Субъективное отношение к природе во взаимосвязи с самореализацией (на примере студентов – психологов...

    Для философско-религиозной мировоззренческой системы Востока изначально характерна субъект-объектная неразделенность в восприятии мира. Более того, целый ряд методик личностного совершенствования предусматривает снижение чувства собственной субъектности, «растворение своего Я», слияние с окружающим миром и т. п. С другой стороны, все живые существа представляются равноценными составляющими Вселенной, достойными уважения и восхищения, иными словами, с точки зрения субъект-объектной парадигмы, они, безусловно, считаются субъектами.

    Таким образом, можно констатировать, что для восточного мировосприятия свойствен «встречный процесс»: с одной стороны, понижение собственной субъектности личности, с другой, субъектное восприятие мира природы.

    Такая динамическая гармония между уровнем чувства собственной субъектности и субъектности мира природы способствует психологической включенности в мир природы и непрагматическому отношению к нему.

   Для Запада, с присущим ему индивидуалистическим типом сознания, характерна постоянная необходимость в подтверждении личной субъектности. Процесс исторического развития западного типа мировосприятия — это процесс постоянного усиления личной субъектности, причем мир природы служил объектным фоном, «трамплином», от которого люди стремились психологически как можно дальше оттолкнуться. Противопоставление собственной субъектности объектному миру природы позволяло усиливать чувство собственной значимости, исключительности своего «Я». Следовательно, для западного сознания остается только одно направление динамического сближения уровней воспринимаемой субъектности личности и мира природы — повышение субъектности последнего, т. е. педагогически организованная субъектификация природных объектов. [18] Данную концепцию в формировании экологической личности можно представить в виде схемы. рис.25.

ВОСТОК                        ЗАПАД

S-субъектность

S° - педагогическая субъектификация

Рис. 25. Стратегии формирования экологичной личности в культуре Востока и Запада

 

   Это означает, что формирование экологической личности в рамках экологического образования Запада не может опираться на философско-религиозный опыт Востока, оно должно искать свои технологии экологизации  личности, адекватные особенностям западного восприятия.



 

1.3 СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

       Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что по­знать личность ¾ значит выявить ее отношения к действительности.  

       Среди многообразных отношений человека выделяют как специфические его отношения к природе. Именно такого рода отно­шения и являются одним из составляющих компонентов предмета экологической психологии. Отношения человека к природе могут описываться как некоторая объективная характеристика, что важно для собственно научного анализа проблемы так же, как и характеристика субъективная, когда объективная связь природы и потребностей личности находит отражение в ее внутреннем мире.

В силу этого практически любое отношение к природе приоб­ретает своеобразие субъективного отношения.

     Содержание основных типов субъективного отношения к природе, которые являются отношения к природе доминирующими, наиболее часто встречающимися на тех или иных этапах онтогенеза личности. В целом, эти типы иллюстрируют три основания типологии отношения к природе: характер модальности по оси “объектная—субъектная”, характер модальности по оси “прагматическая непрагматическая”, и преобладающий компонент интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.[4]

    Перцептивно-аффективный объектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе объектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладанием перцептивно-аффективного компонента интенсивности.

    Для личности с данным типом отношения свойственно объектное восприятие мира природы. Природные объекты — при всей своей привлекательности — несопоставимо далеки от возможности общения с ними, партнерского субъект-субъектного взаимодействия.

    Личность с таким типом отношения к природе ориентирована, в первую очередь, на перцептивно-чувственное, эстетическое ее восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным субъектам. Она характеризуется особой сензитивностью к “чувственной вырази­тельности природы”, способностью “непосредственно постигать объекты на основе своей чувственной эстетической восприимчивости.

   Когнитивный субъектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладани­ем когнитивного компонента интенсивности.

     Для личности с данным типом отношения, в отличие от предыдущего, свойственно субъектное восприятие мира природы: природные объекты для нее не просто стоящие несоизмеримо ниже “объекты”, которые должны “радовать глаз” или как-то иначе служить человеку, а именно субъекты, обладающие собственной самоценностью.

В то же время, в основе деятельности с природными объектами, так же как и в первом случае, лежит непрагматическая мотивация, но отличающаяся по содержанию.

      Когнитивный субъектно-прагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-прагматической модальности, характеризующийся преобладанием когнитивного компонента интенсивности.

     Для личности с данным типом отношения, так же как и с предыдущим, свойственно субъектное восприятие мира природы, но при этом деятельность с природными объектами носит прагматический характер.

     Практический объектно-прагматический — это тип субъективного отношения к природе объектно-прагматической модальности, характеризующийся преобладанием практического компонента интенсивности.

     Для личности с данным типом отношения свойственно объектное восприятие мира природы как источника материальной пользы..

Поступочный субъектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладани­ем поступочного компонента интенсивности.

    Для личности с данным типом отношения свойственно субъектное восприятие природы; для нее сферой, регулирующейся этическими требованиями, являются уже не только отношения между людьми, но и взаимодействие с животными, растениями и целыми экосистемами: все, что недо­пустимо по отношению к человеку, недопустимо и с природным объектом.

Распространение сферы этических требований на взаимодействие с миром природы необходимо предполагает непрагматический характер мотивации этого взаимодействия: природа не может рассматриваться как источник какого-либо “полезного продукта”, она ценна сама по себе.
1.4 ФЕНОМЕН САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    Самоактуализация и самореализация — это научные понятия, реферирующее определенные процессы в мире действительности. На глобальном, метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека».[11]

    На уровне человека А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам».[7]

    Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная Последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, Развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей «самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют моим силам и возможностям, моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. [2]

    Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии, «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

    О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья. [2]

    В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с  обретением подростком понятийного уровня мышления; наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем;  наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы.[2]

    Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) — это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) — имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus — поступок), имеющую вещественный результат. Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого). Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность. Акт самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи. [7]

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ

  

      Для тех, кого привлекла гуманистическая психология, достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. Конечно, как и в случае любого абстрактного образа идеального психического развития, нельзя достичь самоактуализации, просто следуя предписаниям, предложенным «экспертами». Напротив, это медленный и болезненный процесс, который лучше рассматривать как постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

       Исходя из неформального исследования описанного ранее, Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

    1.Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта способность видеть более эффективно, распространяться на многие сферы жизни, включая искусство, музыку, науку, политику и философию.

   2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги — эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и, в конце концов, умирают.

  3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспособляться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.

  4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше из непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: «работа и человек, кажется, предназначены друг для друга … человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок».  [3]

     Самоактуализирующихся людей также очень интересуют вопросы философии и этики. Они живут и работают в сфере широчайшей компетенции, стремясь посвятить себя надличностной «миссии» или задаче. Такой стиль жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное, незначительное, и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.

  5. Независимость: потребность в уединении. Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

     К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализирующихся людей эти дефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня — общения с собой. Маслоу считает, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты