Современные теории и технологии психологической помощи
p> Произвольное самовнушение (метод КУЭ).

Эмиль Куэ. Будучи наблюдательным человеком и постоянно общаясь с пациентами, Куэ обратил внимание на то, что лечебный эффект лекарства зависит не только от его фармакологических свойств, но в еще большей степени от того, верит ли больной в целебную силу этого лекарства или нет.

Основываясь на своих практических наблюдениях, Куэ создал систему психотерапевтической помощи, которую назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения».

С современных позиций некоторые теоретические рассуждения Куэ кажутся упрощенными и даже примитивными. Тем не менее, созданный им метод
«произвольного самовнушения» применяется в практике психотерапии и по сегодняшний день. Куэ считал, что главной причиной заболевания является болезненное воображение, в котором проявляется бессознательное Ид.

Техника лечения. Лечение начинается с предварительной беседы, во время которой разъясняется влияние самовнушения на организм, проводятся примеры целебного воздействия внушения и самовнушения при различных заболеваниях.
Чтобы убедить больного в том, что его собственные мысли, представления могут влиять на непроизвольные функции организма, мы нередко используем пробу с маятником.

Во время сеанса больной занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Сеанс самовнушения продолжается 3-4 минуты, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель.

Прогрессивная мышечная релаксация (метод Джекобсона).

Метод предложен чикагским врачом Эдмундом Джекобсоном. Он исходил из общеизвестного факта, что эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечно-полосатых мышц, а успокоение – их релаксацией.
Естественно было предположить, что расслабление мускулатуры должно сопровождаться снижением нервно-мышечного напряжения.

Техника лечения. Лечение начинается с беседы с больным, в процессе которой психотерапевт объясняет механизмы лечебного воздействия мышечной релаксации, подчеркивает, что основной целью метода является достижение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц в покое.

Условно выделяют три этапа освоения техники прогрессивной мышечной релаксации:

. Первый этап. Больной ложится на спину, сгибает руки в локтевых суставах и резко напрягает мышцы рук, вызывая тем самым ясное ощущение мышечного напряжения. Затем руки расслабляются и свободно падают. Так повторяется несколько раз.

. Второй этап (дифференцированная релаксация). Больной в положении сидя учится напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении; далее – расслабляться при письме, чтении, речи мышцы, не участвующие в этих актах.

. Третий этап. Больному предлагается путем самонаблюдения установить, какие группы мышц у него более всего напрягаются при различных отрицательных эмоциях или болезненных состояниях.

Затем посредством релаксации локальных мышечных напряжений можно научиться предупреждать или купировать отрицательные эмоции или болезненные потрясения.

Самовнушение, йога и техника медитации.

Современные методы лечебного самовнушения при всем их многообразии имеют древние и в большинстве своем общие истоки. К таким истокам, прежде всего, относится древнеиндийская система йоги с ее эмпирическими находками.

Значение слова «йога» соответствует его санскритскому корню «йюдж», что означает «запрягать в упряжку, надевать сбрую, дисциплинированность», а в более широком смысле – «заставить себя сосредоточиться, мобилизоваться».

Йога – широкое понятие, которое включает в себя и цель, и средства ее достижения. Прежде всего, йога – древнеиндийская система. Главное в ней – учение о самосознании. Путем самосознания, согласно йоге, человек может достичь «освобождения», то есть, способен освободить свое индивидуальное сознание (душу) от влияния условий материальной жизни и слить его с абсолютным знанием (Богом). Самосознание достигается путем сосредоточения, при котором «созерцающие сознание теряется в созерцаемом объекте и перестает сознавать себя»

[pic]

Первые 4 ступени ориентированны главным образом на психологическую и физическую подготовку; последние 4 – на тренировку психических процессов.

Последние 3 ступени (драхма, дхьяна и самадхи) являются этапами медитации. Переход от одного этапа к последующему не нуждается в применении специальной техники. Он связан только с увеличением глубины концентрации на объекте.

Центральным методом самовнушения в восточных учениях является медитация.

Слово медитация происходит от греческого медомой («о чем-либо размышлять»). Ему соответствует санскритский термин дхьяна («размышление»,
«углубление»).

С позиции древнеиндийской психологии бодрствующее сознание человека имеет три возможных состояния:

. Неспособность сосредоточится на одной мысли (состояние, противоположное медитации);

. Навязчивая мысль, мотив, образ (непроизвольная медитация);

. Способность произвольно сосредоточиться на чем угодно и не думать о том, что мешает в данный момент (медитация).

Иначе говоря, медитация – это всякое сосредоточение мысли, всякая концентрация внимания на чем бы то ни было.

Техника медитации йогов связана с понятиями, как янтры и мантры:[pic]

Техника медитации. Упражняясь в медитации, следует соблюдать следующие правила:

. Помещение для медитации должно быть тихим, теплым и уютным. В последующем медитировать можно в любой обстановке.

. Медитация должна выполняться натощак или через 1-2 часа после еды, лучше утром (до завтрака) и вечером (перед ужином).

. Не следует проводить тренировок, если вы чувствуете себя нездоровым или эмоционально перевозбуждены.

. Во время медитации не сопротивляйтесь мыслям, спонтанно возникающим в сознании; пусть они исчезнут сами.

. Не превращайте медитацию в «идею фикс».

. Медитацией следует заниматься 40-45 минут 3-4 раза в неделю.

Аутогенная тренировка (метод Шульца).

Аутогенная тренировка – это самовнушение в состоянии релаксации
(низкая ступень) или гипнотического транса (высшая ступень).

Создателем метода аутогенной тренировки по праву считают Иоганса
Генриха Шульца, ему же принадлежит и термин «аутогенная тренировка».
Временем создания метода считают 1932 год, однако корни его рождения уходят в далекое прошлое.

Шульцу еще при жизни посчастливилось быть свидетелем «победного шествия» аутогенной тренировки. Она по своему характеру является методом синтетическим.

Основной заслугой Шульца является, прежде всего, то, что он освободил учение йоги от распространенной интерпретации или от налета мистицизма.
Предложенная методика аутогенной тренировки в отличие от ее многочисленных модификаций называется классической и делится на 2 ступени; 1-я, или начальная (АТ-1), и 2-я, или высшая (АТ-2).

[pic]

[pic]

Психотоническая тренировка по Мировскому – Шогаму. Обычно аутогенная тренировка направлена на расслабление, успокоение и в конечном итоге на транквилизирующий эффект. Показания: гипостеническая форма астении, артериальная гипотензия.

Появились такие понятия, как «психомышечная тренировка», «психогенная саморегуляция» (ПСР), «психорегулирующая тренировка» (ПРТ),
«психофизическая тренировка» (ПФТ), «эмоционально-волевая подготовка»
(ЭВЛ), «психосоматическая гимнастика» (ПСГ).

Психомышленная тренировка по Алексееву. В основе лежат следующие элементы:

. Умение расслабиться.

. Способность максимально ярко, с предварительной силой воображения, но, не напрягаясь, представить содержание формул самовнушения.

. Умение удержать внимание на избранном объекте.

. Умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.

Обучение проводят в форме гетеротренинга. Чаще применяются в спортивной практике.

Аутогенная тренировка и обратная биологическая связь. Сочетанное применение аутогенной тренировки и обратной биологической связи (ОБС) является одним из перспективных направлений в психотерапии.

[pic]

[pic]

Зигмунд Фрейд и психоанализ.

Исторический очерк.

В 1896 году Фрейд впервые употребил термин психоанализ, под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом лечения неврозов.

Психоанализ начинает приобретать популярность. Вокруг Фрейда формируется кружек единомышленников: Альфред Адлер, Шандор Ференчи, Карл
Юнг, Отто Ранк, Карл Абрахам, Эрнест Джоунс и др.

В последние годы жизни учение Фрейда претерпевает существенное изменение и получает свое философское завершение. По мере того как работы ученого становятся все более известными, усиливалась и критика его учения.

[pic]

[pic]

Карл Юнг: аналитическая психология и психотерапия.

[pic]

Структура личности по Юнгу.

Юнг выделяет следующие элементы (слои) в структуре личности: персону,
Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость.

[pic]

Персона (личность) – самый верхний слой личностного сознательного;
Эго – его более глубокий сон. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного – двойник Я, его тень; следующий слой – душа (Анима и Анимус); самый нижний слой – объективное Я (самость).

Персона – это визитная карточка Я.

Эго – центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни.

Тень – центр личного бессознательного. Сюда входит желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимое с существующими социальными стандартами, понятиями об идеях.

Тень – не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества.

Анима и Анимус – это представление о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума.

Самость – архетип целостности личности. Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго
– центром сознания.

[pic]

Общие положения.

Сам термин рациональная психотерапия (от латинского rationalis – разумный) не совсем удачен, так как и другие методы психотерапии предусматривают «разумный» подход к лечению больного.

Основной рациональный психотерапии, несомненно, является логическая аргументация. Кроме того, метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, дидактические и риторические приемы.

Таким образом, стержнем рациональной психотерапии является правильная, доступная пониманию больного трактовка характера, способствует формированию у больного адекватного отношения к своей болезни.

Субъективная картина болезни.

Понимание больным своей болезни еще называют внутренней картиной болезни. Правильнее, однако, говорить о субъективной картине болезни.

Сенсорный уровень включает в себя отношение больного к своим болезненным ощущениям. Эмоциональный уровень субъективной картины болезни – это оценка больным своей болезни с тачки зрения «опасности» и
«безопасности». Интеллектуальный уровень субъективной картины болезни – это решение вопросов: «Болен или здоров?», «Чем лечиться?», «У кого лечиться?» и т. д.

Основы формальной логики.

В формальной логике есть такие понятия, как правильное и неправильное мышление. Мышление, способное вести человека к достижению истины, т. е. правильно решать теоретические и практические задачи, - правильное мышление. Оно должно удовлетворять трем основным требованиям: определенности, последовательности и доказательности. Непоследовательность мышления чаще всего связана с нарушением закона тождества, который можно выразить формулой А=А.

Техника терапии.

Рациональная психотерапия может проводиться самостоятельно, но чаще всего практикуется в комплексе с другими методами лечения. Иногда она подключается уже на этапе обследования больного, требуя специального времени и органически вплетаясь в диагностический процесс.

Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что больной сам активно участвует в процессе лечения; недостаток же метода в том, что лечебный эффект наступает относительно медленно (например, медленнее, чем при внушении в гипнозе).

[pic]

Теоретические основы психоанализа.

Психоанализ в понимании Фрейда – это, во-первых, «название процедуры исследования процессов, которые почти недостигаемы никаким другим способом», во-вторых, «название метода (основанного на таком исследовании) лечения невротических нарушений» и, наконец, в-третьих, определение «суммы психологической информации, полученной таким путем, постепенно собираемой в новую научную дисциплину».

Постепенно у Фрейда сложилось представление, что в каждом пациенте существует некая сила, сопровождающая лечению, сохраняющая потаенные мысли.
Цель одна – защита. Задача психотерапевта, как считал Фрейд, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление.

Психоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты.
Эти дериваты, или заменители, проявляются в свободных ассоциациях, в обмолвках, в ошибочных действиях.

Техника психоанализа.

Классический психоанализ включает следующие основные этапы: продуцирование материала, его анализ и рабочий альянс.[pic]

[pic]

Анализ сопротивления.

Сопротивление включает все силы организма, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить и достичь понимания.

Интерпретируя материал пациента, аналитик ставит себе следующие основные цели:

. Перенести продукции пациента в их бессознательное содержание, то есть установить связь мыслей, фантазий, чувств, поведения пациента с их бессознательными «предками».

. Бессознательные элементы должны быть преобразованы в понимание, в истинное их значение.

. По мере достижения инсайтов они должны сообщать пациенту.

[pic]

Общие положения.

Трансакционный анализ в узком понимании этих слов – это анализ взаимодействия двух или более людей; в более широком смысле – социально ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности.

Структурный анализ.

Родитель (Р) по Берну – это собрание догм и постулатов, которые он воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Когда Родитель в человеке якобы молчит, он все-таки влияет на его поведение, выполняя функцию совести.

Ребенок (Ре) живет в человеке всю его жизнь и проявляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это а детстве.

Взрослое состояние Я (В) также не имеет отношения к возрасту человека.
Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта.

Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какой частью моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражения?

Анализ трансакций.

Трансакция – это воздействие двух или более людей. Она начинается с транзакционного стимула – того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действиям – транзакционной реакцией.

Все транзакции делятся на:

. Дополнителые. Когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию.

. Пересекающаяся. Когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.

Кроме простейших транзакций, какими является дополнительные и пересекающиеся, существует двухуровневые транзакции – угловые и двойные, при которых один уровень видимый – то, что произносится, а второй – скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (подтекст).

[pic]

Теоретические основы психосинтеза.

Еще П. Жане говорил о ментальном синтезе, имея в виду ликвидацию диссоциации психических процессов, возникающих иногда в результате психотравмы. Е. Кречмер писал о психоанализе, или синтезе существования, подразумевая под этим развитие целостной и гармоничной личности. К. Юнг ввел понятие о синтетическом этапе аналитической психотерапии. Однако основателем психосинтеза как метода психотерапевтического лечения по праву считают итальянского психиатра Роберто Ассаджиоли.

Структура личности. Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят: простейшие формы психической деятельности, управляющее жизнью тела. Среднее бессознательное
(предсознательное) – область, где пребывают навыки и сознания. Высшее бессознательное (супербессознательное) – область формировании и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств.

Поле сознания – это непосредственно осознаваемая нами часть личности.
Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.

Сознательное Я – это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания).

Высшее Я – наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза).

Техника психосинтеза.

На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько основных этапов:

. Глубинное познание своей личности;

. Контроль над различными ее элементами;

. Постижение своего истинного Я – выявление или создание

«объединяющего центра» Я;

. Психосинтез: формирование или перестройка личного вокруг нового центра.

Глубинное познание своей личности. Познание личности нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте.

Контроль над различными элементами личности. Разделение психосинтеза на этапы, несомненно, условно, так как все они тесно взаимосвязаны.
Разотождествление. Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание.
Самосознание в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями. Работа над субличностями. В каждом из нас уживается множество «типажей», часто противоположных друг другу. Число субличностей бесконечно. Они изменчивы.
Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен.

[pic]

Позитивный подход к пациенту и заболеванию.

Позитивная психотерапия исходит из того, что любой человек независимо от его расы, социального положения и вероисповедания от природы обладает двумя основными способностями: способностью к познанию и способностью к любви.

Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способностью любить – эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие).

Позитивный подход к пациенту и заболеванию является составной частью позитивной психотерапии и, в свою очередь, состоит из трех основных компонентов: учета межкультеральных особенностей, позитивной интерпретации заболевания и использования поучительных историй.

Анализ конфликта.

В соответствии с концепциями позитивной психотерапии реакция на конфликтную ситуацию у любого человека проявляется через четыре основные
«сферы разрешения конфликта»: через тело, деятельность, контакты и посредством фантазии.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты