Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Дадим краткую характеристику парциальных программ: Программа « Я, ты, мы» (Р.Б.Стеркина, О.Князева): Представляет учебно - методический комплекс по социально- эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. Программа имеет наглядные пособия- альбомы для самостоятельной деятельности детей (28). Цель: формировать свободную, активную, творческую личность, обладающую чувством собственного достоинства и с уважением относящуюся к другим. Содержание программы включает три раздела: Уверенность в себе. Чувства, желания, взгляды. Социальные навыки. Технология строится на основах личностно- эмоционального развития детей дошкольного возраста. Программа «Я- человек». Автор С.А.Козлова: Цель: становление творческой, познавательной, самодостаточной личности (33). В основе содержания тем лежит антропологический подход. Знания о Человеке помогают ребенку- дошкольнику включаться в процесс самовоспитания и самореализации. Включает 4 раздела: Что я знаю о себе. Кто такие взрослые люди. Человек- творец. Земля- наш общий дом. Технология реализации содержания программы предполагает опору на специфические виды деятельности детей (игра, продуктивная, познавательная деятельность). Программа «Родник» (автор Беряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и т. д.): Цель: развитие целостной и гармоничной личности ребенка. В основе программы лежат идеи антропологической педагогики, признание важности социокультурного развития детей на основе пробуждения детского сознания, формирования образа «Я» (31). Содержание программы предполагает развитие эмоциональной отзывчивости в общении с природой, познание культурного наследия, «открытие сверстников».

Технология реализации программы предполагает развитие свободы самовыражения, посредством организации творческого процесса создания рисунков, пантомимических зарисовок, речевого творчества. Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре. Второй путь социального развития осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики. Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры. Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры. Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культурно - творческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов. Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, национальные ) особенности личностного развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания. Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия — к воспроизведению по образцу — к самостоятельному воспроизведению — к творчеству). Полусубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов в социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы : общество, государство, планета, космос). Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с детьми. Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.

Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей (Ю.С. Мануйлов). Ниша — это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.

Краткий обзор основных концептуальных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие выводы:

социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека;

социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;

основными механизмами социального развития детей дошкольного возраста являются: социальная ориентация, рефлекторная регуляция, подражание, эмоциональная идентификация, нормативная и индуктивная регуляция, социальный опыт, культуротворчество, контроль, оценка, рефлексия;

социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе; эффективность социального развития дошкольников предопределяется реализацией основных подходов к построению программы, технологии и организации педагогического процесса. Технология реализации эмоционального компонента идет через организацию формирования педагогом эмоционального и эмоционально-ценностного отношения в рисунках, танцах, играх, в процессе познания себя и окружающего мира. Н.Е. Ежикова предлагает широко использовать метод проектирования содержания, которое включает средства и способы овладения формами образных воплощений. Образы – это та своеобразная форма, в которую облекаются эмоции, находя свою объективизацию и предметность. (35) Таким образом, технология по формированию социально-эмоционального развития ребенка дошкольного возраста должна предусматривать условия для организации целеполагающей функции педагогической деятельности взрослого. Воспитатель направляет свои педагогические усилия на развитие эмоциональной активности детей, сочетая ее с личностной активностью. Представляя ребенку позитивную свободу, педагог в ДОУ учит детей внимательному, бережному отношению друг к другу, ко взрослым, к себе, вещам, природе,, окружающему миру.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы: - Социально-личностное развитие детей – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. – Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком – либо конкретном переживании. Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. . Конкретное выражение эмоций находит в непосредственных переживаниях, ощущениях приятного или неприятного. Эмоции определяются объективной реальностью и выражают отношение человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоциональный компонент образования детей выполняет ряд важнейших функций, устанавливает интегративные связи в развитии ребенка, аккумулирует результаты всей педагогической деятельности. Эмоциональная культура является основой социально-эмоциональной компетентности, социальной адаптированности, социализации в целом. – Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста предполагает определение технологических подходов, которые включают: понятие технологии- совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций системы, направленных на повышение эффективности процесса и достижение желаемых результатов. Технология включает в себя приемы достижения как немедленного, локального, кратковременного результата (тактика), так и глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных технологий определяет эффективность управления и регулирования процессов, устойчивость системы и всего пространства. Социальная технология – система методов, способов и приемов, применяемых в определенной последовательности для целенаправленного воздействия на общественное явление или процесс. А также технологические подходы включают отбор содержания социальных эмоций, форм, средств, методов и приемов развития социальных эмоций. Рассмотрев теоретические основы проблемы, перейдем к практической части развития социальных эмоцийй у детей старшего дошкольного возраста.


Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы

2.1 Ход и результаты констатирующего эксперимента

База исследования проводилась в ДОУ № 27 г. Магнитогорска, с детьми в возрасте от 5-7 лет, в количестве 5 человек.

Цель: выявить психологические особенности чувств и эмоций детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1)     Отобрать группу методов;

2)     Провести диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста;

Дать количественный и качественный анализ. Методы экспериментальной работы : тест.

Методика № 1 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева,Ю.А. Афонькина) .

Цель: выявить у детей понимание эмоциональных состояний людей.

Материал: картинки, методический материал, фотографии, листок, бумага.

Подготовка исследования : подобрать картинки ( фотографии ) с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражено их эмоциональное состояние. С их помощью нужно продемонстрировать основные эмоции ( радость, страх, гнев, горе ) и их оттенки ( сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых ). Проведение исследования: индивидуально с детьми 3 - 7 лет проводится в две серии. 1) Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают : "Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку". 2) Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы : "Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?" Обработка данных: подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Анализ результатов констатирующего эксперимента:

экспериментальная работа проводилась с 5 детьми : Маша 6 лет, Саша 6 лет, Аня 5 лет, Коля 6 лет, Вова 5 лет.

В первой серии показывала картинку, на которой изображен взрослый мужчина с папкой, идущий по дороге. Во второй серии на картинке изображены люди в офисе, сидящие за столами с компьютером. Маша 6 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на четыре ответила верно. Описала все, что изображено на картинке.

Во второй серии из пяти заданных вопросов, ответила на четыре верно.

Вывод: Маше доступно понимание эмоциональных состояний взрослых.

Она опиралась на выражение лица и одежду, в которую были одеты люди. У нее хорошо развиты чувства и эмоции, с помощью которых она понимает состояния людей. Саша 6 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на четыре ответил верно. Описал картинку правильно.

Во второй серии из пяти заданных вопросов правильно ответил на все.

Вывод: Саше доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Он опирался на выражение лица. У него хорошо развиты чувства и эмоции, с помощью них он верно определяет и понимает состояния людей. Аня 5 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на три ответила верно.

Описала картинку не полно. Во второй серии из пяти заданных вопросов правильно ответила на три. Вывод: Ане еще не до конца понятно эмоциональное состояние людей. Она опиралась на выражение лица и на то, что окружает персонажа на картинке. Чувства и эмоции еще плохо развиты и не до конца понятны. Вова 5 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на четыре ответил верно. Описал все, что изображено на картинке. Во второй серии из пяти заданных вопросов, ответил на три верно. Вывод: Вове практически доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Он опирался на выражение лица и одежду, в которую были одеты люди. У него не плохо развиты чувства и эмоции, с помощью которых он понимает состояния людей. Коля 6 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на четыре ответил верно. Описал картинку правильно. Во второй серии из пяти заданных вопросов правильно ответил на все. Вывод: Саше доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Он опирался на выражение лица. У него хорошо развиты чувства и эмоции, с помощью них он верно определяет и понимает состояния людей.

Выводы по анализам:

После проведения экспериментальной работы выявились следующие данные:

в первой и во второй сериях только один ребенок из пяти не до конца справился с заданием.

Детям доступно понимание эмоциональных состояний людей, в основ ном дети опираются на выражение лица, стиль одежды, окружающие предметы, в 6 лет понимание эмоциональных состояний больше развито, чем в 5 лет. Поведение детей отличное, выполнение работы добросовестное, высказывания полные, всплеск эмоции отсутствует, состояние спокойное.

Из пяти детей допустил много ошибок один ребенок, не верно описал эмоциональные состояния некоторых героев. Остальные дети справились с заданием более точно.

У одного ребенка - низкий уровень понимания эмоциональных состояний, у четверых- высокий.

Методика № 2 Изучение эмоционального предвосхищения (Г.А. Урунтаева,Ю.А. Афонькина).

Цель: выявить у детей уровень сформированности эмоционального предвосхищения.

Материал: 6 пирамидок ( по 19 колец на каждой ), рисунок - образец пирамидки, 2 картинки : изображение собранной пирамидки и с разбросанными кольцами; 2 картинки : изображение плачущих малышей, но веселых, играющих с пирамидками. Подготовка исследования : подготовить 6 пирамидок ( по 19 колец на каждой ), рисунок - образец пирамидки, 2 картинки : изображение собранной пирамидки и с разбросанными кольцами; 2 картинки : изображение плачущих малышей, но веселых, играющих с пирамидками. Проведение исследования : исследование проводится индивидуально с детьми 4 - 7 лет и состоит из 4 серий. Каждый ребенок участвует только в одной серии. После выполнения задания испытуемого просят рассказать, что он делал и для чего. 1) Ребенка приглашают в комнату ( так же и в других сериях ). В коробке на столе в беспорядке лежит 114 колец, необходимых для составления 6 пирамидок. Экспериментатор просит ребенка помочь сложить кольца в пирамидки так, как это сделано на пирамидке - образце. При этом не говорят, кому и почему нужно помогать собирать пирамидки. 2) Вместе с пирамидкой - образцом демонстрируют 2 картинки : на одной нарисованы аккуратно собранные пирамидки ( все 6 ) с детальным изображением колец, расположенных правильно по размеру и цвету; на другой - разбросанные в беспорядке стержни и кольца. Ребенку предлагают собрать пирамидки, как это изображено на первой картинке. Наглядное изображение правильно сложенных пирамидок должно помочь ребенку понять, какого результата нужно добиться в предстоящей деятельности и что получится, если он этого не сделает. 3) используют тот же наглядный материал и то же задание, что и во второй серии, экспериментатор лишь добавляет : "Здесь играли малыши и разбросали кольца, а собрать их сами не сумели. Помоги ребятам, сложи пирамидки, тогда они не будут плакать и ссориться. Сложи пирамидки, как нарисовано на этой картинке" ( показывает первую картинку ). 4) Экспериментатор показывает 2 другие картинки и объясняет, что если собрать пирамидки, то малыши будут довольны и веселы, а если не собрать, они будут плакать. Испытуемым говорят, что они могут позаботиться о малышах, помочь им.

Обработка данных : подсчитывают количество детей, правильно выполнивших задание ( + ), не до конца справившихся с ним ( +/- ) и отказавшихся собирать пирамидки ( - ). Результаты оформляются в таблицу. Анализ результатов констатирующего эксперимента:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты