Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения

Таблице № 2 Коммуникативные спос. Организаторские склон

Имя

Баллы

Уровень

Баллы

Уровень

Родион К

0,50

ниже среднего

0,30

низкий

Е*ика Г

0,46

низкий

0,65

ниже сред.

Е5асилий П

0,55

ниже среднего

0,60

низкий

Николай С

0,60

средний

0,69

средний

Никита Л

0,47

ниже среднего

0,65

ниже сред.

Руслан А.

0,49

ниже среднего

0,50

низкий

Саша Б

0,55

ниже среднего

0,64

ниже сред.


Однако, обладая низкими, ниже среднего и средним «потенциалом» коммуникативных и организаторских склонностей испытуемые подростки нуждаются в дальнейшей планомерной и серьёзной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских склонностей.

Выводы


Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Для младшего подросткового возраста характерны свои возрастные особенности: они любознательны, стремятся к творческой деятельности, хотят самоутвердиться, но у них повышенная внушаемость, эмоциональная незрелость, не умеют контролировать собственные поступки.

2. В зависимости от межличностных отношений подростка в классе учащийся может иметь статус лидера, предпочитаемого, принятого или изолированного. Причинами дезадаптации могут быть недостаточное внимание к ребёнку со стороны родителей, педагогов, низкий уровень таких коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия как замкнутость, робость, сдержанность, подчинённость конформизм, прямолинейность, доверчивость.

3. Проведённые диагностики помогли выявить дезадаптированных подростков и провести с ними коррекционную работу - тренинги креативности, социальных навыков, коммуникативности.

4. Тренинг креативности оказал положительное влияние на развитие у детей творческих способностей. Тренинг социальных навыков помог некоторым подросткам избавиться от вредных привычек, научил следить за своим здоровьем, узнать о причинах, по которым происходят изменения в физическом и эмоциональном состоянии человека в период взросления. Тренинг коммуникативности помог участникам лучше узнать друг друга, снизить чувство напряженности, тревожности, помог выявить лидерские возможности подростков, научил пользоваться языком жестов, мимикой. телом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Настоящее исследование было посвящено созданию социально-педагогических условий для реабилитации дезадаптированных подростков в образовательном учреждении. Социально- педагогическая реабилитация в образовательном учреждении заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их поведения, а также восстановление их в статусе субъекта деятельности, формирующей отношение ученика с окружающими. А также изменение представлений ребёнка о самом себе - его «Я концепции». Социальный педагог занимает в этой помощи детям вполне определённое место. Он участвует в социально-педагогической диагностике и отборе детей и подростков группы риска, осуществляет их социально-педагогическую реабилитацию , используя при этом особые средства и методы.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

-   изучена литература по проблеме;

-   раскрыта сущность реабилитации, её виды;

-   показан возрастной аспект реабилитации;

-   подобраны и проведены диагностики, выявляющие проблемы детей и подростков;

- выбраны необходимые методы и средства в коррекционной программе - тренинг коммуникации - М.Кипниса, тренинг социальных навыков – доктора психологических наук, профессора А.В.Родионовой, тренинг креативности - М.Кипниса. Выдвинутые нами предположения, что коррекционные программы коммуникативности, социальных навыков и креативности оказывают положительное влияние на формирование позитивных отношений между подростками, на приобретение навыков здорового образа жизни и развитие творческого потенциала личности частично подтвердились . Данное исследование ещё раз подтвердило, что многие родители испытывают затруднения в обучении и воспитании своих детей и нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, психологов и социальных педагогов. Исходя из вышесказанного мы сделали вывод, что нужно продолжить групповую работу с родителями по налаживанию контакта с детьми в форме тренингов, продолжить работу по формированию и развитию коммуникативных, организаторских, креативных склонностей. Спланировать дальнейшую работу с учащимися по формированию лидерских навыков. Включать родителей в тренинговые группы подростков. Так как в настоящее время реабилитация подростков в условиях образовательного учреждения остаётся актуальной проблемой, считаю необходимым продолжить работу над совершенствованием средств и методов диагностики и коррекции дезадаптированных подростков.

реабилитация дезадаптированный подросток

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1    Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. - Академический Проект.2000.

2    Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.

3 Балахин В.И., Заяц В.П. Основы теории и практики профориентации. Ленинград 1990.

4 Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия»,2001.

5 Беличева Н.А.,Н.А. Коробейникова, Г,Ф, Кумарина. Диагностика школьной дезадаптации.- М.,1995.

6 Василькова Ю.В., Василькова Т А. Социальная педагогик.: Курс лекций для студ. пед. вузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия». 1999.

7           Галагузова м.А. Социальная педагогика: Курс лекций - М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС,2000.

8           Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.- М, Просвещение, 1991.

9           Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений .-М.: Издательский центр «Академия»,2003.

10   Карелина А.А. Психологические тесты. В 2т. - М.6 Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2002-Т.1.

11  . Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр « Академия»,2003.

12. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. - М., 1977.

13. Кипнис М. Тренинг лидерства.- М.6 Ось-89,2004.

14. Кипнис М. Тренинг коммуникации.- М.: Ось-89,2004. 15. Кипнис М. Т Тренинг креативности. - М.: Ось-89,2004.

16. Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.

17. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг.- Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг.2002.

18. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А.Сластения.-3-е изд., и доп.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.

19. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера»,2000.

20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ «Сфера»,2004.

21. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Для

учащихся 1-11 классов.- Ярославль: Академия развития,2001.

22. Семёнов Г.С. Методика работы социального педагога. - М.:

школьная пресса ,2003.

23. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.- М., Народное образование, 2002.

24. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Пособие для учителя под ред. В.А. Татенко, Т.М. Татенко. Киев, 1989.

25. Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Опросник КОС

1.     Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2.     Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3.     Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённое вам кем-то из Ваших товарищей?

4.     Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5.     Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6.     Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7.     Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо занятиями, чем с людьми?

8.     Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9.     Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительнее старше Вас по возрасту?

10.Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?

12.Часто ли ВЫ откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы было выполнить сегодня?

13.Легко ли Вам удаётся установить контакты с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обещаний?

17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициатив) на себя?

19.Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?

23.Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли ,что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.         Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26.         Част ли Вы проявляете инициатив) при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27 Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых для вас людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.         Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?

30.         Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

31.         Полагаете ли вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

32.         Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение. если оно не было принято сразу Вашими товарищами?

33.         Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?

34.         Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.           Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

36.           Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.           Верно ли, что у Вас много друзей?

38.           Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39.           Часто ли Вы смущаетесь и чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.           Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении окружении большой группы своих товарищей?


Приложение 2


Социально-психологическая служба


Модель деятельности социально-педагогической службы

Цель: создание системы социально-психологических условий, способствующих успешной социализации (социальной адаптации), обучению и развитию каждого ребенка.

Задачи:

·          Содействовать ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

·          Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

·          Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка;

·          Социально-психологическая поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях и обеспечение защиты прав ребенка;

·          Исследование и профилактика школьной дезадаптации, психологической и социальной запущенности;

·          Социально-психологическое сопровождение учащегося;

·          Организация просветительской работы среди родителей, педагогического коллектива, индивидуальные консультации наиболее трудных случаев;

·          Обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка через коррекционно-развивающую работу и профилактическую деятельность.

Основные направления деятельности:

1) Диагностическое:

·          выявление и изучение динамики развития личности;

·          соответствие психолого-педагогическому статусу на разных ступенях обучения;

·          составление социально-психологического портрета школьника;

·          выявление «психологически благополучных» детей и детей с проблемами обучения и развития»;

·          сопровождение процесса адаптации;

·          выявление проблем в образовательном процессе;

·          выявление межличностных взаимоотношений;

·          изучение особенностей средовой дезадаптации.

2) Прогностическое:

·          возможность прогнозировать определенные особенности развития ребенка на всех этапах обучения;

·          предупреждение потенциальных нарушений и трудностей;

·          создание условий для личностного развития и обучения учащихся;

·          определение психологических критериев эффективности обучения и развития школьников;

·          приведение создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

3) Посредническое:

·          организация взаимодействия всех служб в условиях ОУ;

·          координация взаимодействия различных специалистов, ведомств и административных органов для комплексного разрешения проблем ребенка.

4) Охранно-защитное:

·          выявление и сопровождение детей и семей, находящихся в социально опасном положении;

·          социально-психолого-педагогическая поддержка неблагополучных семей.

5) Предупредительно-профилактическое:

·          предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;

·          выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

·          обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.

6) Психокоррекционно-реабилитационное:

·          коррекция проблем развития личности ребенка, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, педагогов, родителей;

·          поддержка психологического здоровья педагогов и учащихся.

7) Консультативно-просветительское:

·          психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);

·          обозначение проблемы и выявление причин;

·          разработка и выдача рекомендаций;

·          просвещение педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания, возрастной и социальной психологии;

·          решение проблем эффективного сопровождения конкретных школьников и учебных параллелей.

8) Опытно-экспериментальное:

·          апробация диагностических методик, коррекционных программ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты