Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии

Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии




                          2В В Е Д Е Н И Е



     Отечественная социальная  психология  открывает свою новейшую

историю с 1962 года,  когда открылась первая в стране  лаборатория

социальной психологии  при  отделении  психологиии  Ленинградского

Университета.Начиная с этой даты,  а особенно  в  последнии  годы,

увеличился поток  литературы  социально-психологического содержа-

ния. Возросло несомненно количество переводных изданий стран  за-

падной европы и США.Можно даже утверждать,что на Россию обрушился

поток публикаций,  монографий,  а также сборников охватывающих не

только узкие,  но и широкие вопросы по разнообразным тематикам.  В

своей исследовательской работе автор хотел бы по возможности  наи-

более точно дать рецензионную оценку американского учебника Дэвида

Майерса "Социальная психология".  По мнению профессора кафедры со-

циальной психологии  А.Л.Свеницкого  "Появление  данной  работы на

русском языке,  можно считать немаловажным событием для любого  из

наших психологов,  ибо  впервые он получает западный (американский)

учебник", а не монографии и сборники,  как уже было описано  выше,

захлестнули Россию  в последнее время."Учебник Д.Майерса занимает

немаловажное место,  будучи для многих американских студентов пер-

вой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологичес-

ких знаний.Труд Д.Майерса как и всякий американский учебник по со-

циальной психологии  весьма  своеобразен.Автор трактует социальную

психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключи-

тельно интересные данные полученные им и его ближайшеми коллегами

в сфере межличностного познания и социального  воздействия.Сильной

стороной учебника  Д.Майерса является и ориентация автора на прак-

тическое использование   социально-психологических   знаний.Многие




.


                              - 2 -



страницы книги  посвящены  применению  социальной  психологии  в

юриспруденции, медицине,  практике урегулирования социальных конф-

ликтов".

Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на этот

счет профессором  А.Л.Свеницким,  постараемся в  свою  очередь дать

свою характеристику данного учебника,  сравнив его его по некоторым

параметрам с нашими отечественными,  такими как "Социальная психо-

логия" под редакцией Г.М.Андреевой,  "Социальная  психология"  под

редакцией А.В.Петровского и "Психология общения" М.И.Станкина.

     В своем исследовании автор проводит экскурс по всем  основным

разделам данного учебника,  останавливаясь подробно в рассмотрении

наиболее интересных и новых данных,  особенно тех, которые не вхо-

дят в отечественные учебники по социальной психологии.





















.

                              - 3 -



     Социальная психолгия  - это научное исследование того,  о чем

люди думают,  как они влияют друг на друга и как относяся  друг  к

другу.Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психо-

логии, которая стремится быть более индивидуальной по  своему  со-

держанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие об-

ласти социологии.По сравнению с  психологией  личности  социальная

психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и бо-

лее - на том,  как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг

на друга.Социальная  психология  - экзогенная наука;  она выявляет

как социальные условия влияют на поведение.Посмотрим как интерпре-

тируется определение  социальной  психологии  в учебнике Андреевой

Г.М. "Социальная психология - отрасль психологической науки, кото-

рая изучает  закономерности поведения и деятельности людей,  обус-

ловленные включенностью их в социальные группы, а также психологи-

ческие особенности  самих этих групп".(1) Листая учебник Андреевой

Г.М. "Социальная психология"  мы  невольно  сталкиваемся  с  очень

конкретными названиями абзацев,такими как:  "дискуссия о предмете

социальной психологии",  "задачи социальной психологии  и  проблемы

общества", находим такие громкие фразы типа "сфера собственных ин-

тересов социальной психологии" просматривается довольно четко, что

и позволяет  отграничить  ее  как от проблем социологии,  так и от

проблем общей психологии.В свою очередь учебник Д.Майерса  как  бы

не ставит  задачей  обратить внимание на столь конкретные формули-




     1. Г.М.Андреева  "Социальная  психология",   Москва:   Аспект

Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10.


.

                              - 4 -



ровки, и последовательность изложения  материала  переходит  очень

"плавно" от  раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Май-

рс весьма справедливо  сопоставил  социальную психологию с фразой

Артура Конан Дойля "Вы никогда не можете предсказать,  что сделает

любой из нас,  но вы можете с точностью назвать среднее число.Инди-

виды могут меняться, но процент остается постоянным".

     Социальная психология сталкивается  с  двумя  противоречивыми

критическими замечаниями.Во-первых она тривиальна,  поскольку удо-

стоверяет очевидное,  во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия

могут быть  использованы для манипулирования людьми.Наиболее инте-

ресно в данной главе "ошибки хиндсайта", или другими словами фено-

мена "я знал это!", как с позиций просто изложения информации, так

и с позиции "идущей вдаль",  т.е.  объяснения последствия  данного

феномена.Приводя достаточно  убедительные  примеры из всевозможных

источников, даже из политики, Д.Майерс не только  заинтересовывает

данной проблеиой, но и заставляет задуматься.Способы изложения ма-

териала очень восприимчивы для  запоминания,  т.к.  подкрепляются,

как уже было сказано выше "убедительным числом убедительных приме-

ров".Большинство социально-психологических исследований относится

либо к  корреляционным,  либо  к  экспериментальным.Корреляционные

исследования, для проведения которых иногда используют метод сис-

тематического опроса,  выявляют взаимосвязь между переменными, та-

кими, например, как уровень образования и доход.Ставя эксперименты

социальные психологи  иногда  создают  ситуации которые затрагивают

эмоции людей.В этом случае они обязаны следовать  профессиональным

этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых,

следовать принципу "не навреди",  после  завершениыя  эксперимента

полностью раскрывать им любой временный обман.


.

                              - 5 -



     Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные  экспери-

ментов в   теории.Лаборатрные  эксперимениты  позволяют  проверить

идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить

принципы и  результаты в реальном мире.Изложенность данного текста

о социально-психологических исследований  удивляет  своей  доступ-

ностью всех читателей, несмотря на достаточное количество научных

терминов, в процессе просмотра читатель как бы забывает, что перед

ним не  художественное произведение на заданную тему,  а научная

книга.Подводя краткий итог  данной  главы  исследователь  приходит

к выводу о  том, что  интерпретация социальной психологии в амери-

канском учебнике и отечественном отличается.Но  отложим  на  время

эти первоначальные  выводы  о  вступительной  части  американского

учебника.Перейдем к рассмоторению первой части, содержащей опреде-

ление социальной  психологии как науки,  изучающей,  что мы думаем

друг о друге.А теперь рассмотрим изложение материала  о  " Я  -

концепции" и "Самопрезентации".

     Как культура  формирует наше чувство "Я"?  Кто вы?  Вы - уни-

кальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложе-

ние "Я - ...".  Элементы вашей  Я - концепции, т.е.  специфические

убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть - это ва-

ши же  Я  - структуры. Структуры - это психические модели,  с по-

мощью которых мы организуем нашу жизнь.Они влияют на  то,  как  мы

воспринимаем, запоминаем  и оцениваем других людей и себя.Рассмот-

рим, как Я влияет на память,  явление известное под названием "Эф-

фект ссылки на себя".  Когда информация применима к нашим Я - кон-

цепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо  помним.Эффект  ссылки

на себя  иллюстрирует самый существенный жизненный факт:  ощущение

самих себя лежит в центре нашего мира.Рассматривая себя обычно как


.

                              - 6 -



центральное звено,  мы  переоцениваем,  в  какой степени поведение

других нацелено на нас.И часто берем ответственность за события, в

которых играем лишь небольшую роль.  Наша Я - концепция включает в

себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то,

кем мы  могли  бы стать - наши возможные Я.Они заключают в себе то

какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой Я, страст-

но любимый  и любящий Я.Они также заключают в себе Я,  которыми мы

боимся стать, - безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я.Такие

возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к той жизни,

к которой мы стремимся.  Д.Майерс ставит вопрос "становится ли Я -

концепция более индивидуализированной,  когда Восток встречается с

Западом". У японских студентов,  выезжавших по обмену и  пробывших

семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоу-

важение.У иммигрантов из Азии,  долгое время живущих в Канаде, са-

моуважение выше,  чем  у недавно иммигровавших и тех,  кто живет в

Азии.Самоуважение - всеобъемлющее чувство  собственного  достоинс-

тва, которое  влияет  на  то,  как мы оцениваем свои особенности и

способности.Сомопознание, однако имеет слабые стороны.Мы часто  не

знаем, почему ведем себя так, а не иначе.Люди различаются своими Я

- концепциями.Одни, особенно в индивидуалистических западных куль-

турах, принимают  концепцию независимого Я.Другие,  часто в Азии и

культурах стран третьего мира, - взаимозависимого Я.Эти противопо-

ложные идеи  способствуют культуральным различиям в социальном по-

ведении.Высокое самоуважение также приносит дивиденды.Дополнитель-

ные исследования  локуса  контроля  и  приобретенной беспомощности

объединил Альберт Бандура в концепцию,  названную концепцией само-

эффективности.Люди с  высокой сомоэффективностью более настойчивы,

менее тревожны и менее склонны к  депрессиям,  лучше  учатся.Хотя

.

                              - 7 -



психологическое исследование и толкование самоэффективности явля-

ется новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и

реализацию своего  потенциала не нов.Тема "Ты можешь сделать это",

является бессмертной американской идеей.В процессе переработки ин-

формации, относящейся  к нашему Я,  вторгается предрасположение.Мы

охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и  во

многом считаем себя  выше  среднего.Такое завышенное мнение о себе

позволяет большинству из нас наслаждаться  преимуществами  высокой

самооценки, хотя  есть  опасность "задрать нос".Предрасположение в

пользу своего Я появляется и в том случае,  когда люди  сравнивают

себя с другими.

     У нас есть занятная тенденция расширять наш Я - образ, перео-

ценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или

поступают также, как мы,  - феномен называемый " эффектом  ложного

консенсуса".Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку на-

ших позиций, считая, что с нами согласно большинство.Можно утверж-

дать, что  ложный консенсус встречается т.к.  мы делаем обобщение

из ограниченной выборки.Что касается наших способностей или ситуа-

ций, чаще  встречается  эффект ложной уникальности.Такое воприятие

отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку - по-

буждения, которая спасает людей от депрессии,  но способствует не-

дооценки и групповому конфликту.

     Самопрезентация относится к нашему стремлению представить же-

лаемый образ как для аудитории вне (другие дюди),  так и для ауди-

тории внутри  (мы сами).Мы выражаем свое самоопределение показывая

себя как определенный тип человека.Для некоторых сознательная  са-

мопрезентация - образ жизни.Те, у кого высокие показатели по шкале

тенденции к самомониторингу действуеют как  социальные  хамелеоны,

.

                              - 8 -



т.е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситу-

ациями.Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботят-

ся о том, что о них думают другие.Они больше руководствуются внут-

ренними ощущениями,  поэтому они будут говорить и действовать как

чувствуют на  самом деле.Проблема самомониторинга достаточно акту-

альна в наше время.В различной степени мы  являемся  самомонитора-

ми,мы обращаем  внимание  на наше поведение и регулируем его,чтобы

произвести желаемое впечатление.

     Подводя определенные  итоги по второй главе мы не можем срав-

нить с нашими отечественными учебниками те  же  определения,напри-

мер,как самоэффективность,самопрезентация   или  самомониторинг.Их

нет даже в психологическом  словаре  А.В.Петровского,возможно  они

имеют другое  толкование  и другое определение.На мой взгляд Д.Ма-

йерс слишком углубился в псмхологию личности,задействовав  концеп-

цию самоэффективности  А.Бандуры и установку локус контроля Д.Рот-

тера.Однако в разделе Я -  концепция  достаточно  убедительно  был

описан "эффект  ссылки на себя".Самопрезентация представлена здесь

второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромнос-

ти и новое определение - самомониторинг.

     Третья глава полностью посвящена описанию способов,при помощи

которых формируются  убеждения  о  социальном окружении,демонстри-

руя,как склонны ошибаться люди.Также как и почти все главы,эта на-

чинается с вопроса:"Кому приписать причину:человеку или ситуации?"

Объясняя поведение людей мы делаем фундаментальную ошибку  атрибу-

ции т.е.когда  мы  наблюдаем за кем-либо,именно эта личность нахо-

дится в центре нашего внимания,а ситуация незаметна.Когда мы дейс-

твуем,наше внимание обычно направлено на то,на что мы реагируем,-и

ситуация проявляется более явно.Наши предубеждения  сильно  влияют

.

                              - 9 -



на то, как  интерпретируем и помним события.Мы часто переоцениваем

свои суждения,или получая анекдотичные или бесполезные  данные  мы

пренебрегаем базовой оценочной информацией.И на наши суждения час-

то влияет настроение.

     Исследования социальных  убеждений  и суждений показывают,как

мы формируем и лелеем свои убеждения,которые иногда вводят  нас  в

заблуждение.

     Подходя к четвертой главе,которая называется "Поведение и ус-

тановки",попытаемся  сравнить,что  имеется ввиду под установками в

американском и отечественном учебниках.Американский  вариант  дает

порнятие установки как благоприятная или неблагоприятная оценочная

реакция на что-либо или на кого-либо,которая выражается  в  мнени-

ях,чувствах  и целенаправленном поведении." Установки - это эффек-

тивный способ  дать  окружающему  миру  оценку.Описывая  установки

пользуются  одной  из  трех  следующих  характеристик:аффект(чувс-

тва),поведение(намерение),и   познание(мысли).Изучение   установок

близко  по духу социальной психологии и исторически являлось одной

из ее задач.В отечественном учебнике  дано  определение  установки

Узнадзе:"установка   является  целостным  динамическим  состоянием

субъекта,состоянием готовности к определенной активности,состояни-

ем,которое обуславливается двумя факторами:потребностью субъекта и

соответствующей объективной ситуацией"(1).

Однако  по  определению  сравнения можно уже и закончить в связи с

тем,что в учебнике Г.М.Андреевой социальная установка(аттитьюд)  и




     1. Г.М.Андреева   "Социальная   психология",  Москва,  Аспект

Пресс, 1997. стр. 289.

.

                              - 10 -



ее  интерпретация имеет несколько другое значение и продвигается в

другом направлении.На мой взгляд данная тема в отечественном учеб-

нике  приобретает  более научную направленность,в тоже время как в

американском учебнике представляется более социолого-психологичес-

кая  тематика.Заметим  также,что в учебнике Д.Майерса присутствует

значительное количество социологических  данных.Понятно,что  соци-

альная  психология опирается на социологические данные,но социаль-

ная психология должна  оставаться  социальной,а  не  социологичес-

кой.Эти данные исследований очень дополняют и несколько приукраши-

вают информацию содержащуюся в учебнике,но в тоже время  "размыва-

ют"  ее  психологическое  содержание.Тем не менее,особого внимания

заслуживают прикладные исследования социальных  психологов  приве-

денные  в данном учебнике.По способу изложения материала можно уже

на данном этапе выявить определенную традицию,когда в самом начале

задается  вопрос,затем  следует  изложение  различных  точек  зре-

ния,подтверждения или опровержения, и наконец,выдается  ответ.Этот

ответ рождает новый вопросы т.д.

     Пятая глава "Социальное познание и здоровье человека" повест-

вует о вкладе социальной психологии в понимание,лечение и суждения

клинических психологов.Социальные психологи активно исследуют  ат-

рибуции и ожидания депрессивных,одиноких и соматически больных лю-

дей.Примечательно появление  новой  отрасли  -   Психология   здо-

ровья,которая исследует  связи между болезнью,стрессом и пессимис-

тическим стилем объяснения.

     Подводя итог  первой части книги,тема которой" Социальное мыш-

ление",следует заметить,что объем информации вошедшей во все  раз-

делы огромен и очень четко подобран.Хотелось бы даже уменьшить ко-

личество примеров,результатов исследований,дабы приоткрыть тот ос-

.

                              - 11 -



тов на который все так органично вписывается.Конечно,можно было бы

и покритиковать за значительные углубления в сферу психологии лич-

ности, и  особенно  в  социологию,но как бы поверхностному взгляду

это не особо заметно.Следует сказать о продуманности изложения ма-

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты