Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Выводы: В раннем детстве у ребенка параллельно с познанием окружающего мира продолжается познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает желания и действия, которые регулируются его личными нормами ( в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих. Я- концепция ребенка продолжает формироваться через его взаимодействие с окружающими. По мере того как ребенок становится социально восприимчивым, его Я- концепция все более дифференцируется и усложняется. В значительной степени содержание образа- Я ребенка является продуктом процесса социализации. В развитии Я- концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы. Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально- нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития. В дошкольном возрасте возникают первые этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Таким образом, каждый вид деятельности вносит свой вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами.

Рассмотрев характеристику социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, выяснили, что в процессе развития личности большое значение имеет развитие эмоциональной сферы. В следующем параграфе рассмотрим специфику и динамику развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.


1.2 Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

В работах Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева , Д. Б. Эльконина и других мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения (17,18). В результате такого рода усвоения ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. (17,18)

В публикуемых в данной монографии исследованиях прослеживается возникновение у детей новых чувств, новых эмоциональных переживаний в процессе деятельности и усвоения простейших нравственных норм, социальных требований и правил поведения. Так, например, дошкольник, в отличие от ребенка раннего возраста, начинает радоваться не только тогда, когда удовлетворяются его непосредственные желания, но и тогда, когда ему удается хорошо выполнить свои маленькие трудовые или учебные обязанности, оказать посильную помощь взрослому или сверстнику, поступить по справедливости и поделиться с товарищем своими игрушками и т. д.(17,18)

Как показывают полученные данные, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний взрослых. Последние должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Решающую роль играет включение ребенка в содержательную совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволила бы ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения такого рода норм и правил для достижения успеха всеми участниками общего дела и каждого из них в отдельности, для более полного удовлетворения их собственных запросов.

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.(18)

Такое понимание проблемы противостоит широко распространенному в идеалистической психологии представлению о том, что чувства, эмоции как внутренние душевные состояния предшествуют деятельности и лишь выражаются, проявляются во внешнем поведении.(18)

В свое время Ч.Дарвин обнаружил генетическую связь между процессами выражения чувств у человека и приспособительными формами поведения у его животных предков (18). Это открытие, имевшее важное значение для разработки проблем антропогенеза, было, однако, что якобы человеческие чувства являются лишившимися своего былого жизненного значения рудиментами некогда целесообразных животных инстинктов.

Подобной точки зрения придерживался У. Джемс, который рассматривал эмоциональные переживания как производные по отношению к инстинктивным соматическим и вегетативным выразительным реакциям (3). Таким образом, взамен метафизической концепции эмоций как изначальной душевной способности выдвигалось столь же неудовлетворительное, грубо механистическое объяснение, сводившее эти сложнейшие психические акты к внутриорганическим отправлениям.(3)

Анализ теории вопроса и опыт советских психологических исследований свидетельствует о том, что при изучении генезиса эмоций необходимо искать источники их происхождения в осмысленной деятельности субъекта, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и эмоционально реагировать на происходящие события и явления.(9)

Становление личностного «Я» связано с формированием трех компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого (А.В. Петровский, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан и др.). (35)

В социально-личностном развитии реализация когнитивного компонента личностного образования предполагает формирование у ребенка представлений о себе, своих способностях, отношениях. Социализация обеспечивает объединение индивида с другими людьми; индивидуализация способствует его выделению по сравнению с другими, создает основание своей неповторимости, субъективности. (35) Эмоционально ценностный компонент отражает отношение ребенка к себе в целом или к людям, является основой для проявления самоуважения, чувства собственного достоинства, самооценки и уровня притязаний. Самоуважение – это вера в собственные силы, возможности, это принятие себя, любви к себе. Самооценка – оценка личности себя в целом и отдельных сторон. Уровень притязаний - уровень трудности целей, которые ставит и решает ребенок.(35) Поведенческий компонент личностного развития «Я» (образ Я) определяет возможности саморегуляции, способность ребенка принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, отвечать за свои слова, поступки, дела. На этом этапе эмоциональная дозировка поведения, выбор адекватных форм поведения, опора на социально-одобряемые нормы и правила поведения.(35) Следовательно, при осуществлении социально-личностного развития и воспитания ребенка необходимо сочетание всех компонентов образования, учет возрастных, индивидуальных и личностных качеств детей (Л.С. Выготсткий, Л.И. Божович, В.Т. Кудрявцев). (35) Рассматривая возрастной подход как основу (условие) для воспитания ребенка с учетом перспектив его развития, проанализируем те основания (особенности), какие составляет сущность эмоционального компонента личностного образования. (35) Самоценность дошкольного возраста находит отражение в личностных проявлениях ребенка, раскрывающих специфику самосознания, действий, поступков, поведенческих реакций. Данные проявления заключаются в познании окружающего социального мира через образное мышление и воображение, повышенную двигательную активность, взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, В.С. Мухина и др.). (35) Все это находит отражение в детской субкультуре – совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления. Субкультура дошкольника – это особая система традиций, детский фольклор, словотворчество, детские игры, коллекции, законы жизни. В субкультуре также проявляется самобытный способ освоения социального мира и утверждения в нем. (35) Проявление основных признаков субкультуры дошкольника обусловлено открытостью миру, любознательностью, повышенной эмоциональностью в восприятии мира и окружающих людей. По мнению Л.С. Выготского, эмоциональная сфера является базовой основой личности, «центральным звеном» психологической жизни человека, и прежде всего ребенка. (35) В современной психолого-педагогической литературе триадность личностного образования, по праву, стержневым считает эмоциональный компонент, как ценность и результат социально-личностного развития ребенка. Стержнем социально-личностного становления ребенка дошкольного возраста является социально-эмоциональное развитие. Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям, к самому себе. (35) Генетическая связь эмоций и системы практических взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью обнаруживается уже на самых ранних этапах онтогенеза, когда у двух-трех месячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция впервые была изучена и проанализирована Н. Л. Фигурным и М. П. Денисовой, Н. М. Щеловановым и названа «комплексом оживления», а затем исследовалась многими советскими и зарубежными авторами (9) .

Полученные в проведенных исследованиях («комплекс оживления» и его влияние на общее развитие ребенка раннего возраста - М. И. Лисиной и ее сотрудниками) данные свидетельствуют о том, что положительная эмоциональная реакция младенца на проявляющегося в поле восприятия взрослого человека не является инстинктивной реакцией (32). Такого рода эмоции формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близким взрослым, который помогает ему удовлетворять все жизненные потребности, устраняет все вредные воздействия, ласкает его, обеспечивает ему комфорт и безопасность.(9)

В.К. Вилюнас как специфические субъективные состояния эмоции – один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии. Переживания влюбленности или утраты любимого человека – переживания, эмоции (9).

Аристотель в своей книге «О душе» большое место занимал раздел «Чувства».

Декарт, Спиноза, в их трудах проблема эмоциональных явлений человека занимает значительное место.

Симонов писал, что эмоция – отражение какой- нибудь актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения.

Рубинштейн писал, эмоция – особая субъективная форма существования и развития потребностей. А.В.Запорожец в 70 –е года подчеркивал важную роль чувства в энергетическом обеспечении деятельности ребенка, в ее структурировании, в образовании новых мотивов и выделении целей

(9). Он считал, что эмоция представляет собой особую форму отражения субъектом действительности, в которой происходит психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.(15)

В.В. Лебединский в своих исследованиях писал, что эмоции в процессе развития ребенка образуют сложную систему эмоциональной регуляции, имеющую многоуровневое строение (11). Эта система быстрее реагирует на любые внешние воздействия среды и внутренние сигналы организма человека.

Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком – либо конкретном переживании. Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связанно с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека вызывает у него положительные эмоции. То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции.(15)

Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Каждой эмоции свойственна характерная мимика. А мышцам лица, как и любым другим, свойственно натренировываться и менять свой объем и рельеф. Таким образом, тот комплекс эмоций, который регулярно переживает человек, со временем формирует определенную "мимическую маску", становящуюся более менее постоянной. И если жизнь человека сильно меняется, и его постоянный комплекс эмоций становится другим, то через несколько месяцев, может год-другой, мы увидим, что его "мимическая маска" и даже форма лица сильно поменялись.(15)

Возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека. Чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат прежде всего потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми: потребность во взаимном общении, потребность в трудовой деятельности и т. д.(15) Внешнее выражение эмоций:

Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связанны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться, или наоборот. При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в: мимике (движение лица) и пантомимике ( движения всего тела), в голосе.(15)

Для наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию.

Положительные и отрицательные эмоции:

Положительное отношение человека к чему – либо выражается в удовольствии, радости, счастье, веселье, ликовании, любви. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций. «Мне грустно и легко, печаль моя светла».

Сценические и астенические эмоции:

Эмоции делятся на сценические и астенические. Сценические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывает подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Такие эмоции как страх и горе могут проявляться в обеих формах эмоций, в зависимости от индивидуальных особенностей человека.(15)

Интенсивность и устойчивость:

В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты.

Настроение – относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающее на деятельности, поведении человека. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывает целый период жизни человека. Оно может быть радостным и печальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродушным.

Бодрое настроение стимулирует деятельность человека, положительно влияет на окружающих, на деятельность.(15)

В плохом настроении человек смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит. Настроением можно и должно управлять. Настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Иногда нужно переключиться на ту деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем.(26)

Аффект – кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Аффекты сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие. Вызываются сильными раздражителями(словами, поведением других людей). Чаще всего аффективные реакции есть следствие недостаточной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение.

Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть – длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.(26)

Страсть связана с каким - либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия на человека. Страсть может быть положительной и отрицательной. Положительная - это страсть к театру, музыке, спорту. Отрицательная - направленная на мелкие или вообще недостойные цели, которые ослабляют волю и подавляют психику человека: страсть к обогащению, к азартным играм и т. д.(26) Стрессовые состояния:

Стрессовые состояния возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Такие ситуации могут встречаться в различных видах человеческой деятельности: трудовой, учебной, игровой, спортивной, в практике взаимоотношений между людьми, во всевозможных моральных конфликтах.(30) Виды чувств:

Низшие чувства связанны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные, эстетические чувства. Моральные чувства - чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чувство коллективизма и т. п. В основе лежит осознание человеком общественных интересов своего народа и своих обязательств по отношению к нему .(30)

Оценка человеком своих поступков связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исходя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести - моральное удовлетворение и радость.(30)

Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, уверенности, удовлетворения. Удивление происходит, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Это очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Уверенность рождается от сомнения истинности и убедительности фактов, предложений и гипотез. Результативная работа вызывает чувство удовлетворенности: выполненное домашнее задание.(30)

Эстетические чувства - прежде всего чувство красоты, восхищение прекрасным. Источник эстетических чувств - музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия и т. д.(30) Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности:

Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противоречивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У такого человека эмоции и чувства возникают по случайным мотивам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты