Супружеские конфликты

 (по К. Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. В экстернально – экстравертной (объективной) стратегии поведения «ТИГРОВ» доминирует экстернальность, облегчающая переход от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно-реактивному состоянию флегматика, когда возникает реальная ситуация опасности или, наоборот, ситуация наибольшего благоприятствования, признание его заслуг.

«МЕДВЕДЬ». Основной способ взаимодействия и его мотив – «НЕТ – НЕТ», т.е. мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, - отрицательного отрицания, обуславливающего известную стабильность развития личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития. В принципе деструктивное, это единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по К. Томасу). Первая – подавление, властвование над другими и над собой – во взаимном отрицании внутреннего мира, как своего, так и мира других людей. Вторая - приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. «МЕДВЕДЬ» одновременно и экстернал и интроверт, и его поведение может варьироваться от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений, вещей. Его флегматия является личностным состоянием, плодом отношения к нему в семье или ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживается проявление значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности «МЕДВЕДЬ» меланхолик. Вследствие этого в решительные моменты жизни «МЕДВЕДЬ» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь».

Проведение исследования.

Инструкция.

Представьте себе, что вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие лично Вас единицей или двойкой, а совпадающие с Вашим мнением или близкие к нему – четверкой или пятеркой. Оценка 3 не должна использоваться вовсе. Оценивается каждое суждение быстро, без особо долгих раздумий. За советами обращаться Вам не рекомендуется, так как Вы – экзаменатор. Оценка ставится напротив каждого суждения.

Первый блин всегда комом.

Чья земля – того и хлеб.

Когда мягко стелят – жестко спать.

Ум хорошо, а два лучше.

Руби дерево по себе.

Худую траву из поля вон.

Не подмажешь – не поедешь.

На вкус и цвет товарища нет.

Чужая душа – потемки.

Загнанных лошадей следует пристреливать.

Лучше поздно, чем никогда.

Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

На языке мед, а на сердце лед.

Кто смел, тот и съел.

Цыплят по осени считают.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут.

Волков бояться – в лес не ходить.

Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.

Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.

Ласковое теля двух мамок сосет, а упрямое – ни одной.

Всяк сверчок знай свой шесток. В чужие сани не садись.

На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

Дружно – не грузно: согласного стада и волк не берет.

И мутную воду пьют в невзгоду.

Не зря, что Фоме огороды копать, а Ереме над ним воеводой стоять.

Дружба дружбой, а служба – службой.

В конечном счете справедливость торжествует, а зло – наказывается.

Обработка результатов: сложить все баллы отдельно по четырем группам вопросов:

К (20-80)= _60___ + 20.

80

1. №1,5,9,13,17,21,25 сумма _____________ «МЕДВЕДЬ»

2. №2,6,10,14,18,22,26 _____________ «ТИГР»

3. №3,7,11,15,19,23,27 _____________ «ПАНТЕРА»

4. №4,8,12,16,20,24,28 _____________ «ЛЕВ»

Анализ полученных результатов.

Исследование проводилось в несколько этапов. Во-первых, нам необходимо было выяснить некоторые сведения о семье: возраст супругов; возрастной критерий совместных супружеских отношений; который по счету это брак у каждого из супругов, так как опыт предыдущих супружеских отношений оставляет свой след в жизни человека, а так же формирует стереотипы поведения; проживают ли супруги с генетической семьей одного из них; социальные роли супругов и жилищно-бытовые условия проживания.

Таким образом, было исследовано пять семей:

Николай – 32 года, Наталья – 28 лет; первый брак (6месяцев); проживают отдельно от генетической семьи, в благоустроенной однокомнатной квартире. Она - менеджер; он – бизнесмен. Инициатор обращения – супруга.

Петр – 25 лет, Ольга – 21 год; первый брак (10 месяцев); проживают вместе с генетической семьей супруги, в общежитии. Она – педагог, он – рабочий. Инициатор обращения – супруга.

Игорь – 30 лет, Екатерина – 22 года; первый брак (2 года); проживают вместе с генетической семьей супруга в трехкомнатной квартире. Она – студентка, он – риелтр. Инициатор обращения – супруга.

Дмитрий- 27 лет, Лариса – 19 лет; второй брак у супруга, первый брак у супруги. Вместе в браке проживают 2 года, растят сына – 1год. Проживают в однокомнатной квартире, отдельно от генетических семей супругов. Она – домохозяйка, он – водитель. Инициатор обращения – супруга.

Александр - 32 года, Лариса– 30 лет; второй брак у супруги, первый у супруга. Вместе в браке 2 года, у супруги от первого брака дочь (8 лет). Проживают в двухкомнатной квартире, отдельно от генетических семей супругов. Она – старшая вожатая, он – рабочий. Инициатор обращения – супруга.

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) была предложена супружеским парам после предварительного собеседования. Данная методика, позволила выяснить, каким образом супруги способны регулировать межличностные конфликты вообще и супружеские конфликты в частности. Результаты представлены нами в таблице №1, таблице №2.


Таблица 1

№п/п

Имя супругов

Соперничество

Сотрудничество

Компро-

мисс

Избежание

Приспособление

1.

Наталья

2

4

2

2

3

2.

Николай

5

-

3

-

2

3.

Ольга

2

5

2

3

1

4.

Петр

2

3

4

4

2

5.

Лариса

3

2

4

2

2

6.

Александр

4

1

4

3

3

7.

Екатерина

-

4

5

4

2

8.

Игорь

2

2

4

1

1

9.

Лариса

-

3

3

4

2

10.

Дмитрий

3

2

4

1

3


Исходя из этой таблицы можно сделать выводы о преобладании определенной тактики поведения в конфликтной ситуации у каждого из участников исследования.

Таблица 2

№ п/п

Имя супруга

Характеристика поведения в конфликте.

1.

Наталья

Стремиться к сотрудничеству, умеет приспосабливаться к сложившейся ситуации, избегает конфликтных ситуаций, но иногда проявляет конкуренцию в отношениях с супругом.

2.

Николай

Проявляет тенденцию соперничества, не избегает конфликтных ситуаций, идет на компромисс, возможно преследуя какие – то определенные собственные цели.

3.

Ольга

Проявляет соперничество, но не злоупотребляет им, стремиться к сотрудничеству, избегает конфликтных ситуаций, способна к компромиссу.

4.

Петр

Проявляет разумное соперничество, в конфликтной ситуации больше склонен идти на компромисс, высок показатель избегания конфликта.

5.

Лариса

Придерживается в конфликтной ситуации компромисса, склонна к соперничеству.

6.

Александр

В конфликтной ситуации способен идти на компромисс, высокий показатель соперничества, умеет приспосабливаться к ситуации.

7.

Екатерина

Не проявляет признаков соперничества, стремится к сотрудничеству, высокий показатель компромиссных действий, избегания конфликтов.

8.

Игорь

В конфликтной ситуации чаще идет на компромисс, реже стремится к сотрудничеству, низкий показатель избегания конфликтов и приспособленности.

9.

Лариса

Избегает конфликтных ситуаций, чаще идет на компромисс, стремится к сотрудничеству, не проявляет сопернических тенденций.

10.

Дмитрий

В конфликтных ситуациях предпочтение отдает компромиссу, часто проявляет соперничество, не избегает конфликтов, высокий показатель приспособленности.


Таким образом, по результатам данной методики мы видим, что в двух супружеских парах супруги (жены) избегают соперничества, возможно, компромисс для них является формой достижения своих целей, а так же исходя из их социальных ролей (вожатая, студентка) можно предположить, что они зависимы от супруга (мужа) в материальном отношении. Наиболее гармонично разрешают свои конфликты Ольга и Петр, что связано с их взаимным стремлением к сотрудничеству.

Диагностика показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого) позволили уточнить проявления агрессии у каждого из супругов, а так же предположить возможную ответную реакцию на ту или иную форму проявления агрессии, как провоцирующий толчок к конфликту.

По результатам опросника были получены следующие результаты, представленные нами в таблице №3.


п/п

Имя супруга

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Общий показатель агрессии

1.

Наталья

4

7

6

2

4

5

9

4

41

2.

Николай

7

4

7

3

2

6

8

6

43

3.

Ольга

2

5

4

1

6

6

6

4

34

4.

Петр

3

5

4

1

3

4

7

3

30

5.

Лариса

3

7

6

2

7

3

7

2

37

6.

Саша

6

3

9

4

4

10

10

6

52

7.

Катя

3

5

4

3

6

5

4

7

37

8.

Игорь

5

4

7

4

6

9

10

4

49

9.

Лариса

5

8

6

3

8

11

5

3

49

10.

Дима

6

4

8

2

3

5

7

6

41


На основании результатов, обобщенных в цифровом варианте мы видим, что у многих супружеских пар показатель агрессии выше среднего, при этом у супруг (жен) преобладает косвенная агрессия, а у супругов (мужей) – физическая. Каждая пара склонна использовать как средство защиты – вербальную агрессию, а слово часто ранит больнее, чем любое другое проявление агрессии, оставляя след в виде обиды и подозрительности, недоверия. Большинство супружеских пар накапливают чувство обиды, что приводит к непониманию и конфликтным ситуациям. Удивительно, что слово используется супругами не для урегулирования отношений, а для обострения конфликтной ситуации. Оппозиционная позиция в поведении характерна для всех супружеских пар в большей или меньшей степени, но у Ольги и Петра этот показатель низкий, возможно, поэтому они прекрасно ладят с генетической семьей супруги, что нельзя сказать об отношениях с генетической семьей, которые складываются у Екатерины и Игоря.

Выясняя степень удовлетворенности супругов своими отношениями в частности, и браком в целом, нами был проведен тест - опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Во время проведения опроса некоторые супруги были менее откровенны и использовали ответ «трудно сказать». Обработав, полученную информацию, мы выяснили, что из пяти диагностированных нами пар удовлетворены своим браком лишь две (Ольга и Петр, Лариса и Александр), так как по количеству баллов брак относится к категориям: абсолютно благополучный и скорее благополучный. Две супружеские пары (Наталья и Николай, Екатерина и Игорь) относятся по набранным баллам к категории скорее неблагополучных. Одна супружеская пара (Дмитрий и Лариса) по количественному показателю баллов соответствуют переходной категории. Подробные показатели обработки данных теста – опросника удовлетворенности браком представлены в приложении 1.

Исследование «причинной» мотивации проводилось с опорой на методику «Конструктивной мотивации», разработанной О.П. Елисеевым. Результаты мы представили в виде таблицы №4.


№ п/п

Имя супруга

«МЕДВЕДЬ»

«ТИГР»

«ПАНТЕРА»

«ЛЕВ»

Преобладает

мотив взаимодействия

1.

Наталья

4

1

3

8

«ДА-ДА»

2.

Николай

2

6

2

1

«НЕТ-ДА»

3.

Ольга

1

2

4

7

«ДА-ДА»

4.

Петр

2

2

7

5

«ДА-НЕТ»

5.

Лариса

1

4

3

2

«НЕТ-ДА»

6.

Саша

3

6

4

3

«НЕТ-ДА»

7.

Катя

5

2

4

4

«НЕТ-НЕТ»

8.

Игорь

3

7

2

3

«НЕТ-ДА»

9.

Лариса

3

3

4

3

«ДА-НЕТ»

10.

Дима

5

4

2

3

«НЕТ-НЕТ»


Исходя, из преобладающего мотива взаимодействия можно предположить более достоверно, как себя ведет в конфликте каждый из супругов, а также какие черты темперамента им свойственно проявлять в ситуации конфликта и в ситуации благополучия.

Сопоставляя данные методик «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса» и «Конструктивность мотивации» мы получили достаточно интересные сведения о самооценки супругами своего поведения во время прямого оценивания себя и постоянного контроля сознания за этим процессом, а также во время косвенного оценивания – работа с метафоричными высказываниями. Необходимо отметить, что фактор истинного поведения в конфликте более достоверно представили результаты «Конструктивной мотивации», так как нет постоянного контроля сознания и желания оправдать себя, казаться лучше. Результаты приведены нами в сводной таблице №5.


п/п

Имя супруга

Соперничество

Сотрудничество

Избегание

Приспособление

1.

Наталья

2/1

4/8

2/3

3/4

2.

Николай

5/6

-/1

-/2

2/2

3.

Ольга

2/2

5/7

3/4

1/1

4.

Петр

2/2

3/5

4/7

2/2

5.

Лариса

3/4

2/2

2/2

2/1

6.

Саша

4/6

1/3

3/4

3/3

7.

Катя

-/2

4/4

4/4

2/5

8.

Игорь

2/7

2/3

1/2

1/3

9.

Лариса

-/3

3/3

4/4

2/3

10.

Дима

3/4

2/3

1/2

3/5

На основании полученных результатов мы разработали рекомендации супружеским парам по бесконфликтному общению:

Помните, что любой конфликт начинается с недосказанности и подозрительности. Старайтесь бать откровенными во взаимодействии друг с другом, быть вместе, не значит быть рядом.

Принимайте своего супруга (супругу) таким, какой он есть. Пытаясь перевоспитать свою вторую половину, Вы не только потратите много сил, но и настроите ее против себя (спровоцируете ссору).

Постарайтесь, как можно чаще замечать друг в друге позитивные изменения. Похвала, комплимент, приятная улыбка, внимание, интерес к делам другого, его самочувствию, уважительное отношение друг к другу способны творить чудеса.

Если Вас что – то раздражает или вызывает у Вас неприятные чувства, то просто выскажите их, не обвиняя при этом супруга. Предложите ему (ей) обсудить это, но в спокойной обстановке, без перехода на крик и взаимные прошлые обиды.

Прежде чем что-то сказать – подумайте, было бы Вам приятно, если бы эту фразу произнесли в ваш адрес. Помните, что «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

Семья – это совместный труд, который должен приносить удовлетворение обоим, иначе семейные отношения превратятся из уз Гименея в тяжкие оковы.

Таким образом, подобранный нами комплекс методик позволил более полно выявить причины возникновения супружеских конфликтов, и с учетом этого дать рекомендации для супружеских пар, а наш исследовательский материал стал основой для дальнейшей работы психолога ММУ № 11 с этими парами по профилактике дестабилизации и распада супружеских отношений.

Список литературы


1.       Бурмеская Г.В., Карабанова О.А, Лидерс А.Г. «Возрастно-психологическое консультирование» М, 1990 г.

2.       Гуревич К.М., Борисова «Психологическая психология» М.,1997г.

3.       «Диагностика успешности учителя» Морозова Т.В. М., образовательный центр «Педагогический поиск», 1998г.

4.       Дьяконов Г.В. «Психология педагогического общения» Кировоград, 1992 г.

5.       Журнал «Возрастная психология» №4, 1978, стр. 6-7.

6.       Захарова А.В., В.И. Слободчиков «Младший школьник» М., Педагогика, 1981г.

7.       Зимняя И.А. «Педагогическая психология» М, 1999г.

8.       Кларина Л.М, «Учимся общаться с ребенком» М., «Просвещение» 1993г.

9.       Крутецкий В.А «Основы педагогической психологии» М., Просвещение», 1972 г.

10.  Лещинский В.И, Кузнецова С.С «Всегда ли прав учитель?» М, 1990 г.

11.  Мельников В.М, Ямпольский Л.Т «Методы социальной психологии» М, 1977 г.

12.  Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1981 г.

13.  Митина Л.М. «Учитель как личность и профессионал» М, 1994 г.

14.  Обозов Н.Н. «Межличностное отношение», Л., 1979г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты