Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии

териала в  первой части и предполагать тоже самое по поводу второй

и третьей частей.

     Вторая часть   книги  "Социальное  влияние",состоит  из  пяти

глав,каждая из которых по-своему неповторима.Например,шестая глава

"Пол,гены  и  культура"  повествует о гендерных различиях.Наиболее

ярко эти различия проявляются в агрессии или сексуальности.Гендер-

ные различия в сексуальных установках оказывают влияния и на пове-

дение.Эпизодический "одноразовый"секс наиболее характерен для муж-

чин  с традиционной маскулинной установкой.Гендерные различия про-

являются и в сексуальных фантазиях.Д.Майерс ставит вопрос  о"куль-

туре и поведении",приводя очень интересные данные.Вводится опреде-

ление личностного пространства как буферного  пространства,которое

мы  предпочитаем  сохранять  вокруг себя.Размер этого пространства

зависит от нашей близости с собеседником.Далее приводятся  примеры

дистанций,которые практически совпадают с теми,что мы уже видели в

курсе лекций по "Психологии общения" М.И.Станкина.

     Рассмотрим теперь  определение  коллективизма  в американском

учебнике и сравним его  по  А.В.Петровскому.Коллективизм-  концеп-

ция,отдающая приоритет  целям  той  или иной группы по сравнению с

личными целями.В соответствии с этим происходит самоидентификация.

Несколько иное понятие дает А.В.Петровский:"коллективизм - принцип

организации взаимоотношений и совместной деятельности людей,прояв-

ляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным ин-

тересам,в товарищеском сотрудничестве,в готовности  к  взаимодейс-

.

                              - 12 -



твию и  взаимопомощи,во  взаимопонимании,доброжелательности и так-

тичности,интересе к проблемам и нуждам друг друга"(1).

   Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма

в азиатских культурах и в странах третьего  мира.Приводятся  инте-

ресные данные исследований проведенные кросс-культуральными психо-

логами о противостоянии индивидуализма и коллективизма.

     Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению со-

циальной роли как набору норм,определяющих, как должны  вести  себя

люди в  данной  социальной позиции.Примерно похожее определение мы

встречаем у М.И.Станкина в "Психологии общения":"социальной  ролью

называется ожидаемое поведение человека,занимающего данное общест-

венное положение,обязывающее его вести определенным образом"(2).

     В седьмой главе,полностью посвященной конформизму,как измене-

ние поведения или убеждений в результате реального или  воображае-

мого давления группы.В данном учебнике приводятся такие классичес-

кие эксперименты,как эксперименты Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема

и т.д..Ссылки на данные эксперименты имеются и в нашем отечествен-

ном учебнике Г.М.Андреевой,но они не  более,чем  краткое  описание

некоторых из  них.Проблеме  конформизма  к сожалению до сих пор не

занимались в нашей стране.Поэтому,конечно интересно  будет  прочи-

тать об этом в американском учебнике.Д.Майерс" поднимает два очень



     1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский.  Психология.  Словарь.М.:

Политиздат, 1990 г. стр. 167.

     2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. пси-

хологии, 1996 г. стр. 164.

 .

                              - 13 -



объемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет

конформизм?".Делая выводы  по  главе  американский  автор обращает

внимание, что социальная психология к могуществу социального  дав-

ления должна дополняться  вниманием к возможностям личности.Мы не

марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от дру-

гих.Данной проблеме  придано  большое значение в этом учебнике,ис-

пользован значительный вклад психологов занимающихся в этой облас-

ти.

     В учебнике  Г.М.Андреевой  показана  модель  коммуникативного

процесса Лассуэлла,которая  включает пять элементов,такие как:ком-

муникатор,текст,канал,аудитория и  эффективнность. Приблизительно

таже модель  коммуникативного процесса описана на страницах амери-

канского учебника,где  показаны  четыре  фактора  этого  процесса:

"коммуникатор",само сообщение,канал  и аудитория.Используя эту мо-

дель Д.Майерс приводит пример действия последней в процессе втяги-

вания в  секту.Информация  достаточно  интересная,и уникальная для

отечественной социальной психологии  т.к.по  всей  видимости,  ка-

ких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюда-

ется.

     Переходя к   следующей  главе,  которая  называется  "влияние

групп" мы уже можем сравнивать ее  с  нашим  разделом  "Социальная

психология  групп"  в  отечественном учебнике.Но посмотрим в каком

направлении пойдет рассмотрение даннного  вопроса  в  американском

учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют

друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и

воспринимают  себя  как мы".  Обратимся к психологическому словарю

А.В.Петровского и посмотрим,  что только определение малой  группы

схоже  с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от-

.

                              - 14 -



носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индиви-

дов, объединненых общими целями или задачами".

     В этой главе рассматриваются три примера  таких  коллективных

влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реак-

ций в присутствии других;"социальная леность"  -  тенденция  людей

прилагать  меньше  усилий в том случае,  когда они объединяют свои

усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосозна-

ния  и  боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерс-

тва,  которая также подробно описана в учебнике  Г.М.Андреевой.Ли-

дерство в американском учебнике определяется как процесс, посредс-

твом которого определенные члены группы мотивируют и ведут за  со-

бой  группу.Как  видно  со страниц Д.Майерс не ставит таких четких

границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском

учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициаль-

ного характера лидерства,  роли целевого и социального лидеров.Це-

левые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредо-

точены на достижении цели. Социальные лидеры  сплачивают  команду,

улаживают  конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част ис-

пользуют директивный стиль, чтобы отдавать правильные  приказания,

они  сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней

задаче. У социальных  лидеров  часто  проявляется  демократический

стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и

поощряется их участие в принятии решений.Как видно из текста, сти-

ли лидерства в американском варианте представлены только два:  ди-

рективный и демократический.В то же время  Г.М.Андреева  описывает

три стиля лидерства,  такие как:  авторитарный,  демократический и

попустительский стили.

.

                              - 15 -



     Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной пси-

хологиии в сферу правосудия,  а конкретнее в суд присяжных.Подобно

всем другим  экспериментам  в социальной психологии,  лабораторные

эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теорети-

ческие положения  и  принципы,  которые мы можем применять при ин-

терпретации более сложного мира нашей повседневной жизни.

     Подводя итог  второй части "Социальные воздействия",  отметим

наиболее более важные разделы нашего исследования, такие как "Кон-

формизм",  "Убеждения",  "Влияние  группы" и "Лидерство".Последний

раздел "Социальная психология и правосудие", интересует нас в пла-

не проникновения американской социальной психологии в систему пра-

восудия США.Проанализировав,  как мы думаем друг о друге, и как мы

влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту социаль-

ной психологии - как мы относимся  друг  к  другу.Наши  чувства  и

действия  бывают по отношению к людям негативными,  а иногда пози-

тивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах "Предрассудки" и  "Аг-

рессия"  рассматриваются  неприятные  аспекты человеческих отноше-

ний.Предрассудки - это  неоправданно  негативные  установки.У  них

есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают чувство соци-

ального преводсходства, а также могут облегчать маскировку чувства

неполноценности.Агрессия  -  физическое  или вербальное поведение,

направленное на причинение вреда  кому-либо.Различают  два  разных

типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная (цель).

     Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также

как: аверсивные случаи,  возбуждение,  климат (жара), порнография,

телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный анализ  раз-

дела "групповые  влияния" в американском учебнике,  и раздел "сти-

хийные группы и массовые движения" в учебнике Г.М.Андреевой,  при-

.

                              - 16 -



мечательно использование  достаточно  похожих терминов,  таких как

"заражение" и "рассеянность ответственности"  и  "деиндивудуализа-

ция" - понятие, которое мы уже рассматривали выше.

     Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение  и

близость".Ни одна  глава  так  легко  не поддавалвсь определенному

анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек,  его взаимоот-

ношения с  окружающими  -  действительно существующие или чаемые -

определяют настрой его мыслей и  окраску  эмоций.Найдя  родственную

душу - человека,  который поддерживает нас и которому мы можем до-

верится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими, какие мы

есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость,  тоскуя по любви

и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и диеты.

     Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого

количества примеров,  приведенных в самом начале  главы.Собрав  и

сопоставив примеры безразличия и бездушия,  и напротив, проявления

чувств сострадания и помощи,  автор уже подводит к самостоятельной

"расшифровке", данного понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-ли-

бо помощи,  не связанный сознательно с собственными эгоистическими

интересами.Альтруизм -  это эгоизм наоборот.Задавая вопрос "Почему

мы оказываем помощь ?", получаем ответ, довольно противоречивый по

своей сути.Иногда  оказание  помощи  выглядит  как замаскированный

эгоизм, норма взаимности побуждает нас  на  помощь,  отвечать  по-

мощью, норма  социальной  ответственности  вынуждает нас оказывать

помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма:

     1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;

     2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных усло-

вий.

.

                              - 17 -



     Люди склонны оказывать помощь,  когда уже видят,  что  другие

бросились помогать,  или  когда они не спешат.И наконец существует

потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие поступки".

     В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщи-

ны скорее получают помощь,  нежеле мужчины, хотя помощь исходит от

последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы более всего

склонны помогать тем,  кто нуждается в помощи и заслуживает ее,  а

также тем, кто похож на нас.

     В заключительной главе данного учебника рассматривается проб-

лема конфликта  и  примирения.Конфликт - это воспринимаемая несов-

местимость действий или целей.Из-за чего разгораются конфликты ?

     В ходе социально-психологических исследований  выявлено  нес-

колько  причин  этого.Характерно,  что причины эти одни и те же на

всех уровнях социальных конфликтов,  будь-то конфликты межличност-

ные,  межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркаль-

ного восприятия" прослежена тенденция  ведущая  к  гонке  вооруже-

ний.Очень  актуально вписываются примеры,  совсем недавнего проти-

востояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике.

     Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международ-

ные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и межгруп-

повые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения конфликтов,

ощущаетя некая неструктурированность при достаточной продуманности

учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социаль-

ными дилеммами,  конкуренцией и искажениями восприятия,  некоторые

не менее могущественные силы,  такие как контакт,  сотрудничество,

коммуникация  и примирение могут превратить вражду  в гармонию.

.



                        2З А К Л Ю Ч Е Н И Е



 Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного

учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований не  согла-

ситься с  мнением  профессора А.Л.Свеницкого об уникальности этого

учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную психологию и

психологов.Выводы к которым пришел  исследователь  складываются  в

пользу американского учебника.Но  сразу надо отметить,  что амери-

канская социальная психология и российская  социальная  психология

это два разных подхода,  две абсолютно разные темы и тематике изу-

чения социальной психологии,  различные аспекты проблем исследова-

ния и  т.д.В  американской  социальной  психологии основной акцент

ставится на личность и ее изучение,  на личность и ее поведение  в

группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится

на группу,  взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается  в

глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о массовых дви-

жениях и больших группах,  чему в учебнике  Г.М.Андреевой,  напри-

мер, придается особое значение.Коллективизм в американском учебни-

ке это не более,  чем культурный подход противоположный индивидуа-

лизму.Можно не сравнивать определения в наших отечественных источ-

никах, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма,

например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется возвращаться,

пытаясь найти в нем что-то позитивное.

     Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значи-

тельное внимание,  поднимается ряд вопросов  требующих  дальнейших

исследований и  размышлений.Проблемы конформизма у нас практически

не существует к сожалению,судя  по  источникам.Все  ссылки,если  и

есть,то обращаются,  в основном к американским авторам и их иссле-

.

                              - 19 -



дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений можно  сде-

лать вывод  о совершенно другом подходе изучения социальной психо-

логии,что было описано выше,опираясь в основном на данные  практи-

ческих исследований.Теоретизированная   отечественная   социальная

психология,уступает американской,хотя бы в областях применения.Уже

достаточно  был  представлен в данном исследовании краткий экскурс

по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На протяже-

нии всего исследования автор пытался произвести сравнение, чуть ли

не "двух разных социальных психологий по учебникам".И буквально  в

каждой главе  еще  раз  убеждался в практической невозможности для

какого-либо основательного сравнения, в своем исследовании.Пытаясь

произвести сравнение по определенным проблемам и вопросам, автор в

конце концов подошел к сравнению  определений  некоторых  основных

психологических проблем.Нащупав  некоторое сходство,  но в основом

опять различия исследователь в конце своей работы сделал выводы  о

совершенно различном подходе изучения социальной психологии в аме-

риканской и отечественной социальной психологии.

     Учебник Д.Майерса,  как уже было описано выше содержит огром-

ное количество различного рода публикаций, практических исследова-

ний, примеров из всевозможных источников.Оформление, способы изло-

жения материала, его насыщенность, аргументированность заметно от-

личают его от наших отечественных учебников.

     В своем исследовании автор взял за основу в основном  учебник

Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел к выводу,  что дан-

ный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять как  прак-

тическими исследованиями,  так и "убедительным числом убедительных

примеров" и т.д.  Несмотря на то, что для данного исследования было

взято новое издание учебника Г.М.Андреевой,  оно не сильно отлича-

.

                              - 20 -


ется от предыдущего.Тоже самое касается  учебника  А.В.Петровского

"Социальная психология",  который необходимо просто заново переиз-

давать, избавив его от идеологических основ,  ориентируясь на  ны-

нешнюю постоянно  изменяющуюся  ситуацию.Это касается и всей нашей

социальной психологии в целом, которая может ориентироваться, нап-

ример, на американскую,  но в свою очередь есть уверенность,что да-

лее будет развиваться по своему собственному пути.























.

                              - 21 -



                      2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я



     1. Г.М.АНДРЕЕВА   "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ

                       УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.


     2. Д.МАЙЕРС       "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".ПЕРЕВ.С АНГЛ. - СПБ

                       ПИТЕР, 1997.



     3. Т.В.КУТАСОВА   "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-

                       БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО-

                       ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.


     4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".  УЧЕБ.ПОСОБИЕ  ДЛЯ

                       СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ.  -  М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ,

                       1987.


     5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ,  М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ.  "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -

                       М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.


     6. М.И.СТАНКИН    "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-

                       ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.






.



             2МОСКОВСКИЙ    ГОРОДСКОЙ    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ


                            2УНИВЕРСИТЕТ






      Курсовая работа на тему: «Сравнительный анализ отечественной и

                                Американской социальной психологии»

     








                             Студента Психологического  Факультета

                             Третьего курса, первой группы

                             Эрнесто Родригез.










                          2Москва, 1998 г.


.



                              2П Л А Н






      2В В Е Д Е Н И Е



      21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ


      22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


      23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ


      24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ



      2З А К Л Ю Ч Е Н И Е


      2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я







Данная курсовая работа была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд.

Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения была взята книга Д.Майерса, см. список литературы.   





Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты