Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения

·          выявление эффективных психотехнологий;

·          обобщение опыта педагогов, родителей;

·          подготовка материалов для педконсилиумов, семинаров, круглых столов.

Характеристика деятельности социально-педагогической службы.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить социальному педагогу - сформировать у ребенка навыки общения, помочь адаптироваться к новой среде и оказание помощи семьям: образовательной, психологической, посреднической (см. Схему № 3). Цель определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой (см. Модель социально-психологической деятельности).

Решение любой проблемы ребенка начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательно этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой делается заключение. Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого социальные педагоги выбирают ту или иную социально-педагогическую технологию, которая необходима в данном конкретном случае.

Если не удается решить проблему, то составляем свою собственную программу решения проблемы, т.е. самостоятельно разрабатываем технологию своей деятельности в данном случае. В зависимости от того, какую технологию применяем, выбираются соответствующие методы (убеждения, упражнения и др.) и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности, определенные средства, которые позволят решить проблему ребенка. Если проблема ребенка решена положительно, то работа с ребенком заканчивается.

Если проблема ребенка не решена или частично решено, то необходима корректировка социальной деятельности на каждом этапе (например, этапе диагностирования, выборе решения или определения методов и средств) и повторение решение проблемы. Последние годы социальный педагог работает над проблемой «Девиации в подростковом возрасте». Использует современные технологии работы с проблемными детьми («Коррекция отклоняющегося поведения» Г.К. Селевко, Ю.Ю. Черво). А также технологии доктора педагогических наук, профессора М.А. Галагузовой.

Объекты деятельности

1.  Основные объекты деятельности социально-психологической службы – это дети, а также родители и педагогический коллектив, которые являются участниками воспитательного и образовательного процесса и оказывают воздействия на ребенка.

2.  Основными видами помощи, которые оказывает социально-психологическая служба ребенку и всем категориям семей, являются:

·     Социально-информационная, направленная на обеспечение информаций по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки;

·     Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействия в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским вопросам;

·     Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в ОУ;

·     Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы «риска»;

·     Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот;

·     Медико-социальная помощь, направленная на профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы «риска»;

·     Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и социуме, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

·     Социально-педагогическая помощь, направленная на создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы «риска». Все эти виды социально-психологической помощи реализуются с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Применяются такие формы работы с семьей, как патронаж (посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями). Наряду с патронажем следует выделить индивидуальные консультационные беседы и групповые методы работы с семьями – тренинги.

Социальные педагоги используют широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских, таких как: наблюдения, беседы, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, метод оценки эффективности (МОЭ), анализ документов, тестирование, биографический метод и т.д.

Взаимодействие с социумом

Взаимодействие с заинтересованными ведомствами и структурами по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) ведется со следующими учреждениями:

·          здравоохранения (детская поликлиника им. Пирогова, институт консультации и тренинга «Статус», медико-психолого-педагогическая комиссия, областной наркологический диспансер, подростковый наркологический кабинет, областной центр планирования семьи и репродукции, городской центр медицинской профилактики, кожно-венералогический диспансер);

·          образования (отдел образования округа, инспектор по охране детства, специалисты по делам «Семьи, материнства и детства», ПУ, ВСШ, Сузы, Вузы);

·          органами внутренних дел (РОВД, инспектор ОДН, участковый 1-ое отделение милиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав);

·          инспекции ГИБДД;

·          правовая клиника (юристы);

·          прокуратура;

·          суд;

·          социальной защиты (центр социального обслуживания населения, центр социальной помощи семье и детям, приюты «Родничок» и «Лучик»);

·          общественными организациями (ТСЖ «Заводское», центр занятости населения, информационно-прокатный центр);


 



ПУ, ВСШ, СУЗы, ВУЗы

 

Детская поликлиника им. Пирогова

 
                                                                                                       


Институт консультации и тренинга «Статус»

 

Медико-психолого-педагогическая комиссия

 

Областной наркологический диспансер

 

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав

 
 






Суд

 

 
                                                                             


Подростковый наркологический кабинет

 

Областной центр планирования семьи и репродукции

 

Городской центр медицинской профилактики

 

Кожно-венерологический диспансер

 
 






Информационно-прокатный центр   ¹

 




Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В основе деятельности социально-психологической службы - Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основные задачи:

·              предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

·              обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

·              социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении;

·              выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Принципы деятельности:

·              Законность;

·              Демократизм;

·              Гуманности;

·              Поддержки и взаимодействия с семьей;

·              Индивидуального подхода;

·              Конфиденциальности полученной информации;

·              Соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних.

Профилактическая работа в МОУ построена в нескольких направлениях:

1. Оказание социально - психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении : учителя предметники проводят дополнительные занятия с детьми, неуспевающими по одному и нескольким предметам; социальные педагоги консультируют классных руководителей по работе с дезадаптивными детьми; психологи проводят коррекционно- развивающие занятия с детьми, неуспевающими в учёбе и с отклонениями эмоционально-волевой сферы.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия, принимаются меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования

3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, оказание помощи в обучении и воспитании.

4. Организация работы кружков с привлечением педагогов дополнительного образования: 25 общедоступных кружков и секций (спортивных, музыкальных, технических и др.): «Умелые руки», «Сила и здоровье», «Радио Д.1», ШКиД, «Сказки в красках.. Основы дизайна», ЮИД, ансамбль «Ложкарей» и другие, в которые привлекаются дети из неблагополучных семей и учащиеся группы « риска».

5. Организация работы «Правовой клиники» совместно с Оренбургским Государственным Университетом, юридической кафедрой, ЦПиСП как процесс непрерывного правового воспитания, направленный на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. С учащимися 7-11-х классов проводятся правовые лектории на темы: «Что такое право и закон», «Право и справедливость», «Основной закон и государство», «Права детей», «Ловушка для подростков», «Они охраняют закон. Кто они?», «Готовы ли вы защищать свои права?», «Семья, родители и дети», «Способы и средства разрешения конфликтов и другие.

6. Взаимодействие и своевременное информирование заинтересованных ведомств и структур:

·              КДН и ЗП (Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав) о случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, отдых, труд.

·              МППК (Медико-психолого-педагогическая комиссия) о детях, испытывающих затруднения в обучении .

·              ОВД (Органы внутренних дел) о выявлении родителей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними: Скворцов Денис.

·              Органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в наблюдении или лечении подросткового нарколога в связи с употреблением спиртных напитков не фиксировалось.

7. Индивидуальная профилактическая работа: Беседы социальных педагогов, инспекторов ОДН (Детская комната милиции), классных руководителей, учителей - предметников.

8. Профилактическая работа совместно с инспекторами ОДН и ГИБДД в форме лекций на темы: «Административная и уголовная ответственность», «Ответственность за систематические пропуски занятий по неуважительной причине», «Ответственность за распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хулиганство, демонстрирование фашисткой атрибутики или символики, заведомо ложное сообщение о террористическом акте.», «Предупреждение детского травматизма».

В результате проводимой профилактической работы среди учащихся МОУ «Лицей № 3» за последние три года случаев травматизма нет. Социальные педагоги проводят реабилитационные тренинги с учащимися группы «риска»: социальных и коммуникативных навыков.

9. Посещение учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине на дому. Проводятся беседы с ними, их родителями или законными представителями.

10. Проведение ежемесячных рейдов по микрорайону совместно с инспекторами ОДН с целью: составления протоколов на родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних, выявления занятости детей в свободное от учёбы время.

11. Проведение Совета профилактики с приглашением учащиеся и их родителей для выяснения проблемных вопросов.

12. Индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения.

13. Проведение традиционных межведомственных профилактических акций: «Помоги ребёнку»(январь-февраль), «Милиция и дети» (апрель), операция «Подросток» (май-сентябрь), месячника по профилактике правонарушений (октябрь).

Профилактическая антинаркотическая работа

Профилактическая антинаркотическая работа проходит по трём направлениям:

1. Профилактическая работа с родителями:

1.1           Социально-психологической службой организована лекционная форма с родителями через родительские собрания, семинары на темы: «Особенности подросткового возраста», «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе», «Адаптация учащихся к профильному обучению», «Административная и уголовная ответственность родителей за воспитание и обучение детей» и т.д., куда приглашаются врачи наркологи, детские гинекологи, подростковый нарколог, инспектора ОДН, участковый милиционер, юристы.

1.2           Социальные педагоги и психологи проводят индивидуальное семейное консультирование, привлекают специалистов КДНиЗП, службы социальной помощи, ОВД для оказания помощи «проблемной» семье.

1.3           Социально-психологическая служба информирует родителей и оказывает помощь в установлении контактов с различными специалистами :

·          центра социального обслуживания населения:

·          центра социальной помощи семье и детей;

·          социально- реабилитационного отделения для несовершеннолетних Дом «Семья»;

·          отделение психолого- педагогической помощи населению;

отделения экстренной психологической помощи по телефону

·          Телефон Доверия».

Консультируют родителей и оказывают коррекционную помощь.

2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми:

Формирование ЗОЖ

Учителя предметники ведут постоянно пропаганду здорового образа жизни на уроках физической культуры, ОБЖ, валеологии.

На уроках физической культуры учителя периодически проводят беседы по формированию здорового образа жизни. Во внеурочное время в лицее проводятся спортивные праздники: «Золотая осень», «Зимушка зима», «Шиповка юных», спортакиады между классами.

На уроках ОБЖ походят такие темы:

«Охрана репродуктивного здоровья» 9кл., «Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов», «Инфекции, передаваемые половым путём. Меры профилактики».

На уроках валеологии :

«Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения» 8кл., «Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Влияние алкоголя и никотина» 8кл., «Иммунитет» 8кл., «Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Влияние алкоголя и никотина» 8кл., Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Влияние алкоголя и никотина» 8кл., «Витамины» 8кл., «Заболевания почек, их предупреждение. Влияние алкоголя и никотина», «Гигиена кожи», «Половая система. Влияние алкоголя и никотина на развитие зародыша», «Возрастные проблемы. Активный образ жизни и проблемы старения» 8кл., «Заболевание организма. Гигиена одежды и обуви».

2.1           Предупреждение употребления ПАВ (Психоактивными веществами)

Предупреждение употребления ПАВ через предметы география, биология, валеология, ОБЖ, литература, обществознание, история, химия.

География: «Население России. Воспроизводство населения. Отрицательный ЕП, как результат увеличения смертности, следствие вредных привычек» 9кл.,

«Население мира. Воспроизводство, качество жизни»10кл.

Биология: «Царство вируса- СПИД» 7кл., «Нарушение нервной системы» 8кл.

Валеология: «Болезни взрослых, которые передаются детям»(венерические заболевания) , «Влияние алкоголя и наркотиков на развитие детей» 5, 6, 7-е кассы.

ОБЖ: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек» 10кл., «Спид и его профилактика» 11кл.

Литература: Роман «Мы» Замятина , повесть «Котлован» Платонова. Утопия и антиутопия. 10кл.

Обществознание: «Воспитание детей» 5кл.

История: «Опиумные войны в Китае» 8кл., «Район проживания» 6кл., «Право на службе человека» 6кл., «Труд и семья с точки зрения закона».

Химия: «Высокомолекулярное соединение» 10, 11кл., «Спирты. Способы получения и области применения».

2.2           Социально-педагогической службой проводятся тренинги активной психологической защиты для учащихся среднего и старшего школьного возраста:

«Как сохранить здоровье», «Условия выживания в большом городе» (Стрессы и стрессогенные ситуации)

2.3           В лицее проводятся общешкольные антинаркотические мероприятия:

Устный журнал «Мы живём в мире, где есть СПИД» 9-11кл.,

Деловая игра «Опасные сигареты» 5-6кл.,

Брифинг «Алкоголизм и семья» 7-8кл.,

Пресс конференция «Наркомания: знак беды» 10-11кл.,

Круглый стол «За здоровый образ жизни» 8-9кл.,

«Путешествие в страну богини здоровья –Гигиеи» 1-4кл.

3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа:

3.1 - В МОУ ведётся учёт обучающихся с «риском» наркотизации и проблемами наркозависимости.

- Создана методическая база для просветительской работы (книги, брошюры, слайды, диски, кассеты, видеофильмы и т.д.)

- Проводится консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с ребёнком, склонным к табакокурению и приёму алкогольных напитков.

3.2 Отработана система обучающих тренингов для педагогического коллектива «Психологическая поддержка учителя». Внедряется профилактическая программа в рамках проекта «Остров безопасности» .Презентация «Центра медицинской профилактики».

Школьный врач и фельдшер проводят лекции на темы «Охрана здоровья школьника», беседы» «Вредные привычки: курение, алкоголизм, венерические заболевания, СПИД» с учителями на аппаратных совещаниях.

3.3 Социально-психологическая служба взаимодействует с КДНиЗП, наркотической службой, службами социального обслуживания населения, кожно-венерологическим диспансером, центром планирования семьи (ОЦПСиР).

Обеспечение социальной защиты детей

Для обеспечения социальной защиты детей необходимо взаимодействовать и информировать заинтересованные ведомства и структуры:

·                    органы социальной защиты (о нуждающихся в помощи государства),

·                    органы опеки и попечительства (о выявлении н/л, оставшихся без попечения родителей, либо если есть угроза жизни).

В целях обеспечения социальной защиты детей в МОУ «Лицей №3» социальной службой проводится следующая работа:

1. Выявление социально незащищённых категорий семей для работы с ними в течение учебного года. В сентябре обрабатывается информация о наиболее нуждающихся семьях в социальной поддержке (малообеспеченных, многодетных, СПК, неблагополучных семьях, детях-инвалидах, детях-сиротах, детях «группы риска»)

На основе социальных паспортов класса составляется социальный паспорт лицея.

2. Прохождение микрорайона учителями лицея 2 раза в год с целью учёта детей дошкольного и школьного возраста, уточнения занятости н/л от 6 до 18лет, выявления вышесказанных категорий.

Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, включает в себя следующие мероприятия:

·     Плановое осеннее обследование опекаемых детей (сентябрь)

·     Плановое весеннее обследование опекаемых детей (март)

·     Внеплановое обследование по запросу ООСАО

·     Опекаемые дети во время летних каникул отдыхают в пришкольном лагере с трехразовым питанием и воспитательно-развлекательной программой.

·     Обеспечиваются дотационными талонами на школьную форму.

·     Включаются в списки при организации горячего питания.

·     Выдаются пригласительные билеты на праздничный концерт в рамках «Декады Матери».

·     Выдаются пригласительные билеты на новогодние ёлки, подарки.

·     Во время межведомственной профилактической акции «Помоги ребёнку» проводится операция «Дай вещи вторую жизнь», опекаемым детям раздаются собранные вещи в хорошем состоянии.

·     Во время акции «Самая прекрасная на свете – женщина с ребёнком на руках» (март) на концерт, посвящённый Международному Женскому дню 8 марта приглашаются опекуны.

·     Н/л опекаемые, не обучающиеся в МОУ «Лицей №3» контролируются социальным педагогом до совершеннолетия.

·     Социальным педагогом осуществляется тщательный контроль проживания подопечных в семьях и исполнением опекунами возложенных на них законом обязанностями. Оказывается необходимая помощь опекунским семьям.

Работа с детьми из малообеспеченных семей, детьми из группы социального риска и детьми-инвалидами направлена на:

·     Организацию летнего отдыха в пришкольном лагере в две смены с трехразовым питанием и воспитательно-развлекательной программой.

Обеспечение учащихся дотационными талонами на школьную форму.

·     Обеспечение новогодними подарками, совместно с центром социального обслуживания, пригласительными билетами на праздничные концерты опекунам, многодетным семьям в рамках «Декады матери».

·     Проведение межведомственной профилактической акции «Помоги ребёнку», в рамках которой проходит операция «Дай вещи вторую жизнь». Собранные вещи раздаются нуждающимся семьям, отправляются в Д/Д №1.

·     Обследование материально-бытовых условий малообеспеченных, многодетных, опекаемых семей, с целью выявления материального состояния данной семьи и уточнения заказа на школьную форму в следующем учебном году.

·     Выдачу школьного комплекта учебников детям из малообеспеченных семей.

·     Организацию летней занятости учащихся совместно с ТСЖ «Заводское» в две смены (июнь-июль) с трехразовым питанием и оплатой труда (15 учащихся), с Центром занятости населения с оплатой труда.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты