Стрессоустойчивость у руководителей

x - данные по третичному фактору (стрессоустойчивость) методики Кеттелла

y - стаж работы в управленческой деятельности

xср - среднее значение данных по третичному фактору (стрессоустойчивость) методики Кеттелла

yср - средний стаж работы

n - количество испытуемых

k - число степеней свободы

rэм - коэффициент корреляции

rкр - критическое значение

å - обозначение суммы (сигма)




Рисунок 2‑1 Взаимосвязь стажа работы руководителей и их степени стрессоустойчивости по методике Р. Кеттелла


Коэффициент корреляции равен 0,65 и попадает в зону значимости, значит между переменными «x» и «y» существует прямая зависимость, то есть чем больше значение одной переменной, тем больше значение второй переменной. То есть, чем больше у руководителей стаж работы в управленческой деятельности, тем выше у них степень сопротивляемости стрессу, то есть стрессоустойчивость (смотри рисунок 2-1).

Для выявления корреляции (по методу коэффициента корреляции Пирсона) между стажем работы в управленческой деятельности и степенью сопротивляемости стрессу по методике доктора Холмса и доктора Раге использовались данные из таблицы 2-5.


Таблица 2‑5 Взаимосвязь стажа работы руководителей и их стрессоустойчивости по методике Холмса и Раге

Испытуемые

x

y

x 2

y2

xy

Проскурина

1,5

221

2,25

48841

331,5

Подгрушная

2

234

4

54756

468

Лазченко

2

198

4

39204

396

Морозов

3

290

9

84100

870

Петренко

4

310

16

96100

1240

Качинская

4

281

16

78961

1124

Шабанова

4

348

16

121104

1392

Аристова

4

298

16

88804

1192

Тимофеева

5

364

25

132496

1820

Ушенко

8

224

64

50176

1792

Стрижак

8

155

64

24025

1240

Проценко

9

246

81

60516

2214

Порядочная

8

320

64

102400

2560

Депелян

10

171

100

29241

1710

Захарчук

6

190

36

36100

1140

Сосницкий

11

231

121

53361

2541

Попов

12

156

144

24336

1872

Сухоруков

14

172

196

29584

2408

Кулешова

21

197

441

38809

4137

Шибаева

3

247

9

61009

741

Карпович

2

290

4

84100

580

Двадненко

11

190

121

36100

2090

Ищенко

20

210

400

44100

4200

Балилес

14

162

196

26244

2268

Давыдов

20

280

400

78400

4200

Неговора

0,5

282

0,25

79524

141

Дятлова

3

190

9

36100

840

Жирнова

12

240

144

57600

2880

Закиев

6

332

36

110224

1992

Дьяков

11

210

121

44100

2310

Корнеенко

19

160

361

25600

3040

Кривко

6

184

36

33856

1104

Акулинич

23

220

529

48400

5060

Карпова

6

212

36

44944

1272

å

260

7069

3398,5

1768235

55239,5


В результате проведённого корреляционного анализа по методу Пирсона был получен коэффициент корреляции со знаком «-», что означает, что между показателями стажа работы руководителей и показателями степени стрессоустойчивости по методике Холмса и Раге существует обратная зависимость. То есть, чем больше стаж работы, тем меньше сумма баллов показывающих стрессоустойчивость по методике Холмса и Раге (смотри рисунок 2-2). А так как по методике Холмса и Раге чем меньше сумма баллов, тем выше степень стрессоустойчивости, значит можно сказать, исследование показало, что большему стажу работы соответствует более высокая степень стрессоустойчивости.

 

Рисунок 2‑2 Взаимосвязь стажа работы руководителей и степени стрессоустойчивости

Установлена прямая взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости и стажем работы в управленческой деятельности руководителя:

У руководителей с небольшим стажем работы (до 5 лет) – самый низкий показатель стрессоустойчивости: по методике Р. Кеттелла равен 4,9, по методике Холмса и Раге – 280;

У руководителей со стажем работы от 6 до 9 лет – показатели стрессоустойчивости следующие: по методике Р. Кеттелла - 6,38, по методике Холмса и Раге – 232;

У руководителей со стажем работы более 10 лет – самый высокий показатель стрессоустойчивости: по методике Р. Кеттелла – 8,38, по методике Холмса и Раге – 191

Заключение


Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. /13/

В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести факторы информационной нагрузки; информационной неопределенности; ответственности; фактор дефицита времени; межличностных конфликтов; факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов; фактор полифокусности управленческой деятельности;

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее, компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором. И важную роль для сохранения высоких показателей психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках играет стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость - это сопротивляемость человека стрессовым воздействиям. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности деятельности при стрессовом усложнении условий.

Со стрессовыми состояниями тесно взаимосвязаны, а часто являются их причинами состояния иного типа - фрустрационные, а так же эмоциональная устойчивость. Фрустрационные состояния возникают в случае блокады невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Фрустрации наиболее специфичны именно для управленческой деятельности. /7/

Эмоциональная устойчивость значимо возрастает в зависимости от управленческого стажа. В ходе профессионализации происходит как бы повышение порога эмоциональной возбудимости, снижается чувствительность к эмоциональным факторам и ситуациям. Это связано с увеличением профессиональной компетентности и с общей адаптацией к постоянным стрессовым факторам. /31/

Частые и по существу хронические стрессы в управленческой деятельности, высокая эмоциональная напряженность в ней, неожиданно возникающие и непредсказуемо чередующиеся сложные, критические ситуации - все это выступает мощным источником для развития негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Факторы эмоциональной напряженности действуют совместно с факторами, обусловленными высокой сложностью, трудоемкостью управленческой деятельности, и поэтому усугубляются ими.

И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне - в его поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления могут и должны контролироваться - усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях.

В результате проведения эмпирического исследования данной дипломной работы было выявлено, что степень сопротивляемости стрессу (стрессоустойчивость) руководителей во зависит от их стажа работы в управленческой деятельности, то есть можно сказать, что чем больше у руководителей стаж работы в управленческой деятельности, тем выше у них стрессоустойчивость. Таким образом, следует отметить, что наша гипотеза подтвердилась.

Рекомендации


При назначении на руководящую должность необходимо учитывать уровень стрессоустойчивости кандидата на эту должность.

Формирование резерва на руководящие должности должно проходить с учетом показателя стрессоустойчивости.

Необходимо обучать руководителей всех уровней и направлений, а так же резерв на руководящие должности, по специальной программе с целью формирования навыков стрессоустойчивости.

Необходимо осуществлять постоянное психологическое сопровождение руководителей всех уровней управления с целью снятия повышенного уровня эмоциональной напряжённости.

Список используемых источников


1.                 Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии – СПб: Речь, 2004

2.                 Аверченко Л. К., Залесов Г. М., Мокшанцев Р. И. Психология управления: курс лекций – Москва – Новосибирск, 1997

3.                 Ансофф И. Стратегическое управление – М.,1989

4.                 Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления – К., 1990

5.                 Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности – М: ПЕР СЭ, 2003

6.                 Вачуганова Д.Д. Основы менеджмента: Учеб. для вузов. – М.: Высш. Школа, 2001.

7.                 Вендров Е.Е. Психилогические проблемы управления – М: ПЕР СЭ, 2000

8.                 Генов Ф. Психология управления – М, 1982

9.                 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие – Самара: БАХРАХ – М, 2007

10.            Гринберг Д. Управление Стрессом 7-е издание – СПб: Питер, 2002

11.            Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов – М:Флинт, 2002

12.            Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер., 2003.

13.            Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие – М: Гардарики, 2007

14.            Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник – М: ИНФРА-М, 2003

15.            Киллен К. Вопросы управления – М: 1981

16.            Кордуэлл М.Психология. А-Я: Словарь-справочник /пер. с анг.К.С.Ткаченко. –М.: ФАЙР- ПРЕСС,2000

17.            Лебедев В. И. Психология и управление – М: ПЕР СЭ, 2003

18.            Лэйн Ю. Р. Как преодолеть стресс – СПб: Питер, 2004

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты