Супружеские конфликты

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Диагностика показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективно - субъектных отношений.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию.

Агрессивные проявления можно разделить на два типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакции:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник содержит 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Опросник.

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

Я не всегда получаю то, что мне положено.

Я не знаю, что люди говорят обо мне за моею спиной.

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

Когда мне случалось обмануть кого–нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

Мне кажется, что я не способен ударить человека.

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

Я часто бываю несогласен с людьми.

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

Когда я раздражаюсь, то хлопаю дверями.

Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.

Меня немного огорчает моя судьба.

Я думаю, что многие люди не любят меня.

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

Я не способен на грубые шутки.

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравиться.

Довольно многие люди завидуют мне.

Я требую, чтобы люди уважали меня.

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».

Я никогда не бываю мрачен от злости.

Если ко мне кто-то относится хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

Хотя я и не показываю этого, но иногда меня гложет зависть.

Иногда мне кажется, что надо мною смеются.

Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

Когда не получается по-моему, я иногда обижаюсь.

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам».

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

Если бы все знали, что я чувствую, меня считали бы человеком, с которым нелегко работать.

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

Неудачи огорчают меня.

Я дерусь не реже и не чаще чем другие.

Я не могу вспомнить случаи, когда я был бы настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

Я ругаюсь только со злости.

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я ее применяю.

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

Я часто думаю, что жил неправильно.

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

Я не огорчаюсь из-за мелочей.

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

В последнее время я стал занудой.

В споре я часто повышаю голос.

Я стараюсь обычно скрывать свое плохое настроение.

Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:


Наименование

шкалы

«ДА» - 1;

«НЕТ» -0.

«НЕТ» - 1;

«ДА» - 0

Физическая агрессия

1,25,31,41,48,55,62,68.

7,9.

Косвенная агрессия

2,10,18,34,42,56,63.

26,49.

Раздражение

3,19,27,43,50,57,64,72.

11,35,69.

Негативизм

4,12,20,28.

36.

Обида

5,13,21,29,37,44,51,58.

- // -

Подозрительность

6,14,22,30,38,45,52,59.

33,66,74,75.

Вербальная агрессия

7,15,23,31,46,53,60,71,73.

33,66,74,75.

Чувство вины

8,16,24,32,40,47,54,61,67.

- //-


Тест – опросник удовлетворенности браком.

Тест – опросник удовлетворенности браком разработан В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и предназначен для экспресс – диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д. Каждому утверждению соответствует три варианта ответа:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

Инструкция:

«Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать».

Тест – опросник.

Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:

а/ верно,

б/ не уверен,

в/ неверно.

Ваши супружеские отношения приносят Вам:

а/ скорее беспокойство и страдание,

б/ затрудняюсь ответить,

в/ скорее радость и удовлетворение.

Родственники и друзья оценивают Ваш брак:

а/ как удавшийся,

б/ нечто среднее,

в/ как неудавшийся.

Если бы Вы могли, то:

а/ Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (супруги),

б/ трудно сказать,

в/ Вы бы не стали ничего менять.

Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

 Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

а/ что Вы несчастны,

б/ трудно сказать,

в/ что Вы счастливее других.

Жизнь без семьи, без близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (супруги) была бы неполноценной:

а/ да, считаю,

б/ трудно сказать,

в/ нет, не считаю.

Большинство людей в какой-то мере обманывается в своих ожиданиях относительно брака:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:

а/ верно,

б/ не могу сказать,

в/ неверно.

Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:

а/ кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),

б/ трудно сказать,

в/ возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга) – рядом с Вами:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:

а/ верно,

б/ затрудняюсь сказать,

в/ неверно.

Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а/ скорее всего в характере Вашего супруга (супруги),

б/ трудно сказать,

в/ скорее в Вас самих.

Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

а/ усилились,

б/ трудно сказать,

в/ ослабли.

Брак притупляет творческие возможности человека:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладают такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:

а/ согласен,

б/ нечто среднее,

в/ несогласен.

К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

Неправы те, кто считают, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:

а/ согласен,

б/ трудно сказать,

в/ несогласен.

Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

а/ верно,

б/ трудно сказать,

в/ неверно.

Ключ.

1в,2в,3а,4в,5в,6в,7а,8а,9в,10в,11в,12а,13в,14в,15а,16в,17а, 18в,19в,20в,21в,22а,23а,24в.

Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б, в) не совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) – то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Нормы.

Различия между средними для разводящихся и благополучными достоверны по критерию Стьюдента (t = 10.835) на уровне значимости 0.01.

Доверительные интервалы с коэффициентом 0.95 для средних суммарных баллов равны:

Для разводящихся (20,76,23,36),

Для «благополучных» (30,92,33,34).

По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0.05.

Для практического использования нормы теста удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из них доверительных интервалов. Формула:

X (H) = 32 , а X (P) = 22,

при этом их средние квадратичные равны 8.

Таким образом, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить по суммарному баллу таблицу:


Кол-во баллов

Описание категории

0 -16

Абсолютно благополучные

17 – 22

Неблагополучные

23 – 26

Скорее неблагополучные

27 – 28

Переходные

29 – 32

Скорее благополучные

33 – 38

Благополучные

39 - 48

Абсолютно благополучные


Методика «Конструктивность мотивации».

Оригинальной попыткой построить «причинную» мотивацию является разработанная О.П. Елисеевым методика «Конструктивность мотивации». По мнению автора она может быть использована для диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации. Эти четыре типа мотивации понимаются автором как результат взаимодействия мотивации достижения и мотивации отношения.

Четыре ведущих мотива, воплощающих собою четыре основные подструктуры взаимодействия внутреннего и внешнего, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии.

Отношение мотивации достижения (МД) к мотивации отношения (МО) вполне может быть представлено схемой взаимоотношения типов мотивации.


«ДА – НЕТ»: «ПАНТЕРА»

Интернально- МО Внутр. «+»

Субъектная МД Внешн. «- »

стратегия

Меланхолик – Сангвиник

МО «ДА – ДА»: «ЛЕВ»

Интернальность Интернально -

МО Внутр. «+» объектная

МД Внеш. « - » стратегия

Сангвиник – Холерик

МД

Флегматик – Меланхолик

Интровертность

Экстернально- МО Внутр. «+»

Субъектная МД Внешн. « - »

стратегия

«НЕТ-НЕТ»: «МЕДВЕДЬ»

А

Холерик – Флегматик

Экстровертность

МО Внутр. « +» Экстернально

МД Внешн. « - » объектная стратегия

«НЕТ-ДА»: «ТИГР»


«ЛЕВ». Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА-ДА», т.е. мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Стремление к сотрудничеству. В идеале «ЛЕВ» устремлен к взаимному творческому сотрудничеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий. (по К.Томасу – стремление к сотрудничеству).

В состоянии крайнего напряжения может проявлять себя как холерик, а в состоянии конструктивной активности – сангвиник.

«ПАНТЕРА». Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА-НЕТ», т.е. мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К. Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом представляют «ПАНТЕРУ» как интернала, но обращенного более внутрь – интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями – более важным становится постижение себя или какой – то абстрактной истины, и только затем, через себя, принимается внешний мир. Обычное личностное состояние – мелонхолия. В стрессовых ситуациях, а еще более вероятно в благоприятных обстоятельствах проявляется не мелонхолия, а естественно-реактивное состояние – темперамент сангвиника.

«ТИГР». Основной способ (мотив) взаимодействия – противоположный мотиву «ПАНТЕРЫ» - «НЕТ – ДА», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой – то внешне определенной идее, правилу – норме, цели и т.п. – как инструкции. Инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты