Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Диагностика показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого).
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективно - субъектных отношений.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию.
Агрессивные проявления можно разделить на два типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакции:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник содержит 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Опросник.
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
Я не всегда получаю то, что мне положено.
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моею спиной.
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
Когда мне случалось обмануть кого–нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
Мне кажется, что я не способен ударить человека.
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
Я часто бываю несогласен с людьми.
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
Когда я раздражаюсь, то хлопаю дверями.
Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.
Меня немного огорчает моя судьба.
Я думаю, что многие люди не любят меня.
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
Я не способен на грубые шутки.
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравиться.
Довольно многие люди завидуют мне.
Я требую, чтобы люди уважали меня.
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».
Я никогда не бываю мрачен от злости.
Если ко мне кто-то относится хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
Хотя я и не показываю этого, но иногда меня гложет зависть.
Иногда мне кажется, что надо мною смеются.
Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
Когда не получается по-моему, я иногда обижаюсь.
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам».
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
Если бы все знали, что я чувствую, меня считали бы человеком, с которым нелегко работать.
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
Неудачи огорчают меня.
Я дерусь не реже и не чаще чем другие.
Я не могу вспомнить случаи, когда я был бы настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
Я ругаюсь только со злости.
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я ее применяю.
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
Я часто думаю, что жил неправильно.
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Я не огорчаюсь из-за мелочей.
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
В последнее время я стал занудой.
В споре я часто повышаю голос.
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое настроение.
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
Наименование шкалы |
«ДА» - 1; «НЕТ» -0. |
«НЕТ» - 1; «ДА» - 0 |
Физическая агрессия |
1,25,31,41,48,55,62,68. |
7,9. |
Косвенная агрессия |
2,10,18,34,42,56,63. |
26,49. |
Раздражение |
3,19,27,43,50,57,64,72. |
11,35,69. |
Негативизм |
4,12,20,28. |
36. |
Обида |
5,13,21,29,37,44,51,58. |
- // - |
Подозрительность |
6,14,22,30,38,45,52,59. |
33,66,74,75. |
Вербальная агрессия |
7,15,23,31,46,53,60,71,73. |
33,66,74,75. |
Чувство вины |
8,16,24,32,40,47,54,61,67. |
- //- |
Тест – опросник удовлетворенности браком.
Тест – опросник удовлетворенности браком разработан В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко и предназначен для экспресс – диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д. Каждому утверждению соответствует три варианта ответа:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
Инструкция:
«Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать».
Тест – опросник.
Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а/ верно,
б/ не уверен,
в/ неверно.
Ваши супружеские отношения приносят Вам:
а/ скорее беспокойство и страдание,
б/ затрудняюсь ответить,
в/ скорее радость и удовлетворение.
Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
а/ как удавшийся,
б/ нечто среднее,
в/ как неудавшийся.
Если бы Вы могли, то:
а/ Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (супруги),
б/ трудно сказать,
в/ Вы бы не стали ничего менять.
Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
а/ что Вы несчастны,
б/ трудно сказать,
в/ что Вы счастливее других.
Жизнь без семьи, без близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (супруги) была бы неполноценной:
а/ да, считаю,
б/ трудно сказать,
в/ нет, не считаю.
Большинство людей в какой-то мере обманывается в своих ожиданиях относительно брака:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:
а/ верно,
б/ не могу сказать,
в/ неверно.
Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:
а/ кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),
б/ трудно сказать,
в/ возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга) – рядом с Вами:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:
а/ верно,
б/ затрудняюсь сказать,
в/ неверно.
Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а/ скорее всего в характере Вашего супруга (супруги),
б/ трудно сказать,
в/ скорее в Вас самих.
Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
а/ усилились,
б/ трудно сказать,
в/ ослабли.
Брак притупляет творческие возможности человека:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладают такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а/ согласен,
б/ нечто среднее,
в/ несогласен.
К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
Неправы те, кто считают, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
а/ согласен,
б/ трудно сказать,
в/ несогласен.
Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а/ верно,
б/ трудно сказать,
в/ неверно.
Ключ.
1в,2в,3а,4в,5в,6в,7а,8а,9в,10в,11в,12а,13в,14в,15а,16в,17а, 18в,19в,20в,21в,22а,23а,24в.
Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б, в) не совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) – то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Нормы.
Различия между средними для разводящихся и благополучными достоверны по критерию Стьюдента (t = 10.835) на уровне значимости 0.01.
Доверительные интервалы с коэффициентом 0.95 для средних суммарных баллов равны:
Для разводящихся (20,76,23,36),
Для «благополучных» (30,92,33,34).
По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0.05.
Для практического использования нормы теста удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из них доверительных интервалов. Формула:
X (H) = 32 , а X (P) = 22,
при этом их средние квадратичные равны 8.
Таким образом, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить по суммарному баллу таблицу:
Кол-во баллов |
Описание категории |
0 -16 |
Абсолютно благополучные |
17 – 22 |
Неблагополучные |
23 – 26 |
Скорее неблагополучные |
27 – 28 |
Переходные |
29 – 32 |
Скорее благополучные |
33 – 38 |
Благополучные |
39 - 48 |
Абсолютно благополучные |
Методика «Конструктивность мотивации».
Оригинальной попыткой построить «причинную» мотивацию является разработанная О.П. Елисеевым методика «Конструктивность мотивации». По мнению автора она может быть использована для диагностирования индивидуальных различий людей по отношению к четырем основным типам мотивации. Эти четыре типа мотивации понимаются автором как результат взаимодействия мотивации достижения и мотивации отношения.
Четыре ведущих мотива, воплощающих собою четыре основные подструктуры взаимодействия внутреннего и внешнего, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии.
Отношение мотивации достижения (МД) к мотивации отношения (МО) вполне может быть представлено схемой взаимоотношения типов мотивации.
«ДА – НЕТ»: «ПАНТЕРА» Интернально- МО Внутр. «+» Субъектная МД Внешн. «- » стратегия Меланхолик – Сангвиник |
МО «ДА – ДА»: «ЛЕВ» Интернальность Интернально - МО Внутр. «+» объектная МД Внеш. « - » стратегия Сангвиник – Холерик МД |
Флегматик – Меланхолик Интровертность Экстернально- МО Внутр. «+» Субъектная МД Внешн. « - » стратегия «НЕТ-НЕТ»: «МЕДВЕДЬ» |
А Холерик – Флегматик Экстровертность МО Внутр. « +» Экстернально МД Внешн. « - » объектная стратегия «НЕТ-ДА»: «ТИГР» |
«ЛЕВ». Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА-ДА», т.е. мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Стремление к сотрудничеству. В идеале «ЛЕВ» устремлен к взаимному творческому сотрудничеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий. (по К.Томасу – стремление к сотрудничеству).
В состоянии крайнего напряжения может проявлять себя как холерик, а в состоянии конструктивной активности – сангвиник.
«ПАНТЕРА». Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА-НЕТ», т.е. мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является «избегание» (по К. Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом представляют «ПАНТЕРУ» как интернала, но обращенного более внутрь – интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями – более важным становится постижение себя или какой – то абстрактной истины, и только затем, через себя, принимается внешний мир. Обычное личностное состояние – мелонхолия. В стрессовых ситуациях, а еще более вероятно в благоприятных обстоятельствах проявляется не мелонхолия, а естественно-реактивное состояние – темперамент сангвиника.
«ТИГР». Основной способ (мотив) взаимодействия – противоположный мотиву «ПАНТЕРЫ» - «НЕТ – ДА», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой – то внешне определенной идее, правилу – норме, цели и т.п. – как инструкции. Инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству»