Структара характера. Акцентуация характера

Структара характера. Акцентуация характера

САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра философии и политологии

 

 


 

 

Контрольная работа

По курсу:

«Психология и педагогика»

Тема:

«Структура характера. Акцентуация характера»

 

 

 

студентки ____ курса ________ факультета

___________ отделения _________ группы

Зокоевой Олланы Олеговны №24123-з

 

 


 

2006г.

План

 

 

 

 

1.     Введение                                                                   3

2.     Общее понятие о характере                                    5

3.     Структура характера                                                7

4.     Акцентуация характера                                           14

5.     Заключение                                                               20

6.     Список литературы                                                  22

Введение.

 

Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты каждой личности, которые устойчиво проявляются в поведении человека. Соответственно, характер это иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которая формируется в процессе жизнедеятельности и проявляется в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.

Чтобы понять качественные особенности характера человека, недостаточно говорить только о круге или широте тех впечатлений, а также разнообразии его деятельности и практического отношения к миру, которые формируют характер. Важно раскрыть, какого рода впечатления, в каком направлении воздействия жизни и интересы формируют характер.

Характер представляет собой целостное образование, психический склад личности. Это и есть, своего рода, структура,  состоящая из известных компонентов, звеньев, которые характеризуют те или другие черты поведения человека. В содержании характера может выдвигаться на первый план то один, то другой компонент, в зависимости от склада жизни различных, людей, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности.

Каждый человек, представляя собой личность, находится в определенных отношениях с действительностью, с окружающими людьми. Эти отношения определяют поведение, моральный облик личности. Понятно, что в поведении человека, в его практической деятельности всегда выражается его отношение к явлениям и предметам действительности. Таким образом, индивидуальное своеобразие отношения конкретной личности к окружающему миру обусловлено общественными отношениями, особенностями воспитания и обучения. Внешние условия, в которых находится человек, и определяют формирование черт его характера. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей, 2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.

Наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуация характера». Усиление степени определенной черты всегда предполагает акцентуацию характера.

Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние.

Акцентуация является важным инструментом, определяющим психологию характера.

Общее понятие о характере.


Характер — это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и в целом поведения человека. Стиль или характерная для личности манера поведения, являясь формой, выражает определенное содержание — типичные отношения к действительности. В стиле поведения необходимо видеть единство формы и содержания.

Когда говорят о характере личности, то в первую очередь имеют в виду отношение человека к окружающей действительности, людям и к самому себе. Об одном человеке говорят, что он проникся общественными целями, понимает задачи, которые ставит общественное развитие, активно участвует в решении этих задач, внимательно и чутко относится к людям, уверен в своих силах, скромен в своем поведении. Другой, преследует свои, эгоистические цели, во всем ищет только выгоды для себя, проявляет жадность, высокомерно и презрительно относится к людям, игнорирует их интересы, чувства, самоуверен, груб и невыдержан. Характер того и другого человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, идейных и моральных установок, чувств и волн, проявляющихся в избирательности его деятельности и поведения, отношениях и манерах поведения.

Однако в системе взаимосвязанных свойств моральные убеждения, установки и привычки занимают центральное место в характере человека. Не случайно на протяжении веков нрав и характер отождествлялись. И действительно, в характере каждого человека проявляется, прежде всего, его моральное лицо. От моральных свойств личности зависит и то, какими путями она идет, как выполняет свою роль в обществе, в конкретном коллективе, наконец, в семье.

Наряду с моральными установками в социальном поведении и деятельности существенное значение имеют волевые качества человека. Вот почему слабоволие рассматривается обычно как бесхарактерность. Итак, морально-волевые свойства личности составляют действительный хребет характера.

Отношения индивида выливаются в своеобразную, типичную для него и родственных с ним по складу психики людей форму. Так, у одних доброта, например, выступает в форме сентиментального сюсюканья и снисхождения к недостаткам и слабостям, у других — в деятельном участии и непреклонной требовательности, способствующей преодолению слабостей людей. Или два человека, например, имеющие общее содержание направленности, могут проявлять себя по-разному: один — выступать как горячий деятель, а другой — как спокойный рассудительный работник.

Поэтому более полно характер можно определить как своеобразный психический склад человека, отражающий историю влияний внешних условий жизни и воспитания и проявляющийся в специфических для данного человека отношениях к действительности и в манере держать себя, в особенностях социального поведения личности.

Нельзя представить себе, что характер есть некая надстройка над процессами восприятия, мышления, чувств и воли; он и не есть некое среднее арифметическое разнообразных психических явлений. Характер представляет собой своеобразный, в зависимости от жизненных влияний, целостный склад или систему свойств личности: направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности.

От диапазона интересов и разнообразия деятельности людей зависит полнота и сила их характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками, не выходит за пределы дома и палисадника, изолирована от основного направления общественного движения, там, естественно, формируется ограниченный, косный характер. Наоборот, там, где люди получают богатые впечатления, активно участвуют в решении общественных задач, живут полнокровной жизнью, формируется сильный и цельный характер. У индивида, например, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразной деятельности и различных видов практического отношения к миру и является, таким образом, многосторонней жизнью, — у такого индивида мышление носит такой же характер универсальности, как и всякое другое проявление его жизни. Чтобы понять качественные особенности характера человека, недостаточно говорить только о круге или широте тех впечатлений, а также разнообразии его деятельности и практического отношения к миру, которые формируют характер. Важно раскрыть, какого рода впечатления, в каком направлении воздействия жизни и интересы формируют структуру характера.

Структура характера

 

Определить структуру или строение характера человека — значит выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии.

Характер представляет собой целостное образование, психический склад личности. Но это целое состоит из известных компонентов, звеньев, которые характеризуют те или другие черты поведения человека.

В характере как целостной системе мотивов и способов поведения при тщательном анализе всегда можно выделить основные звенья системы, которые актуализируются внешними воздействиями и которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни.

И. П. Павлов, подвергая резкой критике гештальтистов, указывал, что никто не сомневается в целостности характера, а между тем «никто не мешает эту целостную систему разложить».

В целом отдельные черты получают различное значение: одни выдвигаются, другие замаскировываются, отступают на другой план и т. п. Это само собой разумеется. Но все-таки ведь нужно различать и эти черты. В конце концов, если вы анализируете лицо, вы должны сказать, что по таким-то чертам его нужно характеризовать тихим, спокойным, вздорным, нежным и т. д. Значит, без частей ничего не разберешь. То же самое пример с характером человека. Если представить врозь отдельные черты, то, конечно, характера человека не определить, а взяв систему черт и разобравшись в этой системе, одни черты выдвигаются на первый план, другие еле-еле проявляются, затираются и т. д.

Динамика характера зависит от динамики внешней действительности, от требований, которые предъявляются человеку, ситуации, в какой он находится, а также от качества самого характера, личности в целом. Поэтому структуру характера нужно рассматривать всесторонне, анализировать поведение в различных ситуациях жизни, и не вообще, а в связи с историей жизни и воспитания человека. В структуре сложившегося характера человека следует выделять, прежде всего, две стороны: содержание, или мотивационную сторону, и форму характера, или способы, манеры поведения. При этом нужно отметить, что выделение формы и содержания как отдельных сторон характера является несколько искусственным, оно диктуется только удобством анализа. В действительности содержание и форма характера неотделимы друг от друга, они составляют органическое единство, то, что и отличает данного индивида от других.

При анализе структуры характера содержание отношений личности к объективной действительности должно выдвигаться на первый план, как ведущая сторона характера, отражающего общественное влияние, составляющая жизненную позицию личности (потребности, интересы, идеалы и социальные установки индивида), складывающуюся в процессе реальных отношений личности в обществе.

Содержание характера проявляется в форме определенных индивидуально-своеобразных эмоций, интеллектуально-волевой или импульсивной активности, в виде сложившихся манер поведения и действий, привычек, динамических особенностей поведения и деятельности человека.

В содержании характера может выдвигаться на первый план то один, то другой компонент, в зависимости от склада жизни различных, людей, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Так, для человека склонного к предпринимательству, на первом плане стоит интерес к материальному благополучию, все другие мотивы отодвигаются на задний план. У него выдвигается на первый план страсть к наживе, которая определяет все его поведение и деятельность, содержание чувств и направленность воли, как и другие проявления характеру.

У людей связанных с интеллектуальной деятельностью, при самом большом разнообразии их характеров все же на первый план выдвигается высокий уровень сознательности и забота о развитии общества.

В сформировавшемся и нравственно устоявшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убеждение — это система твердых прочувствованных взглядов на жизнь, сложившаяся у человека в определенных условиях жизни и воспитания, на основе восприятия человеком идей своего времени.

Убежденность определяет принципиальность поведения человека, непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому человек отдает все свои силы.

Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим. Убежденный человек способен в самые тяжелые минуты
испытаний проявить максимум сил для достижения общественно значимых целей.

Потребности и интересы определяют избирательность отношений к различным сторонам жизни и деятельности человека, они сказываются на всем облике поведения. В зависимости от доминирующих потребностей и интересов складывается своеобразный характер человека. Доминируют ли духовные или материальные потребности и интересы — это определяет не только характер помыслов и чувств личности, но и направленность ее дел. Один живет для того, чтобы есть, другой ест для того, чтобы жить, а жизнь рассматривает как общественно полезную деятельность, творческую активность. Есть люди, которые становятся рабами вещей, они живут для того, чтобы приобретать вещи, и это ведет в конечном итоге к обеднению духовного мира личности и нравственному растлению.

Когда говорят о характере, то, прежде всего, имеют в виду нравственные и эмоционально-волевые качества личности. Однако и интеллектуальные свойства человека накладывают свою печать на характер и придают ему определенное своеобразие. Обладает ли человек тонкой наблюдательностью или нет, гибким умом, благодаря которому он быстро ориентируется в изменяющихся условиях, или, наоборот, косностью и инертностью, наконец, глубиной анализа явлений или поверхностностью подхода к вопросу — все это характеризует личность с качественной стороны.

Воля в структуре характера. Стержнем сформировавшегося положительного характера, являются морально-волевые качества личности. Человек, обладающий сильной волен, отличается определенностью и большой самостоятельностью. Он решителен и настойчив в осуществлении поставленных целей. Наоборот, безвольный человек обычно считается слабохарактерным. Даже при богатстве знаний и разносторонности способностей такой человек не может реализовать всех возможностей, которые содержатся во внешних условиях и во внутреннем мире собственной личности.

Вместе с развитием воли крепнет характер человека. Человек начинает поступать более адекватно внешним условиям и собственным жизненным установкам.

Если ребенок проявляет импульсивную активность, т. е. склонность действовать и поступать под влиянием одного побуждения или по подражанию, то взрослый волевой человек способен самостоятельно принимать решения, соотносить импульсы со всей сложностью ситуации, в которой он находится, и поступать сознательно, с учетом последствий своих действий.

Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при следовании к намеченной цели.

Чувства — это эмоциональные отношения к различным сторонам природной и социальной жизни. Когда говорят о характере, обычно обращают внимание не только на волевые, но и на эмоциональные свойства личности. И это понятно: человек довольно колоритно всегда себя выражает через свои чувства. Что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен — все это характеризует его действительную жизненную позицию. Чувства органически связаны с определенными потребностями и интересами, представлениями и понятиями, вкусами и привычками.

От того, как сложился психический склад, отражающий образ жизни, зависит характер проявляемых чувств. Чувства, выражая личность, являются в то же время показателем качественных особенностей характера человека. В зависимости от склада характера, воспитанного социальным окружением и сложившимися условиями жизни, человек может проявлять страстное или холодно-рассудочное отношение к явлениям действительности, иметь высокий уровень развития моральных, эстетических и интеллектуальных чувств или, наоборот, бедный спектр чувств и проявлять несдержанность, грубость, эффективность.

Характер проявления чувства зависит от степени развития «социально-этических тормозов», от степени развития волевой саморегуляции. Один может быть по природе чрезвычайно эмоционально возбудимым, но умеет сдерживать себя; другой, наоборот, может иметь не столь сильную возбудимость, но распускает себя.

Динамической стороной характера является темперамент, выражающий тип высшей нервной деятельности. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, большая подвижность или инертность, повышенный или пониженный тонус проявляемой активности, общительность или не общительность, даже замкнутость, легкость или трудность вхождения в новую обстановку или новую обязанность.

Темперамент сказывается и на других проявлениях характера, например на тонусе чувств, выразительности движений и речи; он сказывается на волевых и интеллектуальных проявлениях и на трудовой деятельности в целом, в способности выполнять работу, требующую терпения и выносливости, и т. п.

. В зависимости от свойств характера, приобретенных привычек и навыков картина поведения представителей тех или других темпераментов изменяется. И. П. Павлов, очевидно, это имел в виду, когда отличал флегматиков деятельных от флегматиков ленивых. То же самое можно сказать и о сангвиниках, из которых один может выступать как активный деятель, а другой — как пустой, суетливый болтун, от безделья и отвращения к серьезному труду ищущий пустых развлечений. Картина поведения того и другого флегматика, того и другого сангвиника зависит от характера человека, в который включен тот или иной темперамент.

Итак, все компоненты психического склада органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целом характере личности, так что в действительной жизни человека бывает очень трудно отделить одно от другого. От особенностей сочетания свойств или черт зависит качество характера.

Полная структура характера будет считаться раскрытой тогда, когда будет найдено закономерное соотношение основных черт характера. Эту проблему в отечественной психологии поставил А. Ф. Лазурский'.

А. Ф. Лазурский справедливо заметил, что существуют закономерные зависимости между простейшими наклонностями, присутствие одной из них всякий раз способствует возникновению другой, так или иначе связанной с ней. Отсюда обнаружение одной наклонности позволяет предсказать наличие другой. Он отмечает различные виды отношения наклонностей: родство, взаимодействие, причинная зависимость, непосредственная и опосредованная связь, а также определяет и противоположные наклонности.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты