, когда на него направленная кинокамеру. Отсюда понятно, что даже определенные части тела (прежде всего лицо) сыграют важную роль в формировании Я-концепции, выполняя в дальнейшей жизни функцию значащих символов.

Люди формируют соответствующие представления о себе прежде всего благодаря символической коммуникации. Все ощущения переплетаются и интегрируются, и личность способна биполяризировать свое поле восприятия лишь тогда, когда благодаря уму и воли разъединяет свои переживания на определенные составные. Манипулирование такими составляющими в воображении значительно облегчается путем подстановки лингвистических символов, которое ограничивает развертывание персонификации, хотя именно символы дают возможность описывать и упорядочивать человеческий опыт. Поэтому Я-концепция научно обосновывается путем реконструкции ментального опыта средствами лингвистического категориального анализа, который с различным успехом проводит социальная группа и ее всевозможные представители.

Это предположение частично может быть подтверждено в результате изучения личностей, которые не способны адекватно пользоваться символами. Исследование докозали, что люди, которые страдают на афазией, преимущественно руководствуются инстинктивными нуждами. А вот пациенты, которые выздоравливали после шизофрении, подтверждают, что в случае потери способности пользоваться символами границы между человеком и окружением исчезают. Взрослые личности, которым гипнотизер навеял, что они еще маленькие дети, воспринимают свое тело как тело очень маленького роста. Когда одному з тех, кто находился в этом состоянии, приказали толкнуть своего отца, то он, выполняя эту задачу, изменил собственную схему тела и представление о своей физической силе, а тело воспринял как такое, которое увеличивается. Поэтому познание себя как человека не только организуется с помощью лингвистических символов, а и способно изменяться благодаря ним. Итак, символическая среда и идентификации взыскивают формообразовательное влияние на Я-концепцию социальной личности.

Афазия (грец. а - отрицательная часть + phasis - высказывание) - системное нейропсихологическое нарушение, которое проявляется в разладах языка, которые возникают через органические повреждения мозга.

Социальная природа Я


Интересной также является гипотеза относительно того, только ли лишь людям присуще ощущение Я. Экспериментальные исследования, проведенные в этом аспекте доказывают, что не только человечество уникальное в этом плане. Ученые помещали зеркало в клетку обезьяны и ждали, пока животное привыкнет к этой вещи. Потом на короткий срок ее усыпляли и на бровь или ухо наносили красную краску без запаха. Что возникало, когда обезьяна просыпалась и видела себя в зеркале? Шимпанзе и орангутанги мгновенно притрагивались к тому месту, где была красная краска. А вот гориллы и другие виды обезьян редко или вообще не обращали внимание на наличие последней. Указанное исследование констатирует такой факт: "у шимпанзе и орангутангов существует элементарная Я-концепция. Они осознают, что их образ в зеркале - это они сами, а не другая обезьяна, и понимают, что имеют другой вид, чем раньше".

Другие исследования, проведенные по аналогии с этим экспериментом, выявили, что самоузнавание у человека возникает приблизительно в возрасте двух лет. 75% детей 21-25-ти месяцев притрагивались к своим носам, выкрашенным исследователем красным цветом, и 25% 9-12-ти месячных грудных детей совершали так же.

Соответственно тому, как мы взрослеем, наша Я-концепция постепенно усложняется. Психологи изучали процесс изменения Я у людей с детства и к становлению зрелости. Личностей раннего возраста просили ответить на вопрос: "Кто Я такой?". Большей частью дети указывали на четкие, однозначно понятные, характеристики: возраст, пол, имя, местожительство и др. Когда индивид взрослеет, то, разумеется, начинает придавать меньшее значение физическим данным и больше сосредотачивается на психологических состояниях (например, на мыслях) или на профессиональном росте.

Кроме того, эксперименты с человекоподобными обезьянами показали, что и социальный контакт также имеет большое значение для развития Я-концепции. Исследователи сравнивали поведение двух шимпанзе – той, которая выросла в нормальной семейной группе, и изолированной от своего племени. Обеим обезьянам нанесли красную краску на бровь, потом их поместили в разные комнаты без зеркала. Психологи отмечали, насколько часто шимпанзе притрагивались к подмеченным участкам на голове. Более позднее зеркало принесли в комнату. Обезьяна, которая жила в племени, мгновенно смотрела в него и рассматривала красное пятно у себя на голове. А социально изолированная не реагировала на изображение вообще, т.е. не узнавала себя в зеркале. Итак, социальное взаимодействие имеет решающее значение для становления и развития природы индивидуального Я.

Вообще самопонимание полностью возникает тогда, когда мы сравниваем себя с другими. Ведь известно такое: когда человек стремится определить свои ощущения, черты своей личности и способности, то важным источником могут быть ощущения и черты других. Предположим, Вам дали тест, чтобы проверить чуткость, и вместе с тем решили выяснить, насколько хорошо Вы вникаете в проблемы окружающих. В задачу входит чтение отрывков из автобиографий, проговоривши которые, надо сделать выводы о личных проблемах автора, если они у него есть. После того, как Вы заполнили тест, сообщают, что Ваша оценка 35 баллов. Что человек узнает? Ничего, поскольку не знает, что означает 35 баллов: плохо это или хорошо? Предположим, Вам сказали, что вся тестовая шкала содержит от 0 до 50 баллов. А теперь, что Вам известно? Кое-что больше, чем в предыдущем случае, поскольку, хотя и не набранная максимальная сумма, все же достигнут результат, который равняется двум третьим названной шкалы. Так вот, чтобы получить объективную информацию, нужно знать количественные достижения других лиц. Когда скажут, что кто-то получил от 0 до 20 баллов, то Вы, наверное, ответите: "Чудесно! Я в самом деле очень чуткий человек!". С другой стороны, если сообщат о том, что кто-то набрал больше 45 баллов, то возникнет сугубо противоположное ощущение - чувство неуверенности.

Указанный пример иллюстрирует теорию социального сравнения природы Я Л. Фестингера. Согласно ней человек узнает о своих способностях и установках только тогда, когда сравнивает себя с другими. Эта теория отвечает на два важных вопроса: а) когда Вы себя сравниваете с такими как Вы? и б) с кем Вы стремитесь себя сравнить? На самом же деле, если личность неуверенна в том, насколько хорошо что-то выполняет (например учится), или что-то ощущает, то начинает наблюдать за другими людьми и, естественно, сравнивать себя с ними.

Относительно второго вопроса, то у человека сначала возникает первичный импульс сравнить себя со всеми, кого он видит рядом. Этот процесс происходит быстро и автоматически. Оценив свою деятельность и действия других, разворачивается анализ, который подтверждает, что не все сравнения будут одинаково достоверные. Например, предположим, что у человека возникло желание узнать, насколько он одарен как психолог и вообще, есть ли у него профессиональные способности в выполнении этой работы. Что будет для Вас наиболее приемлемым: сравнивать себя с Зигмундом Фройдом, Сергеем Рубинштейном или с коллегой, которая практикует в школе с учителями и учениками? Не удивительно, что Вы изберете последнюю ситуацию, поскольку, наблюдая за способностями друзей, есть возможность оценить, насколько Вы сами одарены в психологии как профессионал. Ведь сравнения себя с 3.Фройдом не принесет утехи, поскольку в своих открытиях этот гений стоит весьма высоко над Вами.

Иногда люди формируют восходящее социальное сравнение, когда сравнивают себя с теми, кто той или другой мерой лучше, чем они сами. Но, с точки зрения самопознания, полезнее оценивать себя рядом с теми, кто похож на нас самых. Если Вы сравниваете свой психологический талант с Вашим братом, то это - нисходящее социальное сравнение. Применение в жизни последнего - стратегия защиты и намеренное расширение своего Я. И это понятно: только сравнивая себя с менее одаренными личностями, можно вмиг прийти в восхищение собой, пусть ситуативно приобрести самоуважение и самоуверенность.

Вывод очевидный: с кем мы себя сравниваем, зависит от того, какую цель ставим перед собой. Когда хотим точно оценить собственные способности и мысли, то сравниваем себя с людьми, похожими на нас. Если же нам нужна информация о том, к чему на самом деле стремимся, то при этом применяем восходящую тактику социального сравнения. И, в конце концов, когда целью является обогатить или расширить свой образ Я, то оцениваем себя с менее счастливыми особами и таким образом достигаем внутреннего комфорта.

Итак, в жизни людей существуют такие способы понимания социальной природы собственного Я, как:

■ символика, которая организовывает и упорядочивает существование каждого;

■ интроспекция (процесс, с помощью которого личность наблюдает за собой, розмышляючи над своими мыслями, ощущениями и мотивами);

■ социальное взаимодействие, через которое каждый имеет возможность самоопределяться и занять адекватную роль в обществе, получить соответствующий статус.

Интроспекция (лат. intro - внутри + skoreo - смотрю) - исследовательский прием психологических процессов, который основывается на наблюдении собственных психических процессов и состояни, без использования любых инструментов или эталонов.

 

Системность социальных взаимоотношений и функции Я


Я-концепция и большинство других определений-конструктов, формируется, уточняется и закрепляется со дня на день в напряженном взаимодействии людей между собой. Каждый отслеживает, как относятся к нему другие, и на началах этой информации формирует суждение о том, к которому психотипу принадлежит. Мысли человека о своих способностях и физических данных, о том, каких поступков от него ожидает окружение, возникают в процессе его участия в организованных группах. Именно этот исходный тезис дал возможность описать человеческое ощущение личностной определенности как зеркальное Я. Концепция собственного Я - это отображение тех свойств человека, которые воспринимаются другими членами общества. Человек конструирует персонификацию на подпочве обратных социальных реакций. Если к нему постоянно обращаются так, словно он представляет собой кое-что особое, то этот человек почувствует себя необыкновенным, чрезвычайным или просто оригинальным, в отличие от других. Недавно, что Все сограждане очень чувствительные к реакции народной массы и обращают внимание на любой сигнал, который мог бы стать им ориентиром. Итак, Я-концепция развивается только в актуально-динамическом формате социального взаимодействия. Именно его наполнение, масштабность и качество определяют то, какой будет личность и ее самосознание в частности.

Человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения. Логически предположить, что, рассматривая себя, каждый становится отображением того, что, на его убеждение, думают о нем другие. Общеизвестно, как человек оценивает себя самого, отвечает поэтому, как, на его взгляд, о нем думают люди вообще, а также те, кто находится во временной с ним группе.

Развитие Я-концепции депроблематизується и значительно облегчается в тех социальных системах, где четко определена номенклатура статусов: здесь каждый знает, каких шаблонов поведения и личностных черт нуждается то или иное его положение в социуме. Врачу или священнику следует оставаться в городе, где властвует эпидемия, а солдату непристойно исчезать с поля боя. Честь человека - самісна модель, которой она придерживается, поскольку занимает соответствующее положение в обществе. Требования и нормы, которые личность ставит перед собой и которые исповедует, подкрепляются мыслями других людей. Больше сотни администраторов разных бюрократических организаций воображают самих себя так, как лучше всего характеризует эту категорию служащих гражданская масса, т.е. как людей, заинтересованных в достижениях предприятия, решительных, организаторськи способных и реалистически сориентированных.

Каждый человек привлечен к системе социальных взаимоотношений. Он ожидает, что другие будут обращаться к нему с позиций человечности. Когда негр посещает запрещенное для него место, то он, естественно, ощущает вражеские реакции со стороны присутствующих; если же его встречают приветливо, то у него возникает удивление и подозрение. Именно так, подходя к незнакомой женщине, чтобы спросить о направлении движения на дороге, мужчина приветливо обращается к ней, поскольку ожидает на любую взаимность, словно обнимает свою собственную жену. Аналогично к этому ощущению определенности человек подвергается постоянным испытаниям в конкретных ситуациях социального взаимодействия.

Если с человеком ведут себя как с нищим, то он большей частью именно такимой себя и воображает, а его поведение приобретает инфантильные черты. Ведь нередко в военных частях офицеры жалуются, что их подчиненные полностью беспомощные и не способны отвечать за свои поступки. Подобно этому в некоторых колледжах, где за студентами постоянно следят, словно за преступниками, руководители испытывают удивление, что система самоуправления недейственная. Во времена инквизиций, когда предъявляли обвинение лицам потому, что они принадлежат к религиозным сектам, некоторые из них сами сознавались, что были колдунами. Последние поверили в свою вину и соглашались со смертным приговором, который возглашал суд. Стремясь исправить "греховные поступки ", они впутывали в дело друзей, которые были совсем непричастны к этому. Такие люди переоценивали определение самих себя через последовательное отрицательное отношение, которое ощущали со стороны окружающих.

Взаимоотношения между Я-концепцией и социальным статусом иногда оказываются в обостренной чувствительности некоторых людей к статусной символике. Например, молодой врач старается, чтобы стетоскоп выглядывал из его кармана, подчеркивая таким образом свое превосходство над лаборантом. Отличие между теми, кто получил соответствующий статус, и теми, кто этого не достиг, освещеннов специальном опрашивании. Каждому из 468 лиц, старше шестьдесят лет, было предложено охарактеризовать самого себя. 60 % ответили, что они - "люди среднего возраста", и лишь 38% заявили, что они "старые". Анализ показал, что молодыми считают себя те, кто постоянно контактирует с людьми своего возраста. Наоборот, обретение статуса "отставника" ограничивает социальный контекст поведения, и тогда человек персоніфіковує себя как такого, который вступает в завершающий период жизни.

Вообще степень гармоничности Я-концепции человека в первую очередь зависит от интеграции социальной системы, в которой он деятельно функционирует. В незрелом (экономически, демократически, социально) обществе, где групповые нормы взаимно не согласованные, отдельному гражданину тяжело интегрировать свои разнообразные Я-образы в единое целое. Когда указанные отличия чрезвычайно большие, то человек страдает от внутренних конфликтов, которые иногда приводят к распаду его личности и деградации. В психологии за аксиому принято утверждение, что каждому лицу присущий свой социокультурный опыт, свое восприятие мира и уникальная траектория развития. Но ее чувства не могут быть ни четко продиференциированные, ни стойко заданные без лингвистических символов, которыми она овладевает как персонифицированная единица социума. Благодаря упроченным реакциям и понятному стилю поведения других людей личность самоутверждает ощущение своей определенности, а ее Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянностью и ожидания положительной обратной связи со стороны окружающих.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты